Кандидат педагогических наук, доцент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кандидат педагогических наук, доцент



Методические аспекты преподавания курса «Теория перевода» в дистанционном формате (бакалавриат, магистратура)

Теоретические дисциплины, на первый взгляд, вызывают не так много проблем при необходимости использования дистанционных технологий в преподавании. Действительно, лекции можно записать на видео и выложить в электронном курсе, а на семинарские занятия (в качестве задания для семинарских занятий?) предложить студентам загрузить (выполненные ими?) конспекты. Однако каждый преподаватель знает: наличие у студента конспекта еще не гарантирует того, что он разобрался во всех вопросах определенной темы и способен активно принимать участие в дискуссиях и проблемных обсуждениях.

Начало пандемии COVID-19 и необходимость резкого перехода на дистанционный формат обучения потребовали поиска такой формы организации семинарских занятий, которая позволила бы студентам активно участвовать в обсуждении теоретических аспектов каждой темы курса, в том числе отвечая на проблемные вопросы, задаваемые преподавателем по ходу обсуждения. При этом следовало учитывать, что все сервисы для проведения видеоконференций были перегружены и не справлялись с объемом работы

Найти такую форму позволил опыт обучения на онлайн-платформах, предоставляющих доступ к массовым открытым онлайн-курсам (MOOCs). Этот опыт подсказал вариант использования онлайн-форумов — их несложно создать, например, на такой платформе, как Moodle, которую используют в СПбГУП.

Дистанционное обучение прежде всего предполагает, что студенты обращаются к курсу не в конкретное время, указанное в расписании, а тогда, когда им удобно. По такому же принципу организована работа и на форумах курсов(а?) «Теория перевода» для будущих лингвистов: при дистанционном обучении студент не должен находиться на форуме строго по расписанию. Для удобства поиска форум создан во всех темах курса. Для каждой группы студентов организуется свой форум, куда не могут войти учащиеся других групп (на платформе Moodle есть инструмент для распределения студентов на группы самим преподавателем, который таким образом может контролировать доступ учащихся ко всем заданиям курса).

В каждом форуме есть несколько веток, где представлены основные вопросы, с которых начинается обсуждение. На работу на одном форуме, то есть на всех ветках (их количество зависит от количества вопросов для семинарских занятий по теме) отводится примерно 10 дней — срок варьируется в зависимости от распределения часов по темам. Каждый день преподаватель проверяет обсуждение на форуме, смотрит ответы студентов, задает уточняющие вопросы и ставит следующий проблемный вопрос в данной ветке. Студенты заходят на форум тогда, когда могут, главное — сделать это до установленной даты (через 10 дней после начала обсуждения) и принять участие не менее чем в 50 % обсуждений. И на реальных семинарах далеко не все студенты отвечают на 100 % вопросов, но 50 % — это посильно. Самые активные учащиеся все равно отвечают больше остальных. В результате через 10 дней мы имеем очень интересные дискуссии, где затронуты все необходимые детали (обеспечить это — задача преподавателя, направляющего ход беседы на форуме) и сделаны выводы по результатам обсуждения. Индивидуальные презентации, которые студенты обычно представляют на семинаре, уже присланы преподавателю и выложены в специальной папке в данной теме курса. Ими можно пользоваться для подготовки к дискуссии.

После этого студентам назначаются сроки выполнения общих заданий по теме (включая тест), которые они теперь могут выполнить совершенно осознанно.

При такой организации работы мы, конечно, теряем силу влияния живого общения и его скорость, но зато записанный материал остается на форуме, что очень поможет студентам при подготовке к экзамену. К тому же теперь у учащихся не получится отсидеться за спинами товарищей, поскольку преподаватель ведет учет ответов. Можно делать это вручную, если количество участников обсуждения и время позволяют, а можно воспользоваться статистикой системы.

Работа на форуме ведется по четко сформулированным преподавателем правилам: не повторять уже сказанное, не отвлекаться от темы, обязательно указывать источники информации и т. д. Все новости о создании новых веток публикуются на специальном новостном форуме, который расположен в шапке курса, кроме того, в каждом курсе есть специальный календарь, который напоминает студентам о сроках выполнения заданий, из-за чего пропустить их практически невозможно. Время на выполнение заданий преподаватель устанавливает по принципу посильности.

Наш опыт показал, что работа студентов на форумах очень продуктивна. Конечно, она не заменит реальных семинарских занятий, но при необходимости может стать средством, помогающим студентам понять проблемные вопросы дисциплины, научиться находить на них ответы и аргументировать свой выбор.

Е. В. Волкова,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.005 с.)