Заведую щая кафедрой рекламы и связей с общественностью СПбГУП, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заведую щая кафедрой рекламы и связей с общественностью СПбГУП,



Кандидат культурологии,  доцент

ОПЫТ СТУДЕНТООРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОНАЛИЗАЦИИ

Образование приобретает новые черты, появление которых обусловлено информационно-технологическими изменениями, децентрализацией и дистанционализацией процесса обучения, и это качественно изменяет роль интеллектуальных способностей человека. «Культуры превратились — благодаря медиа и Интернету — в межграничные понятия, в мгновение ока взаимопроникающие в любые уголки мира» [2, с. 16]. Рынок медиатизированного образования пестрит новыми направлениями: сетевые школы, дистанционное обучение, дистанционное образование, информатизация, компьютеризация, интернетизация, гаджетизация, геймификация, МООК, SPOС, peer-to-peer обучение, модели перевернутого класса и студентоориентированного обучения.

Происходящие в условиях пандемии процессы глобализации и дистанционализации, имеющие целью в том числе формирование единого образовательного пространства, привели к кардинальным изменениям в сфере российского высшего образования. Эти изменения коснулись как форм управления высшим образованием, так и методов организации учебного процесса. Вторым последствием информатизации, цифровизации и дистанционализации образовательного пространства станет неизбежное усиление конкуренции между его субъектами за каждого студента.

В настоящее время, как показано, в частности, в работе [1] «реклама и связи с общественностью представляют собой одну из наиболее динамично развивающихся сфер коммуникационной деятельности» [1, c. 162]. Программы бакалавриата и магистратуры в этой сфере предусмотрены в большинстве ведущих вузов России. Подготовка кадров требует от вуза ясности в понимании особенностей сегментов рынка, потребностей рекламодателей и заказчиков коммуникационных проектов, перспектив отрасли, психологии потребителя, а также особенностей, умений и навыков, которыми должен овладеть будущий выпускник [Там же].

Там же говорится: «Пандемия доказала и показала на практике, что индустрия образования может применить свой глобальный опыт для усовершенствования технологий. Образование перешло в стадию трансформации, когда технологии изменили процесс обучения и все передовые школы, колледжи и вузы перешли на более персонализированное обучение с использованием моделей оценки, основанных на усвоении знаний. Обучение, которое адаптируется под запросы и требования отдельного ученика, чтобы помогать обучающимся с различными потребностями развивать свои сильные стороны и исследовать различные пути и возможности познания особых групп учащихся» [1]. (В источнике [1] нет указанной цитаты)

Основную задачу вузов (вузовских курсов по рекламе и PR?) можно сформулировать так: «подготовка уникальных специалистов по массовым коммуникациям, способных думать масштабно, стратегически, системно, но нешаблонно и креативно». Применяемые сегодня методики обучения и образовательные подходы, к сожалению, не могут обеспечить подобную подготовку, в которой классические образовательные ценности «логично сочетались бы с инновационными компонентами процесса обучения» [1, с. 162–163]. Педагог должен постоянно обновлять учебные материалы, а это отнимает много времени и сил. Как считается, «одним из вариантов решения сложившейся проблемы может стать применение проблемного и личностно ориентированного подхода и технологий case-study, тренингов, ролевых игр и пр. (в источнике: других методов активного обучения) в процессе подготовки специалистов по коммуникациям» [1, с. 163].

С использованием таких методов, как командные и групповые тренинги, ролевые игры, преподаватель может устранять барьеры, возникающие при коммуникации между студентами внутри группы, менять систему оценки достижений и промахов обучающихся, создавать условия для авторской и личностной рефлексии студентов, учитывая требования действующих нормативных документов. Применение так называемого группового тренингового взаимодействия, при котором ученики «объединены единой целью, ресурсами, знаниями и форматом общения, способствует развитию креативности, профессиональной смелости» [1, с. 163], позволяет преподавателю организовать наблюдение и проанализировать его результаты, снять «ригидность» отдельных участников тренинга. Такая форма работы в аудитории не требует от преподавателя глобальных изменений, а также наличия у него навыков бизнес-тренера или коучера. В ходе решения кейсов студенты развивают креативное мышление, оперативно применяют полученные теоретические знания, проверяют выдвинутые предположения, получают помощь от товарищей и педагога.

Преподаватель вуза рассматривается как личность, которой априори присущ ряд универсальных характеристик и качеств. Несомненно, преподаватель должен быть высококвалифицированным специалистом в своей сфере, но также от него требуется эрудиция в других областях знаний. Профессия преподавателя вуза отличается от многих других многоаспектностью и расширенными квалификационными характеристиками, к которым теперь прибавились диджитализация и персонализация. Преподаватель должен проявлять природные способности, талант, идти на значительные умственные, физические, эмоциональные и временные затраты для достижения высоких результатов своего труда. В условиях же дистанционного обучения продемонстрировать даже имеющиеся данные иногда становится затруднительно. В трудах М. Г. Шилиной о медиакоммуникациях говорится как об особой парадигме средств массовой коммуникации: «участники — виртуальны, информация — мультимедийна, могут быть реализованы все форматы коммуникации от „одного-к-одному“ до „от многих-до-многих“ и т. д.» [3].

Несмотря на происходящую переориентацию высшего образования под потребности рынка и очевидное стремление вузов к расширению своих финансовых и материальных ресурсов, иногда за счет масштабного подключения различных форм обучения, необходимо помнить, что содержание образования имеет своим источником наследие культуры и науки, жизнь и повседневную практику человека. Образование — важнейший социально-культурный институт, функции которого определяют развитие общества. Также образование — оптимальный способ активного приобщения человека к миру науки и культуры; посредством образования развиваются региональные системы и сохраняются национальные и региональные традиции; через образование идет передача и воплощение базовых культурных ценностей. Таким образом, необходимо сохранять это наследие в любых формах обучения через любые медиакоммуникации без потери смысла и результата.

Литература

1. Бердникова, Э. Н. Специфика и тренды образовательного процесса в вузах России по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» / Э. Н. Бердникова, К. Н. Маркина. — Текст: электронный // Развитие личности в образовательном пространстве: материалы XIX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Д. Сахарова, Бийск, 20 мая 2021 г. С. 161–165. — URL: http://www2.bigpi.biysk.ru/wwwsite/doc/sbornik20052021.pdf (дата обращения: 10.01.2022).

2. Всемирный доклад по культуре 2000+. Культурное многообразие: конфликт и плюрализм. — Париж: ЮНЕСКО; Москва: Магистр-Пресс, 2002. — 413 с. — Текст: непосредственный.

3. Шилина, М. Г. Медиакоммуникация: тенденции трансформации. Новые парадигмы исследований массовой коммуникации / М. Г. Шилина. — Текст: электронный // Медиаскоп: [электронный научный журнал]. — 2009. — Вып. 3. — URL: http://www.mediascope.ru/медиакоммуникация-тенденции-трансформации-новые-парадигмы-исследований-массовых-коммуникаций (дата обращения: 29.03.2021).

И. Л. Гольдман,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.004 с.)