Профессор кафедры алгебры и геометрии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессор кафедры алгебры и геометрии



Бохтарского государственного университета им. Носира Хусрава

(Таджикистан), доктор пе д агогических наук

ИДЕИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ УЧЕНЫХ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Вопросы образования и воспитания во все времена занимали важное место в жизни общества, ибо будущее социума зависит от того, насколько успешным будет их решение. Не являются исключением и Средние века. Как утверждают историки, Центральная Азия в этот период отличалась от других регионов наличием плеяды мыслителей, чьи имена навеки вошли в мировую сокровищницу науки. Достаточно вспомнить аль-Хорезми, Авиценну, аль-Бируни, аль-Фараби, Омара Хайяма и др. Они не только вели исследования в разных областях, но и выражали свое отношение к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Ученые средневековой Центральной Азии так же, как и представители других научных центров, готовили своих последователей — вели занятия в медресе (учебные заведения того времени).

Стоит также отметить деятельность Сабита ибн Курры, который занимался переводом на арабский язык работ известных древнегреческих ученых. Кроме того, он знаменит собственными сочинениями, например «Китаб фи алат ас-са’ат аллати тусамма рухамат» («Книгой о часовых приборах, называемых солнечными часами») [8].

«Одним из активных членов такого (какого?) центра науки и просвещения являлся Мухаммед аль-Хорезми (780–856(850?)), известный математик, астроном, называемый еще „отцом алгебры“ в честь его труда „Краткая книга об исчислении алжабр(а?) и алмукабалы“, где стоящие в заглавии слова „алжабр“ и „алмукабала“, обозначающие алгебраические операции в (при?) решении алгебраических уравнений, стали основами слова „алгебра“» [6, с. ]. (Основой стали именно два слова, а не одно «алжабр»? Цитата приведена верно?)

Любой научный прорыв обусловлен стремлением преодолеть те или иные трудности. Слова аль-Хорезми из упомянутой выше работы подтверждают этот факт: «Я составил краткую книгу об исчислении алгебры и алмукабалы, заключающую в себе простые и сложные вопросы арифметики, ибо это необходимо людям при дележе наследства, составлении завещаний, разделе имущества и судебных делах, в торговле и всевозможных сделках, а также при измерении земель, проведении каналов, геометрии и прочих разновидностях подобных дел» [1, с. 26].

Труды аль-Хорезми, посвященные арифметике и алгебре, оказали огромное влияние на развитие математики и методики математики (ее преподавания?) в Азии и Европе [6, с.?].

Как отмечают историки, «в начале X века были построены медресе» (источник цитаты?), то есть они появились в годы правления Саманидов. Столицей Саманидского государства был город Бухара — научный и экономический центр Средней Азии, и там, как и в других крупных городах региона, наука и образование развивались прежде всего в медресе.

Известные ученые Насираддин ат-Туси (1201–1274) и Улугбек (1394–1449) основали в Южном Азербайджане и Самарканде соответственно уникальные обсерватории и научные школы. Аль-Фараби ((ок.?) 873–(ок.?) 950) и аль-Бируни (973–(ок.?)1048) изучали математику, философию и педагогику, а также занимались исследованием вопросов обучения и воспитания [4, с. 27; 6, с.?].

 «Бируни, проявляя глубокий интерес к проблемам педагогики, придавал особо большое значение обучению математике, а также распространению книг по математике» [6 с.?]. Аль-Бируни написал «Книгу вразумления начаткам науки о звездах» («Тахфим»), своего рода аналог (астрономической?) энциклопедии, которая сыграла важную роль в развитии математики и астрономии на средневековом Востоке. В ходе сбора материала автор применил метод опроса, похожий на современное тестирование (анкетирование?) [6, с.?].

Омар Хайям (1048–1131) считал, что «методы обучения математике можно сделать простыми и совершенными, понятными всякому желающему, а самостоятельное изучение математики имеет огромное образовательное значение, и отметил (отмечал?), что „математические науки более всего заслуживают предпочтения“». (Источник цитаты?) В «Комментариях к трудностям во введениях книги Евклида» («Шарх ма ашкала мин мусаддарат китаб Уклидис») [5, с. 113–146] он говорил: «для того чтобы приобрести истинное знание геометрии, ученик должен размышлять над каждым понятием ее и изучать по основным предпосылкам». Авиценна (980–1037), в свою очередь, придавал значение «выработке у учеников способности логического мышления, при этом большое внимание он уделял геометрии» [6, с.?].

Приведенные выше факты доказывают, что исследователи средневековой Центральной Азии добились выдающихся результатов в изучении математики и астрономии.

Известный историк науки Дж. Бернал писал: «…мусульманские ученые <…> сделали живую, развивающуюся науку <…> постоянно заимствуя опыт неэллинских стран — Персии, Индии и Китая, эти ученые сумели расширить узкую основу греческой математики, астрономии и медицинской науки, заложить основы алгебры и тригонометрии, а также оптики» [2, с. 167].

С научной и методической точек зрения достижения ученых средневековой Центральной Азии в разных сферах и их дидактические взгляды представляют определенный интерес и сегодня.

Литература

1. Аль-Хорезми, М. Математические трактаты / М. аль-Хорезми; перевод Ю. Х. Копелевич, Б. А. Розенфельда. — Ташкент: Наука, 1964. — 130 с. — Текст: непосредственный.

2. Бернал, Д. Д. Наука в истории общества / Д. Д. Бернал; перевод с английского А. М. Вязьминой [и др.]; общая редакция Б. М. Кедрова, И. В. Кузнецова. — Москва: Изд-во иностр. лит., 1956. — 735 с. — Текст: непосредственный.

3. Ибн Сина, А. А. Математические главы «Книги знания» Донишнамэ ((Донишнома?)) / А. А. Ибн Сина. — Душанбе: Ирфон, 1967. — 180 с. — Текст: непосредственный. Нет ссылок в тексте

4. Кубесов, А. К. Педагогическое наследие аль-Фараби / А. К. Кубесов. — Алма-Ата: Мектеп, 1989. — 152 с. — Текст: непосредственный.

5. Хаййам, О. Трактаты / О. Хаййам; перевод Б. А. Розенфельда. — Москва: Изд-во вост. лит., 1961. — 338 с. — Текст: непосредственный.

6. Сатторов, А. Э. Дидактические идеи ученых-естествоиспытателей Ближнего и Среднего Востока IX–XVII вв. и их внедрение в процессе обучения математике: на примере Республики Таджикистан: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / А. Э. Сатторов. — Курган-Тюбе, 2010. — 349 с. — Текст: непосредственный.

7. Собиров, Г. Творческое сотрудничество ученых Средней Азии в Самаркандской школе Улугбека / Г. Собиров. — Душанбе: Ирфон, 1973. — 208 с. — Текст: непосредственный. Нет ссылок в тексте

8. Garbers, K. Ein Werk Ṯābit B. Qurra’s über Ebene Sonnenuhren / K. Garbers. — Berlin; Heidelberg: (Springer?), 1937 (36?). —? s. — (Quellen und Studien zur Geschichte der Mathematik, Astronomie und Physik; Abt. A, Bd. 4?). — Текст: непосредственный.

 

А. П. Назаров,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.006 с.)