Формирование (умений. ) коммуникации и кооперации у младшего(их. ) школьника(ов. ) при создании детской анимации на уроках математики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование (умений. ) коммуникации и кооперации у младшего(их. ) школьника(ов. ) при создании детской анимации на уроках математики



Современное общество требует от образовательной системы воспитания функционально грамотного человека, успешного в жизни и способного адаптироваться в изменяющихся условиях. Важными составляющими функциональной грамотности являются коммуникация и кооперация. Как известно, коммуникация — это «вид деятельности, содержанием которого является обмен информацией между членами одного языкового сообщества для достижения взаимопонимания и взаимодействия» [1, с.?]. Под кооперацией понимается эффективное взаимодействие с другими людьми и эффективная работа в командах [2]. Коммуникация (коммуникативные умения?) младшего школьника формируе(ю)тся в учебном сотрудничестве со взрослыми, сверстниками, самим собой [6].

Одним из способов организации сотрудничества со сверстниками является объединение учеников в малые группы (от 2 до 5 человек) — так у них появляется возможность участвовать в дискуссии внутри группы.

Какие упражнения полезно использовать для организации взаимодействия внутри групп? Это должны быть задачи, которые не имеют лежащего на поверхности решения и дают пищу для обсуждения. Математическое содержание (задач?) позволяет организовать коммуникацию учеников, основанную на совместном создании анимационной модели (их?) решения задач (убрать?).

Для нашей работы по созданию детской мультипликации мы использовали нестандартные задачи, имеющие определенное, единственно верное решение и условие, которое можно проиллюстрировать. Чтобы организовать сотрудничество внутри малой группы, необходимо учесть следующие факторы: задача не может быть решена индивидуально; совместное обсуждение значительно ускоряет поиск способа решения; требуется распределение операций между членами группы [5]. Результат совместной работы должен быть зафиксирован (это тоже фактор или нет?). В нашем случае способ решения математической задачи фиксируется в виде анимационной модели.

Рассмотрим на примере, как происходит организация коммуникации при решении нестандартной задачи. Ученики знакомятся с текстом задачи, читая его вслух: «Во дворе школы ребята устроили (квадратный?) каток и поставили по углам больших снеговиков. Однако каток оказался слишком мал. Как увеличить его площадь в два раза, но при этом снеговиков оставить за бортиком и каток оставить квадратным (сохранить форму катка)?» Задача составлена по типу известной головоломки про квадратный пруд [3].

Учитель предлагает ученикам представить свое решение в виде самодельной анимации. Для этого самым простым способом создаются группы по 4 человека: ученики, сидящие за первой партой, разворачиваются к ученикам, сидящим за второй, — образуется четверка и т. д. Школьники договариваются, как распределить обязанности при съемке мультфильма, выясняют, сколько героев надо слепить из пластилина (4 снеговика), какой нужен фон (квадратный каток), готовят бортики катка.

В классе устанавливается мультстанок (предметный стол с плоской поверхностью и штативом для снимающего устройства). Мультстанок размещается так, что вся группа (четыре человека) может расположиться вокруг него. При съемке необходимо распределить роли: фотограф (оператор?), режиссер, мультипликаторы и др. Устройством для съёмки может стать планшет или телефон с установленным приложением Stop Motion (Studio?).

На этапе просмотра ролика всем классом необходимо организовать рефлексию групповой работы. Важно выяснить, что особенно удалось группе, почему и на каких этапах возникли трудности, как группа с ними справилась. Благодаря рефлексии ученики отметят наиболее удачные способы работы в сотрудничестве с другими детьми и будут использовать их в дальнейшем.

Чтобы проследить динамику формирования коммуникации (коммуникативных навыков?) учащихся, на третьем году обучения при еженедельных уроках по созданию детской анимации  независимым центром педагогических измерений (в рамках мониторингового исследования «Политоринг»?) были проведены оценочные процедуры [4]. Результаты участников эксперимента были проанализированы и в сравнении с  данными по Российской Федерации в целом. Участники эксперимента продемонстрировали коммуникативные умения на высоком (творческом) уровне относительно показателей по Российской Федерации, учащиеся с низким уровнем коммуникативных умений среди них отсутствовали.

Проделанная работа по формированию  (навыков?) коммуникации и кооперации младших школьников при помощи самодельной анимации говорит о важности и результативности данной методики для воспитания функционально грамотного, успешного выпускника начальной школы.

Литература

1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — Москва: ИКАР, 2009. — 448 с. — Текст: непосредственный.

2. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации / авторы-составители М. А. Пинская, А. М. Михайлова. — Москва: Корпорация «Российский учебник», 2019. — 76 с. — Текст: непосредственный.

3. Перельман, Я. И. Головоломки / Я. И. Перельман. — Москва: ACT: Астрель, 2008. —? с. — Вып. 2. — Текст: непосредственный.

4. Сводный аналитический отчет участия общеобразовательной организации МАОУ СШ № 137 (Код — 24401137) г. Красноярск, Красноярский край в полиатлон-мониторинге «Политоринг-2020». —? с. — Текст: непосредственный?.

5. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. — Томск: Пеленг, 1993. — 272 с. — Текст: непосредственный.

6. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. — Москва: Знание, 1974. — 64 с. — Текст: непосредственный.

 

М. А. Бовтенко,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.005 с.)