Доцент кафедры рекламы и связей с общественностью СПбГУП, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доцент кафедры рекламы и связей с общественностью СПбГУП,



Кандидат психологических наук

ЗНАЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

На современном этапе развития общества часто обсуждаются достоинства и недостатки дистанционного обучения. Очевидно, что вернуться к прежней организации учебного процесса невозможно. Для понимания эффективности использования цифровых технологий в обучении важно разобраться как в особенностях цифровых технологий, так и в особенностях психики человека.

Что представляет собой учебный процесс? Это обмен информацией, взаимодействие, общение. Из социальной психологии известно, что общение имеет три стороны: перцептивную, коммуникативную, интерактивную. Все они задействуются при работе с малыми группами (около 12 человек), когда преподаватель имеет возможность реализовывать индивидуальный подход к обучающемуся. Это важно, например, при отработке кейсов. При чтении лекций на потоке, в котором более 100 человек, значимой остается только коммуникативная сторона общения. В связи с этим для чтения лекций дистанционный формат мог бы быть более эффективным: появилась бы возможность слушать в удобном темпе, задерживаться на непонятном материале.

Вопрос применения информационных технологий в образовании нужно рассматривать и с точки зрения направления подготовки обучающихся. Широко используется классификация профессий Е. А. Климова: «человек–человек, человек–техника, человек–художественный образ, человек–природа, человек–знаковая система» [2]. Обучающиеся по специальности из группы «человек–человек» будут более комфортно чувствовать себя в аудитории, а из группы «человек–знаковая система» — на «дистанте».

Анализируя вышеизложенный материал, можно сказать, что при организации учебного процесса необходимо реализовывать системный подход и принимать во внимание особенности излагаемого преподавателем материала, свойства личности, количество человек в группе и другие факторы. Системный подход, учитывающий достоинства обоих способов организации учебного процесса, повысит качество образования.

Остается обсудить организацию и качество контроля, то есть вопрос результата образования. Важно выделить критерии оценки результата. В системе образования таким критерием выступает уровень сформированности профессиональных компетенций. Качественные тесты — это не любой набор вопросов, созданный преподавателем. Есть целая наука, которая исследует возможности разработки тестов психологами, — психодиагностика. Сами вопросы составляют узкоспециализированные специалисты, также они собирают статистику, но проводить математико-статистическую обработку (ответов?), просчитывать надежность, валидность теста, анализировать полученные результаты, давать рекомендации по доработке теста должен психолог. Таким образом, создание эффективного инструмента измерения сформированности компетенций — серьезная работа, требующая специальных знаний.

Качественный тест дает более объективную оценку уровня компетенций, чем преподаватель. Кроме того, целесообразно предоставить обучающемуся неограниченное количество попыток (прохождения теста?), что будет стимулировать его тщательнее изучать материал. Подход, при котором ученика оценивает преподаватель, имеет существенные недостатки: во-первых, такая оценка всегда субъективна, а во-вторых, преподаватель не может опрашивать обучающегося по многу раз.Это и возможность предоставить (Следует предоставить?) обучающемуся (возможность и?) самому контролировать уровень сформированности своих компетенций. В таком случае результат будет зависеть от мотивации обучающегося. Учет этих факторов, безусловно, повысит качество образования.

Литература ( Нет ссылок в тексте, кроме 2)

1. Абакумова, И. В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков. — Текст: непосредственный // Вопросы психологии. — 2003. — № 3. — С. 78-82.

2. Гридунова, М. В. Психологические факторы межкультурной компетентности студентов и школьников: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / М. В. Гридунова. — Москва, 2018. — 306 c. — Текст: непосредственный.

3. Распопова, Н. И. Системный подход к развитию личности / Н. И. Распопова. — Текст: непосредственный // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. — 2016. — № 3 (32). — С. 128–132.

 

Д. Н. Смирнов,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.004 с.)