Нет, не так нужно строить работу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нет, не так нужно строить работу.



Автор заметки о неблагополучии в «художественной части Губнаробраза» Л.В. (5 марта №51) утверждает, что 1) недавнее прошлое Вологодского театра было блестяще, а настоящее печально и безотрадно; 2) все местные деятели в области искусства разогнаны; 3) система удешевленных спектаклей упразднена; 4) Глаголин – оригинальный постановщик и талантливый режиссер и актер уволен.

Заметка бьет по вниманию читателя и самолюбию Губнаробраза. Читатель, особенно живущий вне Вологды несомненно крепко выбранит вандалов, а Губнаробраз надеюсь, раскачается и опубликует «фактические данные» по затронутому вопросу.

Я говорю от себя и за себя и поэтому коснусь лишь вопросов принципиальных.

Прежде всего о «блестящем прошлом». К какому времени это прошлое относится? Надо определить границы. Я считаю такого прошлого не было. Вообще Вологда город театральный – театр здесь может насчитать много десятилетий: бывали хорошие труппы; заезжали недурные а иногда и знаменитые гастролеры, в годы ссылки устраивались культурнейшие любительские спектакли; масса молодежи училась в столицах.

Это давало возможность Вологде растить впечатления, воспитывать критическое отношение. Но все это так далеко от Вологодского театра. Где он?

Самым ценным моментом недавнего прошлого я считаю приезд Александринки но ведь это возможно и будущем, если Александринка будет столь же ценной. Заметка имеет в виду, очевидно то, почему Александринка больше не приезжала?

При самоокупаемости театра сохранить принцип гастролей, как постоянного театра очень трудно. Приезд же одного – двух больших актеров – даже вредно.

Гастроли как мера временная полезна, город должен иметь постоянный театр. Где же он?

Я очень хорошо понимаю жажду нашего зрителя через театр поучиться, но сюжет без игры и нашему зрителю противен. По моему театра в Вологде не было и нет а между тем Вологда достойна его и в состоянии содержать.

Существует два пути создать театр:

1. Пригласить труппу из хороших профессионалов. Теперь это более чем когда либо возможно. Все театры сокращают штаты, охотников поехать в провинцию много. Умело построить репертуар публика пойдет и будет внимательна. 2) Или пригласить 7-8 талантливых опытных профактеров и каждому дать по кружку любителей. Опытный актер в 30-35 репетиций с любителями создаст очень недурной спектакль, восемь актеров приготовило бы восемь различных пьес. Такая работа дала бы возможность безусловно отделить золото от грязи, а город имел бы нужное накопление театральных познаний.

Что же делается теперь? Случайный элемент, мальчики и девочки считающие себя Кинами и втершиеся в союз, работают без передышки с 3х репетиций. Зачем?

Ничего красивого в такой работе нет, публика имеет самый жалкий суррогат, а семья «артистов» - верную дорогу к ранней могиле.

Какие же деятели разогнаны?

Мне душой жаль симфонический оркестр, но его разрушает бедность, а не принцип.

При умелом ведении дела по театру, формируя его по любому из двух указанных способов, театр окупит себя, чего нельзя сказать про симфонический оркестр. Он себя окупить не может.

Удешевление спектаклей вещь более чем разумная, но для этого мало слов: надо указать реальную возможность. Если из валового сбора, примерно в 20 миллионов, не менее четверти идет одному гастролеру, тут об удешевленных спектаклях говорит не приходится.

Но думаю не я один жду того радостного момента, когда Вологда обзаведется мощным ансамблем и перестанет глупо молиться идолу и льстить молодежи может и достойной командировки на 3-4 года в театральную школу.

С. Лунин

 

2.

«Театр Народа»

Во вторник 14 марта и Среда 15 марта

с участием Б.С.Глаголина и Е.К.Валерской

«ДМИТРИЙ САМОЗВАНЕЦ»

С четверга 16 марта

«Сестра Беатриса»

с участием Б.С.Глаголина и Е.К.Валерской

Начало спектаклей ровно в 9 час. вечера

Предварительная продажа билетов в кассе «Театра Народа»

С 10 марта с 12 час. до 3 час. дня и с 6 час. до 9 вечера

3.  

Театральный бюллетень № 12

Вышел из печати и поступил в продажу у биллетеров, в кассе и конторе

«Театра Народа» и «Дома Революции».

Цена 10000 рублей.

 

Кр.Север № 59 от 15.03.22 г

«Театр Народа»

Среда 15 марта

с участием Б.С.Глаголина и Е.К.Валерской

«ДМИТРИЙ САМОЗВАНЕЦ»

С четверга 16 марта

«Сестра Беатриса»

с участием Б.С.Глаголина и Е.К.Валерской

Начало спектаклей ровно в 9 час. вечера

Предварительная продажа билетов в кассе «Театра Народа»

С 10 марта с 12 час. до 3 час. дня и с 6 час. до 9 вечера

 

Кр.Север № 60 от 16.03.22 г

1.

Искусство и культура

«Христос» в Вологодском театре.

I.

Росла когда-то этакая репка. Дед тащил – не вытащил, бабка ему помогала – не вытащили; за бабку уцепилась внучка не вытащили.

«Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку… тянут-потянут – вытянуть не могут.

Уцепилась корнями эта самая репка и – ни с места.

Точь в точь, как пресловутый театральный октябрь, провозглашенный некогда Мейерхольдом.

Уцепился где-то за кулисами и никак не вытащишь его на свет рампы.

Все о нем говорят, все чего-то ищут, все театральные глашатаи заявляют, что вот, мол, я то и есть тот самый, который … настоящий. А в результате, снова – «чистое искусство». На сцене перед очами публики выползает фарс, самый обыкновенный, щекочущий по нервам.

Достаточно прочитать афиши одного дня, чтобы убедиться в этом.

Фарс, танцулька, уродствующие апостолы – вот что есть на самом деле.

А между тем великое воспитательное и организующее значение театра еще никем не опровергнуто, да никто и не собирается делать этого.

Театр – школа, выковывающая борцов, красиво направляющая **** мысль, чувства и веру на определенные жизненные пути.

II.

Театр Губполитпросвета.

Огромные афиши (а еще говорят о бумажном голоде!) каждодневно извещают о спектаклях с участием Глаголина и артистов «петроградских театров».

Уж тут-то, кажется все должно обстоять благополучно. Губполитпросвет – учреждение солидное, ведающее всей политико-просвет. работой губернии, уж ему-то в театральном деле все карты в руки.

Но… Как говорится: «кажинный раз на энтом самом месте».

Самое лучшее, что было создано этим театром, так это большие театральные афиши, отпечатанные по всем правилам типографского искусства (тут всегда найдутся: и время, и место, и деньги, - это вам не газета!*)).

А что сделал этот театр для воспитания масс?

Было бы хорошо, если бы можно было сказать «ничего». Но этот театр делал, делал много такого, чего никак бы не следовало делать театру Губполитпросвета; делал и продолжает делать до сих пор.

Наряду с пошленькими: «Женщиной без упрека», «Повестью о бедном Джимми» и т.п.; в которых руководители театра (должно быть благодаря дарованному свыше чутью) видят какую-то «глубину», этот театр дал Вологде «Евреев» - Чирикова, «Павла» - Мережковского и наконец «Дмитрия Самозванца» - Суворина.

Дал именно Вологде, а не пролетариату, не массам.

Было тут ухлопано и сил человеческих и материальных изрядно, и дела получились большие, «д…достойные» Губполитпросвета.

III.

Глаголин талантливый оригинальный режиссер и актер. Он тоже поборник «Октября», но такого, под которым не постеснялся бы подписаться и сам редактор берлинской «Грядущей России». Чириков во вступлении к своей пьесе у него говорит цитатами из Толстого о непротивлении злу (Бедный Чириков, где ты?). Оригинальный замысел постановки «Евреев» выражается у него в «являющемся» на сцене куцем Христе (ау, Чириков!) с картонным крестом. Это ли не шествие! Это ли не достойно театра Губполитпросвета?

……………

*) Примечание для сведения Губсовнархоза.

А «Павел I»? «Бедный Павел», разве ты при жизни думал когда нибудь, что Глаголин сделает из тебя любвеобильного монарха, который только благодаря окружающим царедворцам кажется жестоким.

«Бедный Павел», ты, запарывающий шпицрутенами солдат на самом деле, оказывается, думал только о том, как бы дать свободу народу.

Для всех, кто видал постановки Глаголина, конечно, не покажется удивительным, что и Павел, в тот момент, когда к нему врываются убийцы, взбирается на высокую печку (у него для этой цели и лесенка была приготовлена) и изображает все того же «глаголинского Христа».

Думается, что кости настоящего Павла и те перевернулись от такого искажения его личности.

«Дмитрий Самозванец». Суворин написал пьесу, а Глаголин знает Суворина, как «Суворов знал Кутузова» во время штурма Измаила (20 лет премьеры в Суворинском театре), ну и, получилось, говоря словами Маяковского, «героическое, эпическое» произведение.

Дмитрий у Глаголина – это какой-то Александр Македонский, мечтающий (как и Павел) о «единении» с народом и уж, как полагается, действительнейший сын Грозного, но и тут, проклятые царедворцы!

Раньше попы втолковывали богомольным старушкам, что, мол, царь то он батюшка, он то всегда печется о своем народе, да только далеко он, генералы к нему не допускают. Что как не фатальное совпадение этой премудрости с глаголинскими царями?

IV.

Итак, театр великая организующая сила.

А что хочет сделать своим театром губполитпросвет? Кого и как он хочет организовать? Не пора ли подумать о том, чтобы «Самозванное» (по терминологии Т. бюлл.) творчество руководителей «художественного» воспитания было прекращено?

Подобная театральная деятельность губполитпросвета не только не полезна, но она вредна. Глаголинские цари с успехом могут быть сданы в архив или отправлены в махровые объятия Врангеля, но в советской республике, классовой, пролетарской – им не место. Руководители губполитпросвета не должны давать монархические и религиозные суррогаты, под какими бы то ни было соусами, и наоборот должны вести с этим борьбу.

Тщательнее надо подходить и к выбору пьес, так как «не все то золото, что блестит». Лучше уж продолжать упражнения на Островском, дать, может быть и не с таким успехом (а успех среди обывательской и торгующей публики очень дешев) социальную драму, подойти к Горькому, Андрееву и к тому же «Городу в кольце».

Тоже и о репертуарной коллегии. Вопрос не маленький. Надо его разрешить не так, что – «ты, член репертуарной коллегии», а сначала спросить: может ли он быть ценителем пьес в данном случае.

Да еще руководителям художественной жизни нашего города (и губернии) надо немедленно изгнать из своего театра: мистику, религиозность, любвеобильных «само-званцев», а в противном случае и очередная «Сестра Беатриса» - Метерлинка превратится в «некую душеспасительную и назидательную беседу православного пастыря с прихожанами».

Театр Губполитпросвета, надеюсь, существует не для этого?

А. Александрович.

2.

«Театр Народа»

В пятницу17 марта и в субботу 18 марта с участием Б.С.Глаголина

и Е.К.Валерской

«Сестра Беатриса»

В воскресенье «ПАВЕЛ I» с участием Б.С.Глаголина

19 марта                       и Е.К.Валерской

Во вторник 21 марта «Живой труп» с участием Б.С.Глаголина

и среду 22 марта                               и Е.К.Валерской

Начало спектаклей ровно в 9 час. вечера

Предварительная продажа билетов в кассе «Театра Народа»

Ежедневно с 12 час. до 2 час. дня и с 6 час. до 9 вечера.

 

Кр.Север № 61 от 17.03.22 г

1.

Искусство и культура

«Дмитрий самозванец», трагедия А.С. Суворина

Смутное время на Руси, период, с 1584-1613 год (со смерти Иоанна Грозного до воцарения Михаили Романова) является одним из интереснейших и красочных эпизодов русской истории. Здесь впервые древняя Русь делает попытку разобраться и разрешить те противоречия политического и социального характера, которые явились в результате столетних княжений и царствований московских владык, собравших воедино под своей державой русскую землю и закабаливших некогда вольных и свободолюбивых славян. Движение шло двумя путями – с одной стороны терроризированное и разбитое Иоанном Грозным боярство, состоящее из представителей древних родов и считающее себя прямыми кандидатами на московский трон, оправилось от разгрома и почувствовало в себе достаточно силы для завоевания московской короны; с другой стороны – закабаленный народ, почувствовавший растерянность правящих верхов и ослабление давящей царской власти, пытается найти способ к изменению социальных условий жизни. Два движения, ничего общего с собою не имеющих ведут к одной цели: кому быть на московском троне. Бояре, у которых нет шансов сесть на царство, ищут приемлемых для себя кандидатов, своих ставленников; народ ищет царя, который по его мнению, сможет облегчить тяготы. У бояр ясные и определенные намерения и выставляются в конкретные формы: народ таких форм не находит; он ощупью пытается идти по раскрывшемуся пути, который кажется ему наиболее верным. И когда на западе появился претендент, именующий себя Дмитрием сыном царя Иоанна Грозного и, собрав вокруг себя казаков и разную вольницу двинулся на Москву, то все враждующие боярские роды как бы молчаливо сочли создающийся выход для себя приемлемым, ибо каждый полагал возможным найти способ выговорить для себя у нового и неокрепшего царя более или менее значительные привилегии, а исстрадавшийся народ ждал от Дмитрия, которого ведет на престол казачество и вольница, то есть элемент демократический, разрешения в свою пользу социальных и экономических тягот.

Но те и другие, конечно ошиблись. Боярство сразу же увидело что отношение нового царя к первородному сословию отрицательное, что он мирволит казакам и мелкой братье. И поэтому чуть ли не на другой день после въезда в Москву бояре во главе с лидером старой боярской партии Василием Шуйским и второстепенное боярство во главе с Романовыми, тонкими дипломатами давно мечтавшими о московской короне, подняли борьбу против Дмитрия. С другой стороны, годичное царствование Дмитрия ничего не дало народу а его симпатии к иноземцам – к полякам, к католицизму, его женитьба на польке Марине Мнишек оскорбило национальное чувство и оттолкнуло от него демократический элемент. Дмитрий был убит и ставленник боярской партии Василий Шуйский был возведен на царство, приняв боярские условия об ограничении царской власти. Ясно, что против Шуйского повела агитацию другая боярская партия – романовская и в конце концов Шуйский был сведен с престола.

«Смута» этим не закончилась, дело дошло до завоевания Руси поляками, приглашением на царство польского королевича Сигизмунда.

Вступлением на престол дворянского царя Михаила Романова, окончилась эта первая борьба русского народа за вольность и за свои права, вскоре повторившаяся с большей силой и с более определенными целями в восстании Стеньки Разина.

Трагедия Суворина эту красочную и интересную страницу русской истории освещает очень узко низводя ее до простого романа между Дмитрием и Ксенией дочерью царя Бориса, романа, едва ли существовавшего в действительности. Народное движение отражено только в первом акте, где народ приветствует нового царя, ожидая от него необходимых реформ, облегчающих условия жизни. В остальных актах народ отсутствует (если не считать убийства Дмитрия) и пьеса наполнена длинными тягучими и скучными диалогами Дмитрия с Ксенией; действия и движения в ней мало. А если прибавить к этому недостаточность срепетовки и слабо поставленные массовые сцены (в особенности сцена убийства), то невольно встанет недоуменный вопрос: для чего понадобилось возобновлять эту пьесу на сцене и проделывать с ней сложную работу по подготовке к спектаклю.

Говорят, что у Б.С. Глаголина роль Дмитрия является одной из удачных в репертуаре. Должен сознаться, что на меня лично особого впечатления артист не произвел; Б.С. Глаголин хорошо читает монологи, и только. Типа же, подобно например, Павлу артист не дает, да опять таки и материала для оттенения всей трагичности образа Дмитрия, в пьесе не имеется.

Для постановки пьесы приняты все меры, какие имеются в наличности для того чтобы обставить ее в более или менее стильном виде.

Нельзя не пожелать чтобы было обращено более внимания на колокольный звон, в особенности в последнем акте – набат звучал совершенно «вампукисто».

Аз.

2.

«Театр Народа»

В пятницу17 марта и в субботу 18 марта с участием Б.С.Глаголина

и Е.К.Валерской

«Сестра Беатриса»

В воскресенье «ПАВЕЛ I» с участием Б.С.Глаголина

19 марта                       и Е.К.Валерской

Во вторник 21 марта «Живой труп» с участием Б.С.Глаголина

и среду 22 марта                               и Е.К.Валерской

Начало спектаклей ровно в 9 час. вечера

Предварительная продажа билетов в кассе «Театра Народа»

Ежедневно с 12 час. до 2 час. дня и с 6 час. до 9 вечера.

3.  

Театральный бюллетень № 13

вышел из печати и поступил в продажу у биллетеров, в кассе и конторе

«Театра Народа» и «Дома Революции».

Цена 10000 рублей.

Кр.Север № 62 от 18.03.22 г

«Театр Народа»

В субботу 18 марта с участием Б.С.Глаголина

и Е.К.Валерской

«Сестра Беатриса»

В воскресенье «ПАВЕЛ I» с участием Б.С.Глаголина

19 марта                       и Е.К.Валерской

Во вторник 21 марта «Живой труп» с участием Б.С.Глаголина

и среду 22 марта                               и Е.К.Валерской

Начало спектаклей ровно в 9 час. вечера

Предварительная продажа билетов в кассе «Театра Народа»

ежедневно с 12 час. до 2 час. дня и с 6 час. до 9 вечера.

 

 

Кр.Север № 66 от 24.03.22 г

Театр в Вологде.

 

За последнее время в «Красном Севере» было напечатано несколько статей, характеризующих состояние театрального дела в Вологде, находящегося в ведении Губполитпросвета.

Подходя к вопросу с разных субъективных точек зрения, все авторы сходятся в одном, именно, что театральное дело в той форме в которую оно в настоящее время вылилось, нуждается в реформировании.

Автор статьи «Так ли нужно строить работу» Л.В. (Красный Север №51) говорит о блестящей недавней прошлой деятельности губнаробраза в области театрального просвещения, разумея под этим гастрольные спектакли, продолжавшиеся целый летний и осенний сезоны прошедшего года, когда в Доме Революции чередовались одна за другой труппы Александринского *), Московского Художественного и др. театров и сравнивает это прошлое с бесцветным и тусклым настоящим.

………..

*) Следует отметить, что некоторые пьесы при гастролях Александринцев, как например «Коварство и любовь» шли в Вологде в столь сильном составе, в каком не всегда идут в Александринском.

 

Авторы статей «Нет, не так нужно строить работу» Ст. Лунин (Кр.Север №58) и «Христос в Вологодском театре» А. Александрович не находят и в прошлой деятельности губнаробраза ничего заслуживающего внимания причем А. Александрович оценивает эту работу так: «Самое лучшее, что было создано этим театром, так это большие театральные афиши, отпечатанные по всем правилам типографского искусства (Кр. Сев. №60).

Интереснее всего, что сам заведующий художественным подотделом губполитпросвета, непосредственно руководящий театральным делом, отрицает и в устройстве действительно блестящих летних гастролей заслугу художественного подотдела, говоря, что «гастроли, которые были – это не результат деятельности худ.-просв. органа, а случайности, которые вызваны материальной необеспеченностью (?) артистов (Красн. Сев. №54). Так оценивают положение театрального дела в Вологде перечисленные авторы.

В настоящее время в непосредственном ведении художественного органа губполитпросвета находится драматическая труппа, выступавшая с декабря месяца прошлого года под управлением и режиссерством Б.С. Глаголина в Доме Революции и недавно перешедшая в отремонтированный старый городской театр. Труппа в подавляющем большинстве состоит из местных любительских сил.

Художественный подотдел губполитпросвета, насколько мне известно, очень мало интересовался вопросами репертуара и предоставил их на полное усмотрение режиссера. Всесильная «НЭП» заставляла художественный орган смотреть сквозь пальцы на репертуар и менее всего считаться с идейностью и программностью. Ставилось то, что находил нужным режиссер, который с одной стороны, как и «антреприза», заинтересован был в сборах, работая «из процентов», а с другой стороны должен был считаться с силами немногочисленной в количественном и слабой в качественном отношении труппы. Из за последнего условия спектакли волей-неволей носили характер гастрольных Б.С. Глаголина и Е.К. Валерской и весь репертуар строился на этих двух артистах. Обвинять при создавшихся условиях Глаголина в постановке пьес не отвечающих идеологии губполитпросвета, едва ли было бы справедливо, да Глаголин мог и не знать требований этого органа. Глаголин ставил то, что он мог и ставит так, как мог, выявляя при этом свою ярко выраженную субъективность и миросозерцание, как режиссер и как актер. На плюс Глаголину, помимо его удивительной работоспособности, уменью организовать труппу, с которой он вел чисто студийную школьную работу, уменью красиво и более или менее стильно обставить пьесу с убогим декоративным багажом надо поставить и то, что репертуар он вел чистый, интересный и разнообразный.

Здесь надо отметить, что пресловутая «НЭП» оказала страшное давление на репертуар не в одной Вологде. Достаточно посмотреть афиши московских и петроградских театров, провинциальные газеты, чтобы убедиться, что репертуар везде и всюду, не исключая академических театров, часто ничего общего не только с пропагандистско-агитационными целями но и просто с художественными не имеет. Какое значение, например, имеет идущая в Александринском театре «Мадам де Сен-Жен» и в Михайловском «Недомерок». Или поставленная в б. Народном доме в Петрограде же «Орленок», мелодрама, с ярко выраженными монархическими тенденциями, стоющая суворинского «Царя Дмитрия Иоанновича»? А остальные петроградские театры взапуски стараются перегнать друг друга постановкой исторических пьес: «Павел I», «Царевич Алексей», «Александр I», «Николай I» и т.д. Почему всюду такая любовь к отечественной и неотечественной истории? Да потому, что исторические пьесы любит публика.

Нельзя не согласиться с т.Александровичем (Красный Север №60), что все это далеко от театрального октября, провозглашенного Мейерхольдом, да и сам автор его, не смогший что-либо сделать в сфере реформирования театра, оставил свою руководящую роль. А у авторов «театрального октября» ничего не вышло по словам нашего наркома А.В. Луначарского (его статья «Театр и революционная Россия», потому что они были сплошь заражены футуризмом. Они вновь и вновь до вчерашнего дня («Товарищ Хлестаков») стремились навязать народным массам темные, сбивчивые путающие, пугающие формы искусства, отказавшегося от всякого содержания, провозгласившего своим лозунгом чистый формализм, живущего вследствие этого в изысканной структуре формы» («Жизнь искусства» №9). И «театральный октябрь», реформа театра, при создавшихся экономических условиях может заключаться в приближении театра к широкой массе, что выражается в доступности его и ознакомлении масс с лучшими художественными произведениями мировой и российской литературы и с теми весьма немногочисленными пьесами революционного и социального характера, какие дало театру последнее время. Все же громкие фразы «о воспитании коллектива в личности», о котором говорит заведующий художественным п,отделом Н.А. Ежкин («Кр. Сев.» №54), кстати сказать до сих пор не мало интересовавшийся не только этим вопросом, но даже и репертуаром, о создании театра самодеятельного, о вовлечении зрителя в действо, остаются пока хорошими фразами, которые при попытках осуществления обращаются все в те же «нелепые, сбивчивые, путающие, пугающие формы искусства». Театр, предоставленный самоснабжению и самоокупанию, не может доставить себе подобной роскоши. Путь исканий весьма трудно соединить с «самоснабжением».

Все это – задача будущего, будем надеяться близкого.

Итак, репертуар зависит не от режиссера, не от руководителя труппы, а от художественного органа губполитпросвета. Этот же орган настолько безучастно относится к идейной стороне театра, что местные кульпросветы, обратившиеся в общем в простых устроителей «танцулек», на ряду с фарсами ставят такие пьесы, как «Убийца, купеческая дочь Осипова». В сравнении с этим, репертуар «Дома Революции» приходится считать идеальным.

Но если приходится на театр и искусство наряду с идеологической смотреть и с хозяйственно практической точки зрения, то будем смотреть и так.

Но и с этой стороны не все у нас благополучно.

Существует театр, который безусловно удовлетворяет зрителя, так как делает переполненные сборы и себя «самоокупает».

И вот руководителя-режиссера, успевшего поставить дело по всем требованиям «НЭПа», увольняют со службы, хоть это Н.А.Ежкин в цитируемой выше заметке торжественно опровергал. И увольняют чуть ли не на другой день после подписания нового договора с этим артистом и после недавнего ***(при-?)народного курения фимиама Глаголину тем же Н.А. Ежкиным на юбилейном спектакле 7 февраля с.г. Здесь что-то неладное и с хозяйственной точки зрения недопустимое. Какой же антрепренер увольняет артиста, делающего ему полные сборы? Антрепренер увольнял артиста только тогда, когда он переставал иметь успех у публики. А у нас выходит наоборот: пожалуйте вон, так как вы ничего, кроме выгоды антрепренеру не даете. В условиях проведения новой экономической политики, в условиях самоокупаемости – это просто странно, чтобы не сказать более резко. От верного в материальном отношении дела художественный подотдел хочет перейти к неверному, ибо где гарантии, что вновь формируемая труппа может себя самоокупать. Если действительно, художест. п,отдел имеет возможность перевезти в Вологду труппу петрозаводского театра, где служат Н.П. Шапова-***нко, Н.В. Смолич, Н.А. Усачева и др.артисты Александринского театра, труппу сыгравшуюся и имеющую большой репертуар, то, конечно, за вологжан можно только порадоваться. Но не останется ли это приглашение висеть в воздухе, ибо не так-то легко хорошую труппу отпустит Петрозаводск и не так то легко она, в свою очередь, согласится приехать в Вологду. Да ведь сначала надо организовать новое дело, а потом уже распрощаться со старым.

В общем приходится констатировать следующие печальные факты: 1) с идеологической стороны художественный орган Губполитпросвета не оказывает никакого влияния на репертуар не только местных кульпросветов, но даже и своего театра; 2) с хозяйственной стороны допускает ошибки, могущие совершенно подорвать наладившееся, по крайней мере, в экономическом отношении, театральное дело; 3) не делает никаких попыток к демократизации театра, т.е.доступности его для широких масс трудящихся.

И первое, и второе, и третье положения определенно указывают на то, что художественный орган Губполитпросвета не выработал себе ясной линии поведения, что у него нет никакой программы, что он действует вразброд и ощупью и что все его поступки носят случайный безалаберный характер.

Никто не будет спорить, что вести театральное дело в современных условиях и при повышенных требованиях публики очень трудно, но для этого и надо пользоваться услугами технических спецов, а не разгонять их. Живое театральное дело не может служить школой для подготовки новых спецов. Подобная школа очень дорого обойдется и государству, и театру, и публике.

Аз.

Кр.Север № 68 от 26.03.22 г

1.

Анонс постановки «Грозы» новой труппой:

Искусство и культура

Русская женщина

(литературные заметки)

Предстоящая постановка в город. театре «Грозы» вызывает в памяти ряд красивых типов русской женщины и ряд реальных женщин.

Далее о женах декабристов, образ женщины в русской литературе 19-нач.20 вв., перечисляет известных представительниц интеллигенции, затем рассуждает о крестьянках. Заканчивает:

Сколько ставится жалких пьес, но образы Тургенева, Толстого (из Войны и Мира, Анна Каренина) Чехова и др. остаются забытыми.

Степан Лунин.

2.

«Театр Народа»

В воскресенье 26 марта и вторник 28 марта

Представлено будет:

«ГРОЗА»

Драма в 5 действиях А.Н. Островского

Билеты продаются в кассе театра с 12 до 3 часов

и с 6 до 9 час. вечера

 

Кр.Север № 69 от 28.03.22 г

1.

Искусство и культура

«Гроза»

В Театре Народа.

Первый спектакль после Глаголина, вопреки ожиданиям, прошел вполне прилично. Не было в программе тех актеров, которые аплодисменты получали авансом без критики, часто не по заслуге, зато все остальные, работавшие с Глаголиным – провели свои роли чище, с подъемом. Атмосфера, в которой готовилась Гроза, была такова, что нельзя было рассчитывать ни на какую правильную работу. Интриги, сплетни, со стороны защитников прежних работников Вологодского театра, недоверие друг к другу в труппе, вследствие организованного похода против крепости дисциплины в труппе – все это нервировало и ослабляло актеров.

Особенно тяжело должно было быть состояние ни в чем не повинных приезжих актеров, в виду того, что театральная «публика» была готова авансом ошикать и освистать их. Но к изумлению, и Мудрова и Осипова сумели не поддаться отовсюду сыпавшимся нападкам.

В проведении роли Екатерины конечно были изъяны, легко объяснимые, прежде всего мерзкой атмосферой, в которой пришлось работать, и спешкой: но были места положительно хорошие, особенно последняя сцена, проведенная с настроением и искренностью.

В частном и целом – спектакль прошел гладко.

Введение хора при двух монологах Екатерины надо признать удачным. Мелочи – надо было выбросить, как напр. бубенцы за сценой. Будем ожидать дальнейших спектаклей уже с большим доверием, а предстоящий приезд 4-5 актеров встретим с приветом.

Нейтральный.

2.

«Театр Народа»

Во вторник 28 марта

Представлено будет:

«ГРОЗА»

Драма в 5 действиях А.Н. Островского

Билеты продаются в кассе театра с 12 до 3 часов

и с 6 до 9 час. вечера

Кр.Север № 70 от 29.03.22 г

1.

Искусство и культура

Театр народа.

«Гроза», драма А.Н. Островского.

Начало, большая часть статьи, о пьесе. Далее – разбор постановки:

Выбор пьесы делает, конечно, только честь вкусу организаторов спектакля.

Но одно дело – выбрать пьесу, и другое дело – поставить ее на сцене и разыграть. В этом случае обстоит не все благополучно.

Для постановки пьесы требуется создать, во-первых, соответствующий фон, передать быт, а во вторых, – изобразить типы.

Начнем с первого требования. С внешней стороны была схематически несложная, халтурно-любительская, вампукисто-провинциальная постановка, наспех и кое-как сколоченная. Режиссерское творчество и инициатива чувствовалась очень мало и постановка носила своеобразно упрощенный характер: спустили занавес – арку, колеблющуюся от дуновения ветра – вот вам и каменные ворота; взяли лист железа – вот вам и гром; ввинтили в потолок каменных ворот на виду у публики электрическую лампочку – принимайте ее мигание за молнию и т.д.

А где же яркие художественные образы, которыми так богата эта пьеса? Если кто и понял правильно свои роли и придал им типичность, так это только М.А. Пионская, у которой странница Феклуша вышла сочной, интересной фигурой, и О.С. Строев, удачно и с настроением передавший Кулигина. Борис в исполнении А.С. Воскресенского – жалкий, безпомощный младенец, которого, конечно, не могла полюбить Катерина. Артист, вероятно, забыл что как-никак его герой человек более или менее образованный и интеллигентный; ведь у автора в перечислении действующих лиц сказано: «Борис Григорьевич, племянник его (Дикого), молодой человек, порядочно образованный». А сам Борис говорит о себе: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалеючи. Меня отдали в коммерческую академию, а сестру в пансион».

М.В. Свентицкая изображала Кабаниху светской барыней: хорошего тона, В.С.Сущевский почему то старался обратить Тихона в комическую фигуру; А.А.Терещенко с большим благодушием разыгрывал Дикого, а Н.Н.Кашинова чистую непосредственную Варвару, свежий цветок волжских полей, обратила в сомнительного поведения особу.

В ответственной роли героини пьесы, Катерины, дебютировала артистка б.Александринского театра Н.А. Мудрова. Артистке еще рано браться за такие сложные и трудные роли: она не сумела ни передать трагедии переживаемой женской душой, ни создать более или менее ярко этот классический образ. Было только чтение роли, к тому же монотонное и однообразное без подъема и настроения.

Второй дебютант, артист б.Александринского театра И.Г. Осипов старался обратить Кудряша, эту самобытную, сильную, как и Варвара, натуру (esprit fort – по выражению критика Ореста Миллера) в отчаянного гуляку с хулиганским оттенком – это же не верно.

В общем, первая постановка новой режиссуры, оказалась весьма неудачной, будем верить, что это тот самый первый блин, который всегда выходит комом и что на будущее время режиссура более серьезно отнесется к своей задаче и поймет, что вологодскую публику, весьма требовательную, нельзя удовлетворить подобной любительской во всех отношениях постановкой.

Следует приветствовать введение вступительного слова перед спектаклем, знакомящего публику с творчеством автора и сущностью самой пьесы.

Аз.

2.

«Театр Народа»

В четверг 30 марта для членов Проф. Союзов и учащейся молодежи

по уменьшенным ценам представлено будет:

«ГРОЗА»

Драма в 5 действиях А.Н. Островского

В субботу 1 апреля, в воскресенье 2 апреля

«ГИБЕЛЬ НАДЕЖДЫ»

Драма в 4 действиях Гейерманса

Участвуют артисты Гос. Академич.Театра (б. Александринского)

Н.А.МУДРОВА, И.Г.ОСИПОВ, артисты Петроградских театров и

гор. Вологды



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.134 с.)