О рецензиях вообще и о письме С. Пильгуевой в частности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О рецензиях вообще и о письме С. Пильгуевой в частности



(Письмо в редакцию)

 

Гр. Редактор, не откажите напечатать нижеследующее:

 

Сотрудник труппы Б.С.Глаголина, выступающей в Доме Революции, С. Пильгуева в «письме в редакцию «Кр. Севера» (№17 от 25 января) выявляет свой взгляд на задачи и назначение театральной критики.

По мнению С. Пильгуевой «театру нужна не пятибалльная система отметок успеха и успешности и не дискредитирование спектаклей в глазах публики, а нечто совсем иное». А это «нечто иное» заключается в том, что рецензент «на основании великого критического авторитета» (!) должен «стать поэтом и воссоздавать свой собственный спектакль в тех идеальных формах, до которого не удалось дойти спектаклю актеров и режиссеров».

В переводе на русский и понятный всем язык мысль С. Пильгуевой следует понимать так: разбирать исполнение артистов, ценность их работы созданные ими образы – не нужно; «дискредитировать спектакль в глазах публики», то есть указывать, что спектакль разыгран скверно тоже не нужно.

А нужна ли не «дискредитирование», а оценка положительная? Разумеется, нужна, ибо, во первых, рецензент должен описывать воссозданный им «свой собственный спектакль в идеальных формах», а во вторых, если было бы иначе, то С. Пильгуева не стала бы приводить в противовес мнению Аза, высказавшегося неодобрительно о заключительной сцене «Евреев», рецензию харьковского критика, который эту сцену хвалит.

Второе мнение С. Пильгуевой более нравится, потому что оно сопровождается таким пояснением: «Вот рецензентское мнение, высказанное на столбцах красной прессы в таком культурно театральном центре, как Харьков. Оно различествует от мнения вологодского Аза только в том, что хвалят то, что порицает Аз».

Здесь рецензент, конечно, не дискредитирует спектакль в глазах публики, а «на основании великого критического авторитета» становится поэтом, «воссоздает свой собственный спектакль в идеальных формах», то есть изображает спектакль совершенно не так, каким его видит публика.

Есть очень удобная мораль, именуемая готтентотской: «Хорошо, если я украду чужую жену и скверно, если у меня украдут». К сожалению, эта мораль ни для кого, кроме этого почтенного племени, не убедительна.

Так и здесь: рецензент обладает всеми качествами: художественной чуткостью, знанием, опытом и т.д., если он пишет приятное и, наоборот – он невежда, если пишет неприятное.

Что же касается указаний на то, что в культурных центрах живут люди, более понимающие и разбирающиеся в вопросах искусства, то следует заметить что это не привилегия больших городов. Есть такие люди и в деревне есть невежды и в столицах, и среди лиц, именующих себя знатоками искусства.

При этом не надо забывать, что и у признанных художественных деятелей мнения по одному и тому же вопросу бывают диаметрально противоположные. Достаточно вспомнить наших великих литературных критиков Белинского и Писарева в их взгляде на поэзию Пушкина.

Мнение рецензента, высказывающего свое собственное понимание, знание и критическое чутье, конечно ни для кого не обязательно (?), но она не будет иметь никакого значения ни для артистов, ни для публики, если рецензент станет фантазировать, а не описывать объективно то, что видит.

Рецензия – есть реферирование пьесы и исполнения, исчерпывающая их оценка с указанием на достоинства и недостатки – только такой подход возможен к рецензенту, а все остальное, какими бы витиеватыми фразами ни прикрывалось, не выдерживает никакой критики.

Аз.

3.   

ОБЪВЛЕНИЯ

 

Театральный бюллетень №8

вышел из печати и продается в кассе Дома Революции и билетерш Дома

Цена 3000 рублей

СОДЕРЖАНИЕ: Программы спектаклей Дома революции на 27,28 и 29 янв.

                                           «Театр в деревне», статья А.Г. – «Стихотворение» С.****

                                               това. - «Дама с камелиями» статья С.П., - «Из истории ***

                                               родского театра», очерки Старожила – Театральная хроника

                                               №№ 4 и 6 полностью разошлись; остальные

                                               можно получить в кассе «Дома Революции».

 

 

4.   

Дом Революции

В субботу 28 января 1922 г.

«ДАМА С КАМЕЛИЯМИ»

Роль «Маргариты Готье» исп. Е.К. ВАЛЕРСКАЯ

Роль «Армана Дюваль» исп. Б.С.Глаглин

В воскресенье, 29 янв. «Собака садовника» (Прекрасная Диана). Роль

«Дианы» исп. Е.К.Валерская. Роль «Теодора» секр. – Б.С.Глаголин.

Начало спектаклей ровно в 8 ч. вечера.

АНОНС. Готовится к постановке «Сестра Беатриса» и, «Принцесса

Турандот». В непродолжительном времени в день юбилея 25 ти летней

литературно артистической деятельности Бориса Сергеевича ГЛАГОЛИНА

в первый раз «Павел I-й»  трагедия

                                   в Вологде                     Мережковского

 

Кр.Север № 21 от 29.01.22 г

1.  

Дом Революции

В воскресенье 29 января 1922 г.

СОБАКА САДОВНИКА (Прекрасная Диана)

Роль «Дианы» исп. Е.К. ВАЛЕРСКАЯ

Роль «Теодора» ея секретаря исп. Б.С.Глаглин

Начало спектаклей ровно в 8 ч. вечера.

АНОНС. Готовится к постановке «Сестра Беатриса» и, «Принцесса

Турандот». В непродолжительном времени в день юбилея 25 ти летней

литературно артистической деятельности Бориса Сергеевича ГЛАГОЛИНА

в первый раз «Павел I-й»  трагедия

                                   в Вологде                     Мережковского

2.  

 

ОБЪВЛЕНИЯ

 

Театральный бюллетень №8

вышел из печати и продается в кассе Дома Революции и билетерш Дома

Цена 3000 рублей

СОДЕРЖАНИЕ: Программы спектаклей Дома революции на 27,28 и 29 янв.

                                          «Театр в деревне», статья А.Г. – «Стихотворение» С.****

                                               това. - «Дама с камелиями» статья С.П., - «Из истории ***

                                               родского театра», очерки Старожила – Театральная хроника

                                               №№ 4 и 6 полностью разошлись; остальные

                                               можно получить в кассе «Дома Революции».

 

 

Кр.Север № 23 от 01.02.22 г

1.  

ОБЪВЛЕНИЯ

Театральный бюллетень №9

вышел из печати и продается в кассе и билетерш Дома Революции

Цена 5000 рублей

СОДЕРЖАНИЕ: Программы спектаклей Дома революции на 31 января, 1 *

                                февраля - «О театральном образовании, статья А.Г. – «***                                                  

                                 ская песенка» А. Субботина. – «Разговор двух дам» (***

                                 к пьесе «Повесть о бедном Джимми» Олега Строева – «***

                                 Карпов в вологодской ссылке», историч. Справка Л.А. – «*

                                 истории городского театра», очерк Старожила. - Театральная

                                 хроника.

                                        Там же можно получать ранее вышедшие номера «Бюл-     

                                  летеня», кроме разошедшихся полностью 4 и 6

2.  

Дом Революции

В среду 1-го и субботу 4 февраля

«ЗАВОЕВАННОЕ СЧАСТЬЕ».

Роль «Элен» исп. Е.К.Валерская, роль «Андре» исп. Б.С.Глаголин

или А.П. Русин

В четверг 2 февраля 1922 г.

«Повесть о бедном Джимми»

Роль «Кетти Гарисон» исп. Е.К.Валерская

Роль «Джимми Стотта» исп. Б.С.Глаголин

В пятницу 3 февр. 1922 г. «СОБАКА САДОВНИКА» Роль «Дианы»

исп. Е.К.Валерская, роль «Теодора» ее секретаря - Б.С.Глаголин

                          Во вторник 7 февраля

в первый раз          «Павел I й»

Кр.Север № 24 от 02.02.22 г

 

ОБЪВЛЕНИЯ

Дом Революции

В четверг 2 февраля 1922 г.

«Повесть о бедном Джимми»

Роль «Кетти Гарисон» исп. Е.К.Валерская

Роль «Джимми Стотта» исп. Б.С.Глаголин

В пятницу 3 февр. 1922 г. «СОБАКА САДОВНИКА» Роль «Дианы»

исп. Е.К.Валерская, роль «Теодора» ее секретаря - Б.С.Глаголин

В субботу 4 февраля

«ЗАВОЕВАННОЕ СЧАСТЬЕ».

Роль «Элен» исп. Е.К.Валерская, роль «Андре» исп. Б.С.Глаголин

или А.П. Русин

                            Во вторник 7 февраля

в первый раз          «Павел I й»

Кр.Север № 25 от 03.02.22 г

1.

ОБЪВЛЕНИЯ

Дом Революции

В пятницу 3 февраля 1922 г.

«Собака садовника»

Роль «Дианы» исп. Е.К.Валерская

Роль «Теодора» ее секретаря исп. Б.С.Глаголин

В субботу 4 февраля

«ЗАВОЕВАННОЕ СЧАСТЬЕ».

Роль «Элен» исп. Е.К.Валерская, роль «Андре» исп. Б.С.Глаголин

или А.П. Русин

В воскресенье 5 февр. 1922 г. «РОМАН» роль Маргариты «Ко-

валлини» исп. Е.К. Валерская Роль пастора исп. Б.С.Глаголин

                          Во вторник 7 февраля

в первый раз          «Павел I й»

2.

Искусство и культура

«Завоеванное счастье» пьеса, пьеса Ж.Кайлава

Наивный и несложный рассказ о том, как Элен Травильяк сбежала «из-под венца», не желая выходить замуж за нелюбимого человека, и дальнейшие приключения Элен и сопровождавшего ее в бегстве Андрэ Дегюзон, облечены автором в форму прелестной легкой комедии, полной забавных qui pro quo и в то же время мягкого, ласкающего лиризма.

Пьеса более известна под названием «Бабушка», так как центр тяжести ее лежит в интересно и ярко очерченном образе бабушки Тревильяк, обаятельной, добродушной старушки сохранившей в своем одряхлевшем теле бодрость духа, хорошие воспоминания о прошлом и глубокую, беспредельную любовь к свой внучке Элен. При постановке пьесы в Доме Революции этой центральной фигуры не было, так как О.А. Глебова-Судейкина не имеет данных для передачи роли бабушки – это не ее амплуа; артистка не только не лирическая старуха – она просто не старуха. Таким образом, за отсутствием «бабушки», обратившейся в силу неблагоприятных обстоятельств в эпизодическое лицо интерес пьесы переходит к любовной интриге Элен и Андрэ.

Конечно Е.К. Валерская и Б.С. Глаголин ведут свои роли, как всегда, очень хорошо, красочно и увлекательно. Но на этот раз у артистов, в особенности у Е.К. Валерской недостает необходимой для роли легкости, непринужденности и, если так можно в данном случае выразится, шаловливости, тех свойств, которые присущи беспечной и смелой молодости. А за отсутствием этих свойств Е.К. Валерская была просто героиней, а Б.С.Глаголин героем любовником или простаком, смотря по требованию отдельных мест роли.

Роль глуповатого Валентина Барье по существу шаржированная и отчасти нелепая, не в средствах О.С. Строева; полезный и выдержанный артист лишен необходимого для роли комизма. Вспоминая превосходную передачу роли Джимми Б.С. Глаголиным, невольно думается, как хорош был бы артист в роли Барье.

Остальные роли, имеющие эпизодический характер, исполнены участниками спектакля довольно гладко; во всяком случае добросовестное отношение к делу – налицо. Напрасно только М.Н. Востокова вносит в роль ненужную суетливость, хотя это, кажется, требование режиссера, и совершенно излишним является ее кавалер (у автора не существующий) по крайней мере, не в передаче С.И. Воденко.

Поставлена пьеса с большим вкусом и оригинальностью, характеризующими все постановки Б.С. Глаголина, неутомимого и изобретательного режиссера.

Аз.

Кр.Север № 26 от 04.02.22 г

ОБЪВЛЕНИЯ

Дом Революции

В субботу 4 февраля

«ЗАВОЕВАННОЕ СЧАСТЬЕ».

Роль «Элен» исп. Е.К.Валерская, роль «Андре» исп. Б.С.Глаголин

или А.П. Русин

В воскресенье 5 февраля

  «Р О М А Н»

роль Маргариты «Коваллини» исп. Е.К. Валерская

Роль пастора исп. Б.С.Глаголин

                          Во вторник 7 февраля

в первый раз          «Павел I-й»

 

Кр.Север № 27 от 05.02.22 г

1.  

ОБЪВЛЕНИЯ

Дом Революции

В воскресенье 5 февраля

  «Р О М А Н»

роль Маргариты «Коваллини» исп. Е.К. Валерская

Роль пастора исп. Б.С.Глаголин

                            Во вторник 7 февраля в первый раз             

«ПАВЕЛ I-й»

2.

ОБЪВЛЕНИЯ

Театральный бюллетень №9

вышел из печати и продается в кассе и билетерш Дома Революции

Цена 5000 рублей

СОДЕРЖАНИЕ: Программы спектаклей «Дома революции» на 31 января, 1 *

                              февраля - «О театральном образовании, статья А.Г. – «***                                                  

                              ская песенка» А. Субботина. – «Разговор двух дам» (***

                              к пьесе «Повесть о бедном Джимми» Олега Строева – «***

                              Карпов в вологодской ссылке», историч. Справка Л.А. – «*

                              истории городского театра», очерк Старожила. - Театральная

                              хроника.

                                        Там же можно получать ранее вышедшие номера «Бюл-     

                               летеня», кроме разошедшихся полностью 4 и 6.

 

Кр.Север № 29 от 08.02.22 г

ОБЪВЛЕНИЯ

Театральный бюллетень №10

вышел из печати в увеличенном формате и поступил в продажу в кассе

и конторе Дома Революции и у билетерш Дома.

Цена 10000 рублей

СОДЕРЖАНИЕ: Программа трагедии Мережковского «Павел I». – «Юбилей

                                      актера», статья А. Галкина.- «Б.С.Глаголин» (биографи-

                              ческий очерк по случаю 25 летия артистической и литератур-     

                              ной деятельности) С.В. – «К юбилею Б.С.Глаголина»,

                              статья А.Г. – «Беседы и их значение», статья П. – «Образ 

                              Императора Павла в истолковании Глаголина», статья Ши-      

                              лова. «Песня о песне», стих Анат. Субботина. – «Вечер с

                              приключениями» фельетон Знакомого. – «Из истории город-

                              ского театра», очерк Старожила. – «Искусство и жизнь»         

                             (театральная хроника. – Объявления

 

Кр.Север № 30 от 09.02.22 г

1.

Искусство и культура



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.071 с.)