Выстраивание индивидуального пути развития личности ребенка с использованием возможностей визуального искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выстраивание индивидуального пути развития личности ребенка с использованием возможностей визуального искусства



(в условиях школы с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла)

Стандартизация современной системы образования на практике выявила «перекос» в сторону практической значимости знаний, получаемых школьниками. Педагогический процесс ориентирован в большей степени на обучение, а не на воспитание. Возникает противоречие между потребностью общества видеть в своих рядах мыслящих, творческих, активных, всесторонне развитых личностей, с одной стороны, и узостью образовательной политики, выражающейся в позиции сокращения предметов гуманитарного цикла, - с другой. Недостаточно развивая и поддерживая художественные дисциплины, ориентируясь на развитие когнитивной сферы учащегося, образовательная система теряет эмоциональную, творческую составляющую, развитие которой невозможно без художественно-эстетической направленности. Это приводит к тому, что в большинстве образовательных заведений учеба не становится для воспитанников деятельностью, формирующей личность. Всё чаще из уст обучающихся слышны фразы: «Мне это не пригодится в жизни». Ребёнок, ещё не получивший достаточного жизненного опыта, производит отбор «нужного» и «не нужного». К категории «нужного» он относит знания, которые помогут ему поступить в ВУЗ, чтобы приобрести специальность, «ненужным» становится всё остальное, включая предметы художественно-эстетического цикла. Кто в этом виноват? В первую очередь - родители и педагоги, которые ориентируют школьников только на приобретение знаний в областях, связанных с его будущей профессиональной деятельностью. Мы забыли, что школа - это ступень в формировании личности в первую очередь. Не подготовка первоклассного специалиста (этим занимается высшая школа), а именно развитие всех сторон личности, которая в дальнейшем сможет реализовываться и в профессиональном плане, и в семейной жизни, стать хорошим родителем своим детям, иметь активную гражданскую позицию, быть психически устойчивой в стрессовых ситуациях, которыми изобилует современность. Не умаляя важности познавательной сферы, всё же берусь утверждать, что блестящее знание формул и красивое вычерчивание графиков не помогут растущему человеку приобрести опыт социального взаимодействия и коммуникации, суметь отличить добро и зло, красивое и безобразное.

На мой взгляд (а я полностью согласна с такими теоретиками в этой области как: Бережная Мария Сергеевна, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», РАО г.Москва; Никитин Олег Денисович, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», РАО г.Москва; Фузейникова Ирина Ниловна, кандидат педагогических наук, научный сотрудник Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», РАО г. Москва) - искусство нужно определять как специфическую форму культуры, опосредованную не только художественными законами и индивидуально-психологическими особенностями творчества, но и социокультурными требованиями эпохи, а также как проводник для выстраивания контекстуальных связей личности с социумом и культурой в целом. Таким образом, искусство в образовательном процессе выступает как социокультурное явление, которое несет в себе ценности, нормы, эстетические идеалы и представления о мире, существующие в обществе и культуре.

Осознание данной проблемной ситуации вызвало к жизни разработку в нашей школе особой программы развития образовательного учреждения, программа эта называется у нас: «Школа как системный образовательный социокультурный комплекс». И партнёрское сотрудничество с ГЦИИ пришлось здесь как нельзя кстати, оно усилило наш «внешний фронт боевых действий» за сохранение творческого потенциала детской души.   

Целью образовательной системы социокультурного комплекса нашей школы является содействие развитию индивидуальности учащихся посредством формирования благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребёнка, использования индивидуально-ориентированных форм и способов педагогического взаимодействия.

Развёрнутая в школе деятельность «Центра полихудожественного образования», являющегося одним из составляющих компонентов комплекса, предлагает достаточно широкую палитру «внутришкольного» выбора дополнительного образования для детей и подростков: вокальная и хореографическая студии, оркестр народных инструментов и ансамбль народной песни, студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства, фольклорный центр, театральные студии.

Анализируя этапы выполнения программы развития, администрация образовательного учреждения ясно увидела обозначившуюся проблему. При всём многообразии предоставляемого дополнительного художественно-эстетического образования возрастная группа воспитанников различных студий и кружков - это в основном обучающиеся начальной ступени образования, за исключением театральной и вокальной студий. Для того чтобы наметить пути выхода из возникшей проблемы, были проанализированы возрастные психологические особенности подросткового и юношеского возраста: усиление интереса к своей личности, стремление к самостоятельности, взрослости, проявление критичности. Ребенок проходит через много стадий приспособления к социальной среде, и функции его социального поведения сильно меняются в зависимости от той или иной возрастной ступени. Л.С. Выготский отмечал главенствующую роль в образовании процессов воспитания как внутреннего основания развития ребенка, выработки новых форм его поведения, целостного образовательного процесса, в котором нет места противопоставлению воспитания обучению. Подростку недостаточно предоставить палитру занятий в стенах школы, он стремится утвердить своё «Я», пробуя силы и подражая деятельности взрослых, а значит, необходим «выход вне», чтобы полученный продукт, взрослеющий человек смог принести в родительский дом и предъявить его во втором доме - школе.

Реализуемая у нас Программа развития «Школа как системный образовательный социокультурный комплекс» представляет собой не окостеневший скелет, а гибкий растущий социально-педагогический организм. Доказательством этому стало оперативное и педагогически продуктивное включение образовательного учреждения в городскую экспериментальную площадку (ГЭП) по теме «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство». На сегодняшний день в МБОУ СОШ № 90 посещают занятия по ГЭП 92 обучающихся из 634 чел., что составляет 14,5%. Это воспитанники классов, имеющих художественную специализацию. Кроме того, в проекте принимают участие 12 педагогов (21,1%) и 8 родителей обучающихся.

Посещение занятий в рамках ГЭП в Городском центре изобразительных искусств позволяет накопить опыт коммуникации через взаимодействие учителей, детей, родителей с учениками других школ, художниками. Обучающиеся получают опыт социальной практики в процессе создания значимого для них продукта (визитки, открытки, рекламные буклеты), а также в освещении результатов их работы на школьных выставках.

С целью контроля за уровнем сформированности художественной культуры учащихся специализированных классов (художественных и музыкальных) в конце учебного года (в апреле) мы осуществляем собственную систему диагностирования обучающихся (по методике, предложенной к.п.н. Л.П. Масловой). Диагностика ведётся по следующим критериям: уровень овладения художественным языком; умение отбирать определённые средства для осуществления своего замысла; умение передавать образ с одного языка на другой; умение видеть необычное в обычном; степень увлечённости самостоятельным творчеством; умение проводить аналогии и ассоциации.

Показателями перечисленных критериев являются: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

Мониторинг проводится на основе анализа творческих работ обучающихся: выполнения композиций по памяти, по воображению, с натуры, анализа художественных текстов, зрительных диктантов, подготовки и защиты творческих проектов (в том числе подготовка и защита презентаций), посещения занятий в ГЦИИ, участие в фестивалях, выставках, конкурсах.

Данная диагностика выявляет положительный характер развития воображения: воссоздающее, творческое.

Комплексный психолого-педагогический анализ результатов диагностики уровня сформированности художественной культуры обучающихся специализированных классов показал, что среди обучающихся МБОУ СОШ №90, посещающих занятия в рамках ГЭП по теме «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство» отсутствует низкий уровень сформированности художественной культуры (в контрольной группе обучающихся этот показатель составил 2,9%), 47,2% обучающихся показали высокий уровень сформированности художественной культуры (в контрольной группе – 38,4%), 52,8% - средний (среди обучающихся контрольной группы показатель составил – 58,8%). 50,6% ребят имеют творческий характер воображения – 49,4% - воссоздающий.

ОУ не ставило задачи профессионального самоопределения школьников, участвующих в ГЭП, но по результатам собеседования со школьным психологом, 6 ребят (6,5%) высказали желание в дальнейшем выбрать для себя профессию, связанную с искусством.

Старшеклассники, участвуя в «Полемике вокруг искусства» (одна из форм работы в ГЭП), вступают в дискуссию по культурологическим вопросам. Важно, что данная форма общения построена на взаимодействии с профессиональными художниками, искусствоведами, учёными, представителями бизнеса. Таким образом, происходит не трансляция знаний учителем, а непосредственный контакт со взрослыми участниками проекта.

На консультациях администрации ГЦИИ с администрацией МБОУ СОШ №90, проходивших в июне 2012г., было принято важное, на наш взгляд, решение – получение обучающимися, занимающимися в ГЦИИ в рамках ГЭП документа, в котором будет отмечено получение ребятами общеэстетического образования.

Первый год участия нашего образовательного учреждения в экспериментальной деятельности по теме «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство» совместно с МБУК ГЦИИ показал следующие результаты:

· Проект вызвал интерес среди школьников, учителей и родителей, о чём свидетельствует регулярное посещение занятий 92 обучающимися;

· Организационная работа в рамках ГЭП (координатор – художественный руководитель отдела просветительских проектов МБУК ГЦИИ Петрова Ирина Владимировна) позволяет выстроить индивидуальный график творческих занятий в зависимости от условий образовательного учреждения;

· Обучающиеся, занятые в проекте, показывают более высокий уровень сформированности художественной культуры по сравнению со своими сверстниками, не посещающими занятия в ГЦИИ;

· Результаты деятельности (рисунки, визитки, открытки, карманные календари, рекламные буклеты), предъявляемые школьниками в семье и в школе (выставочные экспозиции, школьный сайт), повышают самооценку детей, формируют мотивацию к самостоятельному творчеству;

· Регулярное участие старшеклассников в полемике по вопросам искусства даёт возможность им расширить мировоззрение, формирует диалогическую культуру подростков;

· Успехи 6,5% обучающихся (из числа посещающих занятия) в изобразительной деятельности, натолкнули ребят на мысль о выборе творческой профессии в будущем;

· Учитывая важность портфолио (портфеля достижений) для современных школьников, администрация ГЦИИ гарантировала обучающимся, посещающим занятия в рамках ГЭП, получения документа об общеэстетическом образовании.

Анализ результатов выявил и проблемы, над которыми предстоит работать в следующем учебном году:

· Привлечь большее число школьников, педагогов, родителей для участия в занятиях в рамках ГЭП;

· Создать информационную среду, освещающую результаты деятельности ГЭП по теме «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитания) учащихся через визуальное искусство»: информационный стенд (в образовательном учреждении) для родителей, постоянная рубрика в школьной газете, буклет, в котором в конце года публиковать отзывы школьников, педагогов, родителей и лучшие работы ребят, страничка на сайте школы;

· Активно привлекать педагогов художественно-эстетического цикла к участию в семинарах, проводимых Городским центром изобразительных искусств, в рамках ГЭП, для обмена мнениями и выработки единых подходов в выстраивании индивидуального пути развития личности ребёнка через визуальное искусство.

Подводя итог, хочется отметить, что выстроенная система развития школьников, где стержнем является искусство, позволяет выбрать формы эстетической деятельности сообразные возрастным потребностям детей и подростков, реализует деятельностный подход, показывая практическую значимость эстетических занятий, ориентирует на социализацию школьников, расширение кругозора, повышение диалогической культуры обучающихся.

Искусство, на мой взгляд, не являясь панацеей от всех нравственных и этических проблем современного общества (история знает примеры безнравственных людей, неплохо разбирающихся в искусстве), становится действенным педагогическим инструментом, позволяющим развивать в ребёнке эстетические и духовные качества личности, формирует растущего человека как культурно-историческое существо, «вооружает» схемами и принципами поведения в типичных, стандартных ситуациях, обладает определенными социальными установками и демонстрирует особенности социального восприятия, создаёт определенную шкалу ценностей, одновременно искусство несет с собой определенную несвободу, удерживая личность в плену своих символических образцов. А как Вы думаете? Мы готовы к диалогу.

Лариса Валерьевна Ефанова,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

 новосибирской средней общеобразовательной школы № 90 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла г. Новосибирска



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.224 (0.013 с.)