Организация креативного пространства семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация креативного пространства семьи



Межрегиональная дистанционная «on - line» дискуссия

Настоящая дискуссия состоялась 23 апреля 2013 года в Центре информационных технологий Новосибирской области (Директор В.Г. Перкова). Организатором выступил Городской центр изобразительных искусств (Директор Н.В. Сергеева). Дискуссия проводилась в рамках трехдневного областного научно-практического семинара «Роль искусства в организации жизненного пространства детей и молодежи». Продолжительность дискуссии 2,5 часа. Ведущая - Петрова Ирина Владимировна, художественный руководитель Отдела просветительских проектов Городского Центра Изобразительных Искусств (г. Новосибирск)

В качестве экспертов были приглашены следующие специалисты:

· Э. В. Барбашина, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии НГМУ г. Новосибирск;

· А.И. Таиров, художник, член Союза художников России, г. Новосибирск;

· Л.И. Боровиков, психолог, кандидат педагогических наук, профессор, член Союза журналистов России, г. Новосибирск;

· Б.К. Кравчунас, член Союза художников России, кандидат искусствоведения, заведующий сектором «Изостудия» Научно-методического отдела «Школьный центр» Государственного Эрмитажа, г. С-Петербург;

· О.В. Стукалова, доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Лаборатории интеграции искусств (с проблемной группой театра и экранных искусств), Федерального государственного научного учреждения «Институт художественного образования» РАО г. Москва;

· И.А. Ротова, врач-психотерапевт, г. Москва;

Вопросы дискуссии

1. Является ли сегодня семья основным источником развития креативной, художественно одаренной личности.

2. Является ли губительным телевизуальное изображение для развития культуры художественного восприятия у ребенка, подростка, старшеклассника.

3. Можно ли сформировать привычку к систематическому общению человека с искусством через школу, без активного участия семьи.

4. Способен ли высокий художественно-эстетический вкус человека противостоять разрушительным тенденциям стандартизации личности? Если да, то при каких условиях.

5. Какими способами, на ваш взгляд, можно актуализировать имеющийся визуально-художественный опыт ребенка родителям, которые отправляются в семейное путешествие (средствами восприятия архитектуры, дизайна, природы, встречи с культурно образованными людьми и др.)

(Ниже представлена стенограмма дискуссии

по второму и третьему вопросам).

Ирина Петрова (Вступительное слово ведущего). «Уважаемые участники дискуссии! В связи с тем, что данный формат дискуссии проводится впервые, и мы представляем разные регионы Российской Федерации, я предлагаю каждому из вас несколько минут для самопрезентации».

Александр Таиров: «Я - член Союза художников, преподаю дизайн в университете, веду занятия со школьниками в Городском центре изобразительных искусств. Тема моих исследовательских интересов охватывает смысл изобразительного искусства, значение изобразительного искусства в их профессионализации, становлении и познании. Сам я художник-график, живописец и просто привлечен к данной работе ГЦИИ, с которым я тесно сотрудничаю».

Леонид Боровиков: «Я - профессор кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО, в научном плане занимаюсь психологией искусства со всеми вытекающими отсюда последствиями, много лет посвятил совершенствованию преподавательской деятельности учителей самых различных специальностей, а сегодня меня особенно интересует проблема становления и развития воспитательного и дидактического профессионализма педагога-практика, особенно в части приобщения детей, подростков, старшеклассников к духовным, нравственным и культурно-художественным ценностям».

Ольга Стукалова: «Я работаю в Институте художественного образования, это - старейшее учреждение РАО, и много лет преподаю. Сначала совсем юным художникам, а сейчас преподаю в Академии живописи Натальи Нестеровой и на факультете Кино и телевидения. Я сама не художник, но связана с людьми, которые определены даром, судьбой к тому, чтобы самореализоваться в искусстве графики, живописи, скульптуры, мозаики. Также я связана с таким учреждением как Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Круг моих интересов достаточно широкий. Моя докторская диссертация была посвящена проблемам гуманитаризации образования в сфере культуры и искусства, а также поиску новых подходов, позволяющих актуализировать культуротворческую функцию наших специалистов. Необходимо, чтобы они задумывались не только о том, сколько они будут получать денег, хотя, несомненно, и это также важно, но и о том, как себя самоактуализировать в жизни и прийти к подлинным, высшим ценностям. Послушав ваши представления, я подумала, что мы во многом совпадаем. Я тоже услышала слова «ценности» и «искусство» в реализации человеческой жизни».

Борис Кравчунас: «Я работаю в Эрмитаже, уже 36 лет занимаюсь с детьми, дети у меня маленькие. Тема очень любопытна, и я первый раз присутствую на такой программе».

Ирина Ротова: «Я являюсь врачом-психотерапевтом, и в большей степени касаюсь душевных переживаний, т.е. тех, которые находятся внутри самого человека. В своей практической деятельности я работала с беременными женщинами в городе Томске 5 лет. Женщины рисовали свои страхи, которые они испытывают во время беременности. Беременная женщина выносит основу своих переживаний на бумагу, и этот процесс очень схож с тем, что происходит у детей и подростков. Этот вопрос является важным в связи с актуализацией семейных ценностей».

 

Вопрос:

«Является ли губительным телевизуальное изображение для развития культуры художественного восприятия у ребенка, подростка, старшеклассника?»

 

Александр Таиров: «Весь вопрос заключается в мере. Все измеряется этим понятием. Мера, уместность и своевременность являются здесь ключевыми понятиями. Что касается телевидения, то как раз данной триадой все и определяется. В нужный ли момент человек смотрит?

Когда ребенок смотрит то, что предназначается другой возрастной категории, то это одно. Второе: тот темп, который навязывается извне рекламой и шоу-передачами. Сегодня много говорят о «клиповости» мышления. Когда я смотрю эти мелькающие кадры, то ощущаю, что прерывается связь. Нет возможности остановить свой взгляд, т.к. навязывается уже другой лоскутный момент. Лоскутное одеяло из кусков, непонятно кем сшитых, часто низкопробных. Кроме как желания выключиться из данного процесса, иных мыслей у меня не возникает. А представляете, как это будет действовать на ребенка, который видит яркие картинки? Мир для него полон информации,  и он широко открытыми глазами вбирает все в себя, в результате чего формируется дискретное мышление. Хаос, какофония цвета, какофония форм, что мешает целостному восприятию мира. Нарушается гармония восприятия мира, где рушатся пропорции и не улавливается сочетание цветов. Кто-то из философов говорил, что есть две крайности, которые угрожают миру: порядок и беспорядок. Мы в одном случае видим выхолощенный порядок, а в другом – безумный беспорядок! Когда появляются всякие легковесные фигуры, непонятно каким образом попавшие туда молоденькие мальчики и девочки и несущие всякую околесицу, занимаясь самолюбованием. СМИ обычно воспринимаются как то, чему следует верить, что задает определенный тон и стандарты и чему необходимо следовать. И когда неокрепшее сознание начинает им следовать, то получаются отрицательные вещи. Например, такой слоган  как: «Возьми от жизни все!». Это страшная вещь. Мы,  взрослые,  понимаем, что это невозможно, но на юное неокрепшее сознание это очень сильно воздействует и формирует подход к жизни. Если мы более детально исследуем весь визуальный ряд, то там находим еще более страшные вещи. Но мы также не можем отринуть от себя технический прогресс и его атрибуты. Мы должны принять как данность эту проблему. Ее необходимо исследовать и понять, что с этим можно сделать. Серьезно еще никто не ответил на вопрос: что делать с этой лавиной информации, сваливающейся на наши головы? Я иду по улице и смотрю, как идет молодой человек: он не смотрит на дорогу, а смотрит в экран своего мобильного устройства. Сегодня Гугл рекламирует очки, в которые будет встроен этот маленький мониторчик. Тогда он будет постоянно видеть перед собой эти мелькающие картинки, и сознание у него вообще перестроится. Мы не знаем, что с этим будет дальше? Я своим студентам говорю: Вы часто поднимаете глаза к небу? Нет, никто не поднимает. Все идут либо уткнувшись в асфальт, либо в свои мониторы. Жить становится невозможно, т.к. надо отправить смс, получить смс, зайти в интернет, выйти из интернета и т.д. Наша общая задача состоит в том, чтобы сформулировать некие общие вопросы. Мы должны сделать этот первый шаг в огромном пути».

Борис Кравчунас: « Часто СМИ и мобильные устройства становятся источникам конфликта между детьми и родителями. Родители отбирают сим-карту у ребенка. Есть еще аспекты в художественном творчестве, которые на пальцах трудно объяснить, например, что такое динамика в искусстве? В этой связи необходимы развивающие передачи для детей».

Ольга Стукалова: «Появился канал «Карусель», который хорошо работает в данном направлении. Вопрос в том, что телевидение перестало быть популярным среди подростков. Телевизор они практически не смотрят. Запретами мы, конечно же, ничего не добьемся».

Леонид Боровиков: «Вы знаете, если сейчас действительно нельзя найти кардинальных мер, то необходимо воспитывать иммунитет против китчевой культуры и «не-искусства». Если опросить подростков на предмет музыки, то они назовут музыку, которая не несет в себе содержательной смысловой нагрузки. Музыку, которую они слушают, можно назвать функциональной. В чем я вижу иммунитет? Если ребенок не прошел выучку классическим искусством, которое апробировано веками, то он вообще будет воспринимать искусство деструктивно, а между художественным и нехудожественным восприятием у него будет существовать непреодолимая стена. Нельзя лишать молодое поколение (будь то студия или клуб) общения с содержательным искусством, т.е. таким, в котором художественный образ побуждает его к внутренней творческой активности и художественному созерцанию».

Ольга Стукалова: «Сейчас появился термин «поколение E» – поколение экспандед, от английского термина – расширение (to expand), т.е. когда пальчиком касаешься экрана - и экран расширяется. Я лично видела трехлетнего малыша, который подошел к мухе, севшей на окно, и попытался пальцами произвести такую же точно операцию с мухой. Поставлен самый главный вопрос: что с этим делать? Когда в этом году мои студенты поздравляли меня по скайпу с Новым годом, то они сказали, что у них скайп-вечеринка, а в реальности они так и не встретились вместе просто за бокалом шампанского. Но они предпочли сидеть каждый у своего экрана и чокаться с камерой. Когда я их спросила: а как же вы танцуете?- они ответили, что так же и танцуют. Необходимо также сказать про влияние рекламы. Была реклама с лозунгом «Просто добавь воды!». Идея была такая, что добавляет человек воды в стакан с порошком, и сразу же у него появляются друзья, жизнь становится интересной и насыщенной яркими событиями. Я не знаю, насколько влияет телевизор на восприятие, но на творческое воображение он влияет отрицательно. Наша лаборатория интеграции много лет занимается изучением данного вопроса. Динамика в плане развития воображения отрицательная. В среднем оно гаснет и стандартизируется по многим показателям. Воображение становится непродуктивным. Массовая культура, массовый человек – это диагноз нашего времени. Необходимо знать подлинники. Надо разговаривать с ребенком, развивать его… и здесь мы вновь возвращаемся к теме семьи».

Эвелина Барбашина: « Я бы хотела осветить данный вопрос со стороны учебного процесса ВУЗа. На первый курс приходят вчерашние школьники из разных школ, разной степени подготовленности, из разных социальных слоев. В среднем студенты новосибирских вузов проводят по 3, 5 часа в сутки в Интернете. Виртуальная реальность, в которую погружены школьники и студенты, формирует совершенно иные смыслы и ценности - с одной стороны.

С другой стороны, рассуждая о степени влияния семейного воспитания, воздействия традиционных семейных ценностей, как мне кажется, надо учитывать тот факт, что традиционная, «патриархальная» семья как таковая перестала существовать как преимущественный тип семьи в современной России. Рассказывать ребенку сказки, читать книжки, вместе с ним путешествовать – это те формы общения, которые характерны для уходящего типа семьи. Многие современные родители не владеют культурой воспитания, т.к. данная культура определялась традицией, а традиция также оказалась разрушена. Я специально оставляю за рамками вопрос о ценностном аспекте происходящей трансформации семьи, то есть не говорю о том, хорошо это или плохо. Мне кажется, более продуктивно рассуждать о том, что можно противопоставить виртуальной реальности, то есть как минимизировать ее воздействие».

Александр Таиров: «Когда-то я вел факультативные занятия по дизайну. Все мы сейчас фактически выступаем в роли догоняющих. А должны быть в ситуации опережения. Только тогда мы сможем представить себе, каким может оказаться будущее через 5-10 лет. Один из прогнозов состоит в том, что наступит время, когда людям не будет нужно непосредственное общение,  и они будут общаться дистанциированно. Тебе не надо тратить время, чтобы выходить на улицу и добираться на желаемую встречу на транспорте в плохую погоду».

Ольга Стукалова: «Кроме того, в ситуации дистанционного общения тебе вообще не надо быть лучше, т.к. ты можешь придумать себе какой угодно «ник», какую угодно картинку, которая никак не будет соответствовать действительности».

Александр Таиров: «Просто наступит время, когда мы сможем воссоздавать человека в реальном пространстве общения и получать информацию от него самого. Создается такой эффект присутствия. Человек по какому-то коду просто доверяет информацию о себе. Молодежь гораздо легче адаптируется к потоку гаджетов, чем люди старшего поколения. Как говорят генералы: «Мы мыслим категориями прошлой войны».

Ольга Стукалова: « У нас получился такой русский разговор, когда мы от специальных вопросов художественной одаренности перешли к проблемам бытийным. Надо начинать с механизма трансляции ценностей. С понимания того, что и как транслируется. Молодежь быстро адаптируется к техническому прогрессу, т. к. это способствует их жизненной реализации. Важным оказывается не то, что ты тонко чувствуешь природу и понимаешь искусство, а то, что ты ловко умеешь переставлять цифры и делать программы. Общество создает эти ценности. Новый Закон об образовании говорит о необходимости воспитывать творческую личность. А дальше он же предлагает нам использовать ЕГЭ, ГИА и прочие элементы стандартизации личности. Сокращаются часы на изучение мировой культуры,  и искусство уже не выступает стержнем образовательной программы. Государству нужны управляемые и живущие по шаблону люди. Только семья может воспитать ребенка открытым  миру и чувствующим его особенности человеком, а не роботом».

Борис Кравчунас: «В связи с занятостью родителей дети предоставлены сами себе. Дети после перестройки стали другими, т. к.  мир тоже изменился. Они много где побывали, много чего видели, т. к. мир стал открытым. Ситуация не совсем безнадежная в тех семьях, где есть установка на творческий поиск и развитие. Я видел в Германии множество акций, когда ребенок что-то самостоятельно сделал и потом демонстрирует это другим людям. Это помогает ему поверить в себя».

Ольга Стукалова: «Живой пример. Большая компания из нескольких семей собирается ехать во Владимир. В начале апреля мы звонили и узнавали про места на мастер-классы. Все места уже были заняты. Такая вот оптимистическая нотка. Россия мне напоминает птицу Феникс. Россия всегда существовала вопреки».

 

Вопрос:

«Можно ли сформировать привычку к систематическому общению человека с искусством через школу, без активного участия семьи?»

Эвелина Барбашина: « В продолжение темы европейского и американского подхода к обучению, который во многом обусловлен системой и установкой «обучение в продолжение всей жизни». С детского садика, всевозможных предшкольных форм детской активности формируется особое творческое пространство, в котором практически любому самостоятельному достижению ребенка (в спорте, искусстве, учебе и т. д.) оказывается поддержка и стимулирующее одобрение не просто за достижение, а даже за попытку. Вспоминается пример, когда на матче по регби мальчик промазал и ударил мимо ворот. К нему подошел тренер и сказал: «Ты, конечно, промазал, но зато какой был удар!». Любая попытка ребенка совершить нечто нестандартное самостоятельно получает не только вербальную поддержку, но и организационную. В рамках системы всеобщего развития существует семья, которая вписывается в эту систему. У нас распространен стереотип, что американская мечта – это дом, машина, определенный уровень жизни. В самих Штатах в это понятие обязательно включены «приличные» дети, которые учатся и развиваются. Получается, что семейные установки на воспитание и творческое развитие пришли в семью извне.

У нас, в России другая традиция, то есть когда именно семья формировала творческое начало ребенка, существовала достаточно долго, однако сейчас это во многом ушло в прошлое. Вообще складывается впечатление, что мы успешно забыли все хорошее, что у нас было, а с зарубежных примеров взяли самое плохое и «любовно» развиваем у себя.

В нашей системе дети задавлены «стандартами» и «компетенциями», в результате чего мама сидит и, условно говоря, вышивает крестиком ночью за ребенка. Без активного участия семьи, но при хорошей школьной организации в принципе можно сформировать потребность в общении с искусством у детей, и примеры этого в мире существуют. Но тут важна еще одна составляющая – это то, что мы называем «общественным мнением». Должна действительно сформироваться установка на то, что образование и творческое развитие детей – это престижно, это необходимо обществу, это то, чем гордится общество, родители, в конце концов, государство».

Леонид Боровиков: « Я хотел бы сосредоточить внимание всех участников дискуссии на теме общения человека с искусством. Искусство – вторая реальность, в которой закодировано послание, которое, обращаясь к воспринимающему субъекту, помогает ему провести своеобразную ревизию ценностей в своем внутреннем мире. Если взять разные возрастные группы (ребенок, подросток, взрослый), то мы часто видим, как человек, возвращаясь через какие-то периоды к одному и тому же литературному  или музыкальному произведению, обнаруживает в себе определенные изменения в лучшую или худшую сторону. Процесс общения с искусством также должен быть организован и развернут во времени. Тогда искусство выступит в качестве средства самодиагностики, оно будет своеобразным инструментально-диагностическим средством во времени. По отношению к какому-то классическому произведению человек будет оценивать свою идентичность во времени. К сожалению, современное искусство с его вычурностью и какими-то парадоксами изощренного поиска новых художественно-изобразительных средств и форм не создают такой содержательной базы и без специальной подготовки к его восприятию, душа может быть повреждена, порой безнадежно».

Александр Таиров: « Когда я преподаю, то часто думаю о том, каким образом можно донести идею. Здесь часто возникает парадокс как в том анекдоте про мальчика и папу. Когда отец начинает рассказывать про молнию с точки зрения физики, то мальчик спрашивает его: «- Папа, а с кем ты сейчас разговариваешь?». Я часто общаясь со студентами не нахожу отклика,  и это во многом проблема языка, на котором необходимо говорить на те или иные темы. Очень сложно добиться эффекта присутствия. Т.е. человек находится на занятии по необходимости, он включен ситуативно, но занятие завершается,  и человек выключается из общения с искусством. Изобразительное искусство является сложным феноменом,  и его мало кто понимает. Даже профессиональные художники не всегда могут ответить на вопрос - что оно есть и для чего предназначено? Они делают в большинстве своем все на уровне автомата, а глубоко чувствуют только отдельные люди. На мой взгляд, система отношений заданных в искусстве выстраивает и структурирует сознание. Но, когда люди приходят в галерею, то они смотрят картинки и не понимают смысла,  который в них заложен, кроме того сюжетного основания, которое имеется. Например, картина «Иван Грозный убивает своего сына». Зритель видит царя у тела сына с выпученными глазами,  и это пробирает до мозга костей. Но то, за счет каких художественных приемов достигает такого эффекта художник,  многим остается непонятно. В прошлом году проходил эксперимент в нашем ГЦИИ, когда на большом формате была напечатана один к одному копия «Ночного дозора». Мне пришлось объяснять композиционные особенности картины, ее композиционный строй. В этот момент подошли люди и сказали: «Вот если бы нам так рассказывали, то мы бы лучше стали понимать и воспринимать данную картину». Что же касается школы, то это существенный ресурс, но нужна соответствующая подготовка учителей. Сама школьная атмосфера могла бы создавать предпосылки для развития культурного человека».

Ольга Стукалова: « С моей точки зрения, миром правит диалектика. Я хочу привести пример Царскосельского лицея. Дети были вырваны из семьи. Сегодня многие московские вузы оказались неэффективными с точки зрения ВШЭ. Царскосельский лицей, просчитанный японской программой рейтингов, оказался одним из самых эффективных учебных заведений, хотя, строго говоря, это был не вуз. Не все выпускники стали профессионально заниматься искусством, но у них сохранилась страсть к искусству и был сформирован соответствующий образ мышления, стремление к самореализации и созданию красоты, культуротворчеству. Школа может сформировать личность, но при условии систематического общения с носителями культуры. В культурных семьях еще существует традиция, что надо посещать театры и музеи, картинные галереи и выставки. Но, чтобы эти походы были эффективными, должно быть систематическое общение. Более того, это общение должно быть педагогически организованным. Ты ведешь ребенка к определенным полотнам, проводишь экскурсию определенной тематики. Только при условии такой работы возможен результат. Как ни странно, но именно в нашей стране, в которой очень много убогого, абсурдного и того, от чего сердце кровью обливается, тем не менее в слое людей, у которых еще сохранился позыв к трансцендентному идеалу жизни и понимание того, что не все измеряется стандартами жизни, успешной прежде всего материально. Я верю в теорию малых дел, когда мы должны начинать преобразование мира с самих себя. Семья является самым теплым и надежным началом в отношении воспитания личности в процессе общения с искусством».

Борис Кравчунас: «Согласен со всеми участниками разговора. Я одно время 10-15 лет назад интересовался,   как преподают уроки изобразительного искусства в школе. Это было очень не интересно для детей. Я давал уроки в очень хорошей гимназии при условии, что я буду вести уроки по - своему. Мы выходили наблюдать за природой на Финский залив. Мы смотрели и мало что видели. Все говорили: «Как красиво!» На вопрос: «А что красиво?» сначала очень сложно отвечали, потом стали называть, что красиво. И наступила тишина – все увидели эту красоту!

Ольга Стукалова: «Не всё можно подвергнуть словесному анализу, что-то остается в области чувства. Я иногда думаю о том, что необходимо ли все анализировать или иногда достаточно простого созерцания и восхищения. Также речь идет и о возможности соединения эмоционального и рационального. Иногда важно почувствовать не глазами, ни умом, а сердцем».

Борис Кравчунас: «Те краски залива были достойны, чтобы их увидеть»

Ирина Ротова: «То, что дети видят - то, как им помогает Борис Константинович – это замечательно. В первую очередь родители должны доносить детям красоту. Но если родитель сам не видит прекрасного, как он может донести ребенку? Поэтому вопросы «Что ты видишь?», «Расскажи об этом?» - очень и очень  важны сегодня для наших детей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.025 с.)