Характеристика проблемной ситуации. Суть проблемной ситуации в сфере художественно-эстетического образования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика проблемной ситуации. Суть проблемной ситуации в сфере художественно-эстетического образования



Суть проблемной ситуации в сфере художественно-эстетического образования обусловлена сложившимся несоответствием между актуальными потребностями школьников, установками государственной политики на модернизацию и системное развитие художественного образования, с одной стороны, и действительными условиями для их реализации – с другой стороны. Именно это несоответствие вызвало среди представителей мастеров искусства и педагогов активную дискуссию, включая критику по целому ряду проблем. К основным выводам дискуссии относятся следующие:

· Учебные дисциплины художественно-эстетического цикла включены в стандарт общего образования, однако вынесены из «базисного» учебного плана. Это приводит к их сокращению, замещению другими предметами. В 2009-2010 учебном году в общеобразовательных школах произошло значительное сокращение часов, отведенных на дополнительное художественно-эстетическое образование. Специалисты отмечают, что их «выдавливание» из базисного учебного плана общего образования чревато катастрофическими последствиями в сфере эстетического и нравственного воспитания учащихся.

· Распространение «остаточного принципа» в подходе к искусству к предметам художественного цикла привело в реальной практике к второстепенной роли предметов художественно-эстетического цикла в российской системе образования. Так, согласно предписаниям Минестерства образования и науки РФ по данным предметам сегодня отсутствует оценочная процедура. Это неизбежно предопределило заметное понижение личностно-ориентированного и социально-значимого статуса этих учебных предметов.

· Абсолютизация критерия оценки качества преподавания художественно-эстетического цикла по количеству призовых мест на смотрах, фестивалях, конкурсах приводит к тому, что целевой группой образовательно-воспитательной деятельности педагога становится небольшая группа школьников. Это преимущественно одаренные школьники, уже занимающиеся в сфере дополнительного образования. Как следствие – исчезает прогрессивная идея массового охвата художественной и, в частности, музыкальной и изобразительной деятельностью всех детей («запоет школа – запоет народ», К.Д. Ушинский, «каждый класс – хор» Д.Б. Кабалевский).

· Расширение платных форм образования, низкий социальный статус художественного образования в рамках среднего образования усиливают в нашей стране разрыв между школой и высокой культурой, которая приобретает все более элитарный характер, становится культурой для избранных.

· Сокращение численности учащихся привело к увеличению почасовой нагрузки школьных педагогов самых различных учебных дисциплин предметами музыкально-художественного цикла, что влияет на качество обучения. По предметам данного цикла во всей стране самый высокий процент учителей, не имеющих специализированного высшего художественного или художественно-педагогического образования. Это свидетельствует о том, что обучение ведут не специалисты в данной области.

· В школьном учебном процессе сегодня недостаточное внимание уделяется традиционной культуре, которая является важнейшей составной частью образовательно-воспитательного процесса. Обращение к этнокультурному наследию народов позволяет человеку сохранить собственное этническое сознание, этническую идентичность и быть восприимчивым, толерантным к другим культурам.

· Для реализации системного подхода в организации внедрения регионального этнокультурного компонента в настоящее время отсутствуют подготовка достаточного числа квалифицированных кадров, информационно-методическое сопровождение образовательного процесса необходимой литературой, методическими разработками, фонохрестоматийными, видео и медиаматериалами.

· Слабость и противоречивость имеющейся нормативной базы не обеспечивает в должной мере социальный статус системы художественного образования.

· Материально-техническая база большинства образовательных учреждений не соответствует современным требованиям осуществления художественно-эстетического образовательного процесса.

· Отток молодых специалистов в иные сферы деятельности происходит интенсивно по причине отсутствия карьерной мотивации, социальных гарантий, низкой оплаты труда.

 

Помимо вышеперечисленных проблем, характеризующих ситуацию в сфере художественно-эстетического образования в России, сформировались общемировые тенденции, негативно влияющие на ситуацию.

а) Процессы глобализации в культуре проявляются в тотальном влиянии и распространении массовой культуры.

б) Кризис духовных ценностей в обществах с технократическим вариантом образования и воспитания.

в) Коммерциализация сферы культуры, преобладание псевдо культурной продукции, ценность заменяется ценой.

 

Актуальность темы проекта

На протяжении всей истории человечества в самых различных странах постоянно и успешно доказывалось, что активное занятие музыкой, живописью, так же как и другими видами искусства, служит развитию творческих сил человека.

Последовательные представители тенденции гуманизации и гуманитаризации образования соотносят ее в самом общем виде с потребностью человечества в счастье, добре и красоте. В современном понимании образование как социальный институт должно способствовать вхождению, вживанию индивида в мир, в природную, духовно-культурную и социальную сферы, быть способом развития человеческой сущности в соответствии с современным историческим уровнем. В тоже время формирование цельного человека-личности признается первостепенной задачей образования.

Новая модель образования должна исходить из принципа опережения современной социально-экономической ситуации на основе главных тенденций развития человечества в XXI веке (концепция опережающего образования). Образование и культура должны переместиться в центр общественных интересов и приоритетов. Соответственно требуется новое понимание места и роли искусства во всех образовательных процессах. Несмотря на всеобщее признание значимости и важности роли искусства, реальные механизмы для реализации этого отсутствуют.

Уникальность и значимость искусства в образовательном пространстве ребенка связаны, в первую очередь, с тем, что оно развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру личности, пробуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Оно непосредственно направлено на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а не побочного результата. Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства в формировании духовных, нравственных качеств личности, в ее самопознании и самооценке, самовоспитании и саморазвитии.

Важно, что художественно-творческая деятельность школьников оказывает также благотворное действие на их психофизическое здоровье, развитие творческого потенциала в любой сфере их будущей профессиональной занятости.

Отмеченная актуальность художественно-эстетического образования подтверждает необходимость поиска новых направлений и методов разрешения имеющихся противоречий и новых проблем.

Одним из таких направлений является развитие системных связей сферы образования и сферы культурного производства, создание единого культурно-образовательного пространства. При этом речь должна идти не только о специальном, но и общем художественном образовании, о сближении высокой культуры и массовой школы. Это предполагает объединение усилий педагогов образовательных учреждений и самих мастеров культуры, включая прямое (в самых разнообразных формах) участие мастеров искусства в общеобразовательном процессе. Не менее важно активное участие в этом процессе родителей учащихся. Другими словами, речь идет о сотворчестве школьных педагогов, мастеров искусства, учащихся и их родителей.

Миссия проекта – содействие формированию единого культурно-образовательного пространства в Новосибирске и трансляции культурных ценностей на основе сотрудничества и сотворчества всех участников школьного образовательного процесса – учащихся, педагогов, мастеров искусства, родителей, структур управления в области образования и культуры.

Цели эксперимента трех лет в профессиональных выставочных залах МБУК «Городской центр изобразительных искусств» (ГЦИИ) «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся и молодежи через визуальное искусство» – организация в залах ГЦИИ процесса художественно-эстетического образования и воспитания учащихся и студентов с использованием новых форм и инновационных методик в интересах начальных, средних и старших возрастных групп образовательных учреждений; развитие сотрудничества учащихся, педагогов, родителей, мастеров искусства; реализация перспективно ориентированных проектов и рекомендаций главного управления образования г. Новосибирска:

- согласование программ проекта, отражающих интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей, с образовательными планами школ (дополнительный компонент);

- внедрение инновационных форм и методик художественно-эстетического образования, реализация гуманистических принципов сотворчества;

- социализация школьников через сотворчество учеников, родителей, педагогов в пространстве визуального искусства;

- воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей.

Общие задачи проекта:

- Формирование отношения учащихся к художественному образованию, как к особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой как для их личностного развития, так и для российского общества в целом.

- Воспитание у учащихся любви к прекрасному, обогащение их духовного мира, развитие творческих способностей, воображения, фантазии творческой самореализации, самовыражения.

- Формирование личностной ориентации в мире человеческой культуры, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

- Содействие целостному освоению мира в единстве научного и художественно-образного познания.

- Воспитание зрительской культуры, способности воспринимать образное содержание живописи в разных видах и жанрах изобразительного искусства.

- Развитие способностей освоения новых форм межкультурной коммуникации, трансляции культурных ценностей – общечеловеческих, этнических, групповых, личностных.

- Содействие осознанию роли понимания искусства и творческой самореализации для любой профессиональной деятельности.

- Активизации эстетических, художественно-творческих свойств и способностей личности применительно к практической деятельности.

- Приобщение учащихся к культуре, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.

- Формирование аналитического отношения к художественному творчеству, его темам и средствам выражения.

- Сближение общекультурного наследия (приобретающего в настоящее время элитарный характер) и массовой школы.

- Повышение уровня социальной значимости культуры и искусства.

- Развитие опережающего воспитания и обучения детей как субъектов решения актуальных и глобальных проблем будущего.

- Ориентация всех участников образовательного процесса на саморазвитие, самосовершенствование, умение рефлексировать свою деятельность.

Исходные положения и принципы реализации концепции:

· Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.

· Теоретическое художественное образование содействует развитию природных задатков, творческого потенциала учащихся; развитию образного и ассоциативного мышления, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности; воспитание зрительской культуры, способности воспринимать образное содержание живописи в разных видах и жанрах изобразительного искусства.

· Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с их жизнью и социализацией, практикой обновления общества, процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников.

· Принцип индивидуального подхода и уважения к личности ребёнка сочетается с разумной требовательностью к нему.

· Принцип сотрудничества, сотворчества ориентирован на приоритет личности в процессе воспитания, на создание условий для её самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии, организация совместной жизнедеятельности взрослых и детей.

· Совместная деятельность учащихся, педагогов, родителей, мастеров искусства призвана способствовать развитию навыков человеческого общения, взаимопонимания, сопереживания и осознанию счастья творческого труда (Б. Неменский): Со-чувствие, Со-переживание, Со-участие, Со-гласие, Со-звучие, Со-дружество, Со-творчество.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.026 с.)