Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика проблемной ситуации. Суть проблемной ситуации в сфере художественно-эстетического образования
Суть проблемной ситуации в сфере художественно-эстетического образования обусловлена сложившимся несоответствием между актуальными потребностями школьников, установками государственной политики на модернизацию и системное развитие художественного образования, с одной стороны, и действительными условиями для их реализации – с другой стороны. Именно это несоответствие вызвало среди представителей мастеров искусства и педагогов активную дискуссию, включая критику по целому ряду проблем. К основным выводам дискуссии относятся следующие: · Учебные дисциплины художественно-эстетического цикла включены в стандарт общего образования, однако вынесены из «базисного» учебного плана. Это приводит к их сокращению, замещению другими предметами. В 2009-2010 учебном году в общеобразовательных школах произошло значительное сокращение часов, отведенных на дополнительное художественно-эстетическое образование. Специалисты отмечают, что их «выдавливание» из базисного учебного плана общего образования чревато катастрофическими последствиями в сфере эстетического и нравственного воспитания учащихся. · Распространение «остаточного принципа» в подходе к искусству к предметам художественного цикла привело в реальной практике к второстепенной роли предметов художественно-эстетического цикла в российской системе образования. Так, согласно предписаниям Минестерства образования и науки РФ по данным предметам сегодня отсутствует оценочная процедура. Это неизбежно предопределило заметное понижение личностно-ориентированного и социально-значимого статуса этих учебных предметов. · Абсолютизация критерия оценки качества преподавания художественно-эстетического цикла по количеству призовых мест на смотрах, фестивалях, конкурсах приводит к тому, что целевой группой образовательно-воспитательной деятельности педагога становится небольшая группа школьников. Это преимущественно одаренные школьники, уже занимающиеся в сфере дополнительного образования. Как следствие – исчезает прогрессивная идея массового охвата художественной и, в частности, музыкальной и изобразительной деятельностью всех детей («запоет школа – запоет народ», К.Д. Ушинский, «каждый класс – хор» Д.Б. Кабалевский).
· Расширение платных форм образования, низкий социальный статус художественного образования в рамках среднего образования усиливают в нашей стране разрыв между школой и высокой культурой, которая приобретает все более элитарный характер, становится культурой для избранных. · Сокращение численности учащихся привело к увеличению почасовой нагрузки школьных педагогов самых различных учебных дисциплин предметами музыкально-художественного цикла, что влияет на качество обучения. По предметам данного цикла во всей стране самый высокий процент учителей, не имеющих специализированного высшего художественного или художественно-педагогического образования. Это свидетельствует о том, что обучение ведут не специалисты в данной области. · В школьном учебном процессе сегодня недостаточное внимание уделяется традиционной культуре, которая является важнейшей составной частью образовательно-воспитательного процесса. Обращение к этнокультурному наследию народов позволяет человеку сохранить собственное этническое сознание, этническую идентичность и быть восприимчивым, толерантным к другим культурам. · Для реализации системного подхода в организации внедрения регионального этнокультурного компонента в настоящее время отсутствуют подготовка достаточного числа квалифицированных кадров, информационно-методическое сопровождение образовательного процесса необходимой литературой, методическими разработками, фонохрестоматийными, видео и медиаматериалами. · Слабость и противоречивость имеющейся нормативной базы не обеспечивает в должной мере социальный статус системы художественного образования. · Материально-техническая база большинства образовательных учреждений не соответствует современным требованиям осуществления художественно-эстетического образовательного процесса. · Отток молодых специалистов в иные сферы деятельности происходит интенсивно по причине отсутствия карьерной мотивации, социальных гарантий, низкой оплаты труда.
Помимо вышеперечисленных проблем, характеризующих ситуацию в сфере художественно-эстетического образования в России, сформировались общемировые тенденции, негативно влияющие на ситуацию.
а) Процессы глобализации в культуре проявляются в тотальном влиянии и распространении массовой культуры. б) Кризис духовных ценностей в обществах с технократическим вариантом образования и воспитания. в) Коммерциализация сферы культуры, преобладание псевдо культурной продукции, ценность заменяется ценой.
Актуальность темы проекта На протяжении всей истории человечества в самых различных странах постоянно и успешно доказывалось, что активное занятие музыкой, живописью, так же как и другими видами искусства, служит развитию творческих сил человека. Последовательные представители тенденции гуманизации и гуманитаризации образования соотносят ее в самом общем виде с потребностью человечества в счастье, добре и красоте. В современном понимании образование как социальный институт должно способствовать вхождению, вживанию индивида в мир, в природную, духовно-культурную и социальную сферы, быть способом развития человеческой сущности в соответствии с современным историческим уровнем. В тоже время формирование цельного человека-личности признается первостепенной задачей образования. Новая модель образования должна исходить из принципа опережения современной социально-экономической ситуации на основе главных тенденций развития человечества в XXI веке (концепция опережающего образования). Образование и культура должны переместиться в центр общественных интересов и приоритетов. Соответственно требуется новое понимание места и роли искусства во всех образовательных процессах. Несмотря на всеобщее признание значимости и важности роли искусства, реальные механизмы для реализации этого отсутствуют. Уникальность и значимость искусства в образовательном пространстве ребенка связаны, в первую очередь, с тем, что оно развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру личности, пробуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Оно непосредственно направлено на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а не побочного результата. Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства в формировании духовных, нравственных качеств личности, в ее самопознании и самооценке, самовоспитании и саморазвитии. Важно, что художественно-творческая деятельность школьников оказывает также благотворное действие на их психофизическое здоровье, развитие творческого потенциала в любой сфере их будущей профессиональной занятости. Отмеченная актуальность художественно-эстетического образования подтверждает необходимость поиска новых направлений и методов разрешения имеющихся противоречий и новых проблем. Одним из таких направлений является развитие системных связей сферы образования и сферы культурного производства, создание единого культурно-образовательного пространства. При этом речь должна идти не только о специальном, но и общем художественном образовании, о сближении высокой культуры и массовой школы. Это предполагает объединение усилий педагогов образовательных учреждений и самих мастеров культуры, включая прямое (в самых разнообразных формах) участие мастеров искусства в общеобразовательном процессе. Не менее важно активное участие в этом процессе родителей учащихся. Другими словами, речь идет о сотворчестве школьных педагогов, мастеров искусства, учащихся и их родителей.
Миссия проекта – содействие формированию единого культурно-образовательного пространства в Новосибирске и трансляции культурных ценностей на основе сотрудничества и сотворчества всех участников школьного образовательного процесса – учащихся, педагогов, мастеров искусства, родителей, структур управления в области образования и культуры. Цели эксперимента трех лет в профессиональных выставочных залах МБУК «Городской центр изобразительных искусств» (ГЦИИ) «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся и молодежи через визуальное искусство» – организация в залах ГЦИИ процесса художественно-эстетического образования и воспитания учащихся и студентов с использованием новых форм и инновационных методик в интересах начальных, средних и старших возрастных групп образовательных учреждений; развитие сотрудничества учащихся, педагогов, родителей, мастеров искусства; реализация перспективно ориентированных проектов и рекомендаций главного управления образования г. Новосибирска: - согласование программ проекта, отражающих интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей, с образовательными планами школ (дополнительный компонент); - внедрение инновационных форм и методик художественно-эстетического образования, реализация гуманистических принципов сотворчества; - социализация школьников через сотворчество учеников, родителей, педагогов в пространстве визуального искусства; - воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей. Общие задачи проекта: - Формирование отношения учащихся к художественному образованию, как к особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой как для их личностного развития, так и для российского общества в целом. - Воспитание у учащихся любви к прекрасному, обогащение их духовного мира, развитие творческих способностей, воображения, фантазии творческой самореализации, самовыражения. - Формирование личностной ориентации в мире человеческой культуры, эмоционально-эстетического восприятия действительности.
- Содействие целостному освоению мира в единстве научного и художественно-образного познания. - Воспитание зрительской культуры, способности воспринимать образное содержание живописи в разных видах и жанрах изобразительного искусства. - Развитие способностей освоения новых форм межкультурной коммуникации, трансляции культурных ценностей – общечеловеческих, этнических, групповых, личностных. - Содействие осознанию роли понимания искусства и творческой самореализации для любой профессиональной деятельности. - Активизации эстетических, художественно-творческих свойств и способностей личности применительно к практической деятельности. - Приобщение учащихся к культуре, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства. - Формирование аналитического отношения к художественному творчеству, его темам и средствам выражения. - Сближение общекультурного наследия (приобретающего в настоящее время элитарный характер) и массовой школы. - Повышение уровня социальной значимости культуры и искусства. - Развитие опережающего воспитания и обучения детей как субъектов решения актуальных и глобальных проблем будущего. - Ориентация всех участников образовательного процесса на саморазвитие, самосовершенствование, умение рефлексировать свою деятельность. Исходные положения и принципы реализации концепции: · Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. · Теоретическое художественное образование содействует развитию природных задатков, творческого потенциала учащихся; развитию образного и ассоциативного мышления, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности; воспитание зрительской культуры, способности воспринимать образное содержание живописи в разных видах и жанрах изобразительного искусства. · Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с их жизнью и социализацией, практикой обновления общества, процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников. · Принцип индивидуального подхода и уважения к личности ребёнка сочетается с разумной требовательностью к нему. · Принцип сотрудничества, сотворчества ориентирован на приоритет личности в процессе воспитания, на создание условий для её самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии, организация совместной жизнедеятельности взрослых и детей. · Совместная деятельность учащихся, педагогов, родителей, мастеров искусства призвана способствовать развитию навыков человеческого общения, взаимопонимания, сопереживания и осознанию счастья творческого труда (Б. Неменский): Со-чувствие, Со-переживание, Со-участие, Со-гласие, Со-звучие, Со-дружество, Со-творчество.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.026 с.) |