Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурно-развивающий потенциал визуального искусства: формирование «Собственного Я»
Одной из важнейших проблем и тем для специальных исследований, связанной с реализацией ФГОС РФ является потребность выработки объективного определения целого ряда понятий, тезисов, целей и установок. Среди социальных эффектов перечисляются, например, социальный «лифт», социальное равенство, гражданская идентичность и др. Однако объективное содержание перечисленных, как и многих других, терминов, остается далеко не однозначным, прозрачным и общепринятым. Существующие же абстрактные или идеализированные определения не способствуют эффективному решению конкретных задач школьного образования. К ряду понятий и задач, требующих конкретизации, относятся, например, «личностно-ориентированное развивающее образование», внутренняя позиция школьника, мотивация, моральные нормы, ценности и др. Системообразующее место в перечисленном ряду занимает, по нашему твердому убеждению, проблема формирования «собственного Я». Поколение современных детей вступает в мир, который характеризуется обвалом ценностей и жизненных смыслов, неопределенностью перспективных ориентиров. Ведущие мыслители ХХ века в самых разных формулировках высказывали однотипную мысль о том, что человек перестает себя чувствовать в новом мире как «дома». Динамичность социально-политических, экономических, духовных, локальных изменений на фоне процессов глобализации требует столь же динамичной адаптации человека к этим переменам. Одним из важнейших механизмов такой адаптации выступает идентификация во всех ее многочисленных вариантах и проявлениях. Смена и трансформация идентификаций конкретной личности выступает сегодня одним из приоритетных признаков процесса социализации. И если даже для взрослого человека кризисы идентичности выражаются в конфликте с окружающим миром, то вопросы идентификации детей становится многократно более сложной проблемой. Проблемой, которая не может сводиться к установке на социализацию ребенка, выраженную в общих определениях как приобщение к социуму, включение в общественную жизнь, привитие желаемых обществу черт и свойств, подготовка к выполнению социальных ролей и т.д. Значительно важнее и, несомненно, сложнее ставить и искать ответы на вопросы о том, например, о каком обществе и о каких социальных ролях идет речь. Для иллюстрации достаточно сослаться на такое типичное явление современного российского общества, как разрыв между «означающего и означаемого», который вызывает все более широкую практику «социальных инсценировок», «игровых идентификаций», жизни в условном наклонении «как если бы» (Л.Г. Ивонин, Ю.А. Разинов и др.). Отражением этого разрыва является сегодня, с одной стороны, осознание актуальности реконструкции «собственного Я», с другой стороны – появляются и широко распространяются феномены социального нарциссизма (самообольщения), «неподлинного существования» (М. Хайдеггер), «ультраячества» (Ю.А. Разинов) с соответствующей ультраманифестацией собственного Я (суперсовременный, супергерой, суперхит и т.д.).
Даже из выше изложенного можно сделать несколько взаимосвязанных выводов. Во-первых, отмеченные противоречия и сложности проблем идентификации, формирования личности и самореализации характерны также для любого школьного учреждения как социального института. Во-вторых, в образовании и воспитании детей необходимо учитывать реальное соотношение двух модусов современной культуры – «как если бы» и «как есть». В-третьих, в реализации и презентации «собственного Я» в современном обществе налицо тенденция нарциссизма, гипертрофированного чувства собственного значения, избыточная символическая активность, которая ведет к отчуждению от самого себя. В-четвертых, важнейшим критерием успешного образования и воспитания в школе, его «степени подготовленности к жизни» выступает устремленность выпускника к «подлинному существованию». Одним из эффективных направлений решения ряда сформулированных проблем выступает художественно-эстетическое образование (развитие) через искусство, которое осуществляется в виде конкретных проектов в МБУК г. Новосибирска «Городской центр изобразительного искусства». При разработке концепции художественно-эстетического развития школьников мы исходили из следующего ряда принципов и положений. 1) «Желания ребенка сперва проходят через зримого Другого. Именно здесь они бывают одобрены или получают осуждение, принимаются или отвергаются» (Ж. Лакан). При этом в этой зависимости от Другого кроется возможность отказываться от своего личного в «пользу» Другого, что может приводить к внутренним конфликтам Я. Именно поэтому отличительной особенностью реализуемой модели художественно-эстетического развития (воспитания) выступает диалог, со-трудничество, со-творчество учащихся, педагогов, родителей, мастеров искусства. 2) Для предупреждения возможных «катаклизмов собственного Я» ребенка мы опирались на выводы известного отечественного мыслителя М. Бахтина, который писал о необходимости преодолеть формальное тождество самосознания (я осознаю себя художником, пожарником, ученым) и собрать (утвердить) себя в единстве поступка. В данном случае таким поступком выступает выбор школьника в пользу занятий по визуальному искусству и диалога со всеми участниками проекта. 3) Визуальное искусство содействует развитию образного и ассоциативного мышления, фантазии, эмоционально-художественного восприятия действительности, творческого потенциала учащихся. Тесная связь художественно-эстетической деятельности с повседневной жизнью детей, формированием мировоззрения и духовности призваны выступать важными составляющими в самопрезентации «собственного Я» и ограждать от гипер - Ячества, иллюзорного нарциссизма. 4) Совместная деятельность учащихся, педагогов, родителей, мастеров искусства способствует развитию навыков межпоколенного общения, взаимопонимания, сопереживания, т.е. в конечном итоге формированию «собственного Я» каждого ребенка в творческом диалоге с Другими. 5) Акцентуация внимания на роли визуального искусства и творчества для любой будущей профессиональной деятельности содействует перспективному развитию «собственного Я» учащихся.
Эльвира Рудольфовна Барбашина Кандидат философских наук, доцент НГУ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.004 с.) |