Построение научно-методических основ экспериментальной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построение научно-методических основ экспериментальной деятельности



ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

По итогам деятельности

 

Городской межведомственной экспериментальной площадки

«Непрерывное духовное художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство»

 

Выпуск I

Уч. г.

 

 

Новосибирск 2013 г.

 

 

Информационный бюллетень. По итогам деятельности Городской межведомственной экспериментальной площадки «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство» (2012 / 2013 уч.г.). Выпуск 1. - Новосибирск, 2013. -103с.

Представлены результаты предварительного теоретико-методического осмысления деятельности городской сетевой межведомственной площадки за период 2012/2013 учебного года (первый год эксперимента). В методико-практическом ключе охарактеризованы апробируемые интегративные формы организации целостного воспитательно-дидактического процесса, определены основные стратегические линии и перспективные пути дальнейшего развёртывания экспериментально-поисковой работы, эффективного, системно-комплексного решения тех инновационных культурно-просветительских задач, которые изначально были выдвинуты перед участниками педагогического эксперимента. 

 

Редакционная коллегия:

Н.В. Сергеева,

И.В. Петрова,

Л.И. Боровиков (отв. ред.),

А. Г. Стома,

В.Д. Еськов

 

© Городской центр изобразительных искусств, 2013

Предисловие

Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Новосибирска «Городской центр изобразительных искусств» позиционирует себя, как площадка для синтеза творческих сил в сфере искусств городского всероссийского и международного масштаба. Это: художественные выставки, спектакли, литературные чтения, музыкальные вечера, творческие встречи и т.д.

Центр в своей работе применяет опыт мирового музейного сообщества в использовании собственных и привлеченных ресурсов для создания полихудожественного пространства.

Универсализация залов Центра позволяет помимо основной деятельности (художественные выставки) максимально эффективно использовать выставочные площади, как с точки зрения разнообразной театрально-концертной деятельности, так и при реализации в музейной среде просветительских проектов (дополнительное школьное образование).

В рамках информационно-просветительских проектов, реализуемых центром с 2010 года, в том числе ведется поиск эффективных путей, форм и методов сотрудничества с образовательными учреждениями города и области по художественно-эстетическому воспитанию учащихся. Накопленный опыт, его анализ и обобщение позволил нам в 2012 году получить статус межведомственной Городской экспериментальной площадки.

Прошедший учебный год, соответствующий первому этапу экспериментально-исследовательской деятельности, принёс нам немало поучительных выводов, наблюдений и размышлений, попытка системного научно-методического осмысления которых представлена на страницах настоящего бюллетеня. Безусловно, не всё, что нам хотелось, мы смогли в достаточно полной мере презентовать в данном издании, а то, что фактически удалось представить, не свободно от справедливого критического анализа. Тем не менее, наша основная цель – привлечение практических работников системы образования к совместному партнёрскому решению поставленных здесь актуальных художественно-педагогических проблем - может быть успешно достигнута с использованием предлагаемого пакета разработок, проектов и материалов. 

Для продуктивного педагогического сотрудничества со школой наш Центр предоставляет все свои ресурсы - как материально-технические, так и кадровые. С детьми работают профессиональные художники, которые в той или иной конкретной области визуального искусства имеют уже вполне определенный, самостоятельно приобретенный опыт работы. Для наших уважаемых педагогов, детей и их родителей,  мы предоставляем, прежде всего, наши выставочные залы. Мы убеждены: дети, попадая в специфическую музейную среду, приходя к нам в Центр, получают от этого особого рода эмоционально-развивающий заряд, который позволяет в систематически осуществляемом взаимодействии с художниками-профессионалами усилить у детей понимание того, что такое искусство и как «реально делают его настоящие художники». Разрабатывался этот проект также профессионалом в сфере психологии детского художественного восприятия. Координатором настоящего проекта является Ирина Владимировна Петрова – художественный руководитель отдела просветительских проектов нашего учреждения.

Почему мы вообще занялись этим проектом и почему он нас изначально заинтересовал? Дело в том, что в определённый момент становления культурно-просветительской деятельности нашего учреждения мы вдруг ясно осознали, что, если мы не воспитаем своего зрителя, то всем нам будет очень трудно работать, сложно будет дальше заниматься пропагандой изобразительного искусства. Здесь имеется в виду не только непосредственно наш Центр, но и в целом вся музейная среда нашего города и других городов России. Именно в данной среде необходимо настойчиво приучать молодое поколение к культуре восприятия стилистически и исторически разнообразных произведений искусства, и делать это надо в высшей степени профессионально, сотрудничая со школой, непосредственно помогая решать задачи её модернизации. Размышляя над первоначальными итогами проводимого межведомственного педагогического эксперимента (с участием управления культуры и главного управления образования мэрии г. Новосибирска), мы всё более убеждаемся, что выбрали правильное, наиболее перспективное направление поиска: именно такой вектор системно выстроенной работы реально поможет нашим детям, а так же всем Вам, уважаемые коллеги, творчески применять имеющийся в Городском центре изобразительных искусств методико-практический опыт.

 

Наталья Владимировна Сергеева,

директор МБУК города Новосибирска

«Городской центр изобразительных искусств»

Раздел I.

Из опыта работы  ГЦИИ

Начало нового тысячелетия отмечено глобальными изменениями во всех сферах жизни социума. Развитие постиндустриального общества было ознаменовано небывалым доселе возрастанием роли и места в обществе информации и знаний. Однако уже в настоящее время становится ясно, что обладание последними – не столько ключ к успешному развитию, сколько отправная точка: вплотную встаёт вопрос о применении информации и знаний, творческом их претворении в практику. На первый план выходит идея креативности. В массовый обиход сегодня достаточно уверенно входят понятия «творческие индустрии», «творческая экономика», «творческий класс». Для формирования креативного общества особенно важным в наши дни становится вопрос о воспитании собственно носителей, или субъектов творческого процесса.

Само понятие креативности достаточно широко и включает в себя много аспектов. Наиболее близким сфере художественного воспитания представляется трактовка понятия «творчество» как формы деятельности человека, направленной на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, и играющей важнейшую роль в формировании личности как общественного субъекта. Следовательно, значение воспитания креативной личности не подвергается сомнению. Примером внимания к данному аспекту является тот факт, что в начале июня 2013 года на расширенном заседании совета по вопросам образования города Новосибирска деятели образования и представители власти обсудили проект комплексной целевой программы «Воспитание креативной молодежи, формирование социальных лифтов и подготовка кадров для инновационной экономики города Новосибирска». Решить проблему подобного воспитания призваны многие общественные институты. Одним из аспектов этой деятельности является воспитание средствами искусства. Данное направление имеет, на наш взгляд, ряд существенных преимуществ.

Во – первых, искусство притягательно по своей природе. Во – вторых, даже скромные, но свои собственные достижения позволяют проявить творческое начало. В – третьих, воспитание творчеством изначально направлено на успех, чем создаёт ситуацию психологического комфорта. Наконец, в – четвёртых, вокруг соприкасающихся с искусством неизбежно формируется культурный континуум, творческий потенциал членов которого выше уровня потенциала не входящих в него.

Данный вид деятельности, безусловно, является естественным для многочисленных художественных, музыкальных школ, школ искусств, клубов и кружков. Однако все они имеют общую специфику, которая заключается в том, что это специальные образовательные центры, которые охватывают далеко не всех учащихся и для обучения в которых необходимо время, освоение программы, зачастую не отвечающей потребностям общекультурного развития (подчеркнём именно эту особенность), и, в конечном итоге, тем самым отторгают многих от постижения Прекрасного. Огромная часть детей и молодёжи остаётся непричастной к культуре прошлого и настоящего, поскольку углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла может похвастаться далеко не каждая общеобразовательная школа (в силу своей направленности, «специализации» и задач).

Наряду с этим, в современном мире наблюдается тенденция возрастания роли музеев, галерей и выставочных залов в формировании культурной политики. Это напрямую отвечает задачам создания креативного класса, или «предэлиты» (термин Ч. Лэндри). Не вызывает сомнения, что именно музеи, галереи и выставочные залы – идеальная среда для взращивания креативности молодого поколения, так как именно здесь восприятие различных видов искусств происходит наиболее естественно и – в комплексе. В самом деле, всё большую популярность приобретают концерты, поэтические вечера, творческие встречи и. т. п. в музеях, атмосфера которых способствует созданию необходимого впечатления от музыки, поэзии или танца. Для пришедших на такое мероприятие важнейшим становится именно контакт с художественными артефактами.

Не менее значимым становится привлечение будущих носителей культуры социума – школьников – к разнообразной деятельности в стенах музеев и галерей. Подчеркнём – именно разнообразной, позволяющей приобщаться к искусству как в активной (рисование, лепка, графический дизайн), так и в пассивной (встреча с художником, полемика, экскурсии) формах. Заметим, что «пассивная» форма – не более, чем оборот речи, поскольку трудно представить, что во время встречи с мастером искусств, дискуссий и диалогов с экскурсоводом ум воспринимающего находится в «спящем» режиме.

Именно такие разнообразные формы работы с учащимися общеобразовательных школ осуществляет на протяжении трех лет Городской Центр изобразительных искусств г. Новосибирска. Проведение экскурсий в выставочных залах ГЦИИ – часть проекта «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство», имеющего ярко выраженную просветительскую направленность. Эта форма деятельности – относительно новая для проекта, тем не менее, здесь уже можно обобщить ряд наблюдений и сделать определённые выводы.

Прежде всего, необходимо определить место экскурсии в общем перечне видов занятий в рамках проекта. Первоначально в нём преобладали именно активные (по нашей условной терминологии) формы, которые пользовались и пользуются у учащихся особой популярностью вследствие того, что здесь «краткосрочный» результат творческих художественно-педагогических усилий виден сразу, в конце занятия. С течением времени стало очевидным, что формат экскурсии опробовать в режиме эксперимента не менее полезно.

 С одной стороны, сам формат экскурсии (в данном случае, в галерею), традиционен. «Экскурсия – один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения… путем выхода из обычной обстановки как для непосредственного наблюдения и исследования …фактов культуры и быта и т. п., так и для наглядного ознакомления с определенными объектами (например, музей, выставка) по заранее определенному плану и, как правило, под специальным руководством» - свидетельствует Большая советская энциклопедия (1933 г.). С другой – этот формат необходимо наполнить актуальными темами.

 Экскурсия – по нашему замыслу – решает несколько задач. Важнейшими из них являются:

1.Образовательная.

Она заключается в знакомстве учащихся с творчеством современных художников и наследием прошлого. Достаточно регулярная смена экспозиций (см. Приложение 7) которую обеспечивает формат выставочных залов, позволяет ежемесячно менять темы экскурсий и предлагать учащимся новые темы для размышлений. Режим работы залов не предполагает адаптации экспозиций для различных категорий юных посетителей. Уровень представляемых на выставках работ также различен. Это – произведения а) мастеров разных поколений – от учащихся школ искусств до признанных мэтров; б) различных жанров – живописи, фотографии, прикладного искусства; в) монотематические – когда во всех залах представлено творчество одного художника либо художественного объединения, или несколько мини-экспозиций различной направленности, никак между собой не связанных. Всё это требует гибкого подхода применительно к разработке конкретных экскурсий.

 

2. Воспитательная.

Каждая экскурсия – это неповторимое взаимодействие с очень разными по возрасту, уровню культуры, воспитания, а также по жизненному опыту и интересам детьми и подростками. Поэтому важнейшей задачей здесь становится установление контакта с детско-юношеской аудиторией. Интерактивное общение – диалог – стало неотьемлемой составляющей экскурсий. Особенно ценным представляется, когда монолог экскурсовода естественно переходит в диалог с учащимися и педагогами. Этот вид деятельности не случайно носит название «Размышляя о…». Побудить к рефлексии – сверхзадача подобной экскурсии. Отдельного упоминания заслуживают вопросы, задаваемые учащимися в ходе знакомства с арт-объектами. Они нередко выходят за рамки искусствоведческой тематики. Так, например, ретроспектива фотографий известного немецкого фотографа Арно Фишера побудила старшеклассников к размышлениям на темы: «мультикультурализм современной Западной Европы», «толерантность», вызвала споры и дискуссию. Огромный интерес у учащихся младших классов вызвала экспозиция «Животные, занесённые в Красную книгу», «спровоцировав» на рассуждения о сохранении природных богатств и любви к «братьям нашим меньшим».

Ещё одним из аспектов воспитательной роли осуществляемой экскурсионной работы является проводимая очень ненавязчиво линия, направленная на воспитание культуры посещения выставок и других подобных мероприятий. Умение выстроить диалог с учащимися, ответить на любой, даже явно провокационно заданный вопрос, грамотно подобранные, яркие примеры и убедительные аргументы в споре – всё это исподволь воспитывает аудиторию без назидательности и прямолинейности. Возможно, именно это в конце концов несколько изменило формат экскурсий. Если самые первые из них проходили «от звонка до звонка» (заявленные 45 минут), то в конце года время значительно увеличилось. Так, после основной части, учащиеся охотно остаются в залах; они осматривают залы и нередко продолжают дискуссию с участием преподавателя и экскурсовода; таким образом, посещение залов занимает теперь до 80-90 минут, и посещение это весьма насыщено и плодотворно. Нередко в диалог «вступает» музыка, используемая в качестве фоновой и создающая в залах особую атмосферу.

 

3.Социальная.

Экскурсии, как правило, совпадают по времени с другими мероприятиями Центра. Поэтому нередко в рамках экскурсий происходит знакомство с находящимися в залах новосибирскими художниками, причём последние охотно вступают в диалог а равных с юной аудиторией, тем самым создавая прецедент профессионального общения и создавая у детей и подростков ощущение причастности к художественной жизни города.

Нельзя не сказать о том, что воспитательное значение подобных экскурсий имеет и более широкий спектр действия. Каждый из учащихся, приходящих на встречу с Прекрасным, неизбежно становится проводником полученных знаний – пусть даже на чувственном уровне - для окружающего социума. При этом совсем не обязательно передавать информацию вербально – хотя дети и подростки охотно делятся полученными впечатлениями с заинтересованной аудиторией, будь то родственники или сверстники. Важно подчеркнуть, что всякий непосредственно соприкоснувшийся с подлинным искусством человек меняется, становясь ближе к общегуманитарным ценностям.

 В конечном итоге, именно на решение таким образом сформулированной сверхзадачи был направлен экскурсионный вид деятельности, начало которому положено в рамках просветительского проекта Городского Центра изобразительных искусств г. Новосибирска.

Алла Геннадьевна Стома, музыковед,

 художественный руководитель, МБУК ГЦИИ

 

Наблюдение за работой.

Раздел III

Полемика вокруг искусства

«Точка роста - 2013»

Заключительный тур учебно-ролевой игры

Зал №3 МБУК ГЦИИ

 

В основу учебно-ролевой игры «Полемика вокруг искусства» положена коммуникативно-образовательная технология, ориентированная на состязание команд в эрудиции в области искусства, в культуре ведения дискуссии. В программе эксперимента данная игра позволяла выявить качество образовательного результата, достигнутого учащимися за период прошедшего учебного года.

Игра «Полемика вокруг искусства» по установившейся традиции проводится в три тура. Два первых тура имеют отборочный статус и осуществляются в общеобразовательный школах – участвующих в педагогическом эксперименте. В них задействованы подростки и старшеклассники, желающие принимать участие в такого рода интеллектуально-творческих соревнованиях. Затем в специальных отборочных турнирах (в 2013 году отборочные турниры состоялись 12,13,22 мая) от каждой школы выбирается самая сильная команда. Третий - итоговый, заключительный - тур проводится в выставочных залах Центра изобразительных искусств (в 2013 году он прошёл 27 мая).

 Общий состав участников заключительного тура, включая художников, которые в течение года занимались с детьми  (привлекаются к игре через специально проводимую жеребьевку), делится на две команды, которые, собственно говоря, и участвуют в игровой деятельности.

 

Ведущие I,II,III туров:

И.В. Петрова – художественный руководитель Отдела просветительских проектов ГЦИИ, координатор экспериментальной площадки;

В.Д. Еськов – менеджер Отдела просветительских проектов ГЦИИ, участник Экспериментальной площадки

 

Члены экспертного совета:

А.И. Таиров - ведущий эксперт, тренер-модератор заключительного III тура, профессиональный художник, член Союза художников РФ;

Л.И.Боровиков – научный консультант экспериментальной деятельности, кандидат педагогических наук, профессор, член Союза журналистов РФ;

А.Г. Стома – художественный руководитель, музыковед, участник Экспериментальной площадки

 

В 2013 году в командах заключительного тура  учебно-ролевой игры «Точка роста» приняли непосредственное участие школьники 8-х – 10-х классов МБОУ СОШ №58 (директор К.В. Клюх); МБОУ СОШ №90 с углубленным изучением предметов ХЭЦ (директор Т.А. Власова); МБОУ Гимназия №14 «Университетская» (директор Л.В. Судоргина); от преподавательского корпуса - А.Д. Шуриц, С.С. Мосиенко – профессиональные художники, члены Союза художников РФ; от учителей общеобразовательных школ Н.Ю. Пугачева – учитель литературы, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №58.

По регламенту игры, в самом её начале, все участники сформированных команд знакомились со следующими «Правилами игры»:

· Состав команд определяется из общего количества участников через жеребьевку.

· В каждой команде участники сообща определяют название и выбирают спикера команды.

· Полемика происходит вокруг спорных изречений мыслителей разных исторических эпох.

· Игра состоит из трех групп изречений, а в каждую группу изречений включается 2-3 изречения (на усмотрение ведущих).

· После предъявления спорного вопроса каждая команда сообща вырабатывает общую позицию по этому вопросу и ведёт подбор соответствующей аргументации. Эту работу команда должна выполнить за 7 мин.

· Все участники команды готовят к выступлению спикера. Спикер должен суметь выразить общую позицию команды в течение 1.5 мин.  

· Во время выступления спикера команда имеет право кратко дополнять выступление своего лидера либо помогая спикеру, либо самостоятельно высказывая свое дополнение (подняв руку). Ведущие решают, в какое время дать возможность высказать дополнение: во время выступления спикера либо после его выступления.

· После каждой группы изречений экспертный совет, пользуясь специально разработанными критериями, обсуждает работу команд. 

· По итогам трех этапов игры экспертный совет определяет команду-победителя (30 мин.)

· Победившей команде вручаются Сертификаты

· Специальные номинации определяет Экспертный совет.

 

Основные критерии оценки качества игры, которыми пользовались члены Экспертного совета:

· Насколько в содержательном плане была правомерна общая позиция команды.

· Степень аргументированности позиции команды.

· Оригинальность суждений.

· Эрудиция.

· Выразительность спикера.

· Активность участников команд.

· Культура поведения.

Спорные высказывания-цитаты, которые были предложены членам команд для дискуссионного обсуждения на заключительном III туре 27.05.2013 г.

 

«Искусство требует знаний».    

Бертольд Брехт

«Без чувства современности художник останется непризнанным».

Михаил Пришвин

«Высочайшее искусство состоит в том, чтобы скрывать его».

 Дени Дидро

«Искусное повторение уже не подражание»

 Елена Ермолова

Ниже мы приводим фрагмент стенограммы состоявшейся полемики вокруг двух спорных фраз-высказываний (из четырех предложенных к обсуждению).

«Искусство требует знаний»

(Бертольд Брехт)

(далее представлен только эпизод дискуссии, в котором «вступили в сражение» художники-профессионалы)

 

С.С. Мосиенко: «Саму сущность искусства наша команда рассматривает как состоящую из следующих двух частей: во-первых, это творчество, это вдохновение, это, так сказать, дар Божий, который изначально, от рождения дается человеку и, во-вторых, это ремесло, которым человек должен настойчиво овладевать, целенаправленно работая для этого изо дня в день. Наша команда в принципиальном плане считает, что следует говорить именно о «двухчастности» феномена искусства, к примеру, у конкретного художника в его опыте может быть приблизительно 90 % ремесла и остальное - творчество, вдохновение. Могут, конечно же, быть и другие пропорции этих основных компонентов».

А.Д. Шуриц: «Я выскажусь от имени нашей команды. Сразу замечу: наша команда поставлена в данной игре в весьма непростое положение, так как в составе нашей команды – большинство старших подростков, а не собственно старшеклассников – как должно было бы быть по общему замыслу игры. Тем не менее, мы выступим в развернувшейся полемике со своим аргументированным мнением. Оно следующее. Знания, конечно же, нужны – это – естественно, ведь, знания, по большому счёту,  нужны везде. Это – закон жизни. В искусстве же тоже нужны свои знания, но эти знания не механического, не рутинного, не зазубренного свойства, а знания, обязательно имеющие художественно-творческую наполненность».

А.И. Таиров: «Конечно, команда наших противников оказывается в достаточно трудном положении: ведь ей по правилам игры выпал жребий защищать тезис о том, что знания в искусстве не обязательны. Пытаться утверждать, что знания в искусстве не нужны, а ведь все мы ясно понимаем, что знания-то здесь нужны - необычайно трудно. Но наши соперники не использовали в своей аргументации один очень и очень важный козырь: ведь они могли привести в пример африканские танцы, где особые знания не применяются, но танцы завораживают своей чистотой, простотой, художественной выразительностью. Сверх того, еще один важный аргумент: художники «примитивисты», они ведь писали по наитию чувств и какому-то особому творческому вдохновению – не пользовались, так сказать, академическими знаниями, но ведь они – с художественной точки зрения - писали великолепно! К таким ярким художникам принадлежит, например, художник Нико Пиросмани. Наконец, ещё один важный ракурс дискутируемой нами проблемы. Украинская художница Мария Примаченко, например, взяла в руки кисть только в 70 лет, а её живописные работы и сейчас поражают наше воображение! Вам, друзья, по моему мнению, нужно было бы, представляя своё мнение, просто сконцентрироваться на духовной составляющей».

А.Д. Шуриц: «Участники нашей команды говорили о наитии, упоминали о духовности, о приоритете чувства»

А.И. Таиров: «Да, говорили, но примеры надо было приводить!»

А.Д.   Шуриц: «Что вы хотите – дети!»

А.И. Таиров: «На самом деле, я считаю, что каждая из команд сумела достаточно убедительно выразить свои соображения по предложенному спорному вопросу».

 

(Участники игры переходят к дискуссии

по следующему спорному высказыванию)

«Без чувства современности художник остается непризнанным»

(Михаил Пришвин)

«Спикер»: 1-й команды: «Мы пришли к выводу, что художник, что бы он не писал, всегда будет изображать свое время, именно в конкретное время, в котором живёт художник, его работы должны быть востребованы. Только при этом условии они будут действительно современными и сохранят свою значимость для будущих поколений. Наверняка и будущему поколению будет интересно узнать, что же происходило в XXI веке, как мы жили, как мы одевались, о чём думали, о чём мечтали. Много появится новых деталей, много изменится в жизни до тех будущих времен. Если человек умело изображает настоящее время - это более понятно современникам, если художник будет рассказывать о прошлом времени своим искусством, то это не будет так же легко понимаемым будущим поколениям. И в наше время, если много непонятных деталей в исторической картине, это делает её трудной для художественного понимания».

1-я команда (Дополнение к выступлению спикера): «Есть классическое и есть современное искусство. Реально мы все скорее пойдем на современное искусство, чем на классику, которая  всем изрядно надоела уже, всем как бы приелась. А будущим поколениям, вероятно, будет интересно наше искусство, но, конечно же, не настолько, как современное для них искусство».

А.И. Таиров: «Я бы хотел представить слово «спикеру» второй команды»

«Спикер» 2-й команды: «Мы не согласны с данным утверждением. В доказательство нашей альтернативной позиции мы используем следующий пример. Известная писательница Улицкая писала свои произведения в двух временах - в прошлом и современном. Читателям интересно читать ее книги, как бы черпая впечатления из того и из другого времени. Ведь из прошлого времени мы просто-напросто забываем мелкие события, какие-то мелкие колоритные штрихи. Мы, как правило, знаем только великие события. Наиболее крупные произведения, но что-то мелкое из прошлой жизни мы упускаем из виду.

Далее, в полемике своей мы акцентируем внимание участников игры на публику, которая, к примеру, состоит из людей от 40 лет и старше, а для этих людей, как известно, будут интересны иные идеи, иные художественные приобретения. Старшее поколение не всегда понимает молодое, а молодое - не всегда старшее, но классику понимает и старшее поколение и молодое, потому что классика - это классика – её, как таковую, понимают все культурно образованные люди».

Представитель 2-й команды. (Дополнение в части возражения по поводу непонимания новым поколением исторических произведений и тезиса - художники должны писать только про свое время): «В свое время Л.Н. Толстой в исторических своих произведениях описывал события, которые были за 60 лет до его жизни, и это было актуально в то время, когда он жил, более того, до сих пор мы читаем его историческую прозу и увлекаемся, эмоционально сопереживаем героям».

Дополнение со стороны 2-й команды: «Я хотела бы уточнить, что есть две различные категории потребителей искусства: взрослые и юношество. Если мы (юношество) напишем художественное произведение о том, как мы ходим на дискотеки, о том, какая у нас политика, вряд ли это произведение будет с интересом читать взрослое поколение, потому что оно наверняка там многое не поймет. Но есть такие художественные произведения, которые могут адекватно понимать как взрослые, так и студенчество, юношество. Молодёжь в целом.

Дополнение со стороны 1-й команды: « Я должна сказать, что искусство одно. История всегда актуальна. Это я говорю, несмотря на то, что, по условиям игры, я должна опровергать это спорное высказывание».

А.И. Таиров: «Спасибо за развернувшуюся полемику вокруг искусства, за ваши искренние, самостоятельные, продуманные высказывания. Очень интересно было слушать. Конечно, каждое утверждение исторически известной творческой личности очень субъективно. А, будучи изъятым из биографического, исторического и конкретного культурно-художественного контекста,  оно иногда звучит достаточно странно, даже парадоксально. Но замечательно у нас получилось то, что каждая из команд-участников смогла за столь короткое время найти доводы в пользу выдвинутых теоретических положений. Но ведь самое - то главное здесь, на мой взгляд, не было сказано… А главное - это тот специфический язык, которым говорит искусство. Если такой язык современен – он понятен. Если же он архаичен - то он уже требует каких-то дополнительных пояснений. Поэтому в искусстве, если мы говорим о современности, очень важен язык, на котором это искусство говорит».

Л.И. Боровиков (комментируя текст спорного утверждения): «В приведённой на экране фразе есть особо значимые для всех нас сегодня слова: «чувство современности». Каждый из нас, здесь присутствующих, может мысленно задать себе весьма сакраментальный вопрос: «Знакомо ли мне такое чувство современности?» Кто-то ответит при этом: «Нет, не знакомо, не задумывался даже об этом», а кто-то ответит: «Сомневаюсь». Могут быть, конечно же, и другие, ответы на данный вопрос. Потому что истинно глубинную суть «чувства современности» словом передать очень и очень трудно, но искусство может своими специфическими художественно-выразительными средствами, даже за предельно краткий момент нашей жизни это  сделать. Вот это-то столь таинственное «чувство современности», которое, пожалуй, сегодня всё ещё недоступно для научно-психологического анализа, всегда живет в нас, более того, всегда действует, а мы, почти не думая, пользуемся им в своих оценочных суждениях. Ещё раз повторю: «Словом это выразить невозможно, но искусство, и только искусство дает нам такой шанс. А вообще-то, по большому счёту, никто сегодня не может быть на сто процентов уверен, что произвольно, сознательно, самостоятельно, с пользой для себя, владеет чувством современности (в том числе в части художественного знания, стиля одежды, техники речи и др.)».

Реплика-комментарий со стороны 1-й команды:  «Наша команда говорила об объективной действительности, о той реальной действительности, в которой все мы живем сегодня. К фактам современной действительности, например, по нашему мнению, относится время, да, впрочем, поразмыслив, многое можно чего здесь отнести к действительности».

Л.И. Боровиков: «Тем более, если все это, в субъективном, внутреннем, личностно-психологическом плане, сопровождается чувством современности…»

С.С. Мосиенко (оппонирует): «Профессиональный художник, владея историческими знаниями, создает работы, которые нам дают представление об исторической эпохе, например, XVI, XVII,XVIII веков. Такие произведения очень сегодня востребованы и в России, и за рубежом. Причём этот художник, допустим, в жизни пусть даже эклектично одевается (как, впрочем, и все современные люди), но его исторически сконцентрированные знания потенциально очень и очень велики, я даже предполагаю, что это сегодня единственный человек, который, живя в нашем сегодняшнем мире, способен интеллектуально насыщенно, интересно, ярко, с помощью освоенной им системы художественных образов, представить нам исторически-достоверный материал».

А.И. Таиров: «Итак, мы закончили дискуссию?»

А.Д. Шуриц: «Подводя итог, обращу внимание всех присутствующих на серию картин нашего новосибирского художника Вадима Иванкина, около которых сидит команда наших оппонентов. На картинах изображены обнаженные модели. Спрошу вас: «Это современное искусство или не современное?» Мне очень интересно узнать на этот счёт мнение всех присутствующих, особенно профессионалов».

С.С. Мосиенко: «Очень современное искусство».

А.Д. Шуриц: «А ведь всего лишь написана обнаженная женская модель!»

С.С. Мосиенко: «Я в свое время провел художественно-атрибутивный эксперимент. К лицу Джоконды добавил современную одежду, прическу, и получилась абсолютно современная женщина. То есть там от образа Джоконды фактически ничего не осталось. То же самое можно сказать и о женском теле. Вспомним историю, мысленно поэкспериментируем. Древнегреческая мифология, рисунки XII, XIII, XIV веков, Эль Греко, Рубенс - пропорции тела, цвет кожи – обратите всё это на сегодняшний день… Традиционное классическое обнаженное тело женщины. Сегодня существует совсем другая эстетическая концепция. У нас, к примеру, сегодня стандарт «90-60-90», плохо это или хорошо? Да, нет, это, конечно же – всего лишь так называемые современные стандарты, сиюминутные прихоти быстротекущего времени».

А.И. Таиров: «Чтобы подвести итог под этой частью дискуссии, скажу - есть целая плеяда «Венер» и все они - красавицы. Если же мы посмотрим на типологию «Венер», то вы сразу же увидите, как она трансформируется во времени - Тициан, Веласкес... Я предлагаю всем присутствующим сегодня по возвращении домой зайти в Интернет. Набрать в поисковике – ««Венера» разных художников», и вы увидите – насколько по – разному люди писали красоту женского тела. А сейчас – решительно подводим черту под нашей дискуссией!

 Продолжим дальше нашу игру «Полемика вокруг искусства»».

 

Вопросы дискуссии

1. Является ли сегодня семья основным источником развития креативной, художественно одаренной личности.

2. Является ли губительным телевизуальное изображение для развития культуры художественного восприятия у ребенка, подростка, старшеклассника.

3. Можно ли сформировать привычку к систематическому общению человека с искусством через школу, без активного участия семьи.

4. Способен ли высокий художественно-эстетический вкус человека противостоять разрушительным тенденциям стандартизации личности? Если да, то при каких условиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.12 с.)