Характеристика проблемной ситуации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика проблемной ситуации



Суть проблемной ситуации в сфере художественно-эстетического образования обусловлена сложившимся несоответствием между актуальными потребностями школьников, установками государственной доктрины                  на модернизацию, системного развития художественного образования, с одной стороны, и реальными возможностями           их реализации – с другой стороны. Именно это несоответствие вызвало среди представителей мастеров искусства и педагогов активную дискуссию, включая критику по целому ряду проблем. Основными выводами дискуссии являются:

1) Учебные дисциплины художественно-эстетического цикла включены в стандарт общего образования, однако вынесены из «базисного» учебного плана. Это приводит к их сокращению, замещению другими предметами. В 2009-2010 учебном году в общеобразовательных школах произошло значительное сокращение часов, отведенных на дополнительное художественно-эстетическое образование. Специалисты отмечают, что «выдавливание» их из базисного учебного плана общего образования чревато катастрофическими последствиями в сфере эстетического и нравственного воспитания учащихся.

2) Распространение «остаточного принципа» в подходе       к учебным дисциплинам художественно-эстетического цикла обусловило их второстепенную роль в российской системе образования. Это предопределило заметное понижение личностно-ориентированного и социально-значимого статуса этих учебных предметов.

3) Абсолютизация количественных критериев (количество призовых мест на смотрах, фестивалях, конкурсах и другое) при оценке качества преподавания предметов художественно-эстетического цикла приводит к тому, что целевой группой образовательно-воспитательной деятельности педагога становятся преимущественно одаренные школьники, занимающиеся в сфере дополнительного образования. Как следствие – исчезает прогрессивная идея массового охвата художественной и, в частности, музыкальной и изобразительной деятельностью всех детей («…запоет школа – запоет народ»,        К.Д. Ушинский, «каждый класс – хор», Д.Б. Кабалевский).

4) Расширение платных форм образования, низкий социальный статус художественного образования усиливают       в разрыв между школой и высокой культурой, которая приобретает все более недоступный и/или элитарный характер.

5) Сокращение численности учащихся привело                       к необходимости увеличения почасовой нагрузки школьных педагогов различных учебных дисциплин. И, как правило, оно происходит за счет предметов музыкально-художественного цикла. Самый высокий процент учителей, не имеющих специализированного высшего художественного или художественно-педагогического образования, приходится на эти предметы.

6) Недостаточное внимание в школьном процессе уделяется народной художественной культуре, которая является важнейшей составной частью образовательно-воспитательного процесса. Обращение к этнокультурному наследию народов позволяет человеку сохранить собственное этническое сознание, этническую идентичность и быть восприимчивым, толерантным к другим культурам.

7) Реализация системного подхода во введении регионального этнокультурного компонента в настоящее время не возможна из-за отсутствия достаточного числа квалифицированных кадров, слабой разработанности информационно-методического сопровождения образовательного процесса необходимой литературой, методическими разработками, фонохрестоматийными, видео -          и медиаматериалами.

8) Слабость и противоречивость имеющейся нормативной базы не обеспечивает в должной мере социальный статус               и функционирование системы художественного образования.

9) Материально-техническая база большинства образовательных учреждений не соответствует современным требованиям осуществления образовательного процесса художественно-эстетического образования.

10) Имеет место отток молодых специалистов в иные сферы деятельности по причине отсутствия социальных гарантий, низкой оплаты труда.

Негативные тенденции современной проблемной ситуации         в сфере художественно-эстетического образования обусловлены также более общими проблемными контекстами мирового     и российского масштабов. Наиболее значимыми являются:

- глобализационные процессы, которые в культуре проявляются как тотальное влияние и распространение массовой культуры;

- кризис и периферийная роль духовных ценностей в социуме      с явно выраженным технократическим вариантом образования       и воспитания.

- коммерционализация сферы культуры и распространение псевдо-культурной продукции, разрушает нравственные идеалы, ценность заменяется ценой.

Актуальность. Приобщение к искусству в любой форме – занятие и слушание музыки, созерцание и создание живописного произведения, сочинение стихов и мелодий – способствует развитию гармоничной личности и творческих сил человека. Образование, как один из социальных институтов современности, должно способствовать вхождению, вживанию индивида в мир, в природную, духовно-культурную и социальную сферы, быть способом развития человеческой сущности в соответствии с современным историческим уровнем. Формирование целостного человека-Личности признается первостепенной задачей современного образования. Новая модель образования исходит из принципа опережения современной социально-экономической ситуации на основе главных тенденций развития человечества в XXI веке (концепция опережающего образования). Образование       и культура должны переместиться в центр общественных интересов и приоритетов. Соответственно этому, требуется новое понимание места и роли искусства во всех образовательных процессах.

Уникальность и значимость искусства в образовательном пространстве ребенка обусловлены тем, что оно развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту      в жизни и искусстве. Оно направлено непосредственно                на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а не побочного результата. Ни один школьный предмет       не может заменить роль искусства в формировании духовных, нравственных качеств личности, в ее самопознании                и самооценке, самовоспитании и саморазвитии.

Не менее важно, что художественно-творческая деятельность школьников оказывает благотворное действие на их психофизическое здоровье и на развитие творческого потенциала в любой сфере их будущей профессиональной занятости.

Отмеченная актуальность художественно-эстетического образования подтверждает необходимость поиска новых направлений и методов разрешения имеющихся противоречий и новых проблем.

Одним из таких направлений является развитие системных связей сферы образования и сферы культурного производства, создание единого культурно-образовательного пространства. Это предполагает не только специальное, но и общее художественное образование, сближение высокой культуры       и массовой общеобразовательной школы. Создание такого пространства возможно только при условии объединения усилий педагогов образовательных учреждений и самих мастеров культуры, включая прямое участие мастеров искусства в общеобразовательном процессе. Не менее важно активное участие в этом процессе родителей учащихся, представителей администрации школ и государственных органов образования.

***

Миссия – формирование единого культурно-образовательного пространства и трансляции культурных ценностей на основе сотрудничества и сотворчества всех участников школьного образовательного процесса – учащихся, педагогов, мастеров искусства, родителей, структур управления образованием и культурой.

Цели долгосрочного проекта (4-10 лет) Проект «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся и молодежи через визуальное искусство»:

– организация в залах и классах МБУК «Городской центр изобразительных искусств» процесса художественно-эстетического образования и воспитания школьников                    с использованием новых форм, инновационных методик                в интересах учащихся начальных, сред них и старших классов образовательных учреждений;

– развитие сотрудничества школьников, педагогов, родителей, мастеров искусства; реализация перспективно ориентированных проектов и рекомендаций главного управления образования г. Новосибирска:

– согласование программ проекта, отражающих интересы          и потребности учащихся, педагогов, родителей,                               с образовательными планами школ (дополнительный компонент);

– внедрение инновационных форм и методик художественно-эстетического образования, реализация гуманистических принципов сотворчества;

– социализация школьников через сотворчество учеников, родителей, педагогов в пространстве визуального искусства;

– воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей.

Общие задачи проекта (по отношению к учащимся):

- формирование особого отношения к художественному образованию, как к значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой как для их личностного развития, так          и для успешного функционирования российского общества;

- воспитание любви к Прекрасному, обогащение духовного мира, развитие творческих способностей, воображения, фантазии творческой самореализации, самовыражения;

- формирование личностно-ориентированной позиции в мире человеческой культуры, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- содействие целостному освоению мира в единстве научного и художественно-образного познания;

- воспитание зрительской культуры, способности воспринимать образное содержание в разных видах и жанрах изобразительного искусства;

- развитие способностей освоения новых форм межкультурной коммуникации, трансляции культурных ценностей – общечеловеческих, этнических, групповых, личностных;

- содействие осознанию роли понимания искусства                   и творческой самореализации для любой профессиональной деятельности;

- активизации эстетических, художественно-творческих свойств и способностей личности применительно                              к практической деятельности;

- приобщение учащихся к культуре, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

- формирование аналитического отношения                                к художественному творчеству, его темам и средствам выражения;

- сближение общекультурного наследия (приобретающего          в настоящее время элитарный характер) и массовой школы;

- повышение уровня социальной значимости культуры       и искусства;

- развитие опережающего воспитания и обучения детей как субъектов решения актуальных и глобальных проблем будущего;

- ориентация всех участников образовательного процесса          на саморазвитие, самосовершенствование, умение рефлексировать свою деятельность.

***

Теоретико-методологические основания и принципы реализации концепции:

1. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.

2. Теоретическое художественное образование содействует развитию природных задатков, творческого потенциала учащихся; развитию образного и ассоциативного мышления, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности; воспитанию зрительской культуры, способности воспринимать образное содержание живописи           в разных видах и жанрах изобразительного искусства.

Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с их жизнью и социализацией, практикой обновления общества, процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников.

4. Принцип индивидуального подхода и уважения                     к личности ребёнка сочетается с разумной требовательностью          к нему.

5. Принцип сотрудничества, сотворчества ориентирован          на приоритет личности в процессе воспитания, на создание условий для её самоопределения, самореализации                            и самодвижения в развитии, организация совместной жизнедеятельности взрослых и детей.

6. Совместная деятельность учащихся, педагогов, родителей, мастеров искусства способствует развитию навыков человеческого общения, взаимопонимания, сопереживания            и осознанию счастья творческого труда

7. Со-чувствие, Со-переживание, Со-причастность,             Со-участие, Со-гласие, Со-звучие, Со-дружество, Со-творчество.

 

***

Тематические направления учебного процесса:

1) Развитие способностей и опыта художественно-творческой практики учащихся в процессе сотворчества детей, родителей, педагогов, мастеров искусства (умения и навыки в области ёизобразительного искусства).

2) Формирование зрительской культуры, воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей          и зрителей (созерцание, восприятие, понимание, интерпретация, оценка изобразительного искусства).

3) Освоение теоретических и эмпирических знаний                    о художественном наследии, социальных и личностных функциях изобразительных искусств, роли творчества                       в жизнедеятельности человека, аргументации индивидуальных и групповых оценок произведений искусства.

Конкретизация тематических направлений в авторских программах:

Учащиеся:

· Практические занятия в группах (5-7 классы): мелки, воск, перо, уголь, пастель, акварельная живопись.

·  Мастер-классы (параллельно с практическими занятиями) с профильными художниками по живописи               и декоративно-прикладному искусству (5-7 классы).

· Мастер-классы с профильными художниками                  (8-9 классы).

· Теоретические занятия по истории отечественной               и мировой живописи, социальным функциям искусства, роли творчества в жизнедеятельности людей разных профессий. Тематика: искусство Запада и Востока; язык искусства без границ; живопись и экранное искусство; мода в истории живописи; структура и макетирование сайта; история дизайна интерьера; цветоведение и символика цвета в разных культурах; фитодизайн; живопись и религия в разных культурах; язык аллегорий, символов в живописи и др.

 

***

Педагоги:

· Практические курсы с мастерами искусства                          в соотнесенности с учебными курсами учащихся: пластилин, гелиевая ручка, перо, пастель и др.

· Мастер-классы и тренинги для школьных учителей                по согласованным темам о роли искусства во всех циклах учебных дисциплин, т.е. о роли и функциях искусства в его междисциплинарной преемственности).

· Теоретические и организационно-методические курсы: культура, искусство в отечественной и мировой истории; методика адаптации отечественных и зарубежных моделей художественно-эстетического образования и воспитания; обмен опытом, авторскими программами и методиками; принципы опережающего образования в художественно-эстетическом цикле учебных дисциплин в школе.

***

Родители:

· Теоретический просветительский курс по искусству             в отечественной и мировой истории.

· Практические курсы по живописи, декоративно-прикладному искусству.

· Совместные практические занятия родителей и учащихся по методике совместного творчества, ролевых игр – «ученик         в роли педагога», «родитель в роли ученика» и т.д.

· Организация «творческих мастерских» с участием школьников, родителей, педагогов, в том числе в форме совмещения отдыха и творческой деятельности (от 3 до 10 дней).

Общей целью авторских программ является создание неформальной дружеской атмосферы в процессе художественно-эстетического образования, развитие                      у школьников опыта формального и неформального общения     со взрослыми, освоение родителями навыков сотворчества              с учителями и детьми. Этому способствует:

· пространственное и временное со-присутствие                     на занятиях в ГЦИИ;

· единство целей: сотворчество в процессе художественно-эстетического образования;

· организация, управление, методически организованное обеспечение деятельности всех участников образовательного процесса;

· разделение функций, действий, операций учащихся, родителей, педагогов, мастеров искусства;

· наличие позитивных межличностных отношений.

 

***

Концепция и примерные программы выполняют следующие функции:

- информационно-содержательная – предложены основные цели, общая стратегия образования учащихся в рамках учебного процесса, предусмотрена возможность корректировки всеми участниками содержательно-тематической структуры образовательного процесса;

- методическая – ориентация учащихся и педагогов                   на сотворчество в определении методов и средств достижения цели и задач образования;

- планирующая – предусмотрено выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом              из этапов.

Целостность учебного процесса обеспечивается, во-первых, целевой ориентацией авторских программ изучения изобразительного искусства на:

· развити е художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

· воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

· освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; об образном языке изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

· овладение умениями и навыками оценки художественных достоинств произведений изобразительного искусства, типов изображения на плоскости и в объеме                  с натуры, по памяти, представлению, воображению; интерпретации и аргументации исторических и национальных особенностей изобразительного искусства в целом, отдельных произведений в частности;

· формирование устойчивого интереса                            к изобразительному искусству как способу творческого освоения мира по законам красоты; как пространству диалога между разными народами и поколениями.

Целостность учебного процесса обеспечивается, во-вторых, ориентацией авторских программ изучения изобразительного искусства на решение следующих задач:

Учебные:

- формировать комплексные знания, умения и навыки восприятия и интерпретации художественных произведений изобразительного искусства;

- научить грамотно разбираться в жанрах изобразительного искусств, в стилях изучаемых произведений;

- формировать самостоятельные взгляды и оценки учащихся по отношению к «культурной памяти» человечества.

Развивающие:

- развивать художественный интерес, творческую активность;

- развивать художественную память, историческое контекстуальное мышление;

- развивать художественное воображение.

Воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус;

- воспитывать бережное отношение к художественным ценностям;

- актуализировать внимание учащихся к мировой                        и национальной культуре изобразительного искусства;

- содействовать передаче духовных ценностей и традиций           от старшего поколения к младшему.

Практические:

- получить практические навыки самореализации                     в изобразительном искусстве, анализировать произведения, высказывать собственные суждения и их аргументировать, выражать свои впечатления по различным жанрам изобразительного искусства;

- сформировать навыки общения учащихся с произведениями изобразительного искусства;

- помочь учащимся ориентироваться в историческом пространстве художественной культуры;

- разнообразить организацию культурно-массового досуга.

***



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.065 с.)