Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика проблемной ситуации
Суть проблемной ситуации в сфере художественно-эстетического образования обусловлена сложившимся несоответствием между актуальными потребностями школьников, установками государственной доктрины на модернизацию, системного развития художественного образования, с одной стороны, и реальными возможностями их реализации – с другой стороны. Именно это несоответствие вызвало среди представителей мастеров искусства и педагогов активную дискуссию, включая критику по целому ряду проблем. Основными выводами дискуссии являются: 1) Учебные дисциплины художественно-эстетического цикла включены в стандарт общего образования, однако вынесены из «базисного» учебного плана. Это приводит к их сокращению, замещению другими предметами. В 2009-2010 учебном году в общеобразовательных школах произошло значительное сокращение часов, отведенных на дополнительное художественно-эстетическое образование. Специалисты отмечают, что «выдавливание» их из базисного учебного плана общего образования чревато катастрофическими последствиями в сфере эстетического и нравственного воспитания учащихся. 2) Распространение «остаточного принципа» в подходе к учебным дисциплинам художественно-эстетического цикла обусловило их второстепенную роль в российской системе образования. Это предопределило заметное понижение личностно-ориентированного и социально-значимого статуса этих учебных предметов. 3) Абсолютизация количественных критериев (количество призовых мест на смотрах, фестивалях, конкурсах и другое) при оценке качества преподавания предметов художественно-эстетического цикла приводит к тому, что целевой группой образовательно-воспитательной деятельности педагога становятся преимущественно одаренные школьники, занимающиеся в сфере дополнительного образования. Как следствие – исчезает прогрессивная идея массового охвата художественной и, в частности, музыкальной и изобразительной деятельностью всех детей («…запоет школа – запоет народ», К.Д. Ушинский, «каждый класс – хор», Д.Б. Кабалевский). 4) Расширение платных форм образования, низкий социальный статус художественного образования усиливают в разрыв между школой и высокой культурой, которая приобретает все более недоступный и/или элитарный характер.
5) Сокращение численности учащихся привело к необходимости увеличения почасовой нагрузки школьных педагогов различных учебных дисциплин. И, как правило, оно происходит за счет предметов музыкально-художественного цикла. Самый высокий процент учителей, не имеющих специализированного высшего художественного или художественно-педагогического образования, приходится на эти предметы. 6) Недостаточное внимание в школьном процессе уделяется народной художественной культуре, которая является важнейшей составной частью образовательно-воспитательного процесса. Обращение к этнокультурному наследию народов позволяет человеку сохранить собственное этническое сознание, этническую идентичность и быть восприимчивым, толерантным к другим культурам. 7) Реализация системного подхода во введении регионального этнокультурного компонента в настоящее время не возможна из-за отсутствия достаточного числа квалифицированных кадров, слабой разработанности информационно-методического сопровождения образовательного процесса необходимой литературой, методическими разработками, фонохрестоматийными, видео - и медиаматериалами. 8) Слабость и противоречивость имеющейся нормативной базы не обеспечивает в должной мере социальный статус и функционирование системы художественного образования. 9) Материально-техническая база большинства образовательных учреждений не соответствует современным требованиям осуществления образовательного процесса художественно-эстетического образования. 10) Имеет место отток молодых специалистов в иные сферы деятельности по причине отсутствия социальных гарантий, низкой оплаты труда. Негативные тенденции современной проблемной ситуации в сфере художественно-эстетического образования обусловлены также более общими проблемными контекстами мирового и российского масштабов. Наиболее значимыми являются: - глобализационные процессы, которые в культуре проявляются как тотальное влияние и распространение массовой культуры;
- кризис и периферийная роль духовных ценностей в социуме с явно выраженным технократическим вариантом образования и воспитания. - коммерционализация сферы культуры и распространение псевдо-культурной продукции, разрушает нравственные идеалы, ценность заменяется ценой. Актуальность. Приобщение к искусству в любой форме – занятие и слушание музыки, созерцание и создание живописного произведения, сочинение стихов и мелодий – способствует развитию гармоничной личности и творческих сил человека. Образование, как один из социальных институтов современности, должно способствовать вхождению, вживанию индивида в мир, в природную, духовно-культурную и социальную сферы, быть способом развития человеческой сущности в соответствии с современным историческим уровнем. Формирование целостного человека-Личности признается первостепенной задачей современного образования. Новая модель образования исходит из принципа опережения современной социально-экономической ситуации на основе главных тенденций развития человечества в XXI веке (концепция опережающего образования). Образование и культура должны переместиться в центр общественных интересов и приоритетов. Соответственно этому, требуется новое понимание места и роли искусства во всех образовательных процессах. Уникальность и значимость искусства в образовательном пространстве ребенка обусловлены тем, что оно развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Оно направлено непосредственно на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а не побочного результата. Ни один школьный предмет не может заменить роль искусства в формировании духовных, нравственных качеств личности, в ее самопознании и самооценке, самовоспитании и саморазвитии. Не менее важно, что художественно-творческая деятельность школьников оказывает благотворное действие на их психофизическое здоровье и на развитие творческого потенциала в любой сфере их будущей профессиональной занятости. Отмеченная актуальность художественно-эстетического образования подтверждает необходимость поиска новых направлений и методов разрешения имеющихся противоречий и новых проблем. Одним из таких направлений является развитие системных связей сферы образования и сферы культурного производства, создание единого культурно-образовательного пространства. Это предполагает не только специальное, но и общее художественное образование, сближение высокой культуры и массовой общеобразовательной школы. Создание такого пространства возможно только при условии объединения усилий педагогов образовательных учреждений и самих мастеров культуры, включая прямое участие мастеров искусства в общеобразовательном процессе. Не менее важно активное участие в этом процессе родителей учащихся, представителей администрации школ и государственных органов образования. *** Миссия – формирование единого культурно-образовательного пространства и трансляции культурных ценностей на основе сотрудничества и сотворчества всех участников школьного образовательного процесса – учащихся, педагогов, мастеров искусства, родителей, структур управления образованием и культурой.
Цели долгосрочного проекта (4-10 лет) Проект «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся и молодежи через визуальное искусство»: – организация в залах и классах МБУК «Городской центр изобразительных искусств» процесса художественно-эстетического образования и воспитания школьников с использованием новых форм, инновационных методик в интересах учащихся начальных, сред них и старших классов образовательных учреждений; – развитие сотрудничества школьников, педагогов, родителей, мастеров искусства; реализация перспективно ориентированных проектов и рекомендаций главного управления образования г. Новосибирска: – согласование программ проекта, отражающих интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей, с образовательными планами школ (дополнительный компонент); – внедрение инновационных форм и методик художественно-эстетического образования, реализация гуманистических принципов сотворчества; – социализация школьников через сотворчество учеников, родителей, педагогов в пространстве визуального искусства; – воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей. Общие задачи проекта (по отношению к учащимся): - формирование особого отношения к художественному образованию, как к значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой как для их личностного развития, так и для успешного функционирования российского общества; - воспитание любви к Прекрасному, обогащение духовного мира, развитие творческих способностей, воображения, фантазии творческой самореализации, самовыражения; - формирование личностно-ориентированной позиции в мире человеческой культуры, эмоционально-эстетического восприятия действительности; - содействие целостному освоению мира в единстве научного и художественно-образного познания; - воспитание зрительской культуры, способности воспринимать образное содержание в разных видах и жанрах изобразительного искусства; - развитие способностей освоения новых форм межкультурной коммуникации, трансляции культурных ценностей – общечеловеческих, этнических, групповых, личностных;
- содействие осознанию роли понимания искусства и творческой самореализации для любой профессиональной деятельности; - активизации эстетических, художественно-творческих свойств и способностей личности применительно к практической деятельности; - приобщение учащихся к культуре, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; - формирование аналитического отношения к художественному творчеству, его темам и средствам выражения; - сближение общекультурного наследия (приобретающего в настоящее время элитарный характер) и массовой школы; - повышение уровня социальной значимости культуры и искусства; - развитие опережающего воспитания и обучения детей как субъектов решения актуальных и глобальных проблем будущего; - ориентация всех участников образовательного процесса на саморазвитие, самосовершенствование, умение рефлексировать свою деятельность. *** Теоретико-методологические основания и принципы реализации концепции: 1. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. 2. Теоретическое художественное образование содействует развитию природных задатков, творческого потенциала учащихся; развитию образного и ассоциативного мышления, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности; воспитанию зрительской культуры, способности воспринимать образное содержание живописи в разных видах и жанрах изобразительного искусства. Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с их жизнью и социализацией, практикой обновления общества, процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников. 4. Принцип индивидуального подхода и уважения к личности ребёнка сочетается с разумной требовательностью к нему. 5. Принцип сотрудничества, сотворчества ориентирован на приоритет личности в процессе воспитания, на создание условий для её самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии, организация совместной жизнедеятельности взрослых и детей. 6. Совместная деятельность учащихся, педагогов, родителей, мастеров искусства способствует развитию навыков человеческого общения, взаимопонимания, сопереживания и осознанию счастья творческого труда 7. Со-чувствие, Со-переживание, Со-причастность, Со-участие, Со-гласие, Со-звучие, Со-дружество, Со-творчество.
*** Тематические направления учебного процесса: 1) Развитие способностей и опыта художественно-творческой практики учащихся в процессе сотворчества детей, родителей, педагогов, мастеров искусства (умения и навыки в области ёизобразительного искусства).
2) Формирование зрительской культуры, воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей (созерцание, восприятие, понимание, интерпретация, оценка изобразительного искусства). 3) Освоение теоретических и эмпирических знаний о художественном наследии, социальных и личностных функциях изобразительных искусств, роли творчества в жизнедеятельности человека, аргументации индивидуальных и групповых оценок произведений искусства. Конкретизация тематических направлений в авторских программах: Учащиеся: · Практические занятия в группах (5-7 классы): мелки, воск, перо, уголь, пастель, акварельная живопись. · Мастер-классы (параллельно с практическими занятиями) с профильными художниками по живописи и декоративно-прикладному искусству (5-7 классы). · Мастер-классы с профильными художниками (8-9 классы). · Теоретические занятия по истории отечественной и мировой живописи, социальным функциям искусства, роли творчества в жизнедеятельности людей разных профессий. Тематика: искусство Запада и Востока; язык искусства без границ; живопись и экранное искусство; мода в истории живописи; структура и макетирование сайта; история дизайна интерьера; цветоведение и символика цвета в разных культурах; фитодизайн; живопись и религия в разных культурах; язык аллегорий, символов в живописи и др.
*** Педагоги: · Практические курсы с мастерами искусства в соотнесенности с учебными курсами учащихся: пластилин, гелиевая ручка, перо, пастель и др. · Мастер-классы и тренинги для школьных учителей по согласованным темам о роли искусства во всех циклах учебных дисциплин, т.е. о роли и функциях искусства в его междисциплинарной преемственности). · Теоретические и организационно-методические курсы: культура, искусство в отечественной и мировой истории; методика адаптации отечественных и зарубежных моделей художественно-эстетического образования и воспитания; обмен опытом, авторскими программами и методиками; принципы опережающего образования в художественно-эстетическом цикле учебных дисциплин в школе. *** Родители: · Теоретический просветительский курс по искусству в отечественной и мировой истории. · Практические курсы по живописи, декоративно-прикладному искусству. · Совместные практические занятия родителей и учащихся по методике совместного творчества, ролевых игр – «ученик в роли педагога», «родитель в роли ученика» и т.д. · Организация «творческих мастерских» с участием школьников, родителей, педагогов, в том числе в форме совмещения отдыха и творческой деятельности (от 3 до 10 дней). Общей целью авторских программ является создание неформальной дружеской атмосферы в процессе художественно-эстетического образования, развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми, освоение родителями навыков сотворчества с учителями и детьми. Этому способствует: · пространственное и временное со-присутствие на занятиях в ГЦИИ; · единство целей: сотворчество в процессе художественно-эстетического образования; · организация, управление, методически организованное обеспечение деятельности всех участников образовательного процесса; · разделение функций, действий, операций учащихся, родителей, педагогов, мастеров искусства; · наличие позитивных межличностных отношений.
*** Концепция и примерные программы выполняют следующие функции: - информационно-содержательная – предложены основные цели, общая стратегия образования учащихся в рамках учебного процесса, предусмотрена возможность корректировки всеми участниками содержательно-тематической структуры образовательного процесса; - методическая – ориентация учащихся и педагогов на сотворчество в определении методов и средств достижения цели и задач образования; - планирующая – предусмотрено выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов. Целостность учебного процесса обеспечивается, во-первых, целевой ориентацией авторских программ изучения изобразительного искусства на: · развити е художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; · воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; · освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; об образном языке изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; · овладение умениями и навыками оценки художественных достоинств произведений изобразительного искусства, типов изображения на плоскости и в объеме с натуры, по памяти, представлению, воображению; интерпретации и аргументации исторических и национальных особенностей изобразительного искусства в целом, отдельных произведений в частности; · формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству как способу творческого освоения мира по законам красоты; как пространству диалога между разными народами и поколениями. Целостность учебного процесса обеспечивается, во-вторых, ориентацией авторских программ изучения изобразительного искусства на решение следующих задач: Учебные: - формировать комплексные знания, умения и навыки восприятия и интерпретации художественных произведений изобразительного искусства; - научить грамотно разбираться в жанрах изобразительного искусств, в стилях изучаемых произведений; - формировать самостоятельные взгляды и оценки учащихся по отношению к «культурной памяти» человечества. Развивающие: - развивать художественный интерес, творческую активность; - развивать художественную память, историческое контекстуальное мышление; - развивать художественное воображение. Воспитательные: - воспитывать эстетический вкус; - воспитывать бережное отношение к художественным ценностям; - актуализировать внимание учащихся к мировой и национальной культуре изобразительного искусства; - содействовать передаче духовных ценностей и традиций от старшего поколения к младшему. Практические: - получить практические навыки самореализации в изобразительном искусстве, анализировать произведения, высказывать собственные суждения и их аргументировать, выражать свои впечатления по различным жанрам изобразительного искусства; - сформировать навыки общения учащихся с произведениями изобразительного искусства; - помочь учащимся ориентироваться в историческом пространстве художественной культуры; - разнообразить организацию культурно-массового досуга. ***
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.065 с.) |