Культурно-развивающий потенциал визуального искусства: формирование «Собственного «Я» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурно-развивающий потенциал визуального искусства: формирование «Собственного «Я»



Одной из важнейших проблем в специальных исследованиях, связанных с реализацией Федеральных Государственных Образовательных стандартов Российской Федерации, является отсутствие общепринятых определений целого ряда понятий, следовательно, сформулированных тезисов, установок, целей и задач. Среди положительных социальных эффектов реформирования школьной системы образования перечисляют: «социальный лифт», социальное равенство, социальную идентичность и другие. Содержание вышеперечисленных, как и многих других понятий, является многозначным, неясным в разных контекстах словоупотребления. Предлагаемые абстрактные или идеализированные «определения» не способствуют эффективному решению конкретных задач школьного образования.

К понятиям (задачам), которые требуют конкретизации             и выявления существенных признаков относятся: «личностно-ориентированное развивающее образование, внутренняя позиция школьника, мотивация, моральные нормы, ценности       и другие. Системообразующую роль и смыслообразуюшее место в перечисленном ряду занимает проблема формирования «собственного «Я».

Поколение современных детей вступает в мир, который характеризуется обвалом ценностей, разрушением традиционных жизненных смыслов, неопределенностью ориентиров. Ведущие мыслители ХХ и XXI веков сформулировали мысль о том, что человек перестает себя чувствовать в новом мире как «дома». Динамичность социально-политических, экономических, культурных, локальных изменений на фоне процессов глобализации предполагает столь же динамичную адаптацию человека к этим переменам. И одним из важнейших механизмов такой адаптации выступает идентификация во всех ее многочисленных вариантах и проявлениях. И если даже для взрослого человека кризисы идентичности выражаются в конфликте с окружающим миром, то вопрос идентификации детей становится еще более сложной проблемой. Проблемой, которая не может сводиться к установке на социализацию ребенка, выраженную в общих определениях: «приобщение к социуму», «включение в общественную жизнь», «привитие желаемых обществу черт и свойств», «подготовка          к выполнению социальных ролей» и т.д. Важнее и, несомненно, сложнее ставить и искать ответы на вопросы о том, например,          о каком обществе и о каких социальных ролях идет речь. Для иллюстрации достаточно сослаться на такое типичное явление современного российского общества, как разрыв «означающего и означаемого», который вызывает все более широкую практику «социальных инсценировок», «игровых идентификаций», жизни в условном наклонении «как если бы» (Л.Г. Ивонин, Ю.А. Разинов и др.). Отражением этого разрыва сегодня является,            с одной стороны, осознание актуальности реконструкции «собственного «Я», с другой стороны – то, что появляются и широко распространяются феномены социального нарциссизма (самообольщения), «неподлинного существования»                    (М. Хайдеггер), «ультраячества» (Ю.А. Разинов)                               с соответствующей ультраманифестацией собственного                  Я (суперсовременный, супергерой, суперхит и т.д.).

Из вышеизложенного вытекает ряд взаимосвязанных выводов. Во-первых, отмеченные противоречия и сложности проблем идентификации, формирования личности                         и самореализации характерны для любого школьного учреждения как социального института. Во-вторых,                        в образовании и воспитании детей необходимо учитывать реальное соотношение двух модусов современной культуры – «как если бы» и «как есть». В-третьих, в реализации                         и презентации «собственного «Я» в современном обществе налицо тенденция нарциссизма, гипертрофированного чувства собственного значения, избыточная символическая активность, которая ведет к отчуждению от самого себя. В-четвертых, важнейшим критерием успешного образования и воспитания            в школе, «степени подготовленности к жизни» выступает устремленность выпускника к «подлинному существованию». Одним из эффективных направлений решения ряда сформулированных проблем выступает художественно-эстетическое образование (развитие) через искусство, которое осуществляется в виде конкретных проектов в МБУК                    г. Новосибирска «Городской центр изобразительного искусства».

При разработке концепции художественно-эстетического, духовного развития школьников мы исходили из следующего ряда принципов и положений.

1) «Желания ребенка сперва проходят через зримого Другого. Именно здесь они бывают одобрены или получают осуждение, принимаются или отвергаются» (Ж. Лакан). При этом в данной зависимости от Другого кроется возможность отказываться от своего личного «в пользу» Другого, что может приводить к внутренним конфликтам «Я». Именно поэтому отличительной особенностью реализуемой модели художественно-эстетического развития (воспитания) выступает диалог, со-трудничество, со-творчество учащихся, педагогов, родителей, мастеров искусств.

2) Для предупреждения возможных «катаклизмов собственного «Я» ребенка мы опирались на выводы известного отечественного мыслителя М. Бахтина, который писал                    о необходимости преодолеть формальное тождество самосознания (я осознаю себя художником, пожарником, ученым) и собрать (утвердить) себя в единстве поступка.         В данном случае, таким поступком выступает выбор школьника в пользу занятий по визуальному искусству и диалог со всеми участниками проекта, его собственная реализация и творчество.

3) Визуальное искусство содействует развитию образного        и ассоциативного мышления, фантазии, эмоционально-художественного восприятия действительности, творческого потенциала учащихся. Тесная связь художественно-эстетической деятельности с повседневной жизнью детей, формированием мировоззрения и духовности призваны выступать важными составляющими в самопрезентации «собственного «Я» и ограждать от гипер-Ячества, иллюзорного нарциссизма.

4) Совместная деятельность учащихся, педагогов, родителей, мастеров искусства способствует развитию навыков межпоколенного общения, взаимопонимания, сопереживания, т.е., в конечном итоге, формированию «собственного «Я» каждого ребенка в творческом диалоге с Другими.

5) Акцентуация внимания на роли визуального искусства             и творчества для любой будущей профессиональной деятельности содействует перспективному развитию «собственного «Я» учащихся.

 

Эльвира Рудольфовна Барбашина

кандидат философских наук, доцент

Новосибирского государственного университета

***

Теоретико-методологические основания реализации городского межведомственного информационно-просветительского проекта «Художники – детям» («Непрерывное духовное художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство»)

 

Теоретико-методологической основой формирования, функционирования и развития проекта является концепция «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся и молодежи через визуальное искусство», разработанная в 2009 - 2010 гг. (автор – Эльвира Рудольфовна Барбашина, соавторы - Боровиков Л.И., Петрова И.В.) и адаптированная с учетом изменения федерального, локального законодательства в области образования в 2017 г.

Назначение: Духовно-воспитательное, организационное, учебно-методическое
Целевые учреждения: Основная общеобразовательная школа, Средняя (полная) общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, Профильная школа, Гимназия, Лицей
Учебные предметы: Визуальное искусство и другие виды творческой деятельности
Вид документа: Концепция, примерные направления деятельности
Уровни и ступени развития: Основное общее образование, Среднее (полное) общее образование, Профориентационная подготовка школьников
Целевые группы: Учащиеся –1-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы, 10 класс, 11 класс, художники, педагоги, родители
   

Описание организации

Муниципальное бюджетное учреждение культуры                   г. Новосибирска «Городской Центр изобразительных искусств», в дальнейшем именуемое – ГЦИИ, создано в соответствии               с Гражданским кодексом Российской Федерации на основании распоряжения мэра города Новосибирска от 25.05.2008 №9197-р «О создании муниципального бюджетного учреждения города Новосибирска «Городской центр изобразительных искусств».

Учредителем является город Новосибирск (Мэрия)

Место нахождения Учреждения: г. Новосибирск,                     ул. Свердлова, 13

Почтовый адрес: 630007, г. Новосибирск, ул. Свердлова, 13

Статус документа. Настоящий документ представляет собой концепцию и основные направления опережающего, инновационного развития, духовного, эстетического воспитания на принципах сотрудничества и сотворчества всех его участников – художников, учащихся, педагогов, родителей на базе профессиональных выставочных залов муниципального бюджетного учреждения культуры г. Новосибирска – «Городской центр изобразительных искусств» (далее ГЦИИ),           а так же в учреждениях дополнительного и общего образования.

В концепции сформулированы основные принципы                    и положения документа, обоснованы критерии оценки проблемной ситуации и прогнозирования ее развития, определены цель, задачи и приоритетные направления                   их реализации в контексте региональной системы многоуровневого непрерывного образования.

Конкретизацией концепции выступает пакет документов, включающий проекты и примерные программы (авторские мини - программы и общие программы), в которых обосновываются способы, технологии, методики, мероприятия (учебные занятия) реализации концепции.

Основные понятия документа: художественно-эстетическое образование и воспитание, духовно-нравственное воспитание, качество образования, педагогические принципы сотворчества и сотрудничества, принципы опережающего образования.

Документальные основания. С одержание и структура настоящего документа подготовлены с учетом рекомендаций         и предписаний Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в российской Федерации на 2008-2015 годы от 25 августа 2008 г. N 1244-р, проекта Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», ФГОС ООО. Учтены также материалы документов Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Международного Десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты (2001-2010 гг.), Генеральной Ассамблеи ООН – «Конвенция о правах ребенка», «Декларация о культуре мира», «Программа действий в области культуры мира» и др. Кроме этого, использован опыт работы по базовым и авторским программам художественно-эстетического образования отечественных и зарубежных образовательных учреждений, в том числе г. Новосибирска.          В данных документах сформулированы самые общие определения культуры, задачи культурно-художественного образования, инновационные установки для отечественных школ.

Для развития школьного образования особое значение имеет официальное признание в долгосрочном документе «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства                       в Российской Федерации на 2008-2015 годы» (от 25 августа 2008 г. № 1244-р) необходимости следующего: повышения роли предметов художественно-эстетического профиля в сфере общего образования; создания условий для получения художественного образования и приобщения к искусству                    и культуре всех групп населения, в особенности детей, подростков и молодежи; сохранения и развития сложившейся       в России уникальной системы образовательных учреждений дополнительного образования; поиска новых инновационных форм художественного образования.

 

***



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.009 с.)