Часть I . Из истории проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть I . Из истории проекта



ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

По итогам деятельности

 

Городской межведомственной инновационной площадки

«Непрерывное духовное художественно-эстетическое развитие (воспитание) обучающихся через визуальное искусство»

 

Уч. г.

 

 

Новосибирск

2019 г.

ББК 74.200.54 И74

Редакционная коллегия:

Э. В. Барбашина (отв. редактор), д-р филос. наук, проф., научный руководитель исследовательского направления работы отдела просветительских проектов МБУК ГЦИИ

 

И. В. Петрова, начальник отдела просветительских проектов, координатор исследовательского направления работы отдела, МБУК ГЦИИ

 

А. Г. Стома, художественный руководитель, МБУК ГЦИИ

 

Д. А. Ластушкина, менеджер отдела просветительских проектов, МБУК ГЦИИ

 

  И74 Информационный бюллетень. По итогам деятельности Городской межведомственной инновационной площадки «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство». — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2019. — 123 с. ISBN 978-5-87847-722-2

Представлены результаты теоретико-методического осмысления деятельности городской межведомственной инновационной площадки за период 2016/2019 уч. г. В методико-практическом ключе охарактеризованы апробируемые интегративные формы организации целостного воспитательного, развивающего процессов, определены основные стратегические линии и перспективы дальнейшего развертывания поисковой работы, эффективного, системно-комплексного решения тех инновационных культурно-образовательных, информационно-просветительских задач, которые изначально были выдвинуты перед участниками совместной инновационной проектной деятельности. Сборник является продолжением инновационной работы МБУК ГЦИИ периода 2013–2015 гг.

 

ББК 74.200.54

 

ISBN 978-5-87847-722-2 © Городской центр изобразительных искусств, 2019 © Издание. Издательство НИПКиПРО, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (Барбашина Э.В.)

 

Часть I. Из истории проекта

1.1. Проект: Практическое занятие «Встреча с Мастером» (Мосиенко С.С.).

1.2. Проект: «Графический дизайн» (Еськов В.Д.).

1.3. Проект: «Полемика вокруг искусства» (Петрова И.В.)

1.4. Международная научно-практическая конференция «Возможности  искусства  в  современном  образовании»                 (7-9 октября 2015г.)

 

Часть II. Методология

2.1. Культурно-развивающий потенциал визуального искусства: формирование «Собственного Я» (Барбашина Э.Р.)

2.2. Теоретико-методологические основания реализации городского межведомственного информационно-просветительского проекта «Художники – детям» («Непрерывное духовное художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство) (Барбашина Э.Р., Боровиков Л.И., Петрова И.В.)

 

Часть III. Интервью

3.1. Анализ экспертных интервью (Барбашина Э.В.)

3.2. Экспертные интервью

- Алпатова Кристина Владимировна, классный руководитель 8-го «А» класса, МБОУ Гимназия №14 «Университетская», г. Новосибирск.

- Белокобыльская Ольга Владимировна, преподаватель музыки и мировой художественной культуры, классный руководитель 9-го «Г» класса, куратор проекта «Художники-детям», МБОУ средняя общеобразовательная школа №197, г. Новосибирск.

- Вагнер Наталья Александровна, классный руководитель, тьютор 4-го «Б» класса, МБОУ Гимназия №14 «Университетская» г. Новосибирск.

- Дмитриенко Любовь Валерьевна, классный руководитель  8-го «В» класса, МБОУ Гимназия №14 «Университетская», г. Новосибирск.

- Исаева Елена Ивановна, учитель начальной школы, 1-го «А» класса, МБОУ Гимназия №14 «Университетская», г. Новосибирск.

- Катащук Надежда Николаевна, учитель начальной школы, 4-го «Г» класса, МБОУ средняя общеобразовательная школа №120, г. Новосибирск.

- Караваева Юлия Борисовна, учитель истории                                 и обществознания, классный руководитель 8-го «Б» класса, МБОУ средняя общеобразовательная школа №197, г. Новосибирск.

- Личная Ирина Анатольевна, учитель русского языка                      и литературы, классный руководитель 6-го «В» класса, МБОУ средняя общеобразовательная школа №197, г. Новосибирск.

- Надеждина Ирина Валентиновна, педагог дополнительного образования, руководитель студии Sеnd-Art (песочная графика, анимация, энкаустика, микс-медиа и др.), МБУДО «Дом детского творчества им. А.И, Ефремова».

- Пугачева Нина Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе, МБОУ средняя общеобразовательная школа №58.

- Слободян Джульетта Владимировна, классный руководитель         7-го инженерного класса, МБОУ Гимназия №14 «Университетская», г. Новосибирск.

- Туровская Евгения Валерьевна, классный руководитель         9-го «В» класса, МБОУ Гимназия №14 «Университетская», г. Новосибирск.

- Шалтыбина Мария Александровна, классный руководитель 5-го «А» класса, МБОУ Гимназия №14 «Университетская», г. Новосибирск.

 

Часть IV. Развитие проекта

4.1. Современный этап развития проекта (Барбашина Э.В.)

4.2. Выставка живописи и графики А. Беляева, В. Беляева, С. Беляева (Д.А. Ластушкина)

4.3. Экспериментальная художественно-образовательная выставка «Диалог культур» (И.В. Петрова)

 

ВВЕДЕНИЕ

Новосибирск – известный культурный, научный, промышленный, деловой центр современной России,                  в котором проживают более полутора миллионов человек.     В любимом городе живут близкие нам люди, дети ходят                 в детские сады и школы. Для нас, живущих в Новосибирске, важно, чтобы он с каждым годом становился все более красивым, благоустроенным и комфортным для проживания. Важно, чтобы в нем происходили яркие и запоминающиеся события, насущно важные для духовного, эстетического, интеллектуального развития каждого.

Необходимым условием этого выступают учреждения культуры и искусства: музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, дома и дворцы культуры. Одним из таких учреждений является муниципальное бюджетное учреждение культуры города Новосибирска «Городской центр изобразительных искусств» (ГЦИИ). Он был создан в соответствии                            с Гражданским кодексом Российской Федерации на основании распоряжения мэра города Новосибирска от 25.05.2008 №9197-р «О создании муниципального бюджетного учреждения культуры города Новосибирска «Городской центр изобразительных искусств»».

Изначально основная цель ГЦИИ заключалась в том, чтобы поддерживать и развивать интерес новосибирцев                              к изобразительному искусству. Постепенно, по мере развития своей деятельности, Центр изобразительного искусства стал «местом притяжения» творческих событий, местом встреч профессиональных деятелей искусства и людей, интересующихся культурой и искусством.

В настоящее время Центр функционирует не только как стандартное учреждение культуры и искусства.                       В соответствии со своим названием Центр «притягивает» разнообразные события, охватывающие практически все области искусства. В нем проводятся музыкальные вечера, спектакли, художественные выставки, творческие встречи, городские праздники, арт-события, конференции, открытые творческие мастерские и многое, многое другое …

Этот - далеко не полный - список событий, на которые Центр собирает жителей Новосибирска и гостей города, свидетельствует об их востребованности и популярности. Высокая посещаемость разнообразных мероприятий, проводимых        в Центре, обусловлена, во-первых, высоким профессионализмом специалистов и представителей творческих профессий, которые являются организаторами, ведущими             и участниками происходящего в Центре. Во-вторых, она свидетельствует о стремлении жителей Новосибирска и гостей города приобщиться к вечным, непреходящим ценностям,                  их заинтересованности и вкусе.

Решение вопроса о взаимосвязи «мира вечных ценностей»        и «духовно-эстетических ценностей молодого поколения» является актуальным в деятельности Центра искусств. Наряду        с другими организациями культуры и учреждениями образования, Центр изобразительных искусств разделяет ответственность за формирование «культурного облика» юных новосибирцев, за их духовно-эстетическое развитие. С учетом вышесказанного, в Городском центре изобразительных искусств был создан отдел просветительских проектов (культурно-образовательных, информационно-просветительских проектов). Его деятельность ориентирована на поиск и развитие эффективных форм, средств, путей, методов взаимодействия          с общеобразовательными учреждениями г. Новосибирска             с целью совместного духовно-эстетического воспитания подрастающего поколения.

Стратегическая цель, на достижение которой направлены усилия специалистов ГЦИИ: формирование культурно-образовательной среды и включение молодых поколений новосибирцев в нее. Эта сложная социально-воспитательная задача была решена и решается путем успешной проектной деятельности Городского центра изобразительных искусств       с учетом и использованием культурного потенциала г. Новосибирска. В рамках культурно-образовательной, информационно-просветительской деятельности у детей            и молодежи формируется позиция заинтересованного исследователя, творческого участника, позиция личной ответственности за происходящее и создаваемое, а также осознанное отношение к прошлому, настоящему и будущему.

 

***

Конкретным способом решения данной проблемы выступает городской межведомственный информационно-просветительский проект «Непрерывное духовное художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство». Краткое название проекта - «Художники - детям». Проект в своем развитии прошел четыре основных этапа, и в настоящее время осуществляется переход     к пятому этапу.

Начиная с 2010 г., была проведена большая             методическая и организационная работа по подготовке                                     к осуществлению культурно-образовательных, информационно-просветительских проектов, направленных                             на художественно-эстетическое, духовное воспитание учащихся. Она включала концептуализацию теоретико-методологических основ сотрудничества между Центром изобразительных искусств и образовательными учреждениями Новосибирска. Следующим этапом был запуск «мини-программ», апробирование и корректировка первых реализуемых проектов. Важной составляющей подготовительного этапа работы было «выстраивание» продуктивных взаимоотношений между образовательными, творческими и административными структурами г. Новосибирска, конкретизация и правовое обеспечение способов взаимодействия.

Проект «Непрерывное духовное художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство» изначально был ориентирован на решение городских,  региональных, межрегиональных и общероссийских задач.

На общероссийском уровне проект способствует преодолению культурно-нравственного кризиса, формированию общечеловеческих нравственных ценностей, содействует оптимизации художественно-эстетического образования        и воспитания в образовательном процессе по стандартам общего образования второго поколения.

На межрегиональном – инициирует и активизирует межрегиональное сотрудничество педагогов, мастеров искусства в процессе реализации непрерывного духовного        и эстетического воспитания молодого поколения.

На региональном уровне – проект способствует организации и взаимодействию представителей учреждений культуры       и образования, управленческих структур г. Новосибирска              и Новосибирской области в формировании единого культурно-образовательного пространства.

На городском уровне – проект формирует условия для художественно-эстетического развития, духовного воспитания учащихся как целостного открытого, динамичного процесса, способствующего формированию творческой личности, жизненной адаптации и профессиональной идентификации.

***

Основные этапы развития информационно-просветительского проекта «Художники-детям», осуществляемого отделом просветительских проектов МБУК города Новосибирска «Городской центр изобразительных искусств», следующие:

- Подготовительный этап: концептуализация проекта, разработка теоретико-методологических основ работы                     и взаимодействия между МБУК ГЦИИ и администрацией мэрии города Новосибирска (Управление культуры).

- Первый этап: начало реализации проекта – выстраивание партнерских отношений, в том числе, на основании Договора о сотрудничестве, с творческими организациями профессиональных художников, учреждениями дополнительного и общего образования.

- Второй этап: разработка и апробация авторских мини -программ, корректировка и адаптация их с учетом целей                 и первого опыта реализации городского, межведомственного, информационно-просветительского проекта «Художники - детям».

- Третий этап: расширение формата партнерских отношений МБУК ГЦИИ с творческими организациями, учреждениями культуры, дополнительного и общего образования. Инициация проекта «Художники - детям» на территории школ-партнеров (инициатива и ответственность директоров школ).

- Четвертый этап: деятельность опорной инновационной площадки «Культурно-образовательное агентство», которая включает деятельность следующих пилотных площадок:

- пилотная площадка «Школьная картинная галерея»,

МБОУ СОШ №197;

- пилотная площадка «Сетевое взаимодействие»,

МБОУ СОШ № 90 ХЭЦ;

- пилотная площадка «Школьное дизайн-бюро»,

МАОУ «Образовательный центр «Горностай»;

Единство различных этапов в реализации информационно-просветительского проекта «Художники-детям» («Непрерывное духовное художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство») обеспечивается:

- единством целей, задач и проблем, на решение которых направлен проект;

- единой методологией, которая составляет основу реализации проекта;

-преемственностью и развитием конкретных форматов, программ, реализуемых в рамках проекта;


 

ЧАСТЬ I

Из истории проекта

 

Практическая реализация городского межведомственного, информационно-просветительского проекта «Художники-детям» начиналась с апробации авторских программ. С самого начала были определены следующие задачи:

– развитие творческих способностей и художественного опыта учащихся в процессе сотворчества детей, родителей, педагогов, мастеров искусства (умения и навыки изобразительного искусств);

– формирование зрительской культуры, воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей       и зрителей (созерцание, восприятие, понимание, интерпретация, оценка изобразительного искусства);

– освоение теоретических знаний о художественном наследии, социальных и личностных функциях изобразительного искусства, о роли творчества                                 в жизнедеятельности человека,

– формирование навыков аргументации (индивидуальной             и групповой) в интерпретации произведений искусства.

Апробация, анализ, корректировка краткосрочных авторских информационно-просветительских, культурно-образовательных проектов осуществлялась на основе соотнесения процесса             их реализации с целями, задачами, принципами и методами, отраженными в концепции реализации проекта. Авторы, реализующие свои проекты – высокопрофессиональные специалисты в области визуальных искусств г. Новосибирска. Каждый проект уникален и отражает личностно-значимый подход к искусству, творческий и профессиональный опыт его автора.

Далее приведены примеры двух авторских проектов: «Встреча с Мастером» (С.С. Мосиенко) и «Графический дизайн» (В.Д. Еськов)

***

Полемика вокруг искусства»

Наряду с реализацией авторских проектов и программ                в Центре изобразительных искусств большое внимание уделяется «искусству слова». Далее приведен сокращенный фрагмент стенограммы одной из программ проекта «Художники-детям» – учебно-ролевой игры «Полемика вокруг искусства» – в выставочных залах МБУК ГЦИИ. Цель – обсуждение высказывания: «Без чувства современности художник остается непризнанным» (Михаил Пришвин).

Участники:

15 Учащихся старших классов:

МБОУ СОШ№90 ХЭЦ; МБОУ СОШ№197; МБОУ СОШ№58

1-ая команда школьников - спикер ученица 10 класса Антонова Полина

2-ая команда школьников – спикер ученик 8класса Матвеев Данила

Эксперты:

Боровиков Л.И., эксперт игры, канд. пед. наук, проф. кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО                  г. Новосибирск:

Мосиенко С.С., эксперт игры, художник, график, живописец, член Союза художников России

Таиров А.И., эксперт игры, художник, член Союза художников России.

Шуриц А.Д., эксперт игры, художник-живописец, член Союза художников Росии.

 

«Без чувства современности художник остается непризнанным»

Михаил Пришвин

ЧАСТЬ II. МЕТОДОЛОГИЯ

Теоретико-методологические основания реализации городского межведомственного информационно-просветительского проекта «Художники – детям» («Непрерывное духовное художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство»)

 

Теоретико-методологической основой формирования, функционирования и развития проекта является концепция «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся и молодежи через визуальное искусство», разработанная в 2009 - 2010 гг. (автор – Эльвира Рудольфовна Барбашина, соавторы - Боровиков Л.И., Петрова И.В.) и адаптированная с учетом изменения федерального, локального законодательства в области образования в 2017 г.

Назначение: Духовно-воспитательное, организационное, учебно-методическое
Целевые учреждения: Основная общеобразовательная школа, Средняя (полная) общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, Профильная школа, Гимназия, Лицей
Учебные предметы: Визуальное искусство и другие виды творческой деятельности
Вид документа: Концепция, примерные направления деятельности
Уровни и ступени развития: Основное общее образование, Среднее (полное) общее образование, Профориентационная подготовка школьников
Целевые группы: Учащиеся –1-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы, 10 класс, 11 класс, художники, педагоги, родители
   

Описание организации

Муниципальное бюджетное учреждение культуры                   г. Новосибирска «Городской Центр изобразительных искусств», в дальнейшем именуемое – ГЦИИ, создано в соответствии               с Гражданским кодексом Российской Федерации на основании распоряжения мэра города Новосибирска от 25.05.2008 №9197-р «О создании муниципального бюджетного учреждения города Новосибирска «Городской центр изобразительных искусств».

Учредителем является город Новосибирск (Мэрия)

Место нахождения Учреждения: г. Новосибирск,                     ул. Свердлова, 13

Почтовый адрес: 630007, г. Новосибирск, ул. Свердлова, 13

Статус документа. Настоящий документ представляет собой концепцию и основные направления опережающего, инновационного развития, духовного, эстетического воспитания на принципах сотрудничества и сотворчества всех его участников – художников, учащихся, педагогов, родителей на базе профессиональных выставочных залов муниципального бюджетного учреждения культуры г. Новосибирска – «Городской центр изобразительных искусств» (далее ГЦИИ),           а так же в учреждениях дополнительного и общего образования.

В концепции сформулированы основные принципы                    и положения документа, обоснованы критерии оценки проблемной ситуации и прогнозирования ее развития, определены цель, задачи и приоритетные направления                   их реализации в контексте региональной системы многоуровневого непрерывного образования.

Конкретизацией концепции выступает пакет документов, включающий проекты и примерные программы (авторские мини - программы и общие программы), в которых обосновываются способы, технологии, методики, мероприятия (учебные занятия) реализации концепции.

Основные понятия документа: художественно-эстетическое образование и воспитание, духовно-нравственное воспитание, качество образования, педагогические принципы сотворчества и сотрудничества, принципы опережающего образования.

Документальные основания. С одержание и структура настоящего документа подготовлены с учетом рекомендаций         и предписаний Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в российской Федерации на 2008-2015 годы от 25 августа 2008 г. N 1244-р, проекта Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», ФГОС ООО. Учтены также материалы документов Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Международного Десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты (2001-2010 гг.), Генеральной Ассамблеи ООН – «Конвенция о правах ребенка», «Декларация о культуре мира», «Программа действий в области культуры мира» и др. Кроме этого, использован опыт работы по базовым и авторским программам художественно-эстетического образования отечественных и зарубежных образовательных учреждений, в том числе г. Новосибирска.          В данных документах сформулированы самые общие определения культуры, задачи культурно-художественного образования, инновационные установки для отечественных школ.

Для развития школьного образования особое значение имеет официальное признание в долгосрочном документе «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства                       в Российской Федерации на 2008-2015 годы» (от 25 августа 2008 г. № 1244-р) необходимости следующего: повышения роли предметов художественно-эстетического профиля в сфере общего образования; создания условий для получения художественного образования и приобщения к искусству                    и культуре всех групп населения, в особенности детей, подростков и молодежи; сохранения и развития сложившейся       в России уникальной системы образовательных учреждений дополнительного образования; поиска новых инновационных форм художественного образования.

 

***

Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с их жизнью и социализацией, практикой обновления общества, процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников.

4. Принцип индивидуального подхода и уважения                     к личности ребёнка сочетается с разумной требовательностью          к нему.

5. Принцип сотрудничества, сотворчества ориентирован          на приоритет личности в процессе воспитания, на создание условий для её самоопределения, самореализации                            и самодвижения в развитии, организация совместной жизнедеятельности взрослых и детей.

6. Совместная деятельность учащихся, педагогов, родителей, мастеров искусства способствует развитию навыков человеческого общения, взаимопонимания, сопереживания            и осознанию счастья творческого труда

7. Со-чувствие, Со-переживание, Со-причастность,             Со-участие, Со-гласие, Со-звучие, Со-дружество, Со-творчество.

 

***

Тематические направления учебного процесса:

1) Развитие способностей и опыта художественно-творческой практики учащихся в процессе сотворчества детей, родителей, педагогов, мастеров искусства (умения и навыки в области ёизобразительного искусства).

2) Формирование зрительской культуры, воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей          и зрителей (созерцание, восприятие, понимание, интерпретация, оценка изобразительного искусства).

3) Освоение теоретических и эмпирических знаний                    о художественном наследии, социальных и личностных функциях изобразительных искусств, роли творчества                       в жизнедеятельности человека, аргументации индивидуальных и групповых оценок произведений искусства.

Конкретизация тематических направлений в авторских программах:

Учащиеся:

· Практические занятия в группах (5-7 классы): мелки, воск, перо, уголь, пастель, акварельная живопись.

·  Мастер-классы (параллельно с практическими занятиями) с профильными художниками по живописи               и декоративно-прикладному искусству (5-7 классы).

· Мастер-классы с профильными художниками                  (8-9 классы).

· Теоретические занятия по истории отечественной               и мировой живописи, социальным функциям искусства, роли творчества в жизнедеятельности людей разных профессий. Тематика: искусство Запада и Востока; язык искусства без границ; живопись и экранное искусство; мода в истории живописи; структура и макетирование сайта; история дизайна интерьера; цветоведение и символика цвета в разных культурах; фитодизайн; живопись и религия в разных культурах; язык аллегорий, символов в живописи и др.

 

***

Педагоги:

· Практические курсы с мастерами искусства                          в соотнесенности с учебными курсами учащихся: пластилин, гелиевая ручка, перо, пастель и др.

· Мастер-классы и тренинги для школьных учителей                по согласованным темам о роли искусства во всех циклах учебных дисциплин, т.е. о роли и функциях искусства в его междисциплинарной преемственности).

· Теоретические и организационно-методические курсы: культура, искусство в отечественной и мировой истории; методика адаптации отечественных и зарубежных моделей художественно-эстетического образования и воспитания; обмен опытом, авторскими программами и методиками; принципы опережающего образования в художественно-эстетическом цикле учебных дисциплин в школе.

***

Родители:

· Теоретический просветительский курс по искусству             в отечественной и мировой истории.

· Практические курсы по живописи, декоративно-прикладному искусству.

· Совместные практические занятия родителей и учащихся по методике совместного творчества, ролевых игр – «ученик         в роли педагога», «родитель в роли ученика» и т.д.

· Организация «творческих мастерских» с участием школьников, родителей, педагогов, в том числе в форме совмещения отдыха и творческой деятельности (от 3 до 10 дней).

Общей целью авторских программ является создание неформальной дружеской атмосферы в процессе художественно-эстетического образования, развитие                      у школьников опыта формального и неформального общения     со взрослыми, освоение родителями навыков сотворчества              с учителями и детьми. Этому способствует:

· пространственное и временное со-присутствие                     на занятиях в ГЦИИ;

· единство целей: сотворчество в процессе художественно-эстетического образования;

· организация, управление, методически организованное обеспечение деятельности всех участников образовательного процесса;

· разделение функций, действий, операций учащихся, родителей, педагогов, мастеров искусства;

· наличие позитивных межличностных отношений.

 

***

Концепция и примерные программы выполняют следующие функции:

- информационно-содержательная – предложены основные цели, общая стратегия образования учащихся в рамках учебного процесса, предусмотрена возможность корректировки всеми участниками содержательно-тематической структуры образовательного процесса;

- методическая – ориентация учащихся и педагогов                   на сотворчество в определении методов и средств достижения цели и задач образования;

- планирующая – предусмотрено выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом              из этапов.

Целостность учебного процесса обеспечивается, во-первых, целевой ориентацией авторских программ изучения изобразительного искусства на:

· развити е художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

· воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

· освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; об образном языке изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

· овладение умениями и навыками оценки художественных достоинств произведений изобразительного искусства, типов изображения на плоскости и в объеме                  с натуры, по памяти, представлению, воображению; интерпретации и аргументации исторических и национальных особенностей изобразительного искусства в целом, отдельных произведений в частности;

· формирование устойчивого интереса                            к изобразительному искусству как способу творческого освоения мира по законам красоты; как пространству диалога между разными народами и поколениями.

Целостность учебного процесса обеспечивается, во-вторых, ориентацией авторских программ изучения изобразительного искусства на решение следующих задач:

Учебные:

- формировать комплексные знания, умения и навыки восприятия и интерпретации художественных произведений изобразительного искусства;

- научить грамотно разбираться в жанрах изобразительного искусств, в стилях изучаемых произведений;

- формировать самостоятельные взгляды и оценки учащихся по отношению к «культурной памяти» человечества.

Развивающие:

- развивать художественный интерес, творческую активность;

- развивать художественную память, историческое контекстуальное мышление;

- развивать художественное воображение.

Воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус;

- воспитывать бережное отношение к художественным ценностям;

- актуализировать внимание учащихся к мировой                        и национальной культуре изобразительного искусства;

- содействовать передаче духовных ценностей и традиций           от старшего поколения к младшему.

Практические:

- получить практические навыки самореализации                     в изобразительном искусстве, анализировать произведения, высказывать собственные суждения и их аргументировать, выражать свои впечатления по различным жанрам изобразительного искусства;

- сформировать навыки общения учащихся с произведениями изобразительного искусства;

- помочь учащимся ориентироваться в историческом пространстве художественной культуры;

- разнообразить организацию культурно-массового досуга.

***

Мониторинг проекта

К числу эффективных технологий организации и управления образованием относится мониторинг качества образования. Цель мониторинга – выявление эффективности образовательного процесса: позитивные изменения в личности ребенка и других участников процесса; формирование ключевых компетенций; выявление наиболее проблемных ситуаций учебного процесса; обобщение и распространение положительного опыт деятельности.

Основные задачи внутреннего мониторинга проекта:

1) Выявление базовых знаний учащихся, связанных                     с пониманием художественной культуры, конкретных исторических эпох и т.д. (на основе содержания школьных программ).

2) Определение уровня развития художественной культуры учащихся – от практических умений и навыков до творческой активности.

3) Выявление навыков восприятия произведений искусства и «прочтения культурных текстов».

4) Анализ умения аргументировать самостоятельное суждение об искусстве и культурных ценностей в целом.

5) Выявление индивидуальных интересов и способностей учащихся и их изменение в процессе обучения.

6) Изучение оценок учащимися программ обучения                         и учебных занятий.

7) Сбор предложений учащихся и педагогов                              по корректировке программ.

8) Соотнесение целей, задач проектной работы и результатов учебного процесса.

Заключение

Реализация настоящего проекта имеет ряд оснований для перспективного и долгосрочного развития: актуальность содержания, цели и задач; динамичность изменения образовательной системы и культуры в современном обществе; воспроизводство целевой группы; тесная связь функционального назначения проекта с задачами модернизации российского общества в целом.

Перспективная цель – создать тип образовательного учреждения, основанного на развивающейся парадигме. Это означает:

- максимальную адаптацию к учащимся с их индивидуальными особенностями учащихся, с одной стороны,  и гибкое реагирование на социокультурные изменения среды (Е.А. Ямбург);

- создание условий для максимальной реализации каждого учащегося как личности: образование – это помощь каждой личности в том, чтобы она полностью реализовала в себе человеческие качества (по А. Маслоу);

- создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника атмосферы, мотивацию успешности, постоянного продвижения вперед;

- формирование смыслового и художественно-эстетического отношения к миру. 

 

Перспективная задача – реализация модели «человека культуры», включающей следующие качества: художественную культуру личности, эмоционально-ценностное отношение                к произведениям искусства, художественный вкус, потребности, интересы, развитые творческие способности, высокую культуру общения.

В качестве критериев духовно-эстетической, коммуникативной компетенции и творческого потенциала учащихся в перспективе выступают:

- ориентация на самостоятельное, индивидуальное прочтение художественных образов и художественное самовыражение;

- активность и умение концентрации на поставленной задаче;

- готовность учащихся к совместному творчеству, диалогу          со сверстниками, педагогами, родителями, мастерами искусства;

- ориентация на завершенный положительный результат совместной деятельности;

- развитие потребности к самосовершенствованию                   и образованию «через всю жизнь».

 

***



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.131 с.)