Коррекционно-педагогическая деятельность в работе с детьми с ранним детским аутизмом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно-педагогическая деятельность в работе с детьми с ранним детским аутизмом



Аутизм – утрата контактов с окружающими, уход от действительности в свой внутренний мир. Термин был введен в 1912 г. швейцарским психиатром Э. Блейлером для обозначения особого состояния аффективной сферы и мышления, характеризующихся погруженностью индивида в мир собственных переживаний и находящегося в практически полной эмоциональной самоизоляции от окружающего мира.

Задачи психологии детей с РДА:

1. Разработка принципов и методов раннего выявления РДА

2. Рассмотрение вопросов дифференциальной диагностики, различение от сходных состояний, разработка принципов и методов психологической коррекции

3. Разработка психологических основ устранения дисбаланса между процессами обучения и развития детей

РДА в соответствии с международными стандартами характеризуется как общее расстройство развития или как обширное нарушение развития человека. Кроме того, РДА характеризуется неравномерным развитием некоторых психических функций.

Симптомы РДА:

· Невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни

· Крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными

· Недостаточность коммуникативного использования речи

· Отсутствие или недостаточность зрительного контакта

· Страх изменений в окружающей обстановке

· Непосредственные и отставленные эхолалии

· Стереотипные игры с неигровыми предметами

· Стереотипность в поведении

· Особые нарушения речевого развития

· Задержка развития «я»

· Клиническое проявление симптоматики не позднее двух-трех лет, нарушение способности к установлению эмоционального контакта

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты следующие критерии при определении аутизма:

1. Ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности

2. Качественные нарушения способности к общению

3. Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия

В зависимости от уровня эмоциональной регуляции аутизм может проявляться в разных формах:

1. Полная отрешенность от происходящего

2. Активное отвержение

3. Захваченность аутистическими интересами

4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми

На основании этих форм различают четыре группы детей с РДА, которые представляют собой разные ступени взаимодействия с окружающей средой и людьми (О. С. Никольский):

· Для детей первой группы характерны проявления состояния выраженного дискомфорта и отсутствие социальной активности. Главное – не иметь с социумом никаких точек соприкосновения.

· Для детей второй группы характерна повышенная избирательность в отношениях с социумом. Дети этой группы в наибольшей степени отягощены страхами, обнаруживают массу речевых и двигательных стереотипов. Для детей этой группы возможно неожиданное бурное проявление агрессии и самоагрессии.

· Детей третьей группы отличает сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Основная проблема таких детей в том, что созданная ими программа поведения не может быть приспособлена ими к гибко меняющимся обстоятельствам.

· У детей четвертой группы аутизм проявляется в наиболее легком варианте. На первый план выступает повышенная ранимость таких детей и тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия).

Лебединский В. В. и О. Н. Никольская при решении вопроса о патогенезе РДА исходят из положения Выготского о первичных и вторичных нарушениях развития:

· К первичным расстройствам при РДА относят повышенную сенсорную и эмоциональную чувствительность и слабость энергетического потенциала

· Ко вторичным расстройствам относят сам аутизм как уход от окружающего мира

В настоящее время принята медицинская классификация болезней, в которой аутизм рассматривается в группе «Общие расстройства психологического развития» - F84:

F84.0 – детский аутизм.

F84.01 – детский аутизм, обусловленный органическим заболеванием головного мозга.

F84.02 – детский аутизм вследствие других причин.

F84.1 – атипичный аутизм.

F84.11 – атипичный аутизм с умственной отсталостью.

F84.12 – атипичный аутизм без умственной отсталости.

F84.2 – синдром Ретта.

F84.3 – другое дезинтегративное расстройство детского возраста.

F84.4 – гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями.

F84.5 – синдром Аспергера.

F84.8 – другие общие расстройства развития.

F84.9 – общее расстройство развития, не уточненное.

Состояния, связанные с психозом, к РДА не относятся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.247 (0.008 с.)