Психологические особенности детей с недостатками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности детей с недостатками



Речевого развития

Логопедия – наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии являются нарушения речи.

Логопедия изучает людей, страдающих нарушениями речи – логопатов.

По возрасту логопатов выделяют:

· Дошкольная логопедия

· Школьная логопедия

· Логопедия подростков и взрослых

Задачи логопедии:

1. Изучение онтогенеза речевой функции при различных нарушениях

2. Определение симптоматики и степени проявления нарушений речи

3. Выявление динамики спонтанного направленного развития детей с нарушениями речевой функции, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности и психическое развитие.

4. Разработка методов первичной диагностики речевых расстройств

5. Систематизация речевых расстройств

6. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых расстройств

7. Разработка вопросов организации логопедической помощи

Таким образом, теоретический аспект логопедии – это изучение речевых расстройств и разработка научно-обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект логопедии – профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

Принципы логопедии:

· Системность

· Комплексность

· Принцип развития

· Деятельностный подход

· Общие дидактические принципы

· Принцип рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка

· Онтогенетический принцип

· Принцип учета симптоматики нарушения и его структуры

· Принцип обходного пути

Методы логопедического исследования:

1. Организационные методы

2. Эмпирические методы

3. Количественные и качественные методы

4. Интерпретационные методы

5. Логопедическое воздействие (педагогический процесс, в котором реализуются задачи коррекционного обучения и воспитания – коррекция и компенсация)

Причины речевого нарушения:

1. Позднее начало речи

2. Импрессивная речь опережает экспрессивную

3. Речь ребенка «страдает» множеством грамматических ошибок, ее фонетическое оформление недостаточно, трудно понять то, что ребенок говорит

4. Органические нарушения (поражение центрального или периферического отдела речевого анализатора)

5. Функциональные или психогенные причины (нарушение нейродинамики человека)

6. Социально-психологические причины

Педагогические основы логопедической науки были рассмотрены (изучены, разработаны) в работах Левиной Р.Е., Хватцева М.Е., Правдиной О.В. и др.

В отечественной логопедии используются две основные классификации нарушений речи:

1. Клинико-педагогическая. Все виды нарушений, согласно этой классификации, можно разделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная. Нарушения устной речи подразделяются на два типа:

· Расстройства фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениям произносительной стороны речи. Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:

w Голосообразования

w Темпоритмической организации высказывания

w Интонационно-мелодической организации

w Звукопроизносительной организации

Расстройства:

w Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненном речевом аппарате

w Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи

w Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения

w Дисфония – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата (нарушение голоса, сила и высота тембра, вокальные нарушения)

w Брадилалия – патологически замедленный темп речи

w Тахилалия – патологически ускоренный темп речи

w Заикание – нарушение темпа ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

· Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания. Представлены двумя видами:

w Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Это один из наиболее сложных дефектов речи, вследствие чего оказывается не сформирована речевая деятельность ребенка.

w Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга

ТУТ ПРОПУЩЕНО СПИШИ У АЛЛЫ

Нарушения в применении средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект):

1. Заикание

2. Проявление речевого негативизма



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.145 (0.005 с.)