И личностном развитии ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И личностном развитии ребенка



Норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту, полу и психосоциальному развитию.

Ориентация на норму важна на этапе выявления недостатков в развитии с целью определения специальной помощи.

Среднестатистическая норма – это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Ориентация на данную норму важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения и его выраженности.

Чем дальше какая-либо характеристика развития человека от зоны средних значений, тем с большим основанием можно квалифицировать данный случай как отклонение (кривая Гаусса).

Функциональная норма (индивидуальная норма развития) – любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека. В данном контексте следует признать, что достигнутое состояние только тогда можно назвать нормой, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность и удовлетворяет свои основные потребности.

Идеальная норма – это высший уровень функциональной нормы; оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях.

Критерии нормального развития человека:

1. Когда уровень его развития соответствует уровню развития большинства детей его возраста (среднестатистическая норма);

2. Когда ребенок развивается в соответствии с его собственным путем, который определяет развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и социального окружения;

3. Когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.

Условия нормального развития ребенка (А.Р. Лурия):

1. Нормальное физическое развитие и нормальная работоспособность соответственно нормальному тонусу нервных процессов;

2. Нормальная работа головного мозга и его коры;

3. Сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;

4. Систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в ДОУ, в общеобразовательной школе.

Общие закономерности психического развития детей в норме и патологии:

1. Цикличность психического развития;

2. Неравномерность психического развития;

3. Пластичность нервной системы;

4. Развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;

5. Соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития.

Таким образом, зная эти закономерности, можно продуктивно выявлять направления развития различных категорий детей с отклонениями.

Общие закономерности отклоняющегося развития (В.И.Лубовский):

1. Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

2. Трудность словесного опосредования;

3. Замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;

4. Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.

Важнейшим фактором возникновения вторичного дефекта является социальная депривация. Депривация – это психическое состояние, вызванное недополучением необходимого. Социальная депривация – нехватка связи с обществом.

Особое место в группе первичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект:

1. Реакция игнорирования

2. Вытеснение

3. Компенсация

4. Гиперкомпенсация

На личностном уровне компенсация выступает как защитный механизм личности, который заключается в интенсивном поиске приемлемой замены реальной или мнимой несостоятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.182 (0.006 с.)