Понятие психического дизонтогенеза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие психического дизонтогенеза



Психический дизонтогенез – это различные формы нарушений нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости.

Параметры дизонтогенеза (Лебединский):

1. Время и длительность воздействия повреждений (возрастная обусловленность дизонтогенеза). Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее будет недоразвитие психических функций.

2. Особенности функциональной локализации нарушения. Локальные формы отклоняющегося развития – это дефекты отдельных анализаторных систем. Системные формы – интеллектуальные нарушения

3. Межфункциональные взаимодействия, т.е. степень нарушения межфункциональных связей и иерархических координаций. Отставание в развитии никогда не носит равномерного характера: при общем повреждении нервной системы в первую очередь пострадают те функции, которые находятся в сензитивном периоде развития и обладают наибольшей неустойчивостью, а затем функции, связанные с поврежденной.

Причины эндогенного и экзогенного характера, которые приводят к возникновению дизонтогенеза:

1. К биологическим факторам (эндогенным), способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей относятся:

· Пренатальный период (до рождения):

w Инфекционные и вирусные заболевания (во время беременности);

w Хромосомно-генетические отклонения (наследственные или приобретенные);

w Венерические заболевания;

w Эндокринные заболевания;

w Несовместимость по резус-фактору;

w Алкоголизм, наркомания и пр.;

w Биохимические вредности;

w Кислородная недостаточность;

w Отклонения в соматическом здоровье матери;

w Патологическое протекание родовой деятельности, сопровождающееся травматизацией головного мозга;

· Натальный период:

w Асфиксия новорожденных и ее угроза;

w Травмы вследствие механического воздействия;

· Постнатальный (до трех лет):

w Мозговые травмы и тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;

w Хронические заболевания, начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте:

û Астма

û Диабет

û Заболевания крови

û Туберкулез

û Сердечно-сосудистые заболевания

û Другие заболевания

2. Экзогенные факторы.Основным проводником социальных явлений в пренатальный и натальный периоды развития ребенка является мать. Негативное воздействие социального окружения, стрессы, испуги, тревожные чувства, и т.п. В постнатальный период большую роль играет семья.

Основные проявления дизонтогенеза:

1. Ретардация (задержанное развитие) – запаздывание или приостановка всех сторон психического развития;

2. Акселерация (ускорение темпов развития);

3. Асинхрония (искаженное развитие) – диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.

Виды нарушений:

1. Общее психическое недоразвитие – это общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних, постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем.

2. Задержанное психическое развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на наиболее ранних возрастных этапах. Может быть вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, неблагоприятными условиями воспитания в период до трехлетнего возраста.

3. Поврежденное психическое развитие – связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств.

4. Дефицитарное психическое развитие – связано с первичной недостаточностью отдельных систем (зрения, слуха, речи, опорно-двигательной системы), а так же рядом инвалидизирующих соматических заболеваний

5. Искаженное психическое развитие – сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящее к ряду качественно новых патологических образований.

6. Дисгармоническое психическое развитие – врожденная (рано приобретенная) стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоциональной сфере.

Концепция психического онтогенеза (Лебединский):

1. Включает в себя отклонения по типу ретардации и дисфункции созревания:

· Общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость)

· Задержанное недоразвитие

2. Отклонения по типу повреждения

· Поврежденное развитие (органическая деменция) – слабоумие

· Дефицитарное развитие

3. Отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений

· Искаженное развитие (ранний детский аутизм)

· Дисгармоническое развитие (психопатия, акцентуации характера)

Классификация нарушений психического развития:

1. По типу общего стойкого недоразвития (умственная отсталость)

2. Дизонтогенез по типу задержанного развития (ЗПР)

3. Дизонтогенез по типу поврежденного развития (органическая деменция - слабоумие, возникающее в самый ранний период развития ребенка после рождения). Происходит распад уже сформировавшихся психических функций вследствие перенесенной нейроинфекции (менингит, энцефалит)

4. Дизонтогенез по дефицитарному типу развития (нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата)

5. Дизонтогенез по типу асинхроничного развития (аутизм)

6. Дизонтогенез по типу искаженного развития (девиантное поведение, психопатии, акцентуации характера)

Классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина:

1. Дети с нарушениями слуха:

· Глухие/неслышащие дети

· Слабослышащие (тугоухие) дети

Дети с нарушениями зрения:

· Слепые/незрячие дети

· Слабовидящие дети

2. Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития

3. Дети с нарушениями речи (логопаты):

· Дети с нарушениями устной речи

· Дети с нарушениями письменной речи

4. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

· Целебральный паралич

5. Дети с комбинированными дефектами

6. Дети с искаженным развитием

· Психопатия

· Дисгармония движений

Классификация М.А.Власовой и М.С.Певзнер:

1. Дети с сенсорной неполноценностью (слух, зрение, речь, опорно-двигательный аппарат, сенсомоторика)

2. Дети с астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями

3. Дети с психопатоподобными (психопатическими) формами поведения

4. Умственно отсталые дети

5. Дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, истерия, эпилепсия и др.)

Классификация О.Н.Усановой:

1. Дети с отклонениями развития в связи с органическими нарушениями

2. Дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью (педагогическая запущенность, социальная депривация и др.)

3. Дети с отклонениями в развитии на почве психических деприваций

Умственная отсталость

Умственная отсталость – это стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. Специфической особенностью при умственной отсталости является нарушение высших психических функций (мышление).

Причины возникновения умственной отсталости:

1. Наследственные заболевания (нарушения в строении и числе хромосом, заболевания ЦНС, и т.д.)

2. Патогенные факторы, воздействующие в пренатальный период (удары, ушибы, инфекционные заболевания, хронические заболевания и т.д.)

3. Нейроинфекции

4. Несовпадение по резус-фактору

5. Курение, наркотики, алкоголизм

6. Венерические заболевания

Классификация умственной отсталости по степени тяжести дефекта:

1. Дебильность (самая легкая степень) – коэффициент интеллекта составляет 50-70 баллов. Эти дети обучаемы, самостоятельно себя обслуживают, способны использовать речь, но у них имеются затруднения в сфере школьной успеваемости (чтение, письмо), практически не сформировано абстрактное мышление, в большинстве случаев у них механическая память (отсутствие логической). Они способны к неквалифицированному и малоквалифицированному труду и обучаются в школах VIII вида.

2. Имбецильность (умеренная степень) – коэффициент интеллекта составляет 35-49 баллов. Главная черта этих детей – неспособность к самостоятельному понятийному мышлению, речь появляется только к концу дошкольного возраста. Дети с данной степенью признаются инвалидами детства. Они могут владеть навыками общения, могут обладать навыками самообслуживания, могут освоить неквалифицированный труд, но нуждаются в постоянной заботе. Эти дети так же обучаются в коррекционных школах VIII вида, где для них созданы специальные классы.

3. Идиотия (самая тяжелая степень) – коэффициент интеллекта составляет 20-34 балла. Эти дети не посещают школу и находятся в специальных медицинских учреждениях. Эти дети могут частично обслуживать себя, они способны развиваться.

Психологические особенности детей с нарушениями в интеллектуальном развитии:

1. Познавательная сфера:

· Недоразвитие познавательных процессов

· Замедленный темп восприятия пространства и времени

· Недоразвитость мыслительных операций

· Отсутствие произвольной памяти

· Сложность в воспроизведении мыслей, выстраивании предложений (недоразвитость всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической)

· Неразвитое произвольное внимание

2. Эмоционально-волевая сфера:

· Недоразвитие эмоций

· Неглубокие переживания

· Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость

Особенности и принципы обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии:

1. Принцип активности обучения – педагог приучает к самостоятельности и активности обучения путем подбора задач и постановки вопросов;

2. Принцип наглядности – большое внимание уделяется вербальным средствам, т.к. при работе с наглядными пособиями происходит коррекция черт зрительного восприятия;

3. Принцип научности;

4. Принцип системности;

5. Принцип доступности. Эти принципы требуют четкого соответствия между изучаемым материалом и познавательными возможностями учеников.

В школах VIII вида исключены такие предметы, как иностранный язык, химия, физика и другие предметы, которые намного сложнее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.54 (0.02 с.)