Психологические особенности детей с нарушениями слуха, их обучение и воспитание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности детей с нарушениями слуха, их обучение и воспитание



Проблемами нарушения слуха занимаются сурдопедагогика и сурдопсихология.

Задачи сурдопсихологии:

1. Выявить закономерности психического развития людей с нарушенным слухом

2. Изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности личности

3. Разработать методы психодиагностики и психокоррекции соответствующих нарушений

4. Изучить проблемы интегрированного обучения и интеграции людей с нарушениями слуха в общество.

Задачи сурдопедагогики:

1. Изучить закономерности овладения лицами с нарушениями слуха образованием в зависимости от индивидуальных особенностей нарушения слуха и речи.

2. Разработать, научно обосновать и практически реализовать специальное образование для разных категорий лиц с нарушенным слухом

3. Развить различные подсистемы специального образования лиц с нарушенным слухом, специальных образовательных технологий развития остаточного слуха, обучения жестовому родному языку, устной речи, педагогической реабилитации в послеоперационный период и др.

4. Совершенствовать технические средства коррекции и компенсации нарушений слухового анализатора

5. Совершенствовать систему педагогической работы, направленной на социальную адаптацию и социально-профессиональную реабилитацию лиц с нарушенным слухом

Виды нарушений:

1. Глухие (неслышащие) – дети с порогом восприятия 80 децибел. Имеют стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве до овладения речью.

2. Позднооглохшие – дети, потерявшие слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью.

3. Слабослышащие (тугоухие) – дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20 до 50 дБ и больше – тугоухость I степени. Звуки громкостью от 40-55 – II степень, 55-70 – III степень, 70-90 – IV степень.

У глухих и слабослышащих детей помимо нарушений слуха могут встречаться следующие виды нарушений:

1. Нарушение деятельности вестибулярного аппарата

2. Разные варианты нарушения зрения

3. Минимальная мозговая дисфункция, приводящая к первичной задержке психического развития

4. Обширное поражение мозга, вызывающее олигофрению

5. Нарушения мозговых систем, ведущих к детскому церебральному параличу или другим изменениям в регуляции двигательной сферы

6. Локальные нарушения мозга

7. Заболевания ЦНС и всего организма, ведущие к психическим заболеваниям

8. Тяжелые заболевания внутренних органов

9. Возможность глубокой социально-педагогической запущенности

Мышление глухих и слабослышащих детей отличается конкретностью и наглядностью. Им сложно оперировать обобщенными и абстрактными понятиями, слова не употребляют в конкретном значении. При сравнении им сложно заметить общее. С трудом выделяют связи, путают причину и следствие. Наглядная память отличается неточностью, сходные образы смешиваются. Развитие словесной памяти сопряжено с большими сложностями. Запоминая слово, ребенок запоминает не смысловую единицу, а последовательность звуков. Ребенок частично изолирован от окружающих людей, от общения с ними. Психологические особенности детей с нарушениями слуха приводят к сложностям в социализации, в адаптации к обществу.

На основе классификации нарушений осуществляется дифференцированное специальное образование для детей, имеющих разную степень нарушения слуха и соответствующий уровень речевого развития:

1. Школа для глухих детей:

· Начальное общее образование

· Основное общее образование

2. Школа для слабослышащих и позднооглохших детей

В специальном педагогическом процессе должна обеспечиваться полисенсорная основа обучения. В учебный процесс включаются:

· Работа по развитию навыков чтения с губ

· Специальные занятия по технике речи, работа по развитию и использованию остаточного слуха

· Письмо и чтение для слабослышащих являются самым полноценным средством овладения языком

· Значительная роль принадлежит наглядным средствам обучения, т.к. они наглядно раскрывают содержание учебного материала

· Наглядные средства обучения должны сочетаться со словесными

· Приобщение к труду

Таким образом, педагогический процесс в образовательных учреждениях строится таким образом, чтобы расширить возможности учащихся самостоятельно обогащать свою речь вне специального обучения и скоррегировать самостоятельно приобретенный ранее материал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.36.213 (0.005 с.)