Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многозначные слова и их употребление

Поиск

У слова может быть не одно, а несколько значений. Так, слово серп имеет значения: 1) «ручное сельскохозяйственное орудие в виде сильно изогнутого, мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков», например; Колосья в поле под серпами ложатся жёлтыми рядами. (Л.); 2) «то, что имеет форму такого предмета», например: Серп луны в просветы тучи с грустью тихою глядит. (Бун.) Слово таять имеет значения: 1) «превращаться в воду под воздействием тепла», например: Уж тает снег% бегут ручьи. (Тютч.); 2) «худеть, чахнуть», например: Кузнецова девочка,. Феклуша, таяла с каждым днём. (Гл.); 3) «исчезать, постепенно рассеиваясь в воздухе», например: В небе тают облака (Тютч.); 4) «умень­шаться в количестве, числе, объёме», например: Французские войска равномерно таяли в математически правильной про­грессии. (Л. Т.) Слово седой имеет значения: 1) «белый, сереб­ристый» (о волосах), например: Его коротко остриженные се- дые волосы отливали тёмным блеском. (Т.); 2) «серовато-бе­лый, белёсый», например; Над седой равниной моря ветер тучи собирает. (М. Г.); 3) «относящийся к далёкому прошло­му», например: Бесследно проходят седые века над молчали­вой страной. (Сераф.)

Наличие у слова нескольких связанных между собой значе­ний называется многозначностью. Она возможна по­тому, что явления имеют обычно те или иные общие свойства, признаки, что и позволяет использовать одно и то же слово для наименования таких явлений.

У многозначного слова выделяется прямое и переносное значение. П р я м о е значение непосредственно указывает на явления окружающего нас мира и не мотивировано другими

14


значениями этого слова. Переносное значение по смыс­лу связано с прямым, и мотивировано им. Так, слово туча имеет прямое значение — «большое облако, грозящее дождём, снегом, градом», например: Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. (П.) У этого же слова есть и переносные значения: 1) «густая, движущаяся масса, множество чего-либо», например: Со свис­том туча стрел взвилась... (П.); 2) «что-то угрожающее, мрачное», например: Снова тучи надо мною собралися в тишине. (П.)

В словах серп, таять, седой первые из перечисленных зна­чений — прямые, остальные — переносные.

Многозначность слова, его способность употребляться в переносных значениях широко используется писателями и пуб­лицистами как стилистическое средство, уси­ливающее образность речи, позволяющее представить описыва­емые явления более ярко и> наглядно, например: 1) В большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца. (Л. Т.)

2) Река раскинулась. Течёт, грустит лениво и моет берега.
(А. Б.) 3) Занимающийся рассвет озаряет людские потоки,
устремляющиеся к заводским проходным. Крепка, уверенна
поступь
созидателей, сплочённых единой целью.
(Газ.)

Авторы для большей выразительности речи могут также намеренно сопоставлять, сталкивать различные значения слов, например: 1) Вечером у меня вечер. Приходи. (Ч.) 2) Из клас­са школьного — в рабочий класс (об учащихся, которые сразу после окончания средней школы пошли на производство). (Газ.)

3) Только одно огорчает до слёз: сердцена лето, годйна
мороз.
(Друнина.)

Этот приём явного или скрытого сопоставления прямых и переносных Значений слов часто используется и в названиях произведений, например: «Отцы и дети» И, С. Тургенева, «Гро­за» А. Н. Островского, «Обрыв» И. А. Гончарова, «Воскресе­ние» Л. Н. Толстого.

В некоторых случаях, однако, не вполне продуманное пост­роение предложений может вести к нежелательной двузначно­сти, неясности в употреблении многозначного слова, приводить к затруднениям в понимании смысла высказывания, напри­мер: В музее экскурсантам были показаны старинные полотна (ткани или картины?). Такое недостаточно ясное употребление многозначных слов нежелательно.

6. Прочитайте. Сравните в каждой группе лексические значения выделен­ных слов. Какое из значений прямое, какое — переносное? Какие общие свойства разных предметов, признаков или действий позволяют называть их одним словом?

1) Стальная игла - игла сосны. 2) Берег моря — море фла­гов. 3) Бронзовая монета — бронзовый загар. 4) Воет волк —

15


воет буря. 5) Гладить бельё — гладить волосы, 6) Подошва туфель — подошва горы. 7) Светлая аудитория — вниматель­ная аудитория. 8) Работа на производстве — сдать работу. 9) Читать Чехова — произведения Чехова. 10) Штык винтовки — отряд в тысячу штыков.

7. Прочитайте. Определите значения выделенных слов. Какие из них упот­
реблены в прямом, какие - в переносном значении? Перепишите. Объяс­
ните правописание.

1) Г..рит восток з..рёю новой. 2) Бывало, он ещё в постеле: к нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, три дома на вечер-зовут. 3) Бр..нил Гомера, Феокрита; за(то) читал Адама Смита, и был глубокий эконом. 4) Края Москвы, края родные, где на з..ре цветущих лет часы беспечности я тратил золотые, (не) зная горестей и бед. 5) Пылай, камин/в моей пустынной келье. 6) Вся деревня бежит к нему навстре­чу, все его приветно поздравляют. 7) Он... выигрывал бес­престанно, и загребал себе золото, и клал ассигнации в кар­ман. 8) Но торжеством победы полны ещё кипели злобно вол­ны. 9) Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара.

(А. С. Пушкин.)

8. Прочитайте. Укажите, с какими целями используются многозначные
слова. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объяс­
ните их употребление.

, 1) Называю её [повесть] великою потому что она в самом деле выходит великою т. е. большою и длинною. (Ч.) 2) С этой.историей случилась история нам рассказал её приезжавший из Гадяча Степан Иванович Курочка. (Г.) 3) В небе вон луна такая молодая, что её без спутников и выпускать рискованно. (Маяк.) 4) Я пошёл на базар и стал предъявлять местным жителям фотографию с лермонтовского рисунка. Очень скоро я достиг значительных результатов: превратил базар в насто­ящий базар. (И. Андр.) 5) Маяковский ваши стихи (не) волну­ют (не) греют (не) зар..жают. - Мои стихи (не) море (не) печка и (не) чума. (Кассиль.)

9. Прочитайте. Укажите, в прямом или переносном значении употреблены
выделенные слова, с какими целями они используются авторами. Предло­
жения 5-11 перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
Объясните их употребление.

1) Тихо льётся с клёнов листьев медь. (Ее.) 2) Облетает моя голова, куст волос золотистый вянет. (Ее.) 3) Разыгралась трой­ка-вьюга. (Ее.) 4) Буран утих. Весь Актюбинск спешил на ра­боту. (И. Андр.) 5) Отгорела (ли) наша рябина осыпаясь под белым окном? (Ее.) 6) Только слышно по улице где (то) оди­нокая бродит гармонь. (Исак.) 7) Ехал я из Берлина на попут­ном борту. (Твард.) 8) Вдруг сигнал за поворотов дверцу выб­росил шофёр тормозит: Садись пехота. Щёки снегом бы натёр.

16


(Твард.) 9) Чёрные фраки мелькали и носились врознь и куча­ми там и там как носятся мухи на. белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета когда старая ключница рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном. (Г.) 10) К Тамбову подступали две с половиной тысячи сабель (то) есть всего три полка. (Фед.) 11) Почему (же) два искусствен­ных манто делятся на весь вагон впечатлениями о вчерашней вечеринке и позавчерашней ревизии? (Газ.)

§4. ОМОНИМЫ И ИХ УПОТРЕБЛЕНИЕ

Омонимами (от греч. Ьотоз — одинаковый и опута -имя, название) называются слова, которые произносятся и пи­шутся одинаково, но имеют разные, не связанные друг с дру­гом лексические значения, например: лавка1 («скамья») — лав­ ка2 («магазин»); кормовбй1 («находящийся на кор^е») — кор­мовбй2 («служащий для корма»); заставить1 («загородить, занять чем-либо пространство») — заставить2 («принудить»).

Омонимы нередко используются в художественной литера­туре и публицистике как стилистическое средство, усиливаю­щее выразительность речи, создающее возможности для игры слов, построенной на столкновении их различных лексических значений, например:

Слово звучит                     Сёлам, и школам,

Над разбуженным краем: И сельсовету.

*- Свет добываем!             И всему свету\

— Свет добываем!            И всему свету\

(А. Т. Твардовский.)

Ср. также лаконичный и выразительный призыв: Мирумир\

В речи значения омонимов обычно легко разграничиваются благодаря хорошо известной собеседникам ситуации, контексту. Однако при небрежном построении высказываний может воз­никнуть нежелательная омонимия, двузначность, мешающая бы­строму восприятию смысла, например: Экскурсанты прослуша­ ли объяснения руководителя группы (слушали ли они руководи­теля внимательно или пропустили его разъяснения?). Естественно, такой нежелательной омонимии допускать не следует.

10. Прочитайте. Сравните значения выделенных слов и укажите, относят­ся ли они к явлениям многозначности или омонимии.

1) Заводской клубклуб дыма. 2) Затопить печь - затопить корабль. 3) Крутой берег — крутой кипяток. 4) Вид моря - от­крытка с видом на море — вид глагола. 5) Трубит горн — пылает горн. 6) Серебряный подстаканник - серебряный иней. 7) Про­тивотанковая мина - грустная мина. 8) Книжная полка— полка свёклы. 9) Железнодорожный мост — воздушный мост.

17


11. Прочитайте. Укажите, на чём построен» игра слов в следующих при­
мерах.

1) С этим браком произошёл брак. (Газ.) 2) А хорошо бы за порог и мчаться по дороге!.. Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить предлоги. (Матвеева.) 3) При словах «предложение» и «союз» ученицы скромно потупляют глаза, а при словах «при­лагательное» и «придаточное» ученики с надеждой смотрят н^ будущее. (Ч.) 4) Наш Абросим есть не просит, а есть не бро­сит. (Поел.)

12. Прочитайте. Укажите, какие недочёты имеются в использовании мно­
гозначных слов и омонимов. Внесите необходимые исправления и перепи­
шите.

1) Несомненно, что Молчалйн сохранится в доме Фамусова. 2) Торговая премьера состоялась в новом микрорайоне. 3) Как только артист выходил на сцену, лица зрителей взрывались улыбками. 4) Павка и его сверстники закалялись в кратере битв.5) Чацкий замечает, что Молчалйн «дойдёт до степеней известных». 6) При цитировании стихов в сочинениях допуска­ются некоторые неточности. 7) Результаты контрольных ра­бот, проведённых в разных городах, были отличные. 8) Из-за рассеянности шахматист не раз во время чемпионата терял очки. 9) Специалисты просмотрели некоторые ошибки, допу­щенные при эксперименте. 10) Как известно, чтение Гоголя никого из его современников не оставляло равнодушным.

13. Прочитайте. Укажите, на чём основана игра слов в этом тексте. Пере­
пишите, расставляя знаки препинания.

(77ол)часа для занятого человека то(же) йремя и я решил воспользоваться мягким креслом что(бы) просмотреть прихва­ченную с собой брошюру. Предварительно я осведомился Кто последний Замыкавший очередь надменный толстяк признал это с большой (ие)охотой очевидно он считал себя крайним

(А. Крон.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1029; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.1.253 (0.011 с.)