Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Многозначные слова и их употреблениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
У слова может быть не одно, а несколько значений. Так, слово серп имеет значения: 1) «ручное сельскохозяйственное орудие в виде сильно изогнутого, мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков», например; Колосья в поле под серпами ложатся жёлтыми рядами. (Л.); 2) «то, что имеет форму такого предмета», например: Серп луны в просветы тучи с грустью тихою глядит. (Бун.) Слово таять имеет значения: 1) «превращаться в воду под воздействием тепла», например: Уж тает снег% бегут ручьи. (Тютч.); 2) «худеть, чахнуть», например: Кузнецова девочка,. Феклуша, таяла с каждым днём. (Гл.); 3) «исчезать, постепенно рассеиваясь в воздухе», например: В небе тают облака (Тютч.); 4) «уменьшаться в количестве, числе, объёме», например: Французские войска равномерно таяли в математически правильной прогрессии. (Л. Т.) Слово седой имеет значения: 1) «белый, серебристый» (о волосах), например: Его коротко остриженные се- дые волосы отливали тёмным блеском. (Т.); 2) «серовато-белый, белёсый», например; Над седой равниной моря ветер тучи собирает. (М. Г.); 3) «относящийся к далёкому прошлому», например: Бесследно проходят седые века над молчаливой страной. (Сераф.) Наличие у слова нескольких связанных между собой значений называется многозначностью. Она возможна потому, что явления имеют обычно те или иные общие свойства, признаки, что и позволяет использовать одно и то же слово для наименования таких явлений. У многозначного слова выделяется прямое и переносное значение. П р я м о е значение непосредственно указывает на явления окружающего нас мира и не мотивировано другими 14 значениями этого слова. Переносное значение по смыслу связано с прямым, и мотивировано им. Так, слово туча имеет прямое значение — «большое облако, грозящее дождём, снегом, градом», например: Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. (П.) У этого же слова есть и переносные значения: 1) «густая, движущаяся масса, множество чего-либо», например: Со свистом туча стрел взвилась... (П.); 2) «что-то угрожающее, мрачное», например: Снова тучи надо мною собралися в тишине. (П.) В словах серп, таять, седой первые из перечисленных значений — прямые, остальные — переносные. Многозначность слова, его способность употребляться в переносных значениях широко используется писателями и публицистами как стилистическое средство, усиливающее образность речи, позволяющее представить описываемые явления более ярко и> наглядно, например: 1) В большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца. (Л. Т.) 2) Река раскинулась. Течёт, грустит лениво и моет берега. Авторы для большей выразительности речи могут также намеренно сопоставлять, сталкивать различные значения слов, например: 1) Вечером у меня вечер. Приходи. (Ч.) 2) Из класса школьного — в рабочий класс (об учащихся, которые сразу после окончания средней школы пошли на производство). (Газ.) 3) Только одно огорчает до слёз: сердце — на лето, годй — на Этот приём явного или скрытого сопоставления прямых и переносных Значений слов часто используется и в названиях произведений, например: «Отцы и дети» И, С. Тургенева, «Гроза» А. Н. Островского, «Обрыв» И. А. Гончарова, «Воскресение» Л. Н. Толстого. В некоторых случаях, однако, не вполне продуманное построение предложений может вести к нежелательной двузначности, неясности в употреблении многозначного слова, приводить к затруднениям в понимании смысла высказывания, например: В музее экскурсантам были показаны старинные полотна (ткани или картины?). Такое недостаточно ясное употребление многозначных слов нежелательно. 6. Прочитайте. Сравните в каждой группе лексические значения выделенных слов. Какое из значений прямое, какое — переносное? Какие общие свойства разных предметов, признаков или действий позволяют называть их одним словом? 1) Стальная игла - игла сосны. 2) Берег моря — море флагов. 3) Бронзовая монета — бронзовый загар. 4) Воет волк — 15 воет буря. 5) Гладить бельё — гладить волосы, 6) Подошва туфель — подошва горы. 7) Светлая аудитория — внимательная аудитория. 8) Работа на производстве — сдать работу. 9) Читать Чехова — произведения Чехова. 10) Штык винтовки — отряд в тысячу штыков. 7. Прочитайте. Определите значения выделенных слов. Какие из них упот 1) Г..рит восток з..рёю новой. 2) Бывало, он ещё в постеле: к нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, три дома на вечер-зовут. 3) Бр..нил Гомера, Феокрита; за(то) читал Адама Смита, и был глубокий эконом. 4) Края Москвы, края родные, где на з..ре цветущих лет часы беспечности я тратил золотые, (не) зная горестей и бед. 5) Пылай, камин/в моей пустынной келье. 6) Вся деревня бежит к нему навстречу, все его приветно поздравляют. 7) Он... выигрывал беспрестанно, и загребал себе золото, и клал ассигнации в карман. 8) Но торжеством победы полны ещё кипели злобно волны. 9) Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара. (А. С. Пушкин.) 8. Прочитайте. Укажите, с какими целями используются многозначные , 1) Называю её [повесть] великою потому что она в самом деле выходит великою т. е. большою и длинною. (Ч.) 2) С этой.историей случилась история нам рассказал её приезжавший из Гадяча Степан Иванович Курочка. (Г.) 3) В небе вон луна такая молодая, что её без спутников и выпускать рискованно. (Маяк.) 4) Я пошёл на базар и стал предъявлять местным жителям фотографию с лермонтовского рисунка. Очень скоро я достиг значительных результатов: превратил базар в настоящий базар. (И. Андр.) 5) Маяковский ваши стихи (не) волнуют (не) греют (не) зар..жают. - Мои стихи (не) море (не) печка и (не) чума. (Кассиль.) 9. Прочитайте. Укажите, в прямом или переносном значении употреблены 1) Тихо льётся с клёнов листьев медь. (Ее.) 2) Облетает моя голова, куст волос золотистый вянет. (Ее.) 3) Разыгралась тройка-вьюга. (Ее.) 4) Буран утих. Весь Актюбинск спешил на работу. (И. Андр.) 5) Отгорела (ли) наша рябина осыпаясь под белым окном? (Ее.) 6) Только слышно по улице где (то) одинокая бродит гармонь. (Исак.) 7) Ехал я из Берлина на попутном борту. (Твард.) 8) Вдруг сигнал за поворотов дверцу выбросил шофёр тормозит: Садись пехота. Щёки снегом бы натёр. 16 (Твард.) 9) Чёрные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там как носятся мухи на. белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета когда старая ключница рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном. (Г.) 10) К Тамбову подступали две с половиной тысячи сабель (то) есть всего три полка. (Фед.) 11) Почему (же) два искусственных манто делятся на весь вагон впечатлениями о вчерашней вечеринке и позавчерашней ревизии? (Газ.) §4. ОМОНИМЫ И ИХ УПОТРЕБЛЕНИЕ Омонимами (от греч. Ьотоз — одинаковый и опута -имя, название) называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные, не связанные друг с другом лексические значения, например: лавка1 («скамья») — лав ка2 («магазин»); кормовбй1 («находящийся на кор^е») — кормовбй2 («служащий для корма»); заставить1 («загородить, занять чем-либо пространство») — заставить2 («принудить»). Омонимы нередко используются в художественной литературе и публицистике как стилистическое средство, усиливающее выразительность речи, создающее возможности для игры слов, построенной на столкновении их различных лексических значений, например: Слово звучит Сёлам, и школам, Над разбуженным краем: И сельсовету. *- Свет добываем! И всему свету\ — Свет добываем! И всему свету\ (А. Т. Твардовский.) Ср. также лаконичный и выразительный призыв: Миру — мир\ В речи значения омонимов обычно легко разграничиваются благодаря хорошо известной собеседникам ситуации, контексту. Однако при небрежном построении высказываний может возникнуть нежелательная омонимия, двузначность, мешающая быстрому восприятию смысла, например: Экскурсанты прослуша ли объяснения руководителя группы (слушали ли они руководителя внимательно или пропустили его разъяснения?). Естественно, такой нежелательной омонимии допускать не следует. 10. Прочитайте. Сравните значения выделенных слов и укажите, относятся ли они к явлениям многозначности или омонимии. 1) Заводской клуб — клуб дыма. 2) Затопить печь - затопить корабль. 3) Крутой берег — крутой кипяток. 4) Вид моря - открытка с видом на море — вид глагола. 5) Трубит горн — пылает горн. 6) Серебряный подстаканник - серебряный иней. 7) Противотанковая мина - грустная мина. 8) Книжная полка— полка свёклы. 9) Железнодорожный мост — воздушный мост. 17 11. Прочитайте. Укажите, на чём построен» игра слов в следующих при 1) С этим браком произошёл брак. (Газ.) 2) А хорошо бы за порог и мчаться по дороге!.. Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить предлоги. (Матвеева.) 3) При словах «предложение» и «союз» ученицы скромно потупляют глаза, а при словах «прилагательное» и «придаточное» ученики с надеждой смотрят н^ будущее. (Ч.) 4) Наш Абросим есть не просит, а есть не бросит. (Поел.) 12. Прочитайте. Укажите, какие недочёты имеются в использовании мно 1) Несомненно, что Молчалйн сохранится в доме Фамусова. 2) Торговая премьера состоялась в новом микрорайоне. 3) Как только артист выходил на сцену, лица зрителей взрывались улыбками. 4) Павка и его сверстники закалялись в кратере битв.5) Чацкий замечает, что Молчалйн «дойдёт до степеней известных». 6) При цитировании стихов в сочинениях допускаются некоторые неточности. 7) Результаты контрольных работ, проведённых в разных городах, были отличные. 8) Из-за рассеянности шахматист не раз во время чемпионата терял очки. 9) Специалисты просмотрели некоторые ошибки, допущенные при эксперименте. 10) Как известно, чтение Гоголя никого из его современников не оставляло равнодушным. 13. Прочитайте. Укажите, на чём основана игра слов в этом тексте. Пере (77ол)часа для занятого человека то(же) йремя и я решил воспользоваться мягким креслом что(бы) просмотреть прихваченную с собой брошюру. Предварительно я осведомился Кто последний Замыкавший очередь надменный толстяк признал это с большой (ие)охотой очевидно он считал себя крайним (А. Крон.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1029; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.1.253 (0.011 с.) |