Именительный и творительный падежи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Именительный и творительный падежи



В СКАЗУЕМОМ                                     I

1. Если в именном составном сказуемом связка отсутствует (нулевая) или если она выражена глаголом есть, употребля­ется именительный падеж: 1) Летний дождикодно только удовольствие. (Пришв.) 2) Квадрат есть равносторонний пря­моугольник.

2. При глаголе быть, стоящем в прошедшем или будущем времени, чаще употребляется в именном составном сказуемом творительный падеж; именительный падеж характеризует по­стоянный признак: Бопре в отечестве своём был парикмахе­ром, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию... Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайно­сти. (П.)

При глаголах казаться, являться, становиться и др. в имен­ном составном сказуемом употребляется творительный падеж: Она в семье своей родной казалась девочкой чужой. (П.)

336. Укажите, чем выражено именное составное сказуемое, и объясните
употребление именительного или творительного падежа.

1) Азамат был преупрямый мальчишка. (Л.) 2) Дубровский сам был гвардейским офицером, он не позволит обидеть това­рища. (П.) 3) И вот она [муза] в саду моём явилась барышней уездной. (П.) 4) Покупка Чичикова сделалась предметом раз­говоров. (Г.) 5) Лизавета Ивановна была пренесчастное созда­ние. (П.) 6) Она [Лиза] была единственное и, следственно, ба-

184


лованное дитя. (П.) 7) Он (Алексей) явился перед ними мрач­
ным и разочарованным. (П.) 8) Лиза призналась, что поступок
её казался ей легкомысленным. (П.) 9) Смотрителем маяка был
старый боцман парусного флота Майданов. (Аре). 10) Был я в
то время студентом в провинциальном университете. (Л. Т.)
11) Отец Вареньки был очень красивый, статный; высокий и
свежий старик. (Л. Т.) 12) Старик умер, когда Матвей ещё
был ребёнком (Кор.)                                                               ,

337. Перепишите. Объясните употребление в составном именном сказуе­
мом форм именительного и творительного падежей.

1) Борис был (высокий белокурый Н)н,.ша) с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица. Николай был (невысокий курчавый молодой человек) с открытом выраже­нием лица.(Л. Т.) 2) Куда только (н..) совала меня судьба! Я был последовательно (офицер), (землемер), (грузчик арбу­зов), (подносчик кирпичей), (продавец в Москве). (Купр.)

338. Перестройте предложения, используя данные в скобках глаголы и
заменяя выделенные слова сочетаниями не что иное (другое}, как, или
не кто иной (другой), как.

Образец. Звукэто колебание воздуха (есть),Звук есть не что иное, как колебание воздуха.

1) Вода — это простейшее соединение водорода и кислоро­да (представляет собой). 2) Землетрясение — это результат внезапных изменений и разрывов в земной коре (является).

3) Атмосфера — это газообразная оболочка Земли (есть).

4) Мой сосед по купе — артист драматического театра (ока­зался). 5) Найденный на побережье моря камень ~ Шпо кусок метеорита (был). 6) Каньон — это глубокое ущелье с отвес­ными краями (есть).

§ 63. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

При отсутствии глагола-связки в именном составном ска­зуемом между подлежащим и сказуемым ставится тире. Тире ставится в следующих случаях:

1) если подлежащее и сказуемое выражены существитель­
ными в именительном падеже: Книгаисточник знания;

2) если подлежащее и сказуемое выражены именами числительными в именительном падеже или один из главных членов выражен числительным, а другой — именем существи­тельным (также в именительном падеже): Пятью восемьсорок. Длина Волгитри тысячи шестьсот восемьдесят восемь километров;

3) если подлежащее и сказуемое выражены неопределён­ной формой глаголов: Житьродине служить. (Поел.);

4) если один из главных членов выражен неопределённой

185


формой глагола, а другой — именительным падежом имени
существительного: Превосходная должностьбыть на зем­
ле человеком! (Ж.
Г.)                                                                   !.
При постановке тире между подлежащим и сказуемым нуж­
но иметь в виду ещё следующее:

а) если перед сказуемым стоят слова вот, значит, это, то
тире ставится перед этими словами: Быть коммунистом
значит дерзать, думать, хотеть, сметь. (Маяк.);

б) если подлежащим является личное местоимение, то тире,
как правило, не ставится: Он \доктор Вернер] скептик и ма­
териалист,
(Л.)

Тире в этом случае может быть поставлено тогда, когда хотят особо подчеркнуть значительность высказывания и на местоимение падает логическое (смысловое) ударение. Читай­ те, завидуйте, ягражданин Советского Союза. (Маяк.);

в) тире обычно не. ставится, если перед сказуемым стоит
отрицание не или один из сравнительных союзов: как, точно,
как будто
и др.; Пруд как блестящая сталь. (Фет.) Бедность
не порок.

339. Перепишите, подчёркивая в предложениях с именным составным сказуемым подлежащее одной чертой, а сказуемое — двумя-и ставя, где это необходимо, тире.

I. 1) Грушницкий юнкер. (Л.) 2) Производить эффект их наслаждение. (Л.) 3) Его цель сделаться героем романа. (Л.) 4) Приезд его на Кавказ также следствие его романтичес­кого фанатизма. (Л.) 5) Солотча извилистая неглубокая река. (Пауст.) 6) Путь в лесах это километры тишины, безветрия. (Пауст.) 7) Боевая рубка это мозг корабля. (Нов.-Пр.) 8) Моё занятие этнография, изучение жизни русских людей. (Прж.) 9) Сердце не камень.

11.1) Слово одежда всех фактов, всех мыслей. (М. Г.) 2) Язык литературы важное орудие производства для писателя. (Н.О.) 3) «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии... Оценить такое произведе­ние значит оценить самого поэта во всём объёме его творче­ской деятельности. (Бел.) 4) Правдоподобие положений и правда диалога вот настоящие законы трагедии. (П.) 5) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (П.) 6) Критика на­уки открывать красоты и недостатки в произведениях искусст­ва и литературы. (П.) 7) Первая цель искусства воспроизведе­ние действительности. (Черн.)

III. 1) Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя вот материалы, из которых слагается великий учёный. (Тим.) 2) Речевая культура человека это зеркало его духовной жизни. (Сухомл.) 3) Основной мотив моей жизни не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного

186


вперёд. (Циолковский) 4) Для молодежи, как и для нас, воп­рос чести оправдать те большие упования, которые возлагает на науку наша Родина. (Павлов) 5) Цель всего дела Советско­го Союза человек, его свобода, его счастье. (А. Н. Т.) 6) Наша задача укреплять Родину. (Н.О.) 7) Наше знамя это мир. (Н.О.) 8) Творческая работа это прекрасный, необычнее тяжёлый и изумительно радостный труд. (Н.О.) 9) Мой рабочий день де­сять—двенадцать часов в сутки. (Н.О.) 10) Дружба, честность, коллективизм наши подруги. Воспитание мужества, отваги, беззаветная преданность революции, ненависть к нашим вра­гам наши законы. (Н.О.) 11) Вьётся улица-змея. Дома вдоль змеи. Улица моя, дома мои. (Маяк.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 975; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.007 с.)