Значение и употребление местоимений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение и употребление местоимений



1. К личным местоимениям 3-го лица в косвенных падежах после предлогов обычно прибавляется н, например: зашёл к нему, разговаривал с ним, близ него, возле него, вокруг неё, кругом них, мимо них, напротив неё, посреди них.

124


Примечание. Присоединения к не бывает после наречных предлогов, управляющих дательным падежом (подобно ему, наперекор-ей, навстречу им, согласно им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагательных и наречий (она моложе его, он учится лучше её).

2. Обычно местоимения 3-го лица указывают на ближай­шие названные ранее существительные, например: Девушка запела песню, и она (т. е. песня) всем понравилась. При несоб­людении этого правила может возникнуть неясность или нска-жение смысла, например: Монтёра вызвали к начальнику цеха, но он (монтёр или начальник цеха?) не явился.

3. Не следует заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа собирательные существительные (сту­денчество, крестьянство, листва, учительство, больигинство и т. п.). Например, неправильно построено такое предложе­ние: Большинство нашего класса уезжает в самодеятельный туристский лагерь. Они пробудут там две недели (вместо местоимения они можно использовать существительное школь­ники или ребята).

4. Притяжательное местоимение свой и возвратное себя указывают на лиц, которые производят действие, например: 1) Лиза подняла на него свои ясные глаза. (Т.) 2) Теперь бла­гослови, мать, детей своих. (Г.) 3) Ты для себя лишь хочешь воли. (П.) 4) Я памятник себе воздвиг нерукотворный. (П.) При несоблюдении этого правила при употреблении местоиме­ний свой и себя может возникнуть неясность, двусмысленность, например: Я попросил товарища внести свой чемодан в ва­гон (чей чемодан: рассказчика или товарища?). Для устране­ния двусмысленности предложение можно перестроить, напри­мер, так: Я попросил товарища, чтобы он внёс свой чемодан в вагон; или: Я попросил товарища внести мой чемодан в вагон; или: Я попросил, товарища внести его чемодан в вагон.

Мать велела сыну налить себе чаю (кому налить: матери или сыну?). Для устранения двусмысленности предложение можно перестроить так: Мать велела, чтобы сын налил ей чаю; Мать велела, чтобы сын налил себе чаю.

221. Перепишите, ставя местоимения в нужных падежах. Падежи  этих местоимений укажите сверху.

1) Хорь много знал, и от (он) я многому научился. (Т.) 2) Здесь тучи смиренно идут подо (я); сквозь (они), низвергаясь, шумят водопады; под (они) утёсов нагие громады... (П.) 3) Я пошёл пря­мо к Вернеру, застал (он) дома и рассказал '(он) всё. (Л.) 4) Захар воротился и, косясь на Тарантьева, проворно шмыгнул мимо (он). (Гонч.) 5) Из тёмного леса навстречу (он) идёт вдох­новенный кудесник. (П.) 6) Дбма, Фёдору Михайловичу казалось, всё делалось (он) наперекор. (Дост.) 7) Вдалеке виднелась роща,

125


а напротив (она) река. 8) Почти напротив (они) гостиницы воз­вышалась остроконечная башня. (Т.) 9) Встретив брата' и сестру, мы заметили, что он старше (она).

222. Прочитайте и укажите, какие неточности допущены при употребле­нии местоимений. Перепишите, исправляя предложения.

I. 1) Простой народ любил Базарова. Они понимали, что он
свой брат, не барин. 2) Жизнь купечества была подлинным
тёмным царством. В их домах нередко разыгрывались тяжё­
лые трагедии. 3) Большинство казачества жило до революции
очень замкнуто. Они, однако, не были однородным классом. 4)
Революция открыла молодежи дорогу к счастью, и они не свер­
нут с этого пути. 5) В комедии обличается жизнь чиновниче­
ства. Среди них процветает взяточничество, беззаконие. 6) Поэт
писал, что хотя народ и освобождён, но нельзя ещё говорить
об их счастье.

II. 1) Когда Ниловна везла прокламации с речью Павла, её
схватила полиция. 2) В кабинете Плюшкина беспорядок был
страшный, даже подумать было нельзя, что в нём могло оби­
тать живое существо. 3) В лаборатории института мы увидели
шкафы с различными приборами и химикалиями. Их было около
десяти. 4) Надо улучшить работу с остающейся летом в городе
детворой, найти её новые, более интересные формы. 5) Хозяй­
ка предложила жильцам пройти в свою комнату. 6) Отец про­
сил дочь пригласить её подруг к себе. 7) Писатель показал
образ матери в своём развитии.

223. Перепишите, вставляя нужные по смыслу существительные или ме­
стоимения, раскрывая скобки.

1) Много веков крестьянство находилась под гнётом крепост­ного права... не раз восставал., против помещиков и царя. 2) Молодёжь завода умело сочетает работу и учёбу... успешно овладевает самыми сложными профессиями. 3) Профессура уни­верситета собрал.хь в кабинете ректора... обсуждал., учебный план. 4) Я велел носильщику отвезти (мой, свой) вещи в багаж­ное отделение, затем занял (мой, свой) место в купе. 5) Ауди­тор., просил.. поэта прочитать ещё раз (свой, его) лучшее сти­хотворение.

§ 43. ПРАВОПИСАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ

1. В неопределённых местоимениях приставка кое- и суф­фиксы-то, -либо, -нибудь пишутся с дефисом, например: кое-что, кое-какой, кто-то, кого-либо, чем-нибудь.

Примечание. В некоторых справочниках по орфографии приставка кое- и- суффиксы -то, -либо, -нибудь по традиции называются частицами.

Если после приставки кое- следует предлог, то она пишет-

126


ся раздельно, например: кое у кого (ср. кое-кто), кое с кем (ср. кое-кто),

2. В отрицательных местоимениях (никто, ничто, никакой,
ничей, некого, нечего)
под ударением пишется не, без ударе­
ния — ни, например: некого спроситьникогб не заметить,
нечего волноваться
ничегб не ответить. "

Если при отрицательных местоимениях в косвенных паде­жах есть предлоги, то не и ни пишутся раздельно: не у кого узнать, не с кем посоветоваться, ни от кого не скрывать, ни о чём не рассказывать, возвратиться ни с чем.

3. Следует различать словосочетания не кто иной, как; не
что иное, как; никто иной, ничто иное,

Сочетания не, кто иной, как и не что иное, как употребля­ются в предложениях, где нет другого отрицания. Частица не в этих сочетаниях пишется отдельно, так как не входит в со­став местоимения и после неё возможна перестановка слов (не кто иной, какне иной кто, как). Эти сочетания имеют значение частиц именно, только и потому не являются члена­ми предложения, например: Это был не кто иной, как наш бочар Вавила. (Т.) (Ср.: Это был не кто иной, а наш бочар Вавила.)

Сочетания никто иной и ничто иное употребляются в пред­ложениях, где обычно уже есть отрицание; после них не быва­ет союза как, но впереди или позади может быть выражение с предлогом кроме. В этих сочетаниях ни пишется слитно, так как входит в состав местоимения, поэтому в таких сочетаниях не может быть перестановки слов. Местоимения никто и нич­то являются подлежащими или дополнениями в отрицатель­ных предложениях, например: 1) Никто иной, кроме вас, это­го не сделает. 2) Кроме музыки, ничто иное его не занимало. 3) Он ничем иным не интересуется.

Вместо иной, иное во всех четырёх сочетаниях может быть слово другой, другое; не кто другой, как; ничто другое и т. д.

224. Перепишите. Неопределённые местоимения подчеркните одной чер­той, отрицательные — двумя. В неопределённых и отрицательных место­имениях с не или ни обозначьте ударение.

1) Маше чудился какой (то) ш..рох за дверью. (А. Н. Т.) 2) В гост..ной что (то) небольшое упало со стола и разбилось. (Ч.) 3) Ты не способен действовать из каких (либо) личных побуждений. (Фед.) 4) А ведь, пожалуй, (кое) (в) чём он был прав. (Шол.) 5) Дышать уже (не, ни) чем.(Ч.) 6) Больше гово­рить было(яе, ни) (о) чем. (Шол.) 7) Торопиться было (не, ни) (к) чему. (А. Н. Т.) 8) Молчали, потому что (не, ни) чего было сообщить друг другу. (Гонч.) 9) Гость был (не, ни) другой кто, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 10) Ноздрёв через (не, ни) сколько времени встречался опять с теми при-

127


ятелями, которые его тузили, и встречался с ними как (не, ни) в чём не бывало. (Г.) 11) Я привык (не, ни) в чём не-отступать от гражданских законов. (Г.) 12) (Не, ни) чего не было в ней [Уленьке] ужасного. (Г.) 13) (Не, ни) перед кем не побоялась бы она обнаружить своих мыслей, и (не, ни) какая сила не могла бы её заставить молчать, когда ей хотелось говорить. (Г.)

225. Перепишите. Объясните (устно) правописание неопределённых и от­
рицательных местоимений.

I. 1) Тарантьев был человек ума бойкого и хитрого; (н..) кто
лучше его не рассудит какого (н„) будь общего житейского воп­
роса. (Гонч.) 2) Никогда он не стеснялся (н..) чьим присутствием
и в карман за словом не ходил. (Гонч.) 3) Пантелей рассказал
ещё (кое) что. (Ч.) 4) На его зов (н..) кто не явился. (Ч.) 5) Его
шальной, ^насмешливый взгляд (н..) (на) чём не останавливался.
(Ч.) 6) Её [Анну Сергеевну] увидел (н..) кто Одинцов. (Т.) 7) (Н..)
какими средствами и стараниями нельзя было докопаться, из
чего сделан его [Плюшкина] халат. (Г.) 8) Швейцару дан был
строжайший приказ не принимать (н..) (в) какое время и («..)
(под) каким видом Чичикова. (Г.) 9) Чиновники, говоря попрос­
ту. перебесились и поссорились (н..) (за) что. (Г.) 10) Его [Рас-
кольникова| (н..) кто не заметил, и навстречу ему (н..) кто не
попался. (Дост.) 11)ч Он (н..) (о) чём не думал, но какая (то)
тоска волновала его и мучила. (Дост.) 12) Княжне Марье в
Москве (н..) (с) кем было поговорить, (н,.) кому поверить своего
горя. (Л. Т.) 13) Все были уверены, что он [Дубровский], а (н..)
кто другой, предводительствовал отважными злодеями. (П.)
14) Предполагаемая статья есть (н..) что иное, как введение в
статью собственно о Пушкине. (Бел.) 15) В стремительный пляс
пустился (н..) кто иной, как наш электрик. (Н. О.)

II. 1) В комнате раздались чьи(то) шаги. (В. Аж.) 2) Что-то)
случилось. (Кое) кто из дачников вышел за калитку. (А. Н. Т.)
3) (Н..)кто в классе не знает пока, (не..)кто это сделал, (н..) что
руководило этим учеником. 4) Соседняя дача пока (н..)кём не
занята. 5) Я не знаю, (н..)кем это помещение снято, (н..)чем
занимаются занявшие его люди. 6) Этот провал есть (н..) что
иное, как угасший кратер. (Л.) 7) Старцев бывал в разных домах
и встречал много людей, но (н..) (с) кем не сходился близко. (Ч.)
8) Кругом не было (н..) кого. (М. Г.) 9) Разговаривать им боль-
ше(н..) (о) чем, да и (н..) (к)чеыу. (Шол.) 10) Владик стоял
молча (н..)кого не задирая и не отвечая (н..) (на) чьи воп­
росы. (А. Г.)

226. Дополните предложения отрицательными местоимениями.

1) Не встретил....2) Не встречался....3) Встречаться было... 4) Не слушал.... 5) Слушать было.... 6)... не было слышно в комнате. 7) Я не говорил.... 8) Разговаривать было... и....

128


227. Вставьте в предложения сочетания не кто иной (как), не что иное
(как)
или никто иной (другой), кроме в нужных падежах.

1) Сверкавшая вдали голубая полоса была..., как река. 2)..., кроме старого охотника, тай хорошо не знал эти места. 3) Вошед­ший в вагон пассажир оказался..., как нашим старым знако­мым. 4) Это село славится..., как искусными костяными издели­ями. 5)..., кроме Филиппа Никитича, не мог так просто и понятно разъяснить трудный вопрос. 6) Домик в лесу оказался..., как жилищем лесника.

228. Перепишите. Проверьте по орфографическому словарю. С выделен­
ными словами составьте словосочетания.

Сорок..рублёвый, сорок..ножка, тысячелетие, ст..летний, чествовать (кого-нибудь), участвовать (в чем-нибудь), безыни­циативный, агротехника, газификация, электрификация, па­норама, хрестоматия, инвентарь, им..тация, к..рикатура, уни­чтожить, п..родия, небезынтересный, экзаменатор.

229. Прочитайте. Определите, к какому стилю относится этот текст и со­
ставьте его план. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препина­
ния. Начертите схему последнего предложения текста.

С чего начинается любовь к Родине к своей Земле С дерев­ца посаженного у вашего окна с первого рас.вета встречаемо­го на опушке леса с тропинк.. на реке... Человек связан с природой тысячами невидимых но прочных нитей (п..) кто из людей,не может существовать без неё.

Берёзовые рощи Подмосковья и голубые озёра Карелии м-.тучая тайга и бескрайни., украински., степи лед..ные шапки Кавка..кого хребта и д..лины Средней Азии живые об..татели лесов и полей и рек всё это и есть (н..) что иное как природа наше национальное богатство и гордость.

Однако природа не только источник здоровья и радости духовных ценностей каждого человека но и сыр..ё для промыш­ленности кладовая материальных благ общества. Исключи­тельно важность в наше врем., приобретает разумное рацио­нальное расходование естеств..ных богатств. Но сейчас речь идёт уже не только об этом но и о наш., личн.. отношени.. к природ., вне служебной сферы.

Мы не можем (н..) (//)кого терпеть бездумного грубого отно­шения к нашему «зеленому другу». (7/..)какого сн..хождения не должно быть ко всякого рода браконьерам промышляющ.. в об­ход закона в лесах и на воде наносящ.. ощутимый урон нашим рыбным запасам пернатым и четвероногим обитателям.

Пусть каждый из нас покажет личный пр..мер бережного отношения к флор., и фаун... Пусть (я..) кто не забывает о том что все богатства природы леса и реки поля и горы наше общее достояние.

(По газете «Правда».)


Ак. 174


129


230. Прочитайте и определите, к какому типу речи относится этот текст.
Мотивируйте свой ответ. Перепишите, расставляя знаки препинания. Сде­
лайте морфологический разбор выделенных слов.

Шкода только начинается с детского садика но (не) ко(н, нь)чается никогда. Её уроки длятся всю жизнь. Рабочий ли инженер академик все кто по-настоящему любит своё дело в равной стелен., участвует в бе..конечном поход., за знаниями.

Образование мастерская где оттачивается и закаляется ра­зум. Но знания (не) связанные с ч.хтвом гражданств..ности от-ветств..ности перед обществом (н..)чего (не) стоят. (По) этому самые важные школьные уроки это уроки гражданств..ности высокой культуры. Нравств..ные кладовые литературы музыки живописи самой жизни неисчерпаемы. Главное — с детства приобщиться к духовному миру Отечества жить одним дыхани­ем с своим народом быть последовательн.. и горяч., патриотом своей Родины во всех своих мыслях ч..ствах и поступках.

(Акад. А. В. Кирсанов.)

Глагол

§ 44. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

231. По образцам (см. таблицу на с. 131) проспрягайте устно данные гла­
голы. Сделайте их морфологический разбор.

Решать, решаться, решить, решиться, приготовлять, приго­товляться, приготовить, приготовиться.

'232. От глаголов победить, убедить, затмить, дерзить, очутиться и некоторых других 1-е лицо единственного числа не употребляется. Перепишите, заменяя такие глаголы, данные в скобках, близкими по значению описательными формами (в 1-м лице настоящего или буду­щего времени).

Образец. Я (победить) своего противника.Я хочу обязательно победить своего противника (или: Я постараюсь победить...; или: Я надеюсь победить:.. и т. д.).

1) Я (убедить) вас в правильности моих взглядов. 2) По­няв, что (дерзить) напрасно, я попросил у товарища извине­ния. 3) Если я не сдам экзамена, то (очутиться) в неприят­ном положении.

233. От следующих глаголов образуйте 3-е лицо единственного числа
настоящего времени. Подчеркните чередующиеся согласные.

Махатьмашут, колыхать. Плакатьплачет, клоко­тать, кликать. Плескатьплещет, полоскать, хлестать. Сы­патьсыплет, щипать, трепать, дремать.

234. Перепишите, ставя глаголы в нужной форме настоящего времени.

1) Сосны вершинами (махать) приветно. (Н.) 2) Лиловая занавеска чуть-чуть (колыхаться) от ветра. (Гонч.) 3) (Кликать) трубы молодого казака. (Сурк.) 4) Не пенится море, не (плес-

130


кать) волна. (А. К. Т.) 5) Волхов пеной серебристою в берег (хлестать). (Р.) 6) (Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузо­вок. (Исак.) 7) Мороз слегка (щипать) за щёки. (Ч.) 8) Всё (дре­мать), но (дремать) напряжённо-чутко. (М. Г.) 9)... Несётся Терек, волнами точит дикий берег, (клокотать) вокруг огром­ных скал. (П.) 10) Опять сомненье душу (глодать). (Исак.)

235. Перепишите, употребляя глаголы, данные в скобках, в прошедшем времени.

1) Источник (иссякнуть).Источник иссяк. 2) Шторм (утихнуть). 3) Пловец (достигнуть) берега. 4) Танки (на­стигнуть) противника. 5) Костёр (потухнуть). 6) Голос (ох­рипнуть). 7) Река (замёрзнуть). 8) Вражеское наступление (выдохнуться). 9) Ребёнок (озябнуть). 10) Шахматист (от­вергнуть) предложение соперника согласиться на ничью. 11) Дети (продрогнуть) от холода.

Таблица форм глагола

 

  Неопределённая форма глагола
Доверять -жение, возвр.; - несов. вид, I спряжение; доверяться •+- несов. вид. I спря- доверить — сов. вид, II спряжение.
  Изъявительное наклонение
  Настоящее.время
Единств. число [ 1-е л. доверяю  доверяюсь { 2-е л. доверяешь доверяешься 1 3-е л. доверяет доверяется
Множ. число | 1-е лт доверяем доверяемся { 2-е л. доверяете доверяетесь 1 3-е л. доверяют доверяются
  Будущее время
Единств. число Г 1-е л. буду доверять буду доверяться доверю { 2-е л. будешь доверять будешь доверяться доверишь У 3-е л. будет доверять будет доверяться доверит
Множ. число Г 1-е л. будем доверять будем доверяться доверим \ 2-е л. будете доверять будете доверяться доверите 1 3-е. л. будут доверять будут доверяться доверят
  Прошедшее время
Единств. число Множ. 1 М. р. доверял доверялся доверил { Ж- р. доверяла доверялась доверила 1 Ср. р.     доверяло доверялось доверило число   доверяли доверялись доверили
  Сослагательное наклонение

Единств.) М* р. доверял бы доверялся бы доверил бы число 1 Ж- р. доверяла бы доверялась бы доверила бы 1 Ср. р. доверяло бы  доверялось бы доверило бы Множ. число доверяли бы доверялись бы доверили бы

  Повелительное наклонение

Единств, число, 2-е л. доверяй   доверяйся   доверь ' Множ. число, 2-е л.   доверяйте доверяйтесь доверьте


5*


131


Употребление некоторых глаголов

1. Глагол хотеть в единственном числе настоящего време­ни изменяется по первому спряжению, во множественном чис­ле — по второму спряжению: хочу, хочешь, хочет; хотим хо­тите, хотят: Глагол бежать спрягается так: бегу, бежишь, бежит, мы бежим, вы бежите, они бегут.

. 2. Глагол ехать (еду, едешь и т. д.) не имеет формы пове­лительного, наклонения (встречающиеся иногда формы «езжай», «ехай» недопустимы в литературной речи). При необходимо­сти употребить от глагола ехать повелительное наклонение можно использовать формы поезжай, поезжайте (неопреде­лённая форма этого глагола «поезжать» неупотребительна).

3. Глагол жечь спрягается так: жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут. Так же спрягаются и образованные от него приставочные глаголы, например: зажечь, выжечь и др.

4. Глагол чтить («проявлять глубокое уважение», «почи­тать») спрягается как глагол второго спряжения (чту, чтишь, чтит, чтим, чтите), но в 3-м лице множественного числа на­стоящего времени распространена наряду с формой чтят и форма чтут, например: 1) Комсомольцы свято чтят память бесстрашных воинов. (Газ.) 2) Их чтут, им повинуются ты­сячи таких, как он. (М. Г.)

236. Поставьте глаголы в нужной форме и перепишите^

1) «Чего ты (хотеть) от меня?» — нахмурясь, голова вскри­чала. (П.) 2) Своей дремоты превозмочь не (хотеть) воздух. (П.) 3) Вы отдохнуть (хотеть)? (Т.) 4) Как удержать негодо­ванье уста упрямые(дготеть)? (П.) 5) Евгений смотрит: видит лодку, он к ней (бежать) как на находку. (П.) 6) Смутилось сердце киевлян; (бежать) нестройными толпами... (П.) 7) Го­сударь мой! Куда вы (бежать)}, (Н.) 8) Солнце так и (жечь). (Григ.) 9) Прервётся ли души холодный сон, поэзии (зажечь­ся) ль упоенье? (П.) 10) Оба они любоъко(чтить) память о ней. (М. Г.) 11) Вот что: ты (ехать) один, (ехать)\ (Розов.) 12) Не играй, кошка, углём: лапу (обжечь). (Поел.)

§ 45. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ

1. Ударные личные окончания пишутся в соответствии с произношением, например: 1) везёшь, вез#т; поёт, по&т; бе­режёт; печём (I спряжение); 2) летит, летАт; молчит., мол­чит (II спряжение).

Написание глаголов с безударными личными окончаниями можно определить по неопределённой форме.

Ко II спряжению относятся следующие глаголы с безудар­ными окончаниями:

132


а) глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить (строить, строиться, носить, носиться); б) 11 следующих глаголов: гнать, держать, дышать, слышать, вертеть, ви­деть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, а также производные от них (выгнать, задержаться, увидеть­ся и т. п.). Остальные глаголы с безударными окончаниями I спряжения, например: колотьколют, бороться — бо­рются, рытьроют, веятьвеют и т. д.

Исключения: глаголы брить и зиждиться I спряжения, хотя оканчи­ваются на -ить; бреешь, бреют, зиждется, зиждутся.

Примечания. 1. О том, как писать окончания глаголов с приставкой вы-, надо судить по бесприставочному глаголу, например: выспишьсяспишь, выльешьльёшь и т. п.

2. Наряду с формой стлать (постлать, разостлать и т. п.) имеется разговорная форма стелить (постелить, расстелить и т. п.)- Личные окончания употребляются только от формы стлать, т. е. I, спряжения: стелешь (постелешь, расстелешь, постелешься), стелет (постелет, рас­стелет, постелется), стелют (постелют, расстелют, постелются).

2. Буква ь пишется:

а) в неопределённой форме глагола, которая отвечает на
вопрос что делат ь? или что сделать?, например: То­
варищ хочет
(что делать?) учиться (сравните: Товарищ
(что л е л а е т?) учится в институте). Ему надо (ч т о
сделать?) заняться математикой (сравните: Он (что
с д е л а е т?) займётся математикой);

б) в окончаниях 2-го лица единственного числа/ например;
учишь, учишься;

в) в повелительном наклонении после согласных, например:
брось, бросься, бросьте, бросьтесь, отрежь, отрежьте. (От
глагола лечь повелительное наклонение ляг, лягте).

3. Следует различать формы 2-го лица множественного числа
глаголов I спряжения изъявительного и повелительного наклоне­
ния: в изъявительном наклонении пишется -ете, в п о -
велительном----- ите, например: 1) Когда выйдете на де­
журство, проверьте журнал посещаемости (выйдете
— изъя­
вительное наклонение). — Выйдите завтра на дежурство
(выйдите
— повелительное наклонение).

Примечание. В глаголах II спряжения во 2-м лице множественного чис­ла пишется -ите и в повелительном, и в изъявительном наклонении, на­пример: Посмотрите новый кинофильм.Когда вы его посмотрите?

4. В основах глаголов прошедшего времени перед суффик­сом -л пишется та же гласная, что и перед -ть в неопределён­ной форме, например: слышал (слышать), видел (видеть), клеил (клеить), сеял (сеять).

5. В неопределённой форме и форме прошедшего времени глагола пишется суффикс -ова (~ева~), если глагол в 1-м лице настоящего времени оканчивается на -ую~~ -юю, например:

133


проповедоаать(проповедую), беседовать (беседую), ночевать
(ночую), горевать(горюю).
Если же в форме 1-го лица един­
ственного числа глагол оканчивается на -ываю ------ иваю, то в

неопределённой форме и форме прошедшего времени пишет­
ся суффикс -ыва ----- -ива-, например: докладывать (докла­
дываю), учитывать (учитываю), рассматривать (рас­
сматриваю), настаивать (настаиваю).

Примечание. Глаголы с суффиксами -ова ---------------- ева, -ыва-~ива- надо

отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва-, например: запевать, наливать, подавать. Перед суффиксом -ее- пишется та гласная, которая есть в корне глагола (т. е. без суффикса -ее-): запеть, налить, подать. Но: затмевать (хотя затмить), застревать (хотя застрять), разевать (хотя разинуть).

237. Перепишите, образуя от данных глаголов формы 3-го лица множе­
ственного числа настоящего или будущего простого времени. Поставьте
ударение, укажите вид глагола и спряжение, обозначьте личные оконча­
ния.

Бросатьбросй [юЩ (несов. в., I) — броситьброс \яп^ (сов. в., II), обидеть, обижать, утешиться, утешаться, зависеть, гнать, гонять, слышаться, слушаться, дышать, встретить, встре­чать, лаять, расклеить, просеять, молоть, стлаться, расстилаться.

238. Прочитайте. Укажите неопределённую форму каждого глагола с
пропущенными буквами и его спряжение. Перепишите и укажите спря­
жение глаголов.

I. 1) Билеты колхозникам на дом разнос..т ватага детей.
2) Блекн..т травы. Дремл..т хаты. 3) В лицо мне дыш..т свежая
трава. 4) А во ржи дорога стел..тся. 5) И, глубокие, бездонные,
так н пыш..т синевой небеса разоблачённые над моею головой. 6)
Понапрасну травушка измята в том саду, где зре,.т виноград. 7)
С молодыми гармонистами соловьи завод.т спор. 8) И ласточки
крыльями маш..т, и топ..тся чья-нибудь печь. 9) Он стоит и каж­
дый кустик слыш.,т, каждый камень вид..т впереди... Ничего
особого не пиш..т, только пиш..т: «Люба, обожди».

(М. Исаковский.)

II. 1) Ночь стел..т тень и влажный берег студ..т, ночь тян..т
вдаль свой невод золотой — и скоро блеск померкн..т и убуд..т.
2) На Альпы к сумеркам нисход..т облака. 3) Целый день печ..т
дорожки солнце. 4) Ветер вдаль меня влеч..т, звонко песнь мою
разнос..т. 5) За дверью у соседа стуч..т часы и кап..т с окон
лёд. 6) Проход..т облака всё выше и нежней, а ветер суш..т
сад и мягко в окна ве..т. 7) Скоро гром смелее грян..т, жутким
блеском даль заж..тся. (Бун.)

239. Перепишите. Глаголы, данные в скобках, поставьте в форме повели­
тельного наклонения. Объясните употребление буквы ь.

1) Туман начинает клуби..ся над рекой. (Пауст.) 2) Горо­док начал ей даже нрави..ся. (Пауст.) 3) Не старе..т твоя красота, разг..рае..ся только сильней. (Твард.)4) Ты идё..

134


по земле молодой — зелене..т трава за тобой. (Твард.)

5) Нет! Где дело идёт о народе, там я первый увле..ся готов.
(Н.) 6) Довольно бар вы тешили, (потешить) мужиков. (Н.)
7) Помалкивайте, (кланяться), да не (перечить) хворому,
мы вас вознаградим. (Н.) 8) И скажу я без утайки, приве­
ди.. мне там и..ти, я хотел бы к той хозяйке постуча..ся на
пути, попросить воды напи..ся... (Твард.) 9) Кр.суйся и (сла­
виться),
родная страна! (Исак.) 10) И всё это родина наша, а
родину надо бере... (Исак.)

240. Замените описательные обороты речи синонимическими глаголами в
повелительном наклонении (обязательно с ь).

1) Сделайте приготовление к производству опытов. — При­ готовьтесь к производству опытов. 2) Немедленно наведите справку о времени отхода поезда. 3) Определите вес этого мине-рала.4) Зря не заводите споров. 5) Снимите одежду.

241. Составьте с каждым данным глаголом по два предложения: в пер­
вом он должен входить в составное глагольное сказуемое (в неопределён­
ной форме), во втором — употребляться как простое глагольное сказуе;
мое (в форме 3-го лица настоящего или будущего простого времени).
Запишите предложения. Подчеркните -тся и -ться.

О б р а 3-е ц. Тебе эта книга может пригоди ться.Тебе эта книга пригоди тся.

Увидеться, двинуться, отправиться, бояться, вернуться, за­ботиться, справиться, поправиться, окунуться, столкнуться, включиться, подивиться, встретиться, возвратиться, удаться.

2.42. Перепишите. Подчеркните глаголы в форме 3-го лица и в неопре­делённой форме.

1) Чуть брезжи..ся. Ни один листок не колышсся. 2) Надо скорей собирайся на рыбную ловлю. 3) Необходимо хорошо под­готовился к походу. Неплохо бы захватить с собой плащ-палат­ку: она может пригодился в пути. Пригоди..ся в лесу и топорик. 4) До туристской базы можно добра..ся и поездом, и теплохо­дом. Лучше всё-таки отправился на теплоходе; перед ужином удас.ся ещё выкупа..ся. 5) Местность кругом нам очень нрави..ся, да разве может она не понрави.хя: лес, река, обилие грибов и ягод. 6) Ребята, ушедшие в поход, обещали верну..ся к вечеру, но они, вероятно, задержался, не верну..ся вовремя. 7) Чувствуемся, что гроза надвигаемся. Удас.ся ли им возвратился до дождя?

243. Перепишите, ставя глаголы в нужной личной форме настоящего вре­мени. Обозначьте спряжение каждого глагола.

I. 1) Зрители (смотреть) с интересом новый фильм. 2) Казалось, пули (дробиться) в воздухе и люди (дышать) рас­калённой свинцовой пылью. (Ф.) 3) (Дуть) ветры яростные, (гнать) лодки парусные. (Маяк.) 4) 5ной (палить) и (пы­хать). (Даль.) 5) Чуть (колыхаться) войлок юрты. (Пришв.)

6) Дворники на тротуаре(/ссиоть) лёд. 7) Озими (стлать-
ся),
ровно Дунай. (Даль.)

135


П. 1) Косой и назойливый дождик так и (хлестать) в лицо. (Стан.) 2) Клубы дыма (стлаться) над рейдом. (Станл) 3) Мо- ре(дышать) бодрящей свежестью. (Нов.-Пр.) 4) (Бороться) с волнами и ветром упорные моряки. 5) Утро' тихое и туманное. (Ползти) (двигаться) белые призраки, (прятаться) в море. (Нов.-Пр.) 6) Руки мои крепко (держаться) за железный трап рубки. №оре(грохотать). Я мокрый до последней нитки, но ухо­дить вниз не(хотеться). (Нов.-Пр.) 7) Какие-то шаги (слышать­ся). (М.-С.) 8) Твёрдое дерево плохо (пилиться), (Т. С.) 9) Солнце (резать) глаза. (Ч.) 10 (Махать) крыльями мельница. (Ч.)

11) Тревожно (плескаться) и (кричать) гуси и лебеди. (А. Б.)

12) (Дремать) бор сосновый. (В. Бр.) 13) С шумом на белые кам­ни чёрные волны (находить), (В. Бр.) 14) (Внять) ветер. Сладко (таять) на поляне вешний снег. (В. Бр.) 15) В сгущающихся сумерках (реять) снежинки. (Нов.-Пр.)

244. Перепишите. Глаголы в повелительном наклонении подчеркните од­ной чертой, а, глаголы в изъявительном наклонении — двумя, устно объяс­ните написание букв е и и.

I. 1) Вы пиш..те красиво и грамотно. Пиш.те мне чаще. 2)
Вспомн..те стихотворение А. С. Пушкина «Чаадаеву». Когда
вспомн..те, то прочтите. 3) Вынес..те из комнаты лишние вещи.
Когда вынес..те вещи, скажите мне об этом. 4) Как только
выйд..те из лесу, увид..те поля нашего колхоза. Выйд..те на
несколько минут из комнаты: её надо проветрить. 5) Выбер..те
из этих статей материал, нужный для доклада. Когда выбер..те,
приступайте к оформлению доклада.

II. 1) Стукн..те мне в окно, когда пойдёте на рыбалку. Ког­
да вы стукн..те, я мигом соберусь. 2) Выскажете всё, что вы
дума..те об этом деле. Если вы всё выскажете, то стан..те спо­
койнее. 3) Выпиш..те из текста определения. После того как
вы их выпиш..те, выбер..те из них наиболее яркие эпитеты. 4)
Прыгн..те на лыжах с этого трамплина. Когда вы прыгн..те,
почувствуете большое удовольствие. 5) Если буд..те в Ялте,
обязательно посетите домик Чехова.

246. Поставьте данные глаголы в прошедшем, а затем в настоящем или будущем времени. Перепишите, подчёркивая в неопределённой форме и в прошедшем времени глагольный суффикс, а в настоящем и в будущем времени — личные окончания. Устно составьте с каждой формой глагола предложения.

I. Видетьвиделвидит, обидетьобиделоби­дит; зависеть, ненавидеть, сеять, веять, реять, таять, лаять, чуять, лелеять, каяться, маяться, надеяться, затеять, слышать.

П. Цепенетьцепенел — цепенеет; одеревенеть, окосте­неть, обледенеть, остолбенеть.

246. Перепишите. Подчеркните глаголы прошедшего времени одной чер­той, настоящего — двумя.

1) Лёд та..т. Снег раста..л. 2) В небе ре..т орёл. Он далеко

136


вид..т кругом. Вот увид..л внизу зайца и камнем рухнул вниз. 3) Тихон полностью завис..т от своей матери Кабанихи. Тихон завис.л от своей матери. 4) На улице громко ла..т собачонка. Она пола..ла, пола..ла и замолчала. 5) Осторожно пробира­ется заяц, слыш..т каждый шорох, издалека чу..т опасность. Услыш..л, как хрустнула ветка, почу..л недоброе, притаился.

247. Перепишите, расставляя знаки препинания. Глаголы, данные в скоб­ках, поставьте в форме 2-го лица единственного числа. Какие односостав­ные предложения при этом получились?

Что знач..т путешествие в чём заключается работа иссле­дователей. Полного ответа на этот вопрос дать нельзя. Многое завис..т от личности самого путешественника от того насколь­ко он гГодг..товлен к такого рода деятельности.

Накануне от..езда всегда много хлопот и забот. Надо ещё раз всё обдумать р..считать проверить. Целый день (бегать) по городу (являться) к начальнику и (делать) последние рас­поряжения. Вечер уход..т на написание писем. Ночью не сп...ся. Никак не (мочь) преодолеть беспокойных мыслей. На другой день чуть свет уже на ногах. Последние хлопоты на вокзале. (Ждать) когда раздастся звонок когда троне..ся поезд... Мед­ленно двинулись вагоны. В, эту минуту (чествовать) как ка­кая-то неимоверная тяжесть св..лилась с пле... Все беспокой­ства остались позади и за работу (приниматься) с удоволь­ствием. Сам (удивляться) откуда берё..ся энергия.

(По В. К- Арсеньеву.)

2*48. Образуйте от данных глаголов совершенного вида глаголы вида не­совершенного при помощи суффиксов -ыва-, -ива-, ~ва- и, где нужно, черед ован ия звуков в ко рне. Корни обозначьте.

Опоздатьопаздывать, сознатьсясознаваться; раз­молоть, распороть, оглядеться, оттаять, запаять, осмеять, рас­каяться, подогреть, выпить, напеть, вылить, одолеть, развеять, развить, достать, узнать, издать, распродать, восстать, пере­издать, развалить, развеяться, рассказать, дать, устать.

249. От данных глаголов при помощи суффиксов -ива-, ~ыва- образуй­
те другие. Подчеркните корневые гласные о или а и расставьте уда­
рение. Составьте словосочетания с глаголами, образованными от вы­
деленных слов.

Заработатьзарабатывать, освоить, удостоить, ус­
воить, удвоить, затронуть.                              >

Обуслдвитъобуслдвливать, опорочить, подытожить, сосредоточить, узаконить, уполномочить, упрочить.

250. Перепишите. Подчеркните корневые гласные в глаголах на -ива-, -ыва-.

1) Войска сосредотачивались у переправы. 2) Дальней­шие переговоры уполномочивался вести глава делегации.

3) Никто не смеет опорочивать честного работнику! (Газ.)

4) Нельзя мириться с недоделками в жилищном строитель­стве и узаконивать их. (Газ.) 5) Осваивались новые облас-

137


ти нашей необъятной Родины. (Ушаков.) 6) ЛесЗ обуславли­вают климат. (Ч.)

251. Перепишите, подбирая к выделенным словам подходящие синонимы. Концентрировать все силы на своевременной уборке уро­жая; реставрировать разрушенный дворец; аннулировать не­правильное постановление; форсировать ход событий; мотиви­ровать внезапный отъезд; фальсифицировать факты; ориен­тироваться в текущих событиях; иронизировать над кем- либо; потерпеть фиаско.

252. Перепишите, выбирая из синонимов, данных в скобках, наиболее под­ходящий по смыслу (при этом глаголы ставьте в прошедшем времени).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.11 с.)