Чередование гласных в корнях слов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чередование гласных в корнях слов



Написание слов с чередующимися безудар­ными гласными в корнях слов и: а, яим-,ин-;оа) основано на ряде особых правил.

Чередование ие

В корнях с чередующимися гласными еи (бер --------- бир-,

пер ---- пир-, мер ------ мир-, стел ------ стил-, дер ------ дир- и др.)

буква и пишется только тогда, когда после корня следует суф­фикс -а-, например: выбиратьвыберут, запиратьзапе­реть, умиратьумереть, расстилатьрасстелить, раздиратьраздерут, блистатьблестеть.


з *


67


На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а- (-я-) чередуется с -им- или -ин~, например: сжать'сжимать, примятьприминать, начатьначинать, снятьснимать; -им- или -ин- пишутся в этих корнях тогда', когда далее за ними следует суффикс -а-. Но: сочетать, сочетание.

87. Перепишите. Устно укажите вид глаголов. Подчеркните чередующие­
ся гласные одной чёрточкой, суффикс -а- обозначьте.

Уб..раю комнату — уб..ру комнату, отп..рать замок — от-п..реть замок, зам..реть от восторга — зам..рать от восторга, раст..реть сахар в ступке — раст..рать сахар в ступке, удира­ет без оглядки — уд..рёт без оглядки, разж..гать костёр — разж..чь костёр, выч..тать одно число из другого — выч..сть одно число из другого, пожать руки — пож..мать руки, про­клинать кого-нибудь — проклясть кого-нибудь, занять пози­цию — занимать позицию.

88. Перепишите, объясняя (устно) правописание слов с пропущенными

буквами.

1) Когда миновали подъём, открылось широкое ровное про­странство, Но которому вып..рали всюду огромные каменные глыбы. (Фурм.) 2) Теперь я стал иначе понимать дело. (Герц.) 3) Книжные полки занимают всю стену. (Т. С.) 4) Всё по-фран­цузски вслух читает зап..ршись. (Гр.) 5) Ящик зап..рается ав­томатически. (Т. С.) 6) С самым напряжённым вниманием и нежностью ухаживала Софья Николаевна за больным отцом. (Акс.)7) Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в брил­лиантах дождя. (М. Г.) 8) Бл.хтал солнечный знойный день. (В. Ш.) 9) «Водопад» принадлежит к числу блистательнейших созданий Державина. (Бел.) 10) Давно все думы, все желанья Гирей с моими соч..тал. (Л.) 11) Он проверял сложение и вы­читание у Вани и нашёл две ошибки. (Гонч.) 12) Я долго любо­вался расстилавшейся перед моими глазами картиной. (М.-С.) 13) С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой заст..лает всё доступное для глаза. (Ч.) 14) Было тихо, дым весь пал в лощину и всё заст..лил. (Пришв.)

Чередование а — о

1. В корнях лаг ------ лож- и кас -------- кос- буква а пишется,

если за корнем следует суффикс -а-: полагатьположить (исключение: полог), касаться — коснуться.

2. В корнях плав ------ плов- буква а пишется во всех случа­ях, кроме слов пловец, пловчиха, например: плавник, плаву­чий. Слово плывуны пишется с буквой ы.

3. Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко), обмакнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «про­пускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага.

68


89. Перепишите. С выделенными словами составьте предложения (устно).

Излагать, изложить, предполагать, предположить, прикасать­ся, прик.-снуться, предположение, предполагаемый, соприкасать­ся, налагать, ул..жение, прилагательное, разложение, разл..гать; пл-.вцы, попл-.вок, расплавлять, выпл..вка, пл..вучесть, выплав­лять; обувь пром..кает, обмакнуть кисть в краску, хорошая про­мокашка, непромокаемое пальто, вым..кнуть под дождём.

90. Перепишите, объясните правописание.

1) Наши дела служились блестяще. (Т. С.) 2) Эта книга дана в качестве приложения. (Т. С.) 3) За нарушение правил уличного движения налагается штраф. (Т. С.) 4) Её ул..жили, и она впала в усыпление. (П.) 5) Лошадь едва к.халась земли. (Т. С.) 6) Печ­ка так накалена, что нельзя прик..снуться. (Т. С.) 7) Выпл..вка чугуна идёт непрерывно. (Сераф.) 8) Погиб и кормщик, и пл..вец. (П.) 9) Проливной дождь вым..чил меня до последней нитки. (П.) 10) Обломов взял перо, обМоКнул в чернильницу, но чернил не было. (Гонч.) 11) Пол выл..жен цветными плитками. (Гл.) 12) Пред-пол..гается закончить театральный сезон к 15 июня. (Т. С.) 13) Я на вас могу положиться. (Т.) 14) Ранняя зимняя ночь укрыла селение тёмным пол.том. (В. Аж.)

Чередование ао (продолжение)

4. В корнях клан-клон-, твар -------- твор- под ударением

может быть и а, и о, без ударения — только о, например: кла­няться, поклон, наклонение; тварь, творчество, творение.

Исключение: утварь.

В корне гар ----- гор- в безударном положении также обыч­
но бывает о (под ударением — а), например: загоретьзаго­
ришь, загорелый, загЛр.

Исключение: выгарки.

5. В противоположность рассмотренным в п. 4 корням в корне з<ф- — зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о), например: зарА, зарница, озарён­ный, но зори, зарево.

6. В корне скак ----- скоч- в безударном положении буква а

обычно пишется перед к, а буква о — перед ч, например: ска-катьвскочить, подскакатьподскочить, выскочка. Но: скачок, скачу (1-е л. ед. ч.), скачи (повелительное наклонение).

91. Перепишите, указывая в словах с пропущенными буквами ударение.
Обозначьте их корни.

I. Скл..ниться над ручьём, склоняться над водой, накл..нить голову, наклоняться над чертежом, преклоняться перед кем-нибудь, преклонить колена, откл..нение в сторону; затворить калитку, затворять дверь, чудесное тв..рение, раств..рить окно, растворять ворота, нерастворимые вещества, растворитель металлов, домашняя утв..рь; хорошо заг..реть, заг..рать на бе-

69


регу моря, медленно сг..рать, сг..реть дотла, двигатель внут­реннего сг..рания, заг..релый юноша, догоравший костёр; оз..-рять пламенем, оз..рить солнцем, оз..рённый луной, яркие зарни­цы, утренняя з..ря.

II. Ск..кать вдоль дороги, перескочить через препятствие, за­ек..кать от радости, выск..чить на улицу, доск..кать до деревни, небольшой ск..чок, заносчивый выск..чка, вск..чить на ходу, оста­новить на ск..ку, степные ск..куны, ск..чите к командиру.

92. Перепишите и объясните (устно), почему выбрано то или другое напи­сание.

1) В сенях на полу лежал коврик; все двери запирались на замок. 2) Лучков никогда при других не упом..нал имени Кисте-ра. 3) Маша, не раскрывая пялец, слегка приложилась к ним грудью и подп..рла голову руками. 4) Ярко и пышно зарделась з..ря. Перед берёзовой рощей расстилался ровный и широкий луг. Маше вздумалось играть в г..релки. 5) Она наклонилась, подн..л^ цветок. 6) Дней через пять Лучков сам предл..жил Кис-теру съездить к Перекатову. 7) Присутствие Кистера облегчало её и распол.тало к весёлости, хотя не радовало её и не волнова­ло: с ним Маша могла болтать по часам, оп..раясь на руку его. 8) Не оттого ли так неприятно пор„зило его [Кистера] признание Лучкова, что дело к.халось Маши? 9) Взгляды тихо разгорались и быстро пог..сали. 10) «Вы желали меня видеть?..» — голос её зам..р.. 11) Он [Лучков] покл..нился и вышел.

(И. С. Тургенев. «Бретёр».). 93- Перепишите.

1) Лёгкий ветер беззвучно шевелил рыжую, выг..ревшую траву. (Шол.) 2) Лампа чуть светит, выг..рает. (В. Ш.) 3) Сол­нце клонилось к закату. (Т. С.) 4) Серная кислота является раств..рителем для многих металлов. (Т. С.) 5) Берёза в моём стародавнем саду зелёные ветви скл..няла к пруду. (Ог.) 6) В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя з..ря, и на пле­чо богатыря лицо спокойное скл..нила. (П.) 7) Когда разговор к..сался симпатичных ей поступков, чёрные глаза заг..рались радостным блеском и щёки оз..рялись ещё сильнее пылающим румянцем. (Фед.) 8) В непроглядных тучах открывались неви­данные з..рницы, оз..ряя серую равнину. (А. Н. Т.) 9) Воля и труд человека дивные дива тв..рят. (Н.) 10) В тереме тесовом вмиг раств..рится окно. (Кольц.) 11) Просёлочным путём люб­лю ск..кать в телеге; (Л.) 12) Заяц выск..чил из лесу и по-б..жал полем. (П.) 13) Казбич т..лкнул лошадь, и она д..ла ск-.чок в сторону. (Л.) 14) Казачий полк летит на ск..кунах. (Софр.) 15) Наскочила коса на камень. (Пог.)

Чередование ао (продолжение)

7. Корень равн- преимущественно пишется в словах, кото­рые связаны по значению с «равный» («одинаковый»), напри-

70


мер: равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, также в словах равнение, равняться, равняйсь, поравняться, равни­на; корень роен- преимущественно пишется в словах, связан­ных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), напри­мер: ровнять (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клум­бы), уровень, ровня.

8. В корне раст ------ рос- гласная а без ударения пишется

лишь перед согласными ст и щ; перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но росла.

Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, а так­же производные от них, например: отраслевой, росточек, ростовщичес­кий и т. д.

94. Перепишите, объясните правописание.

Держать равнение в рядах, совершать равномерное движе­ние, разр..внять грядки, сравнить два числа, несравнимые вели­чины, подр..внять кусты сирени, увеличить уровень производ­ства, равняться на передовиков, решить уравнение, удачное сравнение, зар..внять канаву, великолепная р..внина; буйная пор..ель, р..сти вширь и вглубь, неправильное ср..щение кости, зар..стать травой, болото пор..ело мхом, новая отр.хль промыш­ленности, нар.хтить силы, отвратительный р..стовщик.

95. Перепишите.

1) Весь мир увидел, как выр..с советский человек, увидел его богатство, его душевную силу. (Тих.) 2) Р..стём от года к году мы. (Маяк.) 3) Равнодушия, успокоения, удовлетворённо­сти у писателя не должно быть — вечная тревога. (А. Н. Т.)

4) Над широкой водной р..вниной встают и торжественно сия­
ют высокие горы. (А. Н. Т.) 5) Поравнявшись с низенькой две­
рью, остановился в раздумье. (Т.) 6) Пекарня помещалась в
подвале, её три окна были ниже ур..вня земли. (М. Г.) 7) Не
беречь пор..ели — не видать и дерева. (Поел.) 8) Озеро чуть не
на версту зар..ело камышами. (Пришв.) 9) Чёрные водор..сли
хрустят под логами. (Пришв.) 10) Начало светать, из тьмы
вырастали дома. (М. Г.)

96. Перепишите. К выделенным словам подберите синонимы.

1) Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России. (П.) 2) Благосл..ви, поэт... В т..ши парнасской сени я с треп..том скл..нил пред музами колени. (П.) 3) Я стал писать охотничьи рассказы, прославляющие радость жизни. (Пришв.) 4) Гиацин­ты изл..вали в маленькой комнатке сильный зап..х. (Гонч.)

5) Очарование сна ещё не рассеялось. (Пол.) 6) Мартьянов с..дел
неподвижно, как изв..яние. (М. Г.) 7) Спичка дог..рала, обж..гая
пальцы Якова Лукича. (Шол.) 8) Бл..стели отлакированные ро­
сой рельсы. (Шол.) 9) Аппарат мчался по к.хательной против
вр..щения Земли. (А. Н. Т.) 10) Рощин на ск..ку соск..чил с с.дла.
(А. Н. Т.) 11) Из-за деревьев в..днелась светлая крыша оранже-

71


реи, и. из-под оврага поднимался растущий туман. (Л. Т.) 12) Никита, отщ..пнув сухими и очень белыми пальцами мякиш хлеба, м..кал его в мёд и, не тор..пясь, ж..вал. (М. Г.) 13) По р..внине быстро разливалась тьма, погл..щая очертания. (Кор.)

97. Прочитайте и укажите, к какому тицу речи (повествованию, описа­нию, рассуждению) относится этот текст. Перепишите, расставляя не­достающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор выде­ленных предложений.

Когда он [Пушкин] вошёл с Уваровым в аудиторию для меня точно солнце оз..рило аудиторию я в то время был в ч..ду об..яния от его поэзии; я п..тался ею как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь в..сторга. На меня как благотвор­ный дождь падали строфы его созданий. Его гению я и все тогдашние юноши увлекавшиеся поэзиею обязаны непосред­ственным влиянием на наше эстетическое образование.

Ч..тал лекцию Давыдов профессор истории русской лите­ратуры. «Вот вам т..ория искусства, — сказал Уваров обраща­ясь к нам студентам и указывая на Давыдова, — а вот и са­мое искусство», — прибавил он, указывая на Пушкина. Он эффектно отч..канил эту фразу очевидно заранее приготовлен­ную. Мы все жадно вп..лись глазами в Пушкина. Тут же ожи­дал своей очер..ди ч..тать лекцию и Каченовский. Нечаянно между ними зав..зался по поводу Слова о полку Игореве раз­говор который мало-помалу перешёл в г..рячий спор. Подой­дите ближе господа это для вас интересно пригласил нас Ува­ров и мы тесной толпой как стеной окружили Пушкина Уваро­ва и обоих профессоров. Не умею выразить как вел..ко было наше наслаждение видеть и слышать нашего кумира.

Я не припомню всех подробностей состязания, помню толь­ко что Пушкин г..рячо отстаивал подл..ность древнерусского эпоса.

(И. А. Гончаров. «Воспоминания».)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.022 с.)