Краткие сведения о Русской орфографии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткие сведения о Русской орфографии



Орфография — это совокупность правил, устанавли­вающих: 1) единообразное написание значимых частей слова: корней, приставок, суффиксов и окончаний; 2) раздельное и слитное написание слов и их частей; 3) употребление пропис­ных букв; 4) правила переноса слов.

I. Правила, устанавливающие написание значимых частей сло­
ва, основаны главным образом на морфологическом
принципе: значимые части слова пишутся,единообразно, неза­
висимо от изменения в речи произношения гласных и соглас­
ных. При этом гласные пишутся так, как они произносятся
под ударением, а согласные — так, как они произносятся пе­
ред гласными (или л, м, н, р), например: 1) больбольнбй,
заболевйние
(корень боль- пишется одинаково, хотя произно­
сится по-разному); 2) внизувниз, низкий, низший (корень
низ- пишется одинаково, хотя произноситсй по-разному). Ср.
также: 1) пбездпрёздка, поёзжйй, поговори, постарййся
(приставка по- пишется одинаково, несмотря на изменение про­
изношения); 2) дуббвый, берёзовый, асфйльтовый (суффикс -
ое- пишется одинаково, хотя произносится по-разному); 3) сто­
лом
футбблом, выговором (окончание -ом пишется одина­
ково, несмотря на различие в произношении).                  ^

Во мйогих случаях написания, совпадающие и не совпадаю­щие с произношением; являются непроверяемыми. Однако и они передаются на письме единообразно, например: 1) собйка — собйчка, Собакёвин; 2) авантгдраавантюрист, авантгдрный; 3) ковшкбвшик, нефтьнефтянбй.

Непроверяемые написания называются традиционными. Их необходимо запоминать..

В некоторых случаях имеются отступления от морфологичес­кого принципа, когда единообразное написание значимых частей слова нарушается. Такие отступления связаны прежде всего с сохранением на письме старинных чередований звуков, напри­мер: полагйть — положить; збрьказарА, отперетьот­ парить.

Морфологический принцип удобен: единообразная переда­ча значимых частей помогает легче запомнить начертания сло­ва, ускоряет процесс чтения и понимания написанного.

50


В нашей орфографии есть и основанные на фонетическом принципе написания значимых частей слова, отражающие из­менение произношения звуков, например: 1) излечитьис­коренить, безмолвныйбесправный; 2) розвальни (сани)развил; 3) имябезымянный; 4) лезтьлестница, блес­тетьблеснуть. Таких написаний немного, их большая часть относится к обозначению приставок на -з.

Безошибочное применение на практике многих орфографи­ческих правил непосредственно связано с умением пишущего быстро ориентироваться в составе слова.

II. Раздельное написание слов основывается на принципе:
писать все слова русского языка, самостоятельные и служеб­
ные, раздельно, например: Виктор не зналк что у товарища
больны отец и мать.

В процессе жизни языка предлоги и частицы сливаются иногда с теми словами,.к которым относятся, образуя новые слова, например: сначала, вкрутую, нехороший и т. д. Право­писание нередко отстаёт от процессов, протекающих в языке; например, сочетания в обтяжку и в одиночку пишутся раз­дельно, хотя являются наречиями (ср. поодиночке).

Используются в русской орфографии и написания с Дефи­сом (чёрточкой) — прежде всего в наречиях и сложных словах, например: читать по-французски, не надеяться по-пустому, плащ-палатка, научно-технический.

III. Употребление прописных букв связано с выделением
имён собственных, например: Николай Алексеевич Иванов
отдыхал на побережье Чёрного моря близ Ялты. Недалеко
от санатория проходило Севастопольское шоссе.

Примечание. -С прописной буквы пишутся имена и фамилии людей, употребляемые в нарицательном значении, но сохранившие связь с носи­телем собственного имени, например: Надо показать, в каком отношении находится Базаров к разным Онегиным, Печориным, Бельтовым (Д. П.) (т. е. подобным Онегину, Печорину, Бельтову). При полном переходе собственных имен в нарицательные пишется строчная бу^ва, например: Он настоящий геркулес (силач) (от имени героя античных сказаний Геркулеса).

* IV. Правила переноса основываются на делении слов на слоги с учётом состава слова: пе-да-гог, че-ство-вать, бес-край-ний, боль-ше.

При сомнении в правильности написания слов надо обращать­ся к орфографическим словарям, наиболее полным из которых является «Орфографический словарь» Института русского язы­ка Академии наук СССР (все издания начиная с 1974 г.). Специ­ально для учащихся средней школы в течение многих лет издаёт­ся «Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова и С. Е. Крючко­ва (в конце этого словаря помещены и важнейшие правила орфографии).

51


В «Школьном грамматико^орфографическом словаре рус­ского языка» Б. Т. Шнова и А. В. Текучева (2-е издание сло­варя вышло в 1985 г.) указано не только написание слов,, но во многих случаях г* Их деление на значимые части, лексическое значение, особенности произношения.

59. Прочитайте примеры и укажите: а) проверяемые морфологические
написания приставок и Корней; 6) непроверяемые морфологические (тра­
диционные) написания корней; в) написания приставок и корней, отступа­
ющие от морфологического принципа. Слова последних двух (<гб> и «в»)
групп выпишите в два столбика.

I. Посадил, сбегай, низкий^ река, степной, сознаваться, сто­рожка, собака, баран, асбест, аппарат, вокзал, расклеить, разбить, воскликнуть, роспись, расписка, загар, загорел, ка­сательная, прикосновение, просьба.

П. Бездарный, беспомощный* запах, глинистый, шефство,
кабина, багровый, ЬпрыГнуть, сгибать, скользкий, асфальт,
нарастать, заросль, собирать, соберут, коридор, галерея, кол­
лектив.                     *"

60. Перепишите. Объясните устно, на чём основано раздельное или слит­
ное написание слов.

\, Укрыться от до>кдя под («а) вес, ценить ' (щ) вес золота; умчаться (в) даль, всматриваться (в) даль степи; продвигаться (в) глубь пустыни, отойти (в) глубь; вернуться домой (во) время, заболеть (во) время каникул; войти (^) плотнунэ массу облаков, подойти (в) плотную к берегу; насыпать кофе (в) ручную мельницу^ обрабатывать детали (в) ручную.

61. Перепишите. Объясните устно, на чём основано употребление пропис­
ных букв.

I. Наблюдать (С, суеверную Ночь на побережье (С, север­
ного моря; пересечь (7(,;/с}авказскйе горы, пышная (К, кав­
казская растительность; послать космический корабль с (3,
з)емли на её спутник — (Л, л)уну, лкэббваться светом (77,
л)уны; бороться за мир на (3, з)емле; спускаться по мрамор­
ной (Д, д) ворцовой лестнице, побывать в Ленинграде на (Д,
скворцовой площади; продавать (К, /с)ожевенные товары, жить
в (К, /с)ожевенном переулке.                                                   *

II. Подвиги (И, и)льи (М, л*)уромца, бесстрашие горьков-
ского (С, ^окола, афоризмы. (К, к^озьмы (77, Пруткова, бла­
городство (Ч, ч)ацких, прекраснодушие (М, Даниловых, ве­
ликосветские (Л, л)овеласы, принять на себя роль (М, Мен­
тора, капризы (М, л)еценатов.

62. Прочитайте и укажите, какие буквы пропущены. Проверьте по орфо­
графическому словарю и перепишите.

Ид..ал, вопл..щение, либеральный, обаятельный, отражение, перспектива, подлинный, обличать, прокламации, пропаган­дист, свидетель, традиция, ц..тадель.

52


УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ

I. С прописной буквы пишутся:

а) имена, отчества, фамилии людей, их прозвища, псевдо­
нимы/например: Михаил Юрьевич Лермонтов, Дмитрий Дон­
ской, князь Владимир Красное Солнышко, Илья Ильф
(псев­
доним), а'также клички животных: лошадь Холстомер, кошка
Мурка.

б) географические и административные названия, напри­
мер: Тихий океан, озеро Байкал, река Дунай, Гималайские горы,
Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Да­
ния, город Санкт-Петербург, Московская область, Шатур­
ский район, улица Мясницкая, Федеративный проспект;

в) названия периодических изданий, литературных произ­
ведений, заводов и др. (причём эти названия заключаются в
кавычки), например: газета «Известия», журнал «Огонёк»,
поэма «Кавказский пленник», завод «Арсенал», издательство
«Просвещение».

Примечание. С прописной буквы пишутся имена и фамилии людей, употребляемые в нарицательном значении, но сохранившие сходство с носителем собственного имени, например; Надо показать, в каком отно­шении находится Базаров к разным Онегиным, Печориным, Бельтовым (Д. П.) (-подобным Онегину, Печорину, Бельтову). При полном переходе собственных имен в нарицательные пишется строчная буква, например: Он настоящий геркулес (— силач) (от имени героя греческих мифов Гер­кулеса).

,11. Употребление прописных букв в названиях учреждений и организаций Российской Федерации, в названиях праздни­ков и знаменательных дат, в названиях орденов и почётных званий основано на следующих правилах. 1. С прописной буквы пишутся:

а) все слова, кроме служебных, в названиях высших госу­
дарственных законодательных и правительственных учрежде­
ний Российской Федерации, например: Федеральное собрание
Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная
Дума, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской
Федерации, Вооружённые Силы, Совет Безопасности Россий­
ской Федерации, Прокуратура Российской Федерации, Обще­
ство Красного Креста и Красного Полумесяца; также: Кон­
ституция (Основной Закон) Российской Федерации;

б) все слова, кроме слов орден и степень, в полных назва­
ниях орденов, например: орден Кутузова/орден Славы III
степени
(но: орден Отечественной войны I степени);

Примечание. Если название знака отличия заключено в кавычки, то с прописной буквы пишется только первое слово и входящие в название имена собственные, например: медаль «За оборону Москвы», орден «Мать- героиня» (но орден «Знак Почёта»).

53


в) все слова в названиях высших должностей и почётных
званий в Российской Федерации, например: Президент Рос­
сийской Федерации, Председатель Государственной Думы,
Председатель Совета Федерации, Верховный Главнокоман­
дующий Вооруженными Силами Российской Федерации, Герой
России, Председатель Центрального Банка России;

Примечание. Названия других должностей и почётных званий пишут­ся со строчной буквы, например: министр, заслуженный деятель науки, народный артист России, лауреат Государственной премии и т. д.

г) два первых слова в названиях двух исторических собы­
тий: Великая Октябрьская социалистическая революция. Ве­
ликая Отечественная война.

2. С прописной буквы пишется первое слово:

а) в названиях праздников и знаменательных дат, крупных
исторических событий, например: День знаний, Международ­
ный женский день, Петровская эпоха (но: допетровская эпо­
ха), Парижская коммуна (но: гражданская война, вторая
мировая война);

б) в названиях учреждений (кроме указанных выше в п. 1 «а»),
учебных заведений, промышленных и других предприятий и
организаций, например: Министерство финансов Российской Фе­
дерации, Российская академия наук, Московский государствен­
ный университет, Магаданский государственный педагогический
институт, Второй московский часовой завод, Третьяковская
галерея, Дом журналиста, Дворец молодежи;

в) в названиях современных и исторических политических
партий и движений (кроме слов партия и движение), например:
Фронт национального спасения. Российская социал-демократи­
ческая рабочая партия, движение «Наш дом
Россия», партия
Индийский национальный конгресс.

63. Прочитайте и объясните употребление прописных букв. Перепишите п. 2, подчеркните прописные буквы.

1. Роман «Война и мир» писателя Льва Николаевича Тол­стого, князь Иван Калита, море Лаптевых, река Енисей, Ла­дожское озеро, созвездие Большая Медведица, Тверская об­ласть, город Нижний Новгород, бульвар Генерала Карбыше­ва, Арбатская площадь, взгляды Фамусовых, угодничество Молчалиных, быть чьим-либо ментором^ экскурсия по Закар­патью, Южный полюс.

2. Приветствие Президента Российской Федерации, Госу­дарственная Дума, ветераны Великой Отечественной войны, встреча Нового года, День работников печати, Куликовская битва, Дом архитектора, участник гражданской войны, дека­нат химического факультета Казанского государственного уни­верситета, ректорат Российской академии образования, Госу­дарственный академический Большой театр (Большой театр).

54


64. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Объяс­
ните употребление прописных букв.

1. Няня повествует ему о подвигах наших (Л,а)хиллов и (У,1/)лиссов, об удали (И,и)лън (М, ле)уромца, (Д, <?)обрыни (Н, «Никитича, (А, а)лёши (П, л)оповича, о (77, я)олкане-бога-тыре (Гонч.). 2. Ей хотелось учиться или, лучше, знать не учась, он взялся быть ее (М, л)ентором (Герц.)* 3. Неужели представи­тели ру..кого общества все (Ф, Фамусовы, (М, л)олчалины, (С, с)офьи, (3, з)агорецкие, (X, Хлестаковы, (Т, т)угоуховские и им подобные? (Бел.). 4. В (77, я)олтавской битве, 27 июня 1709 г., (Р, р)усские войска под предводительством Петра (П, я)ервого разгромили (Ш, ш)вёдскую армию' (Э. С). 5. Я м.лтал написать книгу о творческой работе (М, лс)осков-ского (X, Художественного театра (Станисл.).

65. Ответьте письменно на следующие вопросы.

1. Какому историческому событию посвящена поэма
М. Ю. Лермонтова «Бородино»?

2. Какой праздник мы отмечаем 8 марта?

3. На заседании какого высшего государственного органа ут­верждается государственный бюджет Российской Федерации?

4. Когда произошла Куликовская битва?

5/Какую знаменательную дату мы отмечаем 9 мая?

б. В ведении какого министерства находится ваша школа?

§ 15. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ПИСЬМЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

1. На конце слова буква ь пишется после любого мягкого согласного, кроме шипящих, например: конь (ср. кон), измо­розь. (ср. мороз), фонарь {ср. удар).

2. В середине слова буква ь пишется:

а) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (твёр­
дым или мягким), например: больной, сельдь, льстить, маль­
чик, пильщик;

б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым со­
гласным, например: Кузьма, меньше, борьба;

в) между двумя мягкими согласными только в том случае,
ес^и при изменении слова второй согласный становится твёр­
дым, а первый остаётся мягким (ср. с п. <гб>), например: в
просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), и борьбе (борьба).

3. Буква ь не пишется внутри сочетаний чк, чн,,нч, нщ, рщ, рч: речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, испорченный:

4. Буква ь не пишется между двумя мягкими л: иллюзия.

66. Перепишите. Устно объясните, почему на месте точек вы поставили
или не поставили ь.

1. Приближалась довольно скучная пора; стоял ноябр.. уж

55


у двора. (П.) 2) Нян..ка Вар..ка, девоч..ка лет тринадцати, ка­чает колыбел... (Ч.) 3) Он век свой нян..чится с малыми ребя­тами. (Даль.) 4) Он (Корчагин) был принят в эскадрон по кол­лективной прос.бе бойцов. (Н. О,) 5) Дожд.. шёл порывами, переходя то в ливен.., то в изморос. (Аре.) 6) Измороз.. — похожий на иней снегообразный осадок. (Т. С.) 7) Смеются гости, и брен..чат стаканы. (Л.) 8) В награду любого воз­ьмёшь ты коня. (П.) 9) На столе лежала карта Волги, вся ис-чер..ченная синими и красными знач..ками. (Верш.) 10) Тут самая маленькая лачужка украшена хитрейшей рез..бою. (Пришв.) 11) Не откажите мне в моей прос.бе. (П.) 12) Она села за письменный столик. (П.) 13) На следующий ден.. я видел Зинаиду только мёл..ком. (Т.) 14) Гон..щики приняли старт ран..ним утром. (Газ.) 15) Я раболепства не терплю, не л.-сти, не унижайся! (Н.)

67. Измените слова по образцам. Подчеркните стоящие рядом мягкие со­
гласные в образованных вами словах. Со словами каждой группы составьте
по два предложения.

I. 1. Веточкаветвь, кисточка, косточка, весточка, трос­
точка. 2) Пестпестик, бант, зонт, мост, винт. 3) Болеть
болезнь, жить, казнить, льстить, грустить.

II. Червичервь, гвозди, грузди, области, верфи, повести,
почести, новости, заросли, песни, басни, лентяи.

68. Перепишите. Объясните устно, почему вы поставили или не поставили
ь на месте точек.

1) Вет..ви сирени закрыли вес. домик. 2) Кисти белых цве­тов выделялись на тёмной зелени. 3) На собрании говорили о бор..бе с вредителями садов и огородов. 4) Исполни мою про-с.бу: воз..ми пис.ма и опусти их в почтовый ящик. 5) В спиче-ч..ной коробоч..ке лежали рыболовные крюч..ки. 6) Мал.лики копали чер..вей для рыбной ловли. 7) Сел..д.. шла косяками. 8) Мастер учил ученика рез..бе по кости. 9) Заводу требуют­ся рабочие разных специальностей: гранил..щики, бетон..щи-ки, камен..щики, электросвар..щики, печ.ники, жестян..щики.

10) На писменном столе стояла удобная настол..ная лампа.

11) Жен..щины пели песню.

§ 16. УПОТРЕБЛЕНИЕ В ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ

В некоторых, случаях буква ь служит для обозначения грам­матической формы слов.

Употребление ь после шипящих

После шипящих ь употребляется:

а) в именах существительных женского рода единственно-

56


го числа, например: речь, тишь, рожь (ср. сущ. мужск. рода: мяч, шалаш, сторож);

б) в повелительном наклонении глаголов: назначь, отрежь,
съешь, назначьте, отрежьте, съешьте;

в) в неопределенной форме глаголов: беречь, стричь, бе­
речься, стричься;

г) во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и
будущего времени, например: несёшь, возишь, бросишь, не­
сёшься, бросишься, возишься;

д) в наречиях (кроме невтерпёж, уж, замуж), например:
невмочь, сплошь;

е) в частицах вишь, бишь, лишь, ишь.

Примечание. В середине слова ь употребляется иногда в качестве раз­делительного знака, например: рожью.

Употребление ь в некоторых падежных и глагольных формах

Буква ь употребляется: а) в творительном падеже множе­ственного числа некоторых существительных и числительных (например, детьми, людьми, четырьмя), а также и в других падежах числительного восемь: восьми (род., дат., предл. пад.), восемью и восьмью (твор. пад.);

б) в неопределённой форме: возитьвозиться, брить
бриться;

в) в повелительном наклонении: приготовь, приготовьте,
приготовьтесь.

69. Измените данные слова по образцам. Перепишите. Поставьте, где
надо, ь и подчеркните его. Составьте по три предложения со словами каж­
дой. группы.

1. Ночиночь1 лещи, пустоши, щёлочи, кирпичи, трубачи, мелочи, чертежи, блиндажи, вещи, камыши, мечи, речи.

2. Клеятклеишь, пилят, веют, жгут, стелют, тают; бо­рются, шепчутся, надеются, строятся, плещутся, волнуются, занимаются.

70. В данных словосочетаниях глаголы несовершенного вида, стоящие в
форме повелительного наклонения, замените глаголами совершенного вида
в форме того же наклонения. Перепишите, подчеркните в этих формах ь и
согласную перед ним.

Приготовляйтесь к походуприготовьтесь к походу; назначайте сбор, бросайте мяч, встречайте на вокзале, вста­вайте вовремя, исправляйте ошибки, уведомляйте о приезде, утешайтесь поскорее, не обижайтесь на замечание, берите учеб­ники, не забывайте о консультации, садитесь за стол, нарезай­те хлеб, ложитесь отдохнуть.

57


71. Перепишите данные словосочетания. Устно объясните, почему вы на месте точек поставили или не поставили ь.

Увлеч.хя игрой с дет..ми, пробить бреш.. во вражеской обо­роне, прийти поздней ноч..ю, поговорить с интеллигентными люд..ми, почувствовать фал..ш.., открыть двер.. настеж.., воз­вратиться лиш.. на рассвете, время за полноч.., покраснеть как кумач.., привлеч., всеобщее внимание.

СОСТАВ СЛОВА. УПОТРЕБЛЕНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ. СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

I. По своему составу слова русского языка различны. Боль­шинство русских слов в словосочетаниях и предложениях из­меняется, т. е. склоняется или спрягается. При склонении и спряжении слова выделяется прежде всего основа и оконча­ние, например:

1) Глубок Щя] рек$а\глубок [1Щ рек[$глубок\йё\ рек\и\.

2) Пил )ит\ бревн 0— пил \ят\ брёвн\а]

3) РасскажЩтоварищЩ^расскаж \ешь\ товарищЩрасскаж [уЩ товарищ \ам\.

В основе заключено лексическое значение данного слова. Окончание, образуя формы слова, служит для связи слов и выражает их грамматические зна­чения (например, числа, падежа, лица).

Иногда окончание бывает не выражено звуками (на пись­ме — буквами). Такие окончания называются нулевыми, на­пример: ,Я/?#с{ Р рлубок^ З. У слов пруд и глубок окончания нулевые. Они выявляются при сопоставлении с другими фор­мами этих слов, например: прудл [Щ глубок | \1Г\: Ср. также: Идём к пруду^]. Река гглубокЩ\. Озеро шглубокЩ ].

Слова неизменяемые (например, наречия) состоят из одной основы и окончания не имеют, например:

1),Удобнр разместились (удобно — наречие). Сравните: помещение идобнШ(удобно — краткое прилагательное в фор­ме единственного числа среднего рода).

2) Спускаюсь вниз^(вниз — наречие). Сравните: Уберу рюк­ зак в низ П шкафа (вниз — существительное с предлогом, сто­ит в форме единственного числа винительного падежа).

Основа слова может состоять только из корня (например,

58


рекщ, прудр, но может включать в себя приставку, суффикс, несколько приставок и суффиксов (примеры см. в таблице).

Слова, включающие в свой состав один и тот же корень, называются родственными или однокоренными.

Таблица родственных слов и их состава

Состав слов


Родственные

слова


Приставка


Основа слова

корень


суффикс


Окончание


 


безу^орчиз^ёнчнбстчьп

безукоризнен |ый|

у(со^й5не>5н[ый!

ук"оЭи?нрП

| УК°Р, Р

.корн^ть]


без-, -у-

без-, -у-

1 У-

"1 У'

1

у-


-кор- чсор- -кор--кор--кор- -кор*


■изн-, -енн-,-ость

-нзн-, -енн-

■изн-, -енн-

-изн-


Цнулевое

Ш

\ый

Цнулевое - 1т»1


Примечание. В процессе развития языка части слова, могут так тесно сливаться друг с другом, что перестают выделяться. Например, в слове совет теперь не выделяется приставка со-, а основу слова плотина нельзя раздели ть на корень плот- и суффикс -«я-, современное членение слова плотинЩ.

Нарушение сложившегося в языке состава слова является ошибкой, например: 1) Евгению грозит разорительство (сле­дует — разорение). 2) Яков Верный долго раболепски служил барину (надо — раболепно).

При употреблении однокоренных слов (или форм одного и того же слова) надо иметь в виду, что неоправданное их повто­рение обедняет речь, снижает её выразительность, например: 1) Черты характера Обломова обусловлены условиями его воспитания. 2) Поэт создаёт правдивые образы крестьян-правдоискателей. Чтобы избежать повторения слов с одним и тем же корнем, в первом предложении можно было бы, напри­мер, заменить слово обусловлены словом порождены, во вто­ром предложении вместо слова правдивые уместно было взять, например, слово убедительные (или реалистические).

Следует заметить, однако, что повторение однокоренных слов (тавтология) не всегда является речевым недочётом. На тавто­логии построены, например, некоторые широкоупотребитель-

59


ные фразеологические обороты: ливмя лить, стоном стонать, сослужить службу, отдавать дань, всякая всячина и. п. Та­кие фразеологические обороты имеют целостное усилительное значение и используются в различных стилях литературного языка, например: 1) Дождь ливмя лил на меня. (П.) 2) Быст­ро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою.

Вполне соответствуют нормам языка и такие случаи, когда сочетания однокоренных слов являются единственным спосо­бом передачи нужного значения; петь песни, письмо писать, сад посадить, чертёж чертить и т. п., например: Терентий Бочкин очень любил писать письма. (Фурм.)

Наконец, намеренное повторение авторами одного и того же слова или однокоренных слов может служить стилистическим средством, усиливающим экспрессивность речи, например:

1) У истинного таланта каждое лицотип, и каждый тип,
для читателя, есть знакомый незнакомец.
(Бел.)

2) Сила силе доказала:           Есть металл прочней металла.
Сила силе
— не ровня.    Есть огонь страшней огня!

(Твард.)

Ср. название книги К. Чуковского «Живой как жизнь. Раз­говор о русском языке».

Как уже говорилось, нередко ошибки в употреблении одноко­ренных слов связаны с тем, что пишущий недостаточно разгра­ничивает их лексические значения (например, крепостной —■ крепостник, дворяниндворовый и др.; см. § 2).

II. В пополнении словарного состава русского языка боль­шую роль играет с л о вообразование, создание новых слов на основе имеющихся в языке. Так, от слова целинный при помощи суффикса ~ик образовалось слово целинник («тот, кто работает на целине, осваивает целинные земли»), от слова стыковаться при помощи приставок со- и рас- были образо­ваны слова состыковаться («соединиться, осуществить сты­ковку»)^ расстыковаться («разъединиться, произвести рас­стыковку»); от слов космос и видеть путем сложения основ и при помощи суффикса -ни-е было образовано слово космови­дение («телевизионные передачи из космоса»).

Образование слов в русском языке происходит следующи­ми основными способами:

1) при помощи п р и с т а в о к (приставочный способ), на­пример: подкомитет, неудачный, предыстория;

2) при помощи суффиксов (суффиксальный способ), на­пример: смелость, серебряный, алеть;

3) при помощи приставок и суффиксов одновре­менно (приставочно-суффйксальный способ), например: без­вкусица, подземный, выпрямить, докрасна;

60


Примечание. Более редким способом образования слов является б е с -

суффиксный способ. С помощью бессуффиксного способа образу­ются от глаголов имена существительные, обычна обозначающие резуль­тат действия; обозначенйого глаголом, например: взрывать -+ взрыв, рассветать -+ рассвет, ёздохнитьв'здох, насыпать -► насыпь. 'Бес суффиксным способом существительные образуются и от некоторых при­лагательных, например: тихий ~* тишь (ср. тишина), синийсинь (ср. синева). Как видно из примеров, при 'бессуффиксном способе иног­да происходит чередование звуков в основе исходного слова.

4) при помощи ело жен и я:

а) ц е л ы х ел о.в, например: времяисчисление, меч-рыба,
плащ-палатка;
.   ■

б) основ слов с помощью соединительных гласных о
и е, например: лесостепь, белоснежный, птицеферма, древ­
нерусский, свинцово-серый.

Нередко при сложении основ в словообразовании одновре­менно участвуют и суффиксы, например: стихотворец, судо­ ходство, правобережный;

в) ч а с т и о с н о в ы с целым словом или час­
тей основы, например: стенгазета, спецкор, АТС (авто­
матическая телефонная Станция), вуз (высщее учебное заве­
дение);..

г) при помощи слияния слов из словосочетания или (ред­
ко) предложения, например: нижеподписавшийся (ср.: подпи­
савшийся ниже), малопригодный
(ср.: жало пригодный для ра^
боты)\

Ь) при помощи перехода слов из одн ой ч ас-ти речи в другую, например: рабочий (прилагатель­ное) костюммолодой рабочий (существительное); любовать­ся лунной ночью (существительное) — возвратиться (ког­да?) ночью (наречие).

Показать, как образуются слова в современном русском языке, какие словообразовательные средства при этом исполь­зуются, ставит своей целью «Школьный словообразователь­ный словарь русского языка» А. Н. Т кхо н о в а (1978 г.).

III. Следует различать разбор слова щ> составу и словооб­разовательный разбор.

При разборе слова по составу выясняется, из ка­ких значимых частей оно состоит. Для этого надо:

1) выделить основу и окончание;

2) последовательно подбирая родственные (примеры см. в таблице на с. 59), указать все имеющиеся/в основе приставки и суффиксы (а в сложных словах — части основы и соедини­тельную гласную);

3) выделить корень,

При словообразовательном разборе выясня­ется, от какого исходного слова (слов) или исходной основы (ос-

61


нов) и при помощи какого способа образовано данное слово. Для этого надо:

1) установить лексическое значение разбираемого слова и выделить в нём основу;

2) найти ближайшее по смыслу родственное слово (словй), от которого образовано данное слово, и указать в нём основу (основы);

3) сопоставляя состав основ разбираемого и ближайшего родственного слова (слов), установить способ словообразова­ния, указать те значимые части слова, при помощи которых оно образовано;

Разбор по             С л овообразовательный
__ со ставу                        разбор

•\

,сверхмощн,|ый|              сверхмощный «- мощн ый

рхотни^ р                        окотник <- рхо'у а

рНе^а;                              ?лева^ ч- левый

^ново "                             згйновб4^-.нодый

.ск^лол^азД                     скалолаз <- ,ска^ а, ,ла^ ать

<1(оро^оволн<&|| ый |         коротковолнб^ый <~ короткий, вшша

72. Перепишите. Разберите слова по составу. При помощи графических
обозначений покажите, как образованы выделенные слова.

Темнота, кр..енота, свежесть, весние (дни), ос.ний (дождь), вор..ний (крик), укр..пляю, проел..вляющий, наслаждение, про­растание, поглощение, привкус, безвкусица, изд..вна, п..р..до-вица, нетрудный, (ширь) степей, (грохот) батарей, выжж'..-ная (трава), лесопарк, нефтепродукты, черноморец.

73. Прочитайте и укажите повторяющиеся однокоренные слова. Объясни­
те, почему такое употребление вполне возможно. Предложения 7 и 8-е
перепишите, оформив их как цитаты.

1) Дядька Евсеич успокоил меня, уверив, что в озере тьма-тьмущая рыбы. (Аре.) 2) Кукушка на суку печально куковала. (Кр.) 3) Жизнь прожить — не поле перейти. (Поел.) 4) Судеб­ный следователь вёл следствие о поджоге бараков. (В. Ш.) 5) Как хорошо отн..стись к человеку (по)человечески сердечно. (М. Г.) 6) Вся комната янтарным блеском оз..рена. Весёлым трескоу трещит затопл..ная печь. (П.) 7) Салют победе, что в Берлине огнём попрала мощь огня. (Твард.)

8) Повесть пам.тной годины, Посв..тить любимый труд
Эту книгу про бойца.             Павшим пам..ти священной,

Я и начал с сер..дины            Всем друзьям поры военной,

И закончил без конца            Всем сердцам, чей дорог суд.

Смыслью, может, дерзновенной

(Твард.)

62


74. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в употреблении одно-
коренных слов, какие слова образованы неправильно. Исправьте.допу­
щенные ошибки и лерепишите.

1) Новизна высказываемых Чацким новых идей поражает представителей фамусовского общества. 2) С исчерпывающей полностью сатирик вскрывает причины, распада семьи Голов-лёвых. 3) Грише Добросклонову заготовлен трудный путь на­родного заступника. 4) Старик Дубровский не мог вынести измываний богатого соседа. 5) Мне бы хотелось особенно под­черкнуть такую черту характера Иудушки, как лицемерие.

6) От самодурности Дикого страдают не только его домочад­
цы, но и горожане. 7) На основе своих долгих размышлений
Раскольников обосновал и свою теорию. 8) Нередко за малей­
шие повинности крепостных жестоко наказывали. 9) Подтекст
играет большую роль во всех драматических произведениях
писателя. 10) Устои тёмного царства пошатнулись. 11) С по­
разительной глубиной отражены в романе основные социальные
противоречия эпохи. 12) Успех первых пьес значительно упро­
чил положение драматурга. 13) Именно в это время появляют­
ся романтические произведения, в которых проявилась мечта
писателя о появлении нового, настоящего человека. 14) Разви­
тие революционного движения показано в романе с большой
шириной и глубиной.

75. Прочитайте. Сделайте синтаксический разбор простых предложений.
Поставьте схемы 1, 3» 8, 9-го предложений по образцу:

Пелена тумана медленно покрывала окрестные горы.

Выпишите из первых трёх предложений все словосочетания и укажите в них виды синтаксической связи.

1) В пустынных ущельях бродят туманы. (Сераф.) 2) Вдали бело заклубились гигантские облака пыли. (Сераф.) 3) Отчего с гиком и посвистом скачут по улице казаки в черкесках? (Сераф.) 4) Северный ветер. Небо топорщится и хмурится. (Ч.) 5) Слышу трели соловья. (Песня.) 6) Шила в мешке не утаишь. (Поел.)

7) На небе чуть брезжило. (Ч.) 8) Пусть сильнее грянет буря! (М. Г.)

76. I. Перепишите, расставляя знаки препинания и объясняя на полях упот­
ребление каждого знака !. Обозначьте состав выделенных слов. Определите
стилистическую принадлежность текста. Мотивируйте свой ответ.

Когда заходит речь о сильной воле и твёрдом характере мне

1 Объяснение, почему употреблён здесь тот или иной знак препинания, можно делать кратко, при помощи условных сокращений: од. чл. — одно­родные члены, вв. ел. или ее. пр. — вводные слова или вводные предложе­ния, прид. пр. — придаточные предложения, ел. с. — сложносочинённое предложение, ел. б. — сложное бессоюзное предложение, д. — одиночное деепричастие, д. об. *~ деепричастный оборот, пр. об. — причастный обо­рот, об. оп. — обособленное определение, выраженное прилагательным, ут. об. — уточняющее обстоятельство.

63


всегда приходит на память образ замечательного русского путе­шественника и учёного Николая Михайловича Пржевальского...

Огромного напряжения сил потребовали от него тысяче­вёрстные переходы по безводным каменистым пустыням по го­ловокружительным горным кручам по высочайшим плоского­рьям над которыми бушуют ураганы. И тут нужна была не только физическая выносливость но и необычайная твёрдость духа горячая любовь к Родине к избранному делу. Все эти качества не возникли неожиданно вдруг.

С детства Пржевальский любил охоту и она развила в нём любовь к природе наблюдательность терпеливость. С детства его неразлучными друзьями были книги и они помогали ему накопить большой запас знаний. С детства он мечтал о путе­шествиях и всё свободное время проводил в зоологическом му­зее ботаническом саду чтобы быть во всеоружии науки.

Я горячо советую молодёжи прочитать увлекательные кни­ги Н. М. Пржевальского и хотя бы мысленно повторять его великие путешествия. Но надо помнить о том что Н. М. Прже­вальский жил в иное время, в иных условиях. Современному молодому человеку готовящемуся посвятить свою жизнь твор­ческому труду на благо Родины нужно приобрести очень мно­го качеств которыми люди прошлого не обладали.

(Акад. В. А. Обручев. «Слово к молодым».) II. По «Школьному словообразовательному словарю» определите, какие гнёзда (цепочки) слов образованы от исходных слов готовый, ликовать, сосед, из каких значимых частей состоит каждое образованное слово и какой способ словообразования был использован при этом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.122 (0.184 с.)