Вопросительные, побудительные. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопросительные, побудительные.



ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В конце повествовательного и побудительного предложений, не сопровождаемых выражением сильного чувства, ставится точка, например: I) Ночка сегодня морозная, ясная, (Н.) 2) Послушай, вольности ты лишней не бери. (Гр.) Если эти пред­ложения сопровождаются выражением сильного чувства, то в конце их ставится восклицательный знак, например: 1) Воля и труд человека дивные дивы творят! (Н.) 2) Развора­чивайтесь в марше! (Маяк.)В конце вопросительного предложе­ния ставится вопросительный знак, например: Кто там? Чей конь во весь опор по грозной площади несётся? (П.)

Примечание. Для обозначения незаконченности высказывания, недогово­рённости употребляется многоточие, например: 1) Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою... (Н.) 2) Стыдно робеть, закрывать­ся перчаткою, ты уж не маленький!.. (И.) 3) Слышишь ты пение?.. (Н.)

. При сочетании многоточия с восклидзтельным «ли вопро­сительным знаком ставится этот знак и две точки (см. выше примеры 2-й и 3-й).

332. Перепишите, ставя в конце предложения нужный знак. Укажите пове­ствовательные, побудительные и вопросительные предложения. Какие из них будут и восклицательными? Подчеркните их. Сделайте синтаксичес­кий разбор 1 и 5—7-го предложений пункта 1. Объясните употребление многоточий в 11-м предложении.

I. 1) Высоко над семьёю гор, Казбек, твой царственный ша­тёр сияет вечными лучами II 2) Над Невою резво вьются флаги пёстрые судов [| 3) Чу, пушки грянули II 4) Пой, ямщик II Я молча, жадно буду слушать голос твой II 5) Мир опустел II Теперь куда же меня б ты вынес, океан II 6) Тесней, о милые друзья, тесней наш верный круг составим II 7) Как изменила-ся Татьяна II Как твёрдо в роль свою вошла II 8) Вот опаль­ный домик, где жил я с бедной нянею моей II 9) Здравствуй, племя младое, незнакомое II 10) Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы II 11) Итак, пошли тихонько внука с запиской этой к О... к тому... к соседу... да велеть ему, чтоб он не говорил ни слова, чтоб он не называл меня...

(Из произведений А. С. Пушкина.)

181


II. 1) Поэма Лермонтова — создание мужественное, зрелое II 2) Какая верная картина II Какая точность в выражении II 3) Не менее превосходна «Казачья колыбельная песня» II- Где, откуда взял поэт эти простодушные слова, эту умилительную нежность тона, эти кроткие и задушевные звуки, эту женствен-йостыи прелесть выражения II 4) О, как глубоко поучительна эта повесть, как сильно потрясает она душу II

(В. Г- Белинский. «Стихотворения М. Лермонтова».

§ 61. НЕКОТОРЫЕ СЛУЧАИ СОГЛАСОВАНИЯ В ЧИСЛЕ СКАЗУЕ­МОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ

1. Если подлежащее выражено сочетанием существитель­
ного в именительном падеже с существительным в творитель­
ном падеже с предлогом с, то сказуемое ставится во множе­
ственном числе: Через пять минут на опустевшей площади
возле амбаров остались щолькоДавыдов с Макаром.
(Шол.)

Примечание. Сказуемое щ.л\ таких подлежащих относится одновре­менно к обоим существительным. В предложении Отец с сыном шёл в город единственное число сказуемого показывает, что подлежащим явля­ется только слово отец, а сочетание с сыном является дополнением.

2. Если подлежащее выражено сочетанием числительно­го с существительным, то сказуемое-глагол стоит или в един­ственном числе (в прошедшем времени — в среднем роде), или во множественном: 1) Шестеро гребцов сели на вёсла. (Акс.) 2) Вокруг каждой чашки садилось десять человек. (М. Г.) 3) Два человека приблизились к нему. (П.) 4) На столе лежит семь книг. Сказуемое ставится в единствен­ном числе, когда внимание обращается на общее количе­ство считаемых предметов, на их совокупность, и во множе­ственном числе, когда обращается внимание на каждый из считаемых предметов как на «производителя» действия.

3. Если подлежащее выражено сочетанием слов несколь­ко, сколько, много, мало с существительным, то сказуемое ставится в единственном числе (в прошедшем времени — в среднем роде), но нередко, особенно при названиях лиц, упот­ребляется и множественное число: 1) Несколько пуль про- визжало над моей головой. (Л.) 2) На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках о чём-то тол­ковали. (П.)

4. Если подлежащим является собирательное имя существи­тельное, обозначающее количество: множество, большинство, бблыиая часть, масса и т. д., то сказуемое, как правило, ста­вится в единственном числе: 1} У князя в сакле собралось уже множество народа. (Л.) 2) Толпа дворовых не высыпала на крыльцо встречать господ. (Т.)

182


5. Если подлежащим является собирательное имя существи­
тельное, не обозначающее количества: учительство, студен­
чество, молодёжь
и т. п., то сказуемое всегда ставится в един­
ственном числе: Песню дружбы запевает молодёжь,

6. Если подлежащим является несклоняемое сложно­
сокращённое слово, то сказуемое согласуется с основным
словом, входящим в наименование, т. е. так, как оно согла­
совалось бы при полном названии: ЦК профессионального
союза принял решение
(Центральный Комитет). Районо от­
дал распоряжение
(районный отдел народного образования).
Если сложносокращённое слово склоняется, то согласова­
ние происходит по общим правилам: Вуз начал приёмные
экзамены. Неприятельский дот был разрушен
(слова вуз и
дот относятся к существительным 2-го склонения мужского
рода).

333. Прочитайте, укажите, чем выражено подлежащее и как с ним
согласуется сказуемое. Перепишите, подчеркнув подлежащее одной чер­
той, сказуемое — двумя.

1. Розанов с Райнером встретились горячо, по-приятельски. (Леек.) 2) Вошла Фенечка с Митей на руках. (Т.) 3) Два бойца сидят в дозоре над холодною водой. (Твард.) 4) За столом сидело восемь человек. (А. Н. Т.) 5) Несколько рыбачьих баркасов за­блудилось в море. (Купр.) 6) Несколько матросов под командой помощника капитана вышли как-то в море на этом катере. (Купр.)

7) На Красной площади уже было выстроено квадратами не­
сколько полков пехоты. (К- С.) 8) Вдруг под ногами вспыхнуло
множество огней и ослепило Лизу. (Фед.) 9) С баржи несли ране­
ных Некоторые стонали, но большинство молчало. (К. С.)
10) Большинство пассажиров дремали. (Пауст.) 1 ^.Большин­
ство тракторов находится в заботливых руках. (Газ.) 12) Челове­
чество идёт вперёд и всё производит, творит. (Гонч.)

334. Перепишите, согласуй сказуемое с подлежащим.

I. 1) В ауле множество собак встретил., нас громким лаем. (Л.) 2) Базаров с Аркадием уехал., на другой день. (Т.) 3) В беседке сидел.. Фенечка с Дуняшей и Митей на руках. (Т.) 4) Несколько лодок валял..сь на берегу. (Аре.) 5) Вместе с нами ехал., публика самая разнообразная. (Аре.) 6) Ббльшая часть членов экспедиции уже несколько раз бывал., в трудных путе­шествиях. 7) Толпа напоминал., тёмный вал океана. (М. Г.)

8) Переливаясь из улицы в улицу, масса людей быстро росл...
(М. Г.) 9) Большинство людей хотел., что-нибудь делать. (М. Г.)
10) Целый ряд обстоятельств помешал., осуществлению про­
екта. (Т. С.)

П. 1) После отмены в 1861 году крепостного права лучшая земля осталась у помещиков; крестьяне получил., земли мало,

183


да и то за выкуп. Крестьянство попал., в тяжёлую кабалу.. Дворянство жестоко эксплуатировал., крестьян, кулаки выса­сывал*-из народа последние силы. В революции видел., крес­тьяне единственный способ разрешения наболевшего вопроса о земле. Советская власть полностью осуществил, вековые чаяния крестьянства. 2) Наши учителя неутомимо работалт над воспитанием ц обучением.десятков миллионов советских школьников. Советское учительство отда..т все свои силы это­му благородному делу. 3) Советское студенчество активно уча­ствует в борьбе за мир. Студенты всех стран прибыл., на Все­мирный фестиваль молодёжи. Под знаменем единства гото­вилась демократическая молодёжь к своему фестивалю.

335. Перепишите, ставя глаголы в прошедшем времени.

1) Перила неожиданно (сломаться). 2) Наступили сильные холода, и прорубь на реке (замёрзнуть). 3) Рельс (погнуться). 4) Повидло (засахариться). 5) Студень (испортиться). 6) РТС (закончить) приготовления к весеннему севу. 7) Чернил., (за­ сохнуть).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.008 с.)