Предложения двусоставные и односоставные. , неполные предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложения двусоставные и односоставные. , неполные предложения



В неполных предложениях пропуск членов предложе­ния может обозначаться на письме с помощью тире, на­пример: Дела булочной шли хорошо, личн®/ мои— всё хуже. (М. Г.)

349. Прочитайте, укажите односоставные предложения (в ^ом числе ив составе сложных), назовите их вид. Выделите предложения неполные.

1) Без конца еду, а погода не унимается. Всё залило, мосты разнесло. 2) Начинаем ехать по озёрам. 3) Виден голый, угрю­мый берег Иртыша. 4) Мутная вода. Белые волны хлещут по глине. 5) Темнеет. Ямщик молчит. 6) Вот и паром. Надо пере­правляться на ту сторону. 7) Холодно ехать. На мне полушу­бок, но ногам зябко. Кутаю их в кожаное пальто — не помога­ет. 8) К рассвету страшно утомляешься от холода. Пока меня^ ют лошадей, прикорнёшь где-нибудь в уголке. 9) Завтра я еду в Иркутск отдохнуть. -,

(Из писем А. П. Чехова.)

360. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Неполные предложения подчеркните.

1) Вон запестрели цветы в садике вон дальше видны аллеи лип и акаций и старый вяз левее яблони вишни груши. (Гонч.)

2) Из садика на балкон вбежала Вера за ней Сергей пры­гавший через три ступеньки позади шёл Никита. (А. Н. Т.)

3) С одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой широкие поля обработанные и пустые... С третьей сто­роны видны сёла деревни и часть города. (Гонч.) 4) На валу солдаты собрались в кучку и указывают в поле. А там летит стремглав всадник и держит что-то белое на седле. Григорий Александрович взвизгнул не хуже любого чеченца ружье из чехла и туда. (Л.)

351. Прочитайте и укажите предложения, в которых пропуск членов предло­жений (главных или второстепенных) является ошибкой. Перепишите, ис­правляя такие предложения.

1) «Скажите, пожалуйста,—спросили мы дежурного по стан­ции,— когда придёт поезд?» — «Через 15 минут». 2) В слобод­ке начались обыски, скоро добрались до дома Власовых, но не нашли ничего. 3) Дед всё больше беднел, и пришлось идти в «люди». 4) Данко бросил радостный взор, а затем упал и умер. 5) Первым декретом молодой республики был о мире. 6) Отец рассказывал, что несколько раз видел на сцене Качалова, пер­вый раз ещё до революции. 7) Поездка наша за город не состо­ялась, так как шёл ремонт. 8) Нельзя сказать, что у Манилова есть запросы.

191


■ 362. Перепишите» расставляя недостающие знаки препинания. Объясните (устно) их употребление. Обозначьте подлежащее и сказуемое в первых двух предложениях.

ОЛЬГА И ТАТЬЯНА

Ольга существо простое, непосредственное, которое некогда н.. о чём н.. рассуждало, н.. о чём н.. спрашивало, которому всё было ясно и понятно по привычк.. и которое всё зависло от привычк.. II Она очень плакала о смерт.. Ленского, но скоро утешилась, вышла за улана и из грациозной и милой девочки сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время II Но сов­сем не так легко определить характер Татьяны II Натура Татья­ны немногосложна но глубока и сильна II В Татьяне нет этих болезн..ных противоречий, которыми страдают слишком слож­ные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких пр..делок и примесей II Вся жизнь её проникну­та тою целостностью тем единством, которое в мире искус.ва сос­тавляет высочайшее досто..нство художеств..ного произведения II

Итак, летние ночи посв..щались мечтательности зимние — чтению романов, и это среди мира, имевшего благоразумн.. привычку громко храпеть в то время II Какое противоречие между Татьяною и окружающем её миром II Татьяна это ред­кий, пр..красный цветок, случайно выросший в ра..селине ди­кой скалы,

Незнаемый в траве глухой Не мотыльками, н.. пчелой II

Эти два стиха, сказа..ые Пушкиным об Ольге, гораздо боль­ше идут к Татьяне II Какие м.тыльки, какие пчёлы могли знать этот цветок или пленя..ся им II Разве безобразные слепни, оводы и жуки вроде господ Пыхтина, Буянова, Петушкова и тому подобных II

Повторяем: Татьяна существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная II

(По В. Г. Белинскому. «Сочинения Александра Пушкина».)

Предложения с однородными членами

363. Прочитайте, укажите однородные члены и объясните расстановку знаков препинания при них. Начертите схемы 2-го и 4-го предложений.

1) От ветхого барака в темноту леса нырнули конь и всадник. 2) Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, будо­ражил лес угрожающим присвистом. 3) Вскарабкавшись быст­ро, по-обезьяньи на крышу, Павел оглянулся назад. 4) Большой город притягивал своей мощью, жизненностью, суетой непрерыв-

192


ных человеческих потоков, грохотом трамваев и криком сирен автомобилей. 5) От друзей приходили письма, зовущие к твёрдо­сти и продолжению борьбы.

(Н. Островский.)

§69. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Употребление запятой


Запятая ставится


Запятая не ставится


1. Между двумя или более одно­родными членами, не соединёнными союзами: Звуки росли, крепли, полнели, становились всё более и более власт­ными, захватывали сердца объеди­нённой и замиравшей толпы. (Кор.)

2. Между однородными членами, со­единёнными повторяющимися соедини­тельными или разделительными союза­ми (и — и, нини, дада, илиили, либолибо, тото, не тоне то): 1) И берег, и море молчали. (Кор.) 2) В знакомой сакле огонёк то трепетал, то снова гас. (Л.)

3. Между однородными членами, соеди­нёнными противительными союзами а, на, да (=но): \)Он [ребёнок] был тонок и слаб, но ходил и даже бегал свободно по всему дому. (Кор.) 2) Поворчал он, да не посмел ослушаться. (Кор.)

1. Между однородными членами, свя­занными одиночным соединительным или разделительным союзами (и, да (= и), или, либо): I) Лодка качнулась, под­нялась и исчезла. (Кор.) 2) Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (Кр.)

2. Внутри групп однородных членов, соединённых попарно: Дети собирали в лесу лечебные травы и ягоды, грибы и орехи.

3. В цельных выражениях с повторя­ющимися союзами: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, и холод и голод, ни рыба ни мясо, ни днём ни ночью, ни дать ни взять, ни взад ни вперёд и т. д.: 1) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. (Л.) 2) Иван Цикифорович был ни жив ни мёртв. (Г.) 4. Перед второй частью двойного союза,

соединяющего однородные члены (как

так и, не тольконо и): Пушкин

создал замечательные реалистические

произведения как (не только) в стихах,

так и (но и) в прозе.

Примечания. 1. Вместо запятой для разделения распространённых однородных членов, особенно если внутри них уже есть запятые, может употребляться точка с запятой: Лаврёцкий отстаивал молоддсть и самостоя­тельность России: отдавал себя, своё поколение в жертву, но заступался за новых людей, за их убеждения и желания. (Т.)

2. Если в предложении больше двух однородных членов, асоюз (и, да, или) стоит не перед каждым из них, но хотя бы только перед двумя, то запятая ставится между всеми однородными членами, в том числе и перед первыми (да, или): Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, а предсказаниям луны. (П.)


7 3». 174


193



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.009 с.)