Объясните расстановку знаков препинания. Составьте схемы предложений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объясните расстановку знаков препинания. Составьте схемы предложений.



244


1) Павел Петрович старался не глядеть "на Базарова; поми­риться с ним он всё-таки не хотел; он стыдился своей заносчиво­сти, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела, хотя и чувствовал, что более благоприятным образом оно кончиться не могло. (Т.) 2) Ещё была зима, но солнце начинало ходить выше и В полдень, когда вышедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так, что становилось жарко, и 4УЧИ его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блёс­тки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек, как маленькие солнца. (Л, Т.) 3) Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колёса брички, захватывая её, сдела­лись скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяже­лило экипаж; к тому же почва была глинистая и цепка необык­новенно. (Г.) 4) Нет сомнения, что с Петенькой случилось что-то недоброе, но, что бы ни случилось, он, Шрфирий Головлёв, дол­жен быть выше этих случайностей. (С.-Щ.)

425. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясни­
те пунктуацию при сочетании союзов. Составьте схемы 1, 2, 3 и 4-го пред­
ложений.

1) Когда колонна уже почти вся прошла мимо Серпилина он вспомнил что когда она ещё только строилась ему бросился в глаза очень высокий правофланговый боец. (К. С.) 2) Лещинский побежал за ними и когда был уже близко около шоссе услышал другой выстрел. (Н. О.) 3) Мы вступаем в открытое море но если хорошо приглядеться то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море: (Пришв.) 4) Я присел под лиственницей чтобы закурить папиросу и пока дымок тихо вился надо мною отгоняя больших лесных комаров меня совершенно незаметно охватила внезапная сладкая и туманная дремота. (Кор.) 5) Солнце взоШло и хотя на небе не было ни единого облачка но цвет его был стран­ный белесоватый в зените и серый ближе к горизонту. (Аре.) 6) Илья Ильич при всей своей кротости не боится поддать ногой в рожу обувающему его Захару и если он в своей жизни не делает этого с другими то единственно потому что надеется встретить противодействие которое нужно будет преодолеть. (Добр.) 7) Ей попробовали рассказать что говорил доктор но оказалось что хотя доктор и говорил очень складно и долго никак нельзя было точно передать того что он сказал. (Л. Т.) 8) Нет такой мысли которую человек не мог бы заставить себя выразить ясно и убе­дительно для другого и всегда досадую когда встречаю фразу: Нет слов выразить. Вздор! Слово всегда есть да ум наш ленив да вот ещё что: надо иметь веры в ум и проницательность другого по крайней мере столько же сколько в собственные. (Н.)

426. Перепишите, расстаэляя знаки препинания. Составьте схемы 2-4-го
предложений.

1) Если (бы) Серпилин прямо сказал ему что можно спать он (не) выдержал (бы) и лёг но Серпилин («..) чего (н..) сказал и

245


Синцов борясь со сном стал мерять шагами взад и вперёд ма­ленькую поляну на которой под деревом лежали комбриг и ко­миссар. 2) Сквозь сон ему показалось что рассвело но когда он открыл глаза в избе было (ло)прежнему темно. 3) Комбриг при­казал принести себя прямо на командный пункт к Серпилину потому что рана показалась ему смертельной и он хотел успеть возложить командование на Серпилина. 4) Синцов помолчал при­кинул в уме сколько отсюда до Вязьмы и подумал что если им (не) удас(т, ть)ся ироби(т, ть)ся надо поворачивать на Вязьму искать там знакомых людей и идти в партизаны. 5) Трагический смысл того о чём говорила Шмелеву эта сидевшая перед ним молодая женщина будил отзвук в его собственной душе потому что он успел повидать в тылу врага вещи и похуже тех что услы­шала эта женщина от своего мужа и помнил несколько своих собственных (не) стерпимо тяжёлых минут когда только выдержка и опыт помешали ему принять ошибочное решение.

(К- Симонов. «Живые и мёртвые».)

427. Перепишите, расставляя знаки препинания.

За всю дорогу до самой ст..ницы Абинской Григорию запомни­лось только одно беспросветной тёмной ночью очнулся он от редко­го пронизывающего (на) сквозь холода. Григорий услышал из-давн.. знакомый согласный р.тмический перезвяк подогн..ного (казачий) снаряжения глухое и то (элге) согласнее чмоканье по гряз., множества конских копыт. Прошло (не) больше двух сотен а топот всё ещё звучал по обочине дорог., шёл вероятно полк: И вдруг впереди над пр..тихшей степью как птица взлетел му-жеств..ный груб..ватый голос запевалы Ой как на речке было братцы на Камышинке на славных степях, на саратовских...

Зазвучала песня разом смолкли голоса разговаривавших на пово..ках казаков утихли понукания и тысячный обоз двигался в глубок., чутк.. молчани.. лишь стук колёс да чавканье месящих грязь конских копыт слышались в те минуты когда запевала стара­тельно выговаривая выводил печальные слова. Над чёрной сте­пью жила и власт..вала одна старая пережившая века песня.,

Песенники обогнав обоз уехали далеко. Но ещё долго в оч..ро-в..ном молчани.. двигался обоз и на повозках н.. слышалось н.. говора н.. окрика на уставших лошадей.

И ещё как сквозь сон помнил Григорий очнулся он в тёплой

комнат.., "

(По М. А. Шолохову. «Тихий Дон».)

428. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Опреде­
лите стилистическую принадлежность текста. Мотивируйте ответ.

Вы родились в свободной стране в стране где каждый может получить образование где уважают творческий труд. Так пусть же ваш труд ваши мечты будут достойны социалистической Роди­ны пусть ваши достижения будут самыми передовыми в мире.

246


Будьте принципиальны. Нам нужна истина и только истина. Не старайтесь угодить приятелям примирить своих учителей нико­го не обидеть. На этом пути вы найдёте может быть спокойствие и даже благополучие но пользы не принесёте никакой. Не бой­тесь авторитетов. И если среди вас есть будущие геологи кото­рые не согласятся с академиком Обручевым хотелось бы конеч­но чтобы таких было немного! смело выступайте против него если у вас есть данные опровергающие его выводы.

Но не рассчитывайте на лёгкую победу на открытие с налё­та на осенившую вас идею. Всё что лежало под руками давно уже подобрано и проверено то что легко приходит в голову давно пришло в голову и обсуждалось. Только на новых фак­тах на новых наблюдениях можно строить новые достижения. Факты это кирпичи из которых слагается человеческий опыт это ваше оружие в творчестве. Неустанно ищите факты соби­райте их в природе и в книгах читайте хорошие учебники от доски до доски и кроме того книги не входящие в программу.

(Из статьи акад. В. А. Обручева.)

429. Перепишите, расставляя знаки препинания. Две черточки (II) также замените соответствующим знаком.

Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения людей которых я встречаю целые сотни. Я взял троих таких людей Веру Павловну Лопухова Кирсанова. Такими обыкно­венными людьми я их сч..таю сами они сч..тают себя сч..тают их все их знакомые то есть такие же люди как они. Где я говорил о них н.. в таком духе II Что я рассказывал о них н.. такого [| Я изображал их с любовью и уважением потому что каждый Поря­дочный человек стоит любви и уважения. Но где я приклонялся перед ними 11 Где проглядывает у меня хоть малейшая тень мысли что они уж бог знает как высоки и прекрасны что я не могу представить себе ничего выше и лучше их что они — идеалы людей II Как я о них думаю так они и действуют у меня; не больше как обыкновенные порядочные люди нового поколения II Что они делают превыспреннего II Не делают подлостей не трусят имеют обыкновенные честные убеждения стираются действовать по ним и только; экое какое геройство в самом деле II Да мне хотелось показать людей действующих как все обыкновенные люди их типа и н..деюсь мне удалось достичь этого.

Те читатели которые близко знают живых людей этого типа надеюсь постоянно вид..ли с самого начала что главные мои дейст­вующие лица несколько н.. идеалы а люди вовсе н.. выше ур..вня людей своего типа что каждый из людей их типа переживал н.. два н.. три события в которых действовал несколько н.. хуже того как они у меня.

(Н. Г. Чернышевский. «Что делать?*)

247


ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

1. Прямая речь выделяется кавычками.

2. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, а первое слово прямой речи пишет­ся с большой буквы: 1) Валя, тепло обняв за плечи мать, успо­ каивала её, провожая до двери: «Ты не тревожься, мама*. (Н. О.) 2) Он [Сережа] бросился на шоссе и закричал что было сил: «Да здравствуют товарищи!» (Н. О.) 3) Юный пулемётчик подошёл к Серёже и удивлённо спросил: «Ты откуда, товарищ?» (Н. О.)

3. Если прямая речь стоит перед словами автора, то пос­ле неё ставится запятая и тире: если же в прямой речи содержится вопрос или восклицание, уо после неё ставится вопросительный или восклицательный знак и тире. Слова автора во всех случаях начинаются с малень­кой буквы:

1) «Я тебя никому не выдам»,торжественно обещала Тоня. (Н. О.) 2) «Кто это был?»недоумённо спросил Пав­ка Климку. (Н. О.) 3) «В ружьё, братва! Банда!»крикнул Павел. (Н. О.)

Примечание. Бывают случаи (довольно редкие), когда прямая речь раз­рывает слова автора. Тогда перед прямой речью ставится двоеточие (см. п. 2),. а после неё — запятая (вопросительный или вос­клицательный знак) и тире (см. п. 3), например: 1) Он произнес: «Мне что-то нездоровится сегодня», — и умолк. 2) И только когда он шептал: «Мама! Мама!»ему становилось как будто легче. (Ч.) 3) На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?»никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. (П.)

4. Когда слова автора находятся в середине прямой
речи, то возможны следующие случаи:

а) Если на месте разрыва прямой речи не должно было быть
никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запя­
той, двоеточие или тире, то слова автора с обеих сторон выде­
ляются запятыми и тире. Слова автора и первое слово второй
части прямой речи пишутся с маленькой буквы. Примеры: 1) «Я
ваш ординатор,сказала она,сегодня дежурю», (Н. О.) (Без
слов автора было бы: «Я ваш ординатор, сегодня дежурю».)
2) «Для нас,— подчёркнуто сказала Нина,— он [Олег] теперь
всегда будет Кашу к». (Ф.) (Без слов автора было бы: «Для нас
он теперь всегда будет Кашук».)

б) Если на месте разрыва прямой речи должна была сто­
ять точка, то после прямой речи перед словами автора ставит­
ся запятая и тире, а после слов автора — точка и тире. Вто­
рая часть прямой речи начинается с большой буквы: «Наше
присутствие на местах в такой напряжённый момент не­
обходимо,
закончил Барташев.Я выезжаю завтра».
(Н. О.) (Без слов автора было бы: «Наше присутствие на

248


местах в такой напряжённый момент необходимо. Я вы­езжаю завтра».)

в) Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то перед словами автора ставится этот знак и тире, а после слов автора — точ­ка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы: 1) ((Почему в шесть?спросил Павел.Ведь сме­ няются в семь». (Н. О.) (Без слов автора было бы: «Почему в шесть? Ведь сменяются в семь».) 2) «Ну, хорошо, хорошо!засмеялась Валя.Я никому не скажу». (Н. О.) (Без слов автора, было бы: «Ну, хорошо, хорошо! Я никому не скажу».)

Примечание. Если одна часть слов автора относится к первой полови­не прямой речи, а другая — ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире (перед словами автора знаки ставятся в соответствии с правилами, изложенными в п. 4 «б» и «в»): 1) «Не сердись,повторил он и шёпотом на ухо добавил:Плакать тоже не надо». (М. Г.) 2) «Полтысячи?недоверчиво протянул Гаврила, но сейчас же испу­гался и быстро спросил, толкая ногой тюки в лодке:А это что же будет за вещь?» (М. Г.)

5. При передаче диалога каждая реплика обычно (особен­но в печати) начинается с новой строки, перед репликой ста­вится тире, а кавычки не используются, например:

А вы, Максим Максимыч, разве не едете?

Нет-с.

А что так?

Да я ещё коменданта не видел... (Л.)

Примечание. Диалог может оформляться и по-другому: реплики пишут­ся подряд, в подбор, каждая из них берётся в кавычки и отделяется от дру­гой тире, например: Бывало спросишь её: «О чём ты вздохнула, Бэла? Ты печальна!»«Нет!»«Тебе чего-нибудь хочется?»«Нет!»«Ты тоскуешь, по родным!»«У меня нет родных», (Л.)

430. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и заменяя, где следует, строчные буквы прописными. Составьте схемы 3, 5, 8 и 11-го предложений, обозначая слова автора буквами А или а, прямую речь — буквами П и п.

Образец. «Завтра будет славная погода»,сказал я. (Л.) — «П»,а. Она взглянула и воскликнула: «Это Каз-бич!» (Л.) — А: «П!»

«Я говорил вам,воскликнул он,что нынче будет по­года». (Л.)- «П,а, — я».

1) Павел подошёл к двери толкнув её рукой спросил кто там 2) он [Рыбин] густо и громко сказал здравствуйте, Нилрв-на 3) только разум освободит человека твёрдо сказал Павел 4) ух, смело говорит толкнув мать в плечо сказал высокий, кривой рабочий 5) вам бы вступиться за Павла-то воскликну­ла мать вставая ведь он ради всех пошёл 6) это вы воскликну­ла Власова вдруг чему-то радуясь Егор Иванович 7) когда пойдёте на свидание с Павлом говорил Егор скажите ему что

249


у него хорошая мать 8) тоскуешь спросила она похлопав мать по плечу 9) Павел — редкий человек тихонько произнёс хохол железный человек 10) мы должны идти нашей дорогой ни на шаг не отступая в сторону твёрдо заявлял Павел 11) мама сказал Павел вы сходите принесите книг 43Г. Перепишите диалоги, расставляя недостающие знаки препинания.

1) Тут явилась на валу Василиса Егоровна и с нею Маша не хотевшая отстать от неё Ну что сказала комендантша каково идёт баталия Где же неприятель Недалече отвечал Иван Кузь­мич 2) Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку оборотился ко мне и сказал Барин не прикажешь ли воротиться Это зачем Время ненадёжное ветер слегка подымает­ся вишь как он сметает порошу Что же за беда А видишь там что ямщик указал кнутом на восток Я ничего не вижу кроме белой степи да ясного неба А вон это облачко.

(А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».)

§ 88. ЗАМЕНА ПРЯМОЙ РЕЧИ КОСВЕННОЙ

1. При замене прямой речи косвенной личные и притяжа­
тельные местоимения (а также личные формы глаголов) пере­
даются от лица автора, рассказчика, а не того лица, чья речь
передаётся.

Прямая речь                Косвенная речь

1) «Давненько не брал я в руки Чичиков говорил, что он дав- г шашек!»говорил Чичиков. (Г.) ненько не брал в руки шашек.

2) «А ваше имя как?»спросила Помещица спросила, как его имя. помещица. (Г.)

2. Если прямая речь выражена повествовательным
предложением, то при замене косвенной она передаётся изъяс­
нительным придаточным предложением с союзом что.

Прямая речь                Косвенная речь

Павел, уходя из дома, сказал ма- Павел, уходя из дома, сказал
тери: «В субботу у меня будут матери, что в субботу у него
гос/пи из города»,
(М. Г.)               будут гости из города.

3. Если прямая речь обозначает побуждение, приказание,
просьбу и сказуемое в ней выражено глаголом в повелитель­
ном наклонении, то при замене косвенной она передаётся при­
даточным изъяснительным предложением с союзом чтобы.

Прямая речь                Косвенная речь

«Отпусти его |мужика)»,— Я шепнул на ухо Бирюку, чтобы
шепнул я на ухо Бирюку...
(Т.) он отпустил его,

Прямая речь, в которой сказуемое выражено повелитель­ным наклонением, может быть передана и простым предложе­нием с дополнением в неопределённой форме.

250


Прямая речь                Косвенная речь

«Посвети барину»,сказал Би-     Бирюк велел девочке посве-

рюк девочке. (Т.)                           тишь барину.

4. Если прямая речь является вопросительным предложе­
нием, то при замене косвенной она передаётся косвенным воп­
росом (с частицей ли или без неё посредством союзных слов
который, какой, что и др.). При косвенном вопросе вопроси­
тельный знак не ставится.

Прямая речь                Косвенная речь

1) «Имеете вы известия от   Я спросил её наконец, имеет Ли
вашего сына?»спрос-ил я её она известия от своего сына.

• наконец. (Т.)

2) «Какая же ваша будет по-  Собакевич спросил наконец, какая
следняя цена?»
спросил наконец же будет его последняя цена,

Собакевич. (Г.)

5. Косвенная речь менее выразительна, менее эмоциональ­
на, чем прямая. Имеющиеся в прямой речи обращения, меж­
дометия, частицы при замене её косвенной опускаются. Значе­
ния их могут быть иногда лишь переданы другими словами,
более или менее близкими к ним по смыслу. В таком случае
получается приблизительный пересказ прямой речи.

Прямая речь                Косвенная речь

Он [незнакомец] нагнулся к ней Незнакомец нагнулся к бедной

и спросил: «Псина, ты откуда? Я собаке, ласково спросил, откуда

тебя ушиб? О бедная, бедная... она, не ушиб ли он её, убеждал не

Ну, не сердись, не сердись... Ви- сердиться, просил извинить его.
новат». (Ч.)

432. Перепишите, заменяя прямую речь косвенной. Особое внимание об­ратите на употребление местоимений.

1) «Душевно рад,— начал он [Николай Петрович),— и благо­дарен за доброе намерение посетить нас». 2) «Живей, живей, ребята, подсобляйте!» — воскликнул Николай Петрович. 3) «А это впереди, кажется, наш лес?» — спросил Аркадий. 4) «Где же твой новый приятель?» — спросил он [Павел Петрович] Аркадия. 5) «Мой дед землю пахал»,— с надменной гордостью отвечал Базаров. 6) «Вам больше чаю не угодно?» — промол­вила Фенечка. 7) «Да, да, я знаю вас, Базаров,— повторила она [Кукшина].— Хотите сигару?» 8) «Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов,— проговорил Аркадий,— и я ничем не занимаюсь». 9) «Пойдемте гулять завтра поутру,— сказала Анна Сергеевна Базарову,— я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства». 10) «Спустите штору и сядьте,— промолвила Одинцова,— мне хочется поболтать с

251


вами перед вашим отъездом». 11) Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову: «Евгений, возьми меня с собой, я хочу к тебе поехать». 12) «Душевно рад знакомству,— проговорил Васи­лий Иванович,— только уж вы не взыщите: у меня здесь всё по простоте, на военную ногу. Арина Власьевна, успокойся, сделай одолжение: что это за малодушие?»

(И. С. Тургенев. «Отцы и дети»,)

433. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при передаче прямой
речи косвенной. Перепишите, исправляя предложения.

1) Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить — не наше дело, сперва надо место расчистить. 2).Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали. 3) Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной, его песенка спе­та. 4) Савельич спросил у Гринева, узнал он атамана. 5) Кор­чагин твёрдо заявляет, что к будённовцам я обязательно пе­рейду. 6) Когда Тоня встретила Павку на строительстве, то сказала, что я не ожидала увидеть тебя таким. 7) Давыдов говорит Корчжинскому, что нет, товарищ, твоя линия ошибоч­ная. 8) Когда мать спросила у сына, что зачем он читает зап­рещенные книги, Павел ответил, что хочу всё знать.

434. Составьте и запишите шесть предложений с прямой речью (в них по
возможности должны быть личные или-притяжательные местоимения), за­
тем эти предложения передайте косвенной речью.

436. Перепишите, расставляя знаки препинания и объясняя (устно) их употребление.

ЧИЧИКОВ У КОРОБОЧКИ

Минуту спустя вошла хозяйка женщина пожилых лет в ка­ком-то спальном чепце надетом наскоро с фланелью на шее одна из тех матушек небольших помещиц которые плачутся на неурожаи убытки держат голову несколько (на) бок а между тем наб..рают (по) немногу деньж..нок в пестрядевые меш..ч-ки размещенные по ящикам комодов

Чичиков изв.-нился что побеспокоил неожиданным приез­дом Ничего ничего сказала хозяйка В какое это время вас бог принёс Сумят..ца и вьюга такая с дороги следовало бы поесть чего-нибудь да пора-то ночная приготовить нельзя

Чичиков поблагодарил хозяйку сказавши что ему н.. нужно н..чего что (бы) она н.. беспокоилась н.. о чём что кроме посте­ли он н..чего не., требует и полюбопытствовал только знать в какие места заехал он и далеко ли отсюда путь к помещику С.бакевичу на что старуха сказала что и не слых..вала такого имени и что такого помеЩ..ка вовсе нет

По крайней мере знаете Манилова сказал Чичиков А кто таков Манилов Помещ..к матушка Нет н.. слых..вала нет та­кого помещ..ка Какие же есть Бобров Свиньин Канапатьев Харпакин Трепакин Плешаков Богатые люди или нет Нет отец

252


богатых слишком нет У кого двадцать душ у кого тридцать а таких чтобы по сотне таких нет

Чичиков заметил что он заехал в порядочную глушь

(По Н. В. Гоголю. «Мёртвые души».)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.069 с.)