Тема 14. Что угрожает нашей финансовой безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Что угрожает нашей финансовой безопасности



Сценарий 1. Образовательный тренинг

Таблица 33. Сценарий «Образовательный тренинг «Что угрожает нашей финансовой безопасности»

Действия педагога Содержание Действия обучающихся
Организация знакомства с фрагментом презентации «Финансовые мошенничества». Скимминг, фишинг, подлог, финансовая пирамида, жилищные аферы, аферы в турбизнесе, телефонные мошенничества как виды финансовых мошенничеств. Характеризовать угрозы финансовой безопасности и приводить их примеры.
Организация выполнения задания образовательного тренинга. Скимминг, фишинг, подлог, финансовая пирамида, жилищные аферы, аферы в турбизнесе, телефонные мошенничества как виды финансовых мошенничеств. Анализировать ситуации, связанные с финансовым мошенничеством. Описывать последствия рискованного финансового поведения.
Организация подведения итогов тренинга. Финансовые мошенничества и способы защиты от финансовых мошенничеств. Объяснять алгоритмы безопасного использования пластиковых карт, банкомата, интернет-платежей.

 

Первый этап работы предполагает обращение к реальным результатам проектной деятельности учащихся старших классов в области финансовой грамотности. Учащимся предложено обратиться к фрагменту презентации проекта «Финансовые мошенничества», выполненного в одной из московских школ, представленного на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Фрагмент презентации проекта «Финансовые мошенничества»

 

На следующем этапе классу предлагается разбиться на 7 команд. Каждая команда жеребьевкой определяет один из видов финансового мошенничества, над которым она будет работать.

Задание. Придумайте и представьте небольшую инсценировку (2-3 минуты), связанную с тем видом финансового мошенничества, содержание которого должна раскрыть ваша группа. Если возникли сложности с пониманием, что такое скимминг, фишинг, подлог, можно предложить учащимся ознакомиться со справочными материалами, предложенными в Пособии для учащихсяили в интернет-ресурсах.

На следующем этапе учитель организует «просмотр» инсценировок, предлагает прокомментировать увиденные сценки «актерам» и «зрителям».

Подводя итог занятия, можно предложить обсудить с учащимися вопросы:

- Легко ли было исполнять доставшуюся роль?

- Что оказалось самым сложным при выполнении задания?

Очень важно, чтобы ученики пришли к выводу о том, что нужно не только знать виды финансового мошенничества, но и понимать, какие механизмы помогают избежать попадания в сети мошенников. Для этого ученикам можно предложить более подробно познакомится с проектом «Финансовые мошенничества».

В контексте задачи выполнения индивидуального проекта, которая стоит перед учащимися, важно не только познакомиться с содержанием финансовой грамотности, предложенном в проекте, но и познакомиться с работами своих ровесников – авторов проектов.

Сценарий 2. Круглый стол

Таблица 34. Сценарий «Круглый стол «Что угрожает нашей финансовой безопасности»

Действия педагога Содержание Действия обучающихся
Организация круглого стола учащихся. Признаки мошенничества в реальных жизненных ситуациях. Характеризовать угрозы финансовой безопасности и приводить их примеры. Анализировать ситуации, связанные с финансовым мошенничеством.

 

Организация обсуждения вопросов, связанных с финансовым мошенничеством, может быть построена вокруг реальных жизненных ситуаций, часть из которых содержит признаки мошенничества. Ведущий последовательно предлагает ситуации к обсуждению, и предлагает учащимся давать индивидуальные комментарии к заданным ситуациям.

Ведущий: В каких из описанных ниже случаев вам стоит отнестись к действиям финансовой организации с подозрением? В чем именно ее можно заподозрить? Что делать в этой ситуации?

а) Вы открываете вклад в банке, и сотрудник банка снимает копию с вашего паспорта.

б) Вы хотите купить фильм в Интернете, и для оплаты на сайте требуется ввести ваши паспортные данные.

в) Менеджер инвестиционной компании обещает вам доходность 150-200 % годовых и подробно описывает стратегию, которая позволит получить такой доход. Правда, вы его не очень хорошо понимаете.

г) Вы решили поменять валюту в банке. Кассир просвечивает ваши деньги на специальном аппарате, чтобы проверить их подлинность.

д) Вы читали журнал и увидели в нем объявление о лотерее. Вам предлагают сложить все цифры вашей даты рождения, произвести с ними несколько арифметических действий, и, если получится число, указанное в объявлении, вы выиграете 100 000 руб. Вы произвели все действия, и оказалось, что ваша дата рождения выигрышная. Вы звоните по указанному номеру. Сотрудник call-центра поздравляет вас и просит сообщить паспортные данные для оформления выигрыша.

е) Вы находитесь на вокзальной площади. На ней есть банк и три обменных пункта. Вы видите, что в одном из обменных пунктов курс продажи и покупки гораздо выгоднее, чем в банке и остальных обменных пунктах.

ж) Ваш брат уговаривает вас вложить деньги в акции какого-то акционерного общества. Он говорит, что, если привлечет 10 новых вкладчиков, ему вернут вложенные им деньги + 50 %.

з) Банк предлагает оставить заявку на получение кредитной карты на своем сайте. В заявке нужно указать свои ФИО, датурождения, гражданство и приблизительный ежемесячный доход. Если заявка будет одобрена, банк обещает прислать сотрудника, который оформит карту.

Очень важно, чтобы учащиеся вышли на следующие тезисы в своих комментариях предложенных ситуаций[29]:

б) Паспортные данные не нужны для оплаты покупок в Интернете, нужны только данные пластиковой карты. Этот сайт может специально выведывать ваши паспортные данные, чтобы потом использовать их для получения незаконного кредита и т. п. Не стоит совершать покупку через этот сайт.

в) Несмотря на то что менеджер делает какие-то разъяснения по поводу вложения ваших средств, вас должно насторожить, что: а) процент слишком высок; б) объяснения менеджера непонятны. Возможно, он просто пользуется отсутствием у вас специальных знаний в области финансов, чтобы запутать вас. Лучшая стратегия – не вкладывать деньги в эту компанию.

д) Такой случай был в реальной жизни в 2013 г. Одно популярное издание напечатало такое рекламное объявление. На самом деле лотерею организовали мошенники. При выполнении всех арифметических действий, указанных в объявлении, всегда получалось выигрышное число, т. е. подходила любая дата рождения. На такие рекламные объявления просто не стоит обращать внимание.

е) Это очень подозрительная ситуация. Видя обменные курсы в двух других обменных пунктах, хозяева третьего обменного пункта должны были бы скорректировать свои цены. Если они этого не делают, возможно, это мошенники, продающие фальшивые купюры. В этой ситуации лучше всего дойти до ближайшего банка и поменять деньги там.

ж) Ваш брат стал жертвой мошенников, которые пытаются завлечь в пирамиду как можно больше вкладчиков. Не соглашайтесь на предложение брата и посоветуйте ему самому забрать деньги как можно скорее. Если организация отказывает брату в возврате средств, пока он не приведет 10 новых вкладчиков, немедленно заявляйте об этом в полицию.

Во всех перечисленных ситуациях, вы можете сообщить о подозрительном поведении финансовой организации в местное отделение полиции, МВД или Роспотребнадзор.

Также важно, чтобы ученики пришли к выводу о том, что необходимо «узнавать» признаки финансового мошенничества, но не менее важно понимать, какие механизмы помогают избежать попадания в сети мошенников. Для этого ученикам можно предложить более подробно познакомится ситуациями «Рискованно ли доверять советам?», «Мошенничество: какие бывают схемы?» Оба задания выходят на разработку программ снижения рисков потребителей, что может поставить перед учащимися целый ряд открытых вопросов, которые необходимо зафиксировать и включить в банк открытых вопросов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.36 (0.009 с.)