Общие знания экономики и азы финансовой арифметики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие знания экономики и азы финансовой арифметики



Цели обучения:

– способствовать формированию представлений об основных финансовых институтах;

– развивать умения, необходимые для осуществления финансовых операций (уметь считать наличные и безналичные деньги, рассчитывать налоги, проценты по кредиту и т. д.);

– развивать аналитическое мышление при анализе экономической ситуации;

– способствовать формированию ответственности за принимаемые финансовые решения.

Тема 17. Как считать деньги

Сценарий 1. Практикум

Таблица 42. Сценарий «Практикум «Как считать деньги»

Действия педагога Содержание Действия обучающихся
Организация знакомства с заданием «Счет». Финансовые документы (чеки, счета, выписка с банковского счета и т. п.). Анализировать несложные финансовые документы (чеки, счета, выписки с банковского счета и т. п.).
Организация деятельности учащихся по выполнению задания 1. (анализ ситуаций «Налог: как рассчитать ежегодный налог», «Доходность облигаций», «Размер компенсации при банкротстве банка»). Наличные и безналичные деньги, валюта. Простые и сложные проценты по сбережениям и кредитам. Считать наличные и безналичные деньги, переводить стоимость валюты, опираясь на курсы валют. Рассчитывать простые и сложные проценты по сбережениям и кредитам.
Организация деятельности учащихся по выполнению задания 2 (анализ ситуаций «Кредитный калькулятор Сбербанка - 1», «Кредитный калькулятор Сбербанка - 2»). Наличные и безналичные деньги, валюта. Простые и сложные проценты по сбережениям и кредитам. Считать наличные и безналичные деньги, переводить стоимость валюты, опираясь на курсы валют. Рассчитывать простые и сложные проценты по сбережениям и кредитам.
Организация подведения итогов выполнения заданий практикума. Алгоритмы арифметических операций в финансовых отношениях. Считать наличные и безналичные деньги, переводить стоимость валюты, опираясь на курсы валют. Рассчитывать простые и сложные проценты по сбережениям и кредитам.

 

На первом этапе занятия (до 10 минут) учитель предлагает поработать с одним из заданий, которые были предложены в 2012 году 15-летним российским учащимся в рамках международного исследования финансовой грамотности. Учитель предлагает учащимся обратиться к ситуации «Счет». Пошагово учащиеся выполняют задания:

– решить предложенное задание;

– проверить правильность выполнения решения.

 

предположить, что могло стать причинами ошибок учащихся при выполнении этого задания. СЧЕТ: Оценка ответа на вопрос. ЦЕЛЬ ВОПРОСА: Описание: Исправить ошибку в счете с учетом расчета 10 % налога. Содержание: Деньги и денежные операции. Процесс: Применять финансовые знания. Контекст: Личный. Ответ принимается полностью Код 2: 1310 · Тысяча триста десять · [Принимаются ответы с ошибками в написании, например, пропуском букв.] Ответ принимается частично Код 1: 1330 [Сумма налога составила 130 рублей.] ИЛИ 1210 [Без почтовых расходов.] · Тысяча триста тридцать · [Принимаются ответы с ошибками в написании, например, пропуском букв.] · Тысяча двести десять Ответ не принимается Код 0: Другие ответы. · 1230 [Оставлен налог 130 рублей и не учтены почтовые расходы.] Код 9: Ответ отсутствует.

 

Важно, чтобы, осуществляя проверку, учащиеся пришли к выводу, что финансовая грамотность основывается на разнообразных знаниях и умениях, в том числе, связанных с математической грамотностью.

Второй этап практикума (до 15 минут) предполагает выполнение практических заданий, связанных с ситуациями «Налог: как рассчитать ежегодный налог», «Доходность облигаций», «Размер компенсации при банкротстве банка». Выполнение этих заданий может быть организовано как в формате индивидуальной, так и в формате групповой работы. Ситуации могут быть предложены по выбору учителя или по выбору учащихся.

Третий этап практикума (до 15минут) предполагает выполнение практических заданий, связанных с ситуациями «Кредитный калькулятор Сбербанка - 1», «Кредитный калькулятор Сбербанка - 2», при выполнении которых учащиеся получают возможность знакомства с онлайн-калькуляторами. Форму и порядок организации работы учащихся по анализу данных ситуаций определяет учитель.

Заключительный этап практикума предполагает проверку выполненных заданий, разбор типичных ошибок. Еще раз акцентируется внимание на взаимосвязи математической и финансовой грамотности.

В качестве опережающего задания, необходимого для организации занятия 18 в форме круглого стола «Электронные деньги: проблемы или перспективы», учащимся предлагается выполнить задание-ситуацию «Фи нансы будущего: год 2050» или познакомится с проектом «Электронные деньги».

Сценарий 2. Кейс-игра

Таблица 43. Сценарий «Кейс-игра «Как считать деньги»

Действия педагога Содержание Действия обучающихся
Организация игры.    
Организация обсуждения проблемы в формате кейс-игры. Наличные и безналичные деньги, валюта. Простые и сложные проценты по сбережениям и кредитам. Считать наличные и безналичные деньги, переводить стоимость валюты, опираясь на курсы валют. Рассчитывать простые и сложные проценты по сбережениям и кредитам. Описывать инфляцию как экономическое явление и объяснять ее последствия для человека.
Организация подведения итогов кейс-игры и формулирования открытых вопросов. Наличные и безналичные деньги, валюта. Простые и сложные проценты по сбережениям и кредитам. Считать наличные и безналичные деньги, переводить стоимость валюты, опираясь на курсы валют. Рассчитывать простые и сложные проценты по сбережениям и кредитам. Описывать инфляцию как экономическое явление и объяснять ее последствия для человека.

 

Класс делим на 2 команды.

Каждой команде предлагается «пакет кейсов» – комплект ситуаций, требующих анализа и решения, представленный в таблице 44.

 

Таблица 44. Пакет кейсов

Номер ситуации Название Количество баллов
9.1. Как использовать кредитный калькулятор Сбербанка - 1. 6
9.2 Как использовать кредитный калькулятор Сбербанка - 2. 6
9.3 Рассчитываем ежегодный налог. 8
9.4. Доходность облигаций. 8
9.5. Годовой доход механика Антона. 4
9.6. Размер компенсации при банкротстве банка. 6
9.7. Кредит для студента. 6
9.8. Считаем шиллинги. 4
9.9. Считаем, сколько стоит золото. 4

 

В какой последовательности группа будет решать предложенные кейсы, как будет организована работа в группе (индивидуально, в микрогруппах, или все задания группа будет решать вместе) – решает группа.

Задача, которую ставит учитель: за ограниченное время – 30 минут – группа должна решить как можно больше кейсов, чтобы набрать как можно больше баллов. Решение должно быть представлено в письменном виде.

При подведении итогов за каждый верно решенный кейс команда получает баллы, указанные в таблице, за неверно решенный кейс команда теряет баллы, которые составляют половину «стоимости» неверно решенного кейса. Побеждает команда, набравшая набольшее количество баллов.

На заключительном этапе важно обратиться к вопросам:

Что помешало набрать максимальное количество знаний?

Каких знаний / навыков для этого не хватило?

В завершении работы можно предложить учащимся вопрос.

Если бы вы были тренером команды, которая готовилась к аналогичной игре – какие бы вопросы вы бы обсудили, над какими умениями своих «подопечных» вы бы предложили поработать и как организовали бы эту работу?

В качестве опережающего задания, необходимого для организации занятия 18 в форме круглого стола «Электронные деньги: проблемы или перспективы», учащимся предлагается выполнить задание-ситуацию «Фи нансы будущего: год 2050» или познакомится с проектом «Электронные деньги».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.151.158 (0.007 с.)