Демократизация европейского общества в XIX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демократизация европейского общества в XIX в.



Демократизация всей общественной жизни – характерная черта XIX в. Ее главный вектор – паралментаризация стран Западной Европы. Широкий смысл – парламенты либо становились традиционные сословно-представительные органы, либо они возникла на пустом месте (как в Германии и Италии), другой смысл -парламентаризации – сдвиг в сторону парламента в его противостоянии исполнительной власти. Есть три аспекта: законы, бюджетные и налоговые права, контроль за исполнительной властью, первые два вопроса решились быстро, законы практически везде отныне издавал не только монарх. Труднее дело обстояло с контролем за исполнительной властью. Парламенты обычно состояли из двух палат, притом верхняя палата имела право вето, но в течение века ее права сокращались, в целом усиливался контроль общества над властью, власть уходил из рук одного человека или нескольких, и это притом, что основной формой правления все еще была монархия («республика не в моде» - АI), после Венского конгресса произошла монархизация Европы, многие древние республики были уничтожены, к первой мировой войне Франция, Швейцария, Португалия, Республика Сан-Марино. Монархии Европы стали либо парламентскими, либо конституционными. Различие заключалось в том как парламент контролировал исполнительную власть – полностью (парламентская монархия) или частично (конституционная монархия). Парламентскими монархиями были: _____, конституционными были: _________. Монарх в целом имел 1) интеграционную функцию, символизировал национальное или наднациональное единство, он «очеловечивал» верховную власть и придавал ей положительную эмоциональную окраску (в отличие от министров), у этого чувства были и традиционные средневековые аспекты, так и новые приемы репрезентации и рекламы королевской власти (огромную популярность, особенно под конец своего правления в Англии имела королева Виктория – ее позиционировали как «Мать отечества» (9 детей и 40 внуков)), сильно расширяется иконография монарха– он все чаще появляется в публичном пространстве, на улицах и в парках, он с одной стороны остается труднодоступным, но с другой стороны таким же, как остальные люди, он приобретает характер celebrity, создается его новая близость с подданными. В западном полушарии воцарился республиканский строй в виде президентской (США) или парламентской республики, конституционный строй восторжествовал в Латинской Америке, где издавалось особенно много конституций (в Боливии 11, в Перу 10), и очень много революций, мятежей и восстаний, но в действительности конституционный строй в этих странах был очень хрупким, здесь произошел симбиоз идей и институтов либерального XIX в. с остатками колониальных или даже доколониальных традиционных отношений. Это выразилось в каудильизме – реальную политическую жизнь определяло несколько кланов, которые сплотились вокруг вождя-каудильо. Этот строй стал основой устойчивости традиционных основ или даже авторитарных диктатур в Латинской Америке.

Второй аспект – расширение избирательного права. Этому сопротивлялись не только верхи, но часто и сами парламенты, состоявшие из сословий, уже имевший избирательные права и не желавших ими делиться. В даровании избирательных прав большую роль играла контьюктурная парламентская и партийная борьба (в Англии три этапа парламентской реформы: 1832, 1864, и ___ гг.). Избирательное право расширялось постепенно, всеобщие равные и прямые выборы существовали только во Франции, Швейцарии и Германии, потом в конце XIX – начале XX в. в Греции, в немецкой части Австро-Венгрии, в Норвегии, в Испании в остальных странах очень долго сохранялись имущественные и образовательные цензы, в остальных странах избирательное право имели до конца века до 1/3 взрослого мужского населения. Некоторые категории избирателей иногда имели дополнительные голоса - зажиточные граждане имели по 2-3 голоса против 1 у неимущих, так было в Бельгии, Англии, Нидерландах и т.д. Еще одно ограничение – манипулирование избирательными участками, их стремились не перераспределять в соответствии с ростом населения и изменением его структуры (гнилые местечки в Англии), так стремились сократить влияние социалистов на рабочих и города – это т.н. «избирательная геометрия». На избирателей часто давили и особенно часто подкупали, особенно пышно цвела продажа голосов в США. Партии часто заранее договаривались о местах в парламенте и правительстве. Но в целом движение шло в сторону принципа один человек – один голос. Единственное исключение – женщины, лозунги за их избирательное право звучали во время революции во Франции 1848 г., в 1871 г. во время Парижской коммуны, вопрос много раз голосовался в английском парламенте, но долго эти попытки были обречены на неудачу, консерваторы считали, что это приведет к разладам в семьях, либералы полагали, что женщины от природы консервативны. Впервые в Европе женщины получили избирательное право в Финляндии, затем в Норвегии и в Дании, затем в США в нескольких штатах, впервые в мире оно появилось в британском доминионе Австралия. В 1903 г. свое объединение создали английские суфражистки, они приковывали себя цепями к ограде, порезали картину Веласкеса, кидали в премьер-министра дохлыми кошками и всячески непотребствовали. Избирательное право они получили после Первой мировой войны.

Т.е. в целом избирательное право расширяется, позиции парламентов крепнут. Это во многом было связано с изменением самой государственности. Государство все больше вмешивается во все стороны жизни, это диктуется экономическими и правовыми соображениями. На рубеже XIX-XX вв. утверждается тезис о государстве как социально гаранте, о социальной сфере как его первостепенной зоне ответственности. Т.е. с одной стороны идет процесс демократизации и парламентаризации, а с другой стороны начинается с последних годов века противоположный процесс огосударствления общества, государство все больше выступает как нормирующая, формирующая общество сила. Государство из традиционного постепенно становится рациональным (эту теорию разработал М. Вебер), это процесс «расколдования мира», главная тенденция мировой истории, это видно в капиталистической экономике, в культуре, в личном поведении. Исчезает типичная для Средневековья и Раннего Нового времени спонтанность, утверждается, хотя долго и трудно, расписание работ и занятий, теперь нужно не пропить и не проесть всю зарплату сразу и т.д. С этим связан феномен бюрократизации: на смену традиционным властным группам приходит рациональная бюрократия, это происходит параллельно с утверждением социального дисциплинирования (Ойстрах и М.Фуко – «дисциплина тела и души» с активным использованием тюрьмы, армии, полиции и школы). Все больше расширяется государственное насилие, если раньше это были публичные казни, театр смерти, то теперь они исчезают в Англии, в Германии, они перестают быть интересными для публики и нужными для государства; на смену запугиванию казнями приходит полиция, абсолютным лидером здесь была Франция (полиция здесь появилась при Людовике XIV), здесь Эжен Видок в ________ г. создал образцовую полицию безопасности, потом ее структуру заимствует английская полиция, полиция одевается в униформу и теперь постоянно всеприсутствует, всеприсутствует визуально – постовой на углу. Государственные задачи в некоторой степени «морализуется», государство ведет централизованную борьбу с пьянством, проституцией и прочими пороками. Происходило это не только потому, что менялось государство, но и потому, что очень сильно менялось общество.

Весь век происходила урбанизация, вызванная демографическим взрывом и ростом населения, «земля выбрасывала своих детей» в бешено растущие города, если в середине века 20% городских жителей, то в 1900-м городам 40% населения в городах. Быстрее и сильнее всего города росли в США и Германии, появлялись целые промышленные районы из конгломератов маленьких промышленных городов (Рурская область в Германии), социальная жизнь чрезвычайно сгущается. Демократизируется городское пространство: сносятся городские стены, появляются протяженные проспекты, трамвайные пути, водопровод, город становится более удобным, доступным и демократичным. Классические примеры урбанизации: Париж и Лондон (самый большой город Европы), где дикая скученность населения заставила власти обратить внимание на экологию (парламент в Англии однажды прервал заседания из-за «великого зловония» с Темзы, после чего началось строительство обширной развитой канализационной системы) (в Париже происходила османизация – Жорж Эжен Осман придал городу современный вид с его многокилометровыми авеню бульварами, он сделала его столицей XIX в.). В городах теперь социальный статус не определялся рождением, а занятиями, уровнем дохода, менялась сама общественная структура – на смену стратифицированному обществу приходит общество функциональной дифференциации. Чрезвычайно растет социальная (особенно горизонтальная) (Теккерей о том, как правнук посыльного стал бароном и членом парламента) и пространственная мобильность – люди активно ищут новых жизненных шансов, что делает возможным транспортная революция, происходит активная эмиграция и миграция между Старым и Новым светом, внутри Европы в центр и на запад континента, Франция активно привлекала североафриканцев и вьетнамцев, которые составляли до 3% французских рабочих.

Дворянство утратило монополию на политическую власть, экономическая почва также уходила из-под ног дворян, они разорялись и теряли свои земли, поэтому стремительно приходят в упадок. В то же время приходит обужуржуазивание дворян: в экономическом смысле через использование новых методов на предприятиях и в социальном через браки с буржуа. Крестьянство постепенно уменьшается за счет перехода в другие социальные группы, что порождает аграризм – общую враждебность и крестьян и дворян новым явлением и городу. Во многих странах крестьяне активно лишаются своих земель и превращаются в арендаторов. Буржуазия – самая главная и самая неопределенная группа XIX в., ее рамки не ясны, ее выделяют через фактор богатства, торгово-ремесленных или образовательных занятий. Появилось т.н. новое третье сословие – менеджеры и управляющие, буржуа – это те, кто работает. Туда же входили рантье, которые не работали, а жили на доходы от имущества. Со временем признаком буржуа стала элегантность, цилиндр и перчатки – заявка на кредитоспособность, это же символы специфического самоощущения, следование специфическим нормам поведения и жестко ограничение от низов общества, особенно от рабочих – культурное, языковое и даже биологическое (особенно сильным оно было в Англии, особенно слабым во Франции). Потенциально опасной группой, бомбой под социальным порядком были рабочие, особенно склонные к социальному радикализму. Это происходило потому, что они находились в наихудшей социальной ситуации, рабочий день был неимоверно долгим, рабочее время уже в первой половине века 80-120 часов в неделю (14-18 часов в день), всего около 300 дней в году, никаких отпусков до начала XX в. не было. Продолжительность рабочего дня постепенно сокращалась, сначала до 12 часов, к 1914 г. до 10 часов в день. Совершенно новым явлением стала безработица, которая пришла на место временной незанятости, она была уже явлением постоянным и структурным. Низким был уровень заработной платы, к концу века и к 1913 г. зарплата рабочих выросла в Европе примерно в два раза. С последних десятилетий XIX в. века и с начала XX в. положение рабочих начинает быстро улучшаться, у них появляются свободные деньги и досуг.

Историческое знание сейчас повернулось лицом к человеку, ему особенно интересен менталитет и различные практики человека. В них в том числе сильно видна демократизация европейского общества в XIX в. Новым явлением XIX в. стал досуг, в доиндустриальную эпоху не было четкого разделения между часами труда и часами отдыха, крестьяне работали от сна до сна с произвольными паузами, противоположностью труду было не свободное время, а праздник или выходной. Наемный труд XIX в. привел к разделению времени на часы труда и на досуг, этому способствовало постепенное сокращение рабочего дня. Если все предыдущее время – «эпоха великой тьмы», когда все аспекты жизни диктовались коротким световым днем, то теперь начинается «эпоха света», в 1820е годы были изобретены дешевые и яркие стеариновые свечи, в 1850-е годы появился керосин и керосиновые лампы, дома стали ими освящаться, уже в 1810-1820-е годы стало появляться газовое освещение на улицах. С последнего десятилетия века очень быстро распространяется искусственное электрическое освещение – великое достижение XIX в. Продолжительность рабочего дня перестала варьироваться в зависимости от времени года, искусственное удлинение светового дня привело к огромному увеличению времени для досуга. Встал вопрос, чем занять освободившееся время – массовой культурой. До середины XIX в. доминировали опера, картина, театр, памятник, поэма – способ социального отграничения и искусство для знатных и обеспеченных, происходило это в театре, опере и бальной зале. У низов для этих целей были кабаки. Из них родились первые досуговые заведения – мюзик-холлы в Англии, которые появились после гонений правительства на уличных музыкантов, их стали приглашать владельцы пабов, в Париже с 1820-х годов существовали кафе-шантаны с песнями для рабочих, из них развились концертные кафе со сценой и репертуаром побогаче, девушки из предместий в них стали исполнять канкан (с адским галопом из «Орфея в аду»), в 1880-ых годах из них вырастают варьете и кабаре (самый знаменитый - Мулен-Руж). Если при Старом порядке танец имел четкие социальные границы, и преобладал танец групповой, то теперь стремительно развивается парный танец, привычные социальные границы стираются, танцуют пары из самых разных слоев, и главная заслуга здесь у вальса, который распространяется из Вены с конца XVIII в. со скоростью лесного пожара, очень и очень быстро. За вальсом последовали полька, потом танго, все это увеличивало индивидуализм в танцах, «бестактный тактильный контакт» в них вызывал и реакцию властей, которые стремились ограничить такие танцы. В начале XX в. танец становится обязательным атрибутом повседневности, во всех парках играют по воскресеньям оркестры (музыканты складывают инструменты по всей Европе при известии об убийстве Франца-Фердинанда). Новое качество приобретает спорт, формулируется само его понятие и качества – более четкая организация, профессионализация, коммерциализация, увеличение видов спорта, во главу угла гораздо более рельефно стало ставиться само состязание с его вершиной - рекордом. В 1840-е годы как массовые матчи-драки зарождается футбол в Англии, в 1913 г. футбольные матчи имеют уже по 120 тыс. зрителей. Спорт становится интернациональным, создаются многочисленные международные спортивные ассоциации, в 1894 г. Пьер де Кубертен создает Международный Олимпийский комитет, а в 1896 г. проводятся снова Олимпийские игры.

Все это вместе мостило дорогу к массовому обществу, что было весьма значимым фактором демократизации общества. Появление досуга и массовой культуры оказало значительное явление на трудовую этику, отношение к отдыху и праздности, менталитет и восприятие мира. Характер труда рабочего уже значительно отличался от традиционного труда крестьянина на лоне природы, если раньше отдых был опосредован работой, то теперь наоборот досуг во все больше степени определял работу, люди трудились не по моральным постулатам, а рассматривая его как способ получить те или иные удовольствия досуга и массовой культуры – это совершенно новый и уже современный ответ на вопрос о том, ради чего живет человек: ради получения радости и удовольствий от жизни.

Лекция IX



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 2116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.008 с.)