Промышленная революция первой половины XIX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Промышленная революция первой половины XIX в.



Если политическое наследие конца XVIII в. обычно воспринималось крайне негативно, то экономическое – всегда положительно, все страны хотели провести промышленный переворот и достичь в нем максимальных успехов. Вся мощь и масштаб промышленной революции, сам этот термин появляется и входит в европейский лексикон с 1837 г. с работы Альфонса Бланки (брат того самого Бланки). Впервые производство отделяется от природы, перестает от нее рабски зависеть, ограниченные силы человека и животного заменяются неодушевленной и практически безграничной силой машин. Это влияет на экономическую структуру и на экономический рост. Структура – сельское хозяйство, ремесло и промышленность, сфера обращения и услуг, здесь серьезно выдвигается вперед сектор промышленности, уже внутри него происходит сдвиг от ремесла к промышленности, уже внутри нее самой выделяются ведущие отрасли. Сохраняет свои позиции текстильная промышленность («тот, кто говорит «промышленная революция», имеет в виду хлопок» (Хобсбаум)), но гораздо важнее становятся железо и уголь, железные дороги. Природные двигатели уступают паровой машине. Добыча и обработка металлов, благодаря строительству железных дорог, становится ведущей отраслью промышленности. Из-за нее чрезвычайно усиливаются экономические связи, невероятно увеличивается и удешевляется товарооборот, возникает настоящая географическая специализация районов, складываются национальные рынки (на этот раз они действительно, и уже совсем складываются, - благодаря железным дорогам). Материал, скорость, возможности железной дороги давали человеку практически безграничные возможности по подчинению природы, она – символ XIX в. К 1850 г. железнодорожной сети появляются в Англии и Бельгии, в 1870-е формируется уже всеевропейская сеть железных дорог. Если паровоз связывает континент, то пароход связывает Старый и Новый свет, он может двигаться гораздо быстрее, без ветра, с гораздо более существенным грузом. В 1850-е годы регулярные пароходные линии связывают уже все континенты мира. Если паровоз способствует окончательному становление национальных рынков, то пароход способствует окончательному становлению уже мирового рынка («тихая пароходная революция»). Из-за последнего, в частности, наступает серьезный кризис сельского хозяйства в Европе, поскольку их продукция становится неконкурентна из-за улучшения путей сообщения. Уже в конце века происходит т.н. «вторая промышленная революция» – химия, сталь и электричество.

Экономический рост невероятно ускоряется, меняется сам его характер и качество. Экономический рост был и в Старом порядке, но вызывался экстенсивными факторами и был коротким. Теперь же рост был долговременным и интенсивным, он применялся на систематическое применение в промышленности научных достижений. Притом нужно заметить, что разрыв с прошлым не был таким уж стремительным и окончательным, долгое время мелкие и средние ремесленные предприятия все еще имели наибольший процент в производстве, число новых фабрик было чрезвычайно невелико, они постепенно распространялись из первоначальных районов «концентрическими кругами». В предпосылках экономической революции очень большую роль часто играло государство.

Предпосылки экономической революции: 1) постепенный рост сельскохозяйственного производства, в основе которого постепенный прогресс сельскохозяйственной техники. В то же время по-настоящему сильно меняться сельское хозяйство стало только под влиянием самой промышленной революции, благодаря искусственным удобрениям и машинам, так была разорвана вековая средневековая зависимость населения и экономики от сельского хозяйства. 2) колоссальный рост населения, в результате чего количество постепенно перешло в качество, под этим напором сословные структуры затрещали и в итоге сломались, в 1830-х годах появился новый низший слой - пролетариат. Новое значение получает «социальный вопрос», в первой половине века это «пауперизм» - вопрос нищих (в первой половине века в Англии они составляли 1/5 (!) населения), издаются очень жестокие законы против них, отлучающие их от традиционной помощи, загонявшие их в работные дома и в конечном счете на фабрики. Огромная волна нищих не захлестнула Европу именно благодаря промышленному перевороту, фабрики поглотили это огромное количество нищих и превратили угрозу катастрофы в фактор благополучия. Во второй половине века социальный вопрос - уже «рабочий вопрос». 3) вмешательство государства. Полюсы в этом плане – Англия vs Россия, чем дальше на восток, тем сильнее роль государства в развертывании промышленного переворота.

Особенности промышленного переворота в разных странах. Англия с 1815 по 1850-е годы переживала уже вторую его фазу, именно тогда в ней стали ощущаться ее последствия. 22 года наполеоновских войн привели к огромному росту металлургического производства, был устранен основной колониальный и промышленный конкурент Англии – Франция. Огромную роль в промышленном перевороте в Англии сыграли железные дороги (первый паровоз 1825 г.). В Англии существовали высокая рождаемость и мобильность населения, они делали возможной т.н. «голодную зарплату», женский и детский труд (мужчины на фабриках составляли всего около ¼ рабочей силы, ведь для простейших операций большой квалификации было не нужно). В результате снижались затраты производства, английские товары становились значительно более конкурентоспособными. Главными двигателями промышленного переворота в Англии были чрезвычайно трудолюбивые квакеры, которым были закрыты иные возможности восходящей социальной мобильности. Уже в середине XIX в. Англию называли мастерской мира, а Джон Буль начертал на карте мира свое имя железными дорогами.

Второе место в промышленном перевороте занимала Бельгия. Промышленная революция здесь начинается около 1830 г. по английскому образцу, она занимает второе место по производству металла и угля. Здесь еще со Средневековья имелась огромная масса квалифицированной рабочей силы. Сельское хозяйство было здесь мелкие и парцеллярным, почему все крестьяне подрабатывали в промышленности.

В XVIII в. Франция была экономически очень похожа на Англию, здесь был самый высокий доход на душу населения. Но здесь не было ярко выраженной лидирующей отрасли, несколько отраслей развивалась одновременно и с небольшим успехом. Промышленность очень сильно страдала от конкуренции с английскими товарами. Во Франции не хватало т.н. «жирного угля», нудно для металлургии, его почти весь XIX в. Франция импортировала, что очень сильно удорожала все производство. Железные дороги не получили во Франции такого быстрого и стремительного развития, как в Англии. Наконец, главная причина медленного характера промышленного переворота – мелкое и не особенно продуктивное сельское хозяйство, отсутствие такого количества свободного населения. Следовательно, существовали проблемы с дешевой рабочей силой, зарплаты в промышленности были высокими. Наконец, здесь до 1867 г. государство запрещало акционерные общества, тормозя развитие железных дорог и промышленности. Вместе с тем доход на душу населения во Франции весь XIX в. в целом успевал за ростом английского, промышленность в целом росла, единственное что не так ярко и без ярко выраженной одной отраслью.

В Германии отсутствовало единое экономическое пространство. В 1834 г. был создан единый таможенный союз, но все же промышленная революция происходила не в целом в Германии, а больше всего в Пруссии. Ей здесь способствовал рост сельского хозяйства и т.н. «оборонительная модернизация» - освобождение крестьян и коммерциализация сельского хозяйства в самом начале XIX в. Очень быстрыми темпами росло население и, - немецкая специфика, - огромными темпами рос наемный труд. Ведущим сектором в Пруссии стал не текстиль, а железные дороги и металлургия, «опоздав» к началу промышленной революции, отставая от Англии и Франции, Пруссия заранее сделала два-три шага вперед, сделав ставку на строительство железных дорог. В Пруссии действовали государственные гарантии при строительстве железных дорог, в отличие от Франции, государство вообще играло большую роль. В Пруссии были созданы лучшие технические учебные заведения и образцовые предприятия, постоянной практикой был промышленный шпионаж. Пруссия чуть ли не единственная из стран Европы во время послевоенного кризиса 1816-1817 гг. не закрылась от английских товаров огромными ввозными пошлинами, в результате она избежала порочного круга воспроизведения собственной экономической слабости.

В очень благоприятных условиях производила промышленная революция в США: изобилие природных ресурсов, строительство «на пустом месте». Здесь отсутствовало избыточное население, рост населения съедался пространствами, поэтому приходилось как можно быстрее и лучше вооружать промышленность машинами. Промышленная революция началась в США в 1815 г., ведущим сектором в ней стал текстиль, для развития которого существовали наиболее благоприятные условия, он не был привозным, американский текстиль пользовался большим спросом в Европе, большой была покупательная способность местного населения. С 1817 по 1837 гг. объем текстильной промышленности увеличился в 77 раз (!). Наконец, в 1830 г. была построена первая железная дорога, за следующие 30 лет было построено больше железных дорог, чем во всем остальном мире, вместе взятом. Именно в США появилась вещь, без которой не могла начаться эпоха массового производства – стандартизация, этот принцип открыл возможность массового производства сложных механизмов.

В Англии и Бельгии промышленная революция к середине века, во Франции, Германии и США он завершился в 1870-1880-е годы.

Лекция II



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.005 с.)