Метафорическое тактовое расширение 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метафорическое тактовое расширение



 При метаморфическом тактовом расширении новому стимулу присущи некоторые (но не все) релевантные признаки изначального стимула.

Не сами характеристики предмета приобретают контроль над вербальным поведением, а те ощущения, которые они вызывают у говорящего. Т.е. не сами характеристики предмета, а те ощущения, которые вызывает этот предмет. (Например: любимый ребенок – «солнышко», «пряник», муж называет жену «зайка», женщина вызывает неприятные ощущения – «кикимора», «прохладное отношение», «тяжелый, как слон», "яркая личность", "светлая голова", "свежая идея", "отморозился", "на пике славы", "моральное падение").

  Метонимическое тактовое расширение

• При метонимическом тактовом расширении новые стимулы не обладают релевантными признаками изначального стимула, но приобретают контролирующие свойства за счет некоторых нерелевантных, но имеющих отношение к изначальному стимулу признаков. Т.е. есть стимул и у него есть незначительная характеристика, которая выходит на передний план, и мы обобщаем эту характеристику на весь стимул. (Например, «очкарик» - потому что человек ходит в очках)

• Один стимул приобретает контроль над вербальной реакцией, потому что часто сопровождает исходный стимул. При этом они не обладают схожими характеристиками.

• Связь содержимого с содержащим:

- «Вся школа с криками выбежала на перемену» (дети, ученики, которые выбегают на перемену);

- «Весь квартал вышел на демонстрацию»;

- "Ты даже не притронулся к ужину!"

• Связь объекта с одной из его характеристик:

 «Лысик» - у человека лысина;

 «Благоверный» - потому что хранит верность;

 «Ходит в шелках, ест из золота» - одежда пошита из шелковой ткани, а посуда золотая.

Солистическое тактовое расширение

• При солистическом тактовом расширении свойства стимула, лишь косвенно связанные с

Обозначением предмета, вызывают аномальное вербальное поведение.

• Солистическое тактовое расширение является ничем иным как оговоркой. ( Например, «одёжа», «мать русская, отец – юрист» - оговорка Жириновского.)

Практические аспекты

Анализ тактовых расширений помогает сделать вывод о том, насколько речь ребенка должна быть развита:

- полностью сформированные репертуары первичных вербальных оперантов (манд, такт, интравербализация)

- дифференцировка стимулов и свойства стимулов

- стимульная и топографическая генерализация

- реляционные фреймы и эквивалентность стимулов

 

Комментарии личных событий

Личные события – это скрытые стимулы, имеющие внутреннюю физическую или психическую природу.

Например, кто-нибудь съел не свежий продукт и у него болит живот, в данном случае боль возникает у человека внутри его организма, человек сам чувствует боль, окружающие не могут почувствовать эту боль, но могут предположить, что у человека что-то болит если он демонстрирует какие-то реакции: вздыхает и держится за живот. Только сам человек может ощущать боль и сказать об этом окружающим: «У меня болит живот».

То, что воспринимается как «мышление» включает контроль явных дискриминативных стимулов и скрытых дискриминативных стимулов (приватных событий).

Разновидность личных событий:

- Вербальные (например, эхо-реакции, манд и такт-реакции, интравербализация, аутоклиты)

- Невербальные (образы предметов, мест, движений)

- Мотивационные условия (неприятное ощущение, депривация сном)

- Дискриминативные стимулы («я» как слушатель)

- Последствия (автоматическое подкрепление или наказание)

- Респондентные связи (испуг, тревога)

Обычно эти факторы взаимодействуют друг с другом и влияют на поведение в комплексе (множественный контроль).

Скиннер определил 4 способа, с помощью которых формируется репертуар вербального поведения, находящегося под контролем личных событий:

- Два способа включают сочетание явных и личных событий: «внешние проявления» и «косвенные реакции»

- Два способа включают прямой контакт со стимулами, которые были в начале явными, но теперь контролируют вербальное поведение как личные события: «общие свойства» и «снижение реакции»

Внешние проявления возникают,когдаличноесобытиесопровождаетсянаблюдаемым.

Ребенок ударился головой → папа это видит → папа комментирует: «Ай-­‐ай-­‐ай! Ударился! Больно!»

Позже, в схожей ситуации ребенок комментирует боль: «Больно!»

Ребенок ест мороженое быстро, неаккуратно, причмокивает → мама это видит → мама комментирует: «Вот это да! Вкусно!»

Позже, в схожей ситуации ребенок комментирует вкус: «Вкусно!»

Косвенные реакции представляютсобойнаблюдаемоеповедение,вызванное скрытыми стимулами.

Ребенок держится за голову и плачет → папа не видел удара, но заметил плач → папа комментирует: «Ой! Голова болит!»

Ребенок залез под стол, согнулся и закрыл уши руками → мама не заметила никаких пугающих стимулов в среде → мама комментирует: «Ой! испугался!»

Позже, в схожих ситуациях, ребенок комментирует: «Болит!» и «Боюсь!»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.003 с.)