Слушатель как дискриминативный стимул 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слушатель как дискриминативный стимул



- Слушатель является своего рода «аудиторией» для вербального поведения – стимулом, в присутствии которого вербальное поведение закрепляется.

- В зависимости от вида «аудитории» форма вербального поведения изменяется.

Слушатель в качестве посредника подкрепления поведения говорящего.

- Поведение говорящего закрепляется социально-опосредованным подкреплением.

- После манд-реакций говорящий получает доступ к желаемому. Слушатель предоставляет предмет или выполняет действие.

- После такт, эхо, интравербализации – слушатель что-то говорит. Предоставляет генерализованное условное подкрепление.

Подкрепляющие реакции слушателя включают:

- респондентные реакции

- невербальные реакции

- вербальные реакции

Респондентные реакции = «эмоциональные» реакции.

Например, Слушатель смеется, после того как говорящий рассказал анекдот.

Слушатель «демонстрирует» сопереживание после того, как говорящий рассказал о проблеме.

Невербальные реакции – слушатель выполняет невербальное действие.

Говорящий говорит: «Открой дверь!», слушатель открывает дверь.

Говорящий говорит: «Как я устал сегодня», слушатель заваривает и приносит чай.

Невербальные реакции слушателя Скиннер определил, как «понимание».

Вербальные реакции = слушатель становится говорящим:

- предоставляет информацию

- хвалит

- отказывается

- задает встречные вопросы.

Процессы восприятия и мышления относятся к поведению говорящего, т.к. являются скрытым вербальным поведением (личными событиями).

Сложные вербальные операнты

Автоматическое подкрепление

Явление, когда человек разговаривает сам с собой может интерпретироваться как поведение, на которое влияют внутренние факторы (разум, сознание, личность).

C поведенческой точки зрения:

Поведение, которое происходит на постоянной основе в отсутствие других людей:

- Может закрепляться в разреженном периодическом режиме;

- Может закрепляться автоматически.

Результат может закреплять поведение.

В случае вербального поведения – звуки голоса, возникающие как продукт вербальной реакции. (Человек может разговаривать в отсутствии других людей, потому что ему нравятся звуки собственного голоса, т.е. произнесение им самим слов, звуков – это то, что закрепляет его собственное вербальное поведение. НО не всегда звуки собственного голоса закрепляют вербальное поведение. В некоторых случаях они могут функционировать, как НАКАЗАНИЕ, т.е. человек что-то произнес и его звуки могут снизить будущую частоту поведения.)

Продукт вербальной реакции может быть подкреплением или наказанием.

Обусловливание

- звуки голоса не являются безусловным подкреплением (те, которые связаны с первичными потребностями человека. Например, потребности в пище или в воде, кислороде и т.д.).

ЗВУКИ ГОЛОСА – ЭТО УСЛОВНЫЕ ПОДКРЕПЛЕНИЯ!!!

- звуки голоса приобретают функцию подкрепления в процессе обусловливания ( чтобы стимулы обусловились необходимо чтобы они сочетались в паре с теми стимулами, которые уже функционируют)

- обусловливание происходит посредством сочетания стимулов паре.

Например, на первом этапе, когда ребенок только родился и попадает под влияние окружающей среды, у него в репертуаре мало видов поведения, у него часто встречается такое поведение, как «Крик» - этот крик может возникать под влиянием плохого самочувствия, чувства голода, депривацией пищи или усталости. И в прошлом, когда этот младенец кричал, в его среде появлялась «Мама». Что делает мама? – она его «Кормит». И появление «Мамы» начинает сочетаться в паре с безусловным подкреплением «пищей, грудным молоком или молоком из бутылочки». Дальше, когда мама появляется в среде младенца и сразу предоставляет ему пищу, то «мама», как существо говорящее, смотрящее и делающая различные действия, она сочетается в паре с многими видами стимулов, т.е. все что делает «мама», она приобретает функцию подкрепления)

Первичное обусловливание

- Все, что связанно с мамой (условным подкреплением) тоже приобретает функцию условного подкрепления.

- В том числе и звуки голоса мамы (условное подкрепление второго порядка).

Вторичное обусловливание

- Случайные вокальные реакции ребенка воспроизводят звуки (автоматическое последствие)

- Схожесть аудиального стимула (звуки голоса ребенка) с уже существующим аудиальным стимулом, который является условным подкреплением (звуком голоса мамы), формирует новое условное подкрепление.

- Вокализации ребенка также часто приводят к увеличению интенсивности и объема социального подкрепления.

Например, мама улыбается, мама целует и обнимает, мама приговаривает и повторяет произнесенные ребенком звуки

- звуки голоса ребенка сочетаются в паре со звуками голоса мамы

- постепенно в вокализациях ребенка появляются звуки родного языка и со временем – первые слова.

- произнесение этих звуков и слов постепенно формируется под воздействием как социальных, так и автоматических последствий.

Паритет

Палмер Д.

Аудиальный продукт вербальной реакции приобретает форму, схожую с аудиальными речевыми стимулами, воспроизводимыми другими людьми.

Чем больше сходство, тем сильнее подкрепление.

Например, мальчик Федя, который начинает лепетать и произносит звуки «баба - баба», «мама - мама» и пришел папа и ребенок говорит «мама-мама», в данном случае папа попытается исправить «мама – мама», будет говорить: «Я папа», «Скажи папа», если ребенок будет продолжать говорить «мама – мама», то папа попробует еще 1-2 чтобы ребенок сказал «папа», если не получится, то он просто не будет на это реагировать. С другой стороны, если папа заходит, и ребенок говорит «папа», то папа будет реагировать очень бурно, говорить: «Да, конечно я папа!». Т.е. чем ближе по звучанию то что воспроизводит ребенок тому, что говорят другие люди, тем сильнее является подкрепление. И эта концепция, которая говорит о значимости ЗВУЧАНИЯ СЛОВА, называется ПАРИТЕТ.

Паритет = сходство аудиальных речевых стимулов влияет на:

- формирование грамматически правильных высказываний (например, ребенок может говорить неправильно: «папа веселаЯ, мама грустныЙ», взрослый его исправляет)

- акцента

- использование в речи специфических речевых оборотов (оканье, аканье, неправильная грамматика «ихний» и т.д.)

Принцип паритета также применим:

- при анализе отсроченной эхолалии

- при анализе различных речевых патологий

- общее недоразвитее речи

- аграмматизмы

- при анализе сложностей, возникающих при изучении иностранных языков.

 

Тактовые расширения

Разнообразие речи

Тактовые расширения = генерализация такт-реакций

Общее тактовое расширение

 Приобщемтактовомрасширенииновомустимулуприсущивсерелевантные(определяющие), существенныепризнаки начального стимула.

 «Машина» - разные виды машин

Собака – собаки разных пород



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.01 с.)