Занятие 22. «выиграть — проиграть. » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 22. «выиграть — проиграть. »



Задачи: познакомить детей со способами оптимизации взаимодействия с окружающими; развивать умение анализировать мотивы, потребности и действия других.

Материалы: карточки с сюжетами сказок, атрибуты для разыгрывания сказок, плакат “Памятка для ситуаций конфликта”.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Упражнение “Море волнуется”

Известная детская игра “Море волнуется — раз, море волнуется — два, море волнуется — три… Фигура … замри”. Предлагаются фигуры в соответствии с темой. Например, фигура рассерженного человека или человека, которого нечаянно толкнули, незаслуженно обвинили, человека — участника конфликтной ситуации.

Работа по теме

Психолог. На прошлом занятиимы исследовали конфликт, определяли причины, способы разрешения конфликтов. Сегодня мы будем учиться находить возможность предотвращать конфликты и уметь их так разрешать, чтобы не было при этом проигравших. Возможно ли это — покажет наша совместная работа.

Во время выполнения домашнего задания какие сказки вы вспомнили? В каких из них, по вашему мнению, герои оказывались в конфликтной ситуации?

Игра “Сказочные конфликты”

Группам раздаются следующие карточки с названием сказки и указанным отрывком из этой сказки.

“Винни-пух и все-все”: Винни-пух и Пятачок в гостях у Кролика.

“Малыш и Карлсон”: Карлсон играет у Малыша дома.

“Золушка”: Золушка получает задание от Мачехи на время ее отсутствия.

“Теремок”: герои сказки отказывают Медведю в жилище.

“Лиса и Заяц”: Лиса проникает в лубяной дом Зайца и поселяется там.

Психолог. Вспомните подробнее сюжет указанной сказки. Проанализируйте, является ли данная ситуация конфликтной. Как себя ведет каждый герой с точки зрения стратегий поведения во время конфликта? Измените сюжет сказки так, чтобы конфликт разрешился и довольными остались бы все герои. Через 15 минут разыграйте отрывок сказки с придуманным концом.

По завершении игры с ребятами обсуждаются возможности такого разрешения конфликта, когда выигрывает в конфликте не один кто-то, а оба участника. При этом рассматриваются варианты сказочных историй, предложенных учащимися, где не было бы “проигравших”, а был осуществлен подход “выиграть — выиграть”.

Упражнение “Выиграть всем”

Вместе с ребятами разрабатывается алгоритм эффективного разрешения конфликта.

1-й шаг: почему? Узнать, почему участники конфликта хотят того, чего они хотят.

2-й шаг: зачем? Установить потребности участников, а не только их цели.

3-й шаг: как? Каковы варианты решения?

4-й шаг: что? Какое решение устроит всех?

Практическая работа “За одной партой”

Для подведения итога участники разбиваются на четверки. Прорабатывают по указанной схеме данную учителем ситуацию и представляют полученные результаты остальным группам.

“Лена ни за что не желает сидеть с Мишей за одной партой” Что делать? Как можно разрешить ситуацию?

При исследовании обратить внимание ребят на чувства каждого героя, проанализировать, какие правила общения нарушены, предложить свой вариант разрешения ситуации.

Задание “Памятка для ситуаций конфликта”

Психолог предлагает несколько простых правил для применения в конфликтных ситуациях, представленных в обобщенной “Памятке для ситуаций конфликта”:

— Делитесь!

— Применяйте компромиссы!

— Чтобы что-то получить, надо уметь отдавать!

— Если очень трудно выбрать, можно подкинуть монетку!

— Отложите решение вопроса!

— Используйте юмор!

Подведение итогов

Психолог. Посмотрите, как сформулирована тема занятия. Согласны вы изменить ее и каким образом?

ЗАНЯТИЕ 23. «СКАЗКА О ПОНИМАНИИ»

Задачи: развивать способности рефлексивного отношения к своему внутреннему миру.

Материалы: цветные карандаши, краски, листы А4.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Подготовка к восприятию темы

Психолог. Я предлагаю поприветствовать друг друга в кругах общения.

Упражнение “Круги общения”

Создаются внешний и внутренний круги. Дети движутся в них в разных направлениях (можно под музыку). По хлопку учителя дети останавливаются и оказываются лицом к лицу с партнером из другого круга. Задача: всем одновременно разыграть сценку в ролях, задаваемых учителем. Каждая сценка длится не более двух минут и завершается по сигналу учителя. После этого снова продолжается движение по кругу до следующего хлопка.

Возможные роли:

• Два друга встретились впервые после летних каникул.

• Внутренний круг — отец; внешний круг — ребенок, получивший в школе двойку.

• Внутренний круг — ребенок, внешний круг — сердитая продавщица в магазине.

• Оба — незнакомые между собой дети, встретившиеся во дворе.

При обсуждении учитель обращает внимание детей на разные позиции, задаваемые ролями, — сверху, снизу, на равных.

Дети отвечают, в какой ситуации и в какой позиции им было особенно легко и особенно трудно. Какие позиции наиболее комфортны? Если при разговоре возникала конфликтная ситуация, как она разрешалась?

Психолог. А теперь я предлагаю поприветствовать друг друга и поговорить несколько минут на языке джибриш. Это — воображаемый язык…

Каким было для вас общение на языке джибриш? Получился ли диалог? О чем вы говорили? Кто из вас понял друг друга? Что же необходимо для понимания? Общий язык. Что это означает? Для разрешения конфликтов необходимо уметь понимать другого человека. А легко ли понять другого?

2. Работа по теме. Время книги

Послушайте сказку, которую Джек Подружитель рассказал Юле и ее друзьям.

“Сказка о понимании” (см. приложение).

Вопросы для обсуждения

— Как звали жителей открытой планеты созвездия Южного Креста?

— Почему не удавалось установить контакт с полиэгами?

— Кого называли моноэгами?

— Отчего же на планете такие разные народы?

— Как все же удалось установить контакт?

Психолог. Интересно, а можно изобрести Формулу Понимания, знание которой помогало бы устанавливать контакт? Как бы вы продолжили данное предложение: “Чтобы понять другого человека…”

При обсуждении ребята приходят к выводу, что для понимания другого человека надо знать и понимать не только его, но и себя. Кто Я? Какой Я? Какой Я в школе? Дома?

Задание

Создать картину на одну из предложенных тем: “Мое Я в учебе”, “Мое Я в общении” или просто “Мое Я”. Но представить это нужно в виде метафорического образа (цвета, формы, предмета, явления).

Во время выполнения задания следует индивидуально понаблюдать за работой детей, попросить обосновать выбранный образ. В случае затруднения метафоризации своего Я можно предложить пофантазировать, нарисовать несколько “моих Я”. Те, кто закончит работу раньше времени, могут приступить к следующему упражнению.

Упражнение “Сказочная история с Я”

Придумать сказку про Я.

3. Домашнее задание

По желанию дома придумать сказочную историю проЯ, используя метафорический образ, отображенный на рисунке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.011 с.)