Занятие 2 . «я — это интересно» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 2 . «я — это интересно»



Организационный момент

Учащиеся и психолог приветствуют друг друга.

Психолог. Как встречаются друзья, которые давно не виделись? Что говорят при этом? Мне хочется узнать, расспросить, каким для вас было лето, что вы делали, что чувствовали в это лето?

Упражнение “Закончи предложение”

Психолог. Я начинаю предложение, и тот, кому передам мяч, заканчивает данное предложение.

— Летом я побывал…

— Летом я много…

— Особенно мне понравилось…

— Мне было грустно…

— Я удивился…

— Я читал…

— Год для меня начался…

— В 4-м классе я хочу…

2. Работа по теме. Задание “Презентация”

Психолог. Оглянитесь вокруг, изменился ли за лето кабинет? А как изменились вы? Я предлагаю вновь познакомиться друг с другом — представить себя, провести своеобразную презентацию. Для этого я предлагаю на первом этапе изготовить карточку-презентацию. Вот на выбор карточки разной формы. На одной стороне напишите имя, на другой — нарисуйте то, что вы хотите сообщить о себе другим. Время — 5–7 минут.

Во время работы психолог подходит к детям, интересуется содержанием рисунков.

Психолог. Второй этап состоит из самой процедуры презентации. Представьте, что вы пришли учиться в новую школу города и вас попросили рассказать о себе. Показывая карточку, вы представляете себя. Остальные ребята играют роль приемной комиссии. Они выносят заключение о приеме вас в школу, при этом отмечают, что особенно их заинтересовало. Итак, кто первый?

Цель данного задания — создание ситуации поддержки, принятия каждого учащегося, повышение их самоценности. Психолог показывает пример такого отношения. Все желающие, как правило, не успевают представиться на одном занятии, поэтому ребятам предлагается сохранить визитки до следующего занятия.

Психолог. Презентация продолжается. Только теперь всем предлагается представить нашу “старую знакомую”, с которой мы встретились три года назад, и с тех пор она помогает нам путешествовать в необычном королевстве и в удивительной стране Общения. Догадались, как зовут нашу добрую знакомую? Верно, это Психология. Итак, вновь за дело. Выберите карточку подходящей формы и представьте Психологию, наши занятия по “Психологической азбуке” так, чтобы любому заинтересовавшемуся человеку стало понятно, что это за наука и чем мы занимаемся на наших уроках.

После окончания работы все карточки прикрепляются к доске, создается коллаж. Следует дать детям время для рассмотрения. Можно предложить задать вопросы по какому-либо рисунку. Таким образом, учащиеся вспоминают материал психологии: что изучает наука, для чего ребятам нужна “Психологическая азбука”, где они успели побывать во время путешествия по стране Общения в 3-м классе.

Психолог. Какое название вы дали бы нашей выставке? А вот мое название.

Психолог записывает на доске: “Психология — знакомая незнакомка”. Предлагает ребятам подумать о смысле такого названия и возможности так называть психологию.

Подведение итогов

Психолог. Итак, Память нам помогла совершить небольшое путешествие в прошлое, а что поможет представить будущее, пофантазировать о занятиях с “Психологической азбукой” в этом году? Это Воображение.

Ребята высказывают свои предположения о содержании занятий психологией в новом учебном году, свои пожелания.

 

ЗАНЯТИЕ 2. «Я — ЭТО ИНТЕРЕСНО»

 

Задачи: развивать навыки рефлексии и самооценки собственных личностных черт; содействовать формированию умений детей оказывать психологическую поддержку, способствовать улучшению самоотношения детей.

Материалы: рабочие тетради, визитные карточки, выполненные детьми на прошлом занятии, листы бумаги А4 для оформления правил, фломастеры, карточки с буквой “пси” на каждого учащегося.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Упражнение “Продолжи цепочку”

Психолог. Я сейчас произнесу слово, которое начнет цепочку слов, относящихся к психологии. Затем передаю мяч тому, кто вспомнит любой термин, который связан с психологией. Побеждает тот, кто будет последним.

Это могут быть термины из всего курса “Психологической азбуки”. Например, психика, характер, восприятие, общение, темперамент и др.

Работа по теме

Психолог. Многим выполнить предыдущее задание помогла визитная карточка Психологии, которую мы сделали на прошлом уроке. На столах у вас ваши визитные карточки. Они помогут нам в следующей игре.

Упражнение “Угадай про меня”

Собираются карточки-презентации ребят, желающих участвовать в игре. Затем психолог показывает любую из них и предлагает рассказать об авторе, основываясь на том, что он изобразил, учитывая цвет, форму, содержание рисунка.

Психолог. Представьте, что вы — руководитель фирмы и принимаете данного человека на работу. Какую именно работу вы ему предложили бы согласно полученной информации? Для выполнения каких обязанностей автор карточки подойдет лучше всего?

После заслушивания всех вариантов ответов автору предлагается высказать свое мнение по поводу услышанного, добавить что-то или возразить, поделиться своими чувствами. Психологу следует воспользоваться условиями задания и быть инициатором в характеристике ребят, которые занимают в классе чаще пассивную позицию или чувствуют себя отверженными. Следует не жалеть времени на данное упражнение и, если желающие еще будут, а время на уроке ограничено, то надо вернуться к игре на следующих занятиях.

Психолог. Сейчас можно было наблюдать, с каким интересом вы говорили о других и о себе. Не случайна и тема нашего занятия. Прочтите ее на доске. Здесь нет в конце знака препинания. Запишите данную тему в рабочую тетрадь и по желанию поставьте в этом предложении любой знак препинания — точку, запятую, восклицательный или вопросительный знак и др.)

Не обязательно просить ребят объяснить смысл каждого поставленного ими знака, достаточно произнести тему с соответствующей интонацией.

Организационный момент

Упражнение “Продолжи цепочку”

Психолог. Вам знакомо это упражнение. Сегодня я начинаю цепочку из имен героев сказки “Королевство Разорванных Связей”, которую мы начали читать в 3-м классе.

Психолог передает мяч тем, кто вспомнит героев книги (Юля, Гаф Гафыч, Джек-Подружитель, Пси-Маг и другие).

Психолог. Именно эти герои на протяжении трех лет помогали нам изучать свой внутренний мир, постигать тайны общения. И сегодня перед нами задача вспомнить всё… На доске записывается тема “Что мы знаем об общении”.

Работа по теме

Психолог. Я начинаю писать слова. По первым буквам догадайтесь, что это за слова.

Общи (тельность). (Замк (нутость).

Кон (такт). (Кон (фликт).

Св (язь). (Св (обода).

Какие ассоциации у вас возникают при чтении этих слов?

А теперь в рабочих тетрадях символически изобразите “конфликт” и “контакт”.

Заметили ли вы, что одинаково начинаются слова — контакт и конфликт, свобода и связь? А в чем различаются эти слова по смыслу? Совместимы ли они или являются взаимоисключающими понятиями?

В случае затруднения достаточно просто сообщить детям, что иногда продолжение контакта невозможно без конфликта. Как и когда это бывает — мы узнаем в 4-м классе. А свобода без “связанности” определенными обязательствами превращается во вседозволенность. Этой теме тоже будут посвящены уроки “Психологической азбуки” в 4-м классе.

Психолог. Именно так, “Конфликт и контакт”, называлась одна из наших остановок на маршруте по стране Общения.

Задание “Восстанови карту”

Психолог. Вот карта нашего путешествия. На ней вы видите маршрут, по которому мы двигались в течение прошлого года. Однако здесь нет названий пунктов наших остановок. Попробуйте восстановить их.

Обсуждение проходит в четверках, дети должны вспомнить символ и название каждой станции. Затем на карте восстанавливается маршрут так, как он выглядел в 3-м классе. Названия прикрепляются к пунктам остановок. После станции “Сочувствие и сопереживание” указано продолжение маршрута, которое уходит за пределы карты. На этом внимание детей пока не фиксируется.

Задание “Восстанови в памяти”

Психолог. У каждого из вас на парте карточки со знаками “!”, “?”. Теперь вновь посмотрите на карту. Летом у вас было время, насыщенное общением. И наверняка появился опыт по каждой теме наших остановок, а возможно, возникли новые вопросы. Поставьте знак “!” возле той темы, знание которой вам пригодились летом, а “?” — там, где вы встретились, возможно, с трудностями, появились какие-то вопросы.

После того как ребята прикрепят к карте знаки, желательно организовать подробное обсуждение того, что получилось; при этом повторяется материал 3-го класса и обращается внимание на особенности общения детей летом.

Психолог. Какие игры и упражнения вам запомнились с прошлого года? В этом году нас ждет встреча с новыми играми, и с одной из них я вас сейчас познакомлю. В нее вы можете играть самостоятельно на перемене.

Игра “Корабль среди скал”

Психолог. Образуйте, пожалуйста, большой круг, взявшись за руки. Это берег, в середине — море. В море есть скалистые утесы. Пусть кто-то из вас выйдет со стулом и станет “скалой”. Другой будет кораблем, кто-то — капитаном корабля. “Кораблю” мы завяжем глаза, и капитан будет им управлять с помощью одних только слов. Важно провести корабль между скалами из одной гавани к другой. Определимся, где будут гавани. Команды у капитана могут быть такими: “Два шага вперед, стоп, направо, шаг влево, вперед” и т.д. Когда “корабль” подойдет к конечной точке своего маршрута, “гавань” должна сказать: “Ты достиг цели”.

Анализ упражнения

— Что ты чувствовал, когда был “кораблем”?

— Что было трудным для тебя как капитана?

— Что ты чувствовал, когда был “скалой”, а “корабль” проходил рядом с тобой?

— Что чувствовали остальные ребята?

— В какой роли вам хотелось бы играть дальше?

Подведение итогов

Психолог. Посмотрите на карту нашего путешествия. Где заканчивается маршрут?

— Какова цель нашего путешествия по стране Общения?

— Каким вы представляете себе Мастера Общения? Как он выглядит? Какими качествами обладает?

— Какие вопросы вы бы задали ему в этом году?

Напишите на листочках те вопросы, которые вы хотели бы задать Мастеру Общения. Ответы вы получите в конце путешествия.

 

Организационный момент

На доске висит карта страны Общения. Теперь она состоит из двух частей: одна уже знакома ребятам по прошлому занятию, а другая часть — продолжение, но пока это совершенно чистый лист.

Психолог. На доске знакомая вам карта страны Общения, но у нее появилось продолжение. Вы видите эту часть карты совершенно пустой. Она будет заполняться во время нашего путешествия. Сегодня мы поработаем над предстоящим маршрутом.

Задание “Пиктограмма”

Психолог. Напомню это упражнение. Я называю слова. Вы должны их запомнить с помощью пиктограмм, что значит “рисуночное письмо”. Старайтесь, чтобы рисунки были краткими, символическими. Главное — не реальность изображения, а чтобы они помогли вам вспомнить слова.

Слова для запоминания: крепкая дружба, семена раздора, Королевство Разорванных Связей, ключ понимания, приятное общение, Закрытый город, Мастер Общения.

На следующем этапе игры желающий выходит к доске и предлагает ребятам свой вариант зашифрованного словосочетания, не называя его. Остальные должны угадать. Таким образом, ребята вспоминают страницы книги “Королевство Разорванных Связей”.

Работа по теме

Психолог. Как выглядел Закрытый город в Королевстве разорванных связей? Что удивило Юлю и ее друзей в этом странном городе?

Для активизации в памяти страниц сказки можно воспользоваться иллюстрациями к книге.

Игра “Закрытый город”

Психолог. А теперь представьте, что вы оказались в Закрытом городе. По моему сигналу каждый из вас становится жителем такого города. Покажите, как вы теперь выглядите, чем отличаетесь от обычных людей. Начните движение по классу в этом образе.

В течение 10–12 минут ребята, молча, двигаются по классу в роли жителей Закрытого города. Психологу следует внимательно следить за тем, что происходит: дети отчужденно поглядывают друг на друга, стремятся при встречах испуганно отойти друг от друга или, наоборот, вызывающе столкнуться. Игру следует остановить, как только в поведении появляется грубость. Дать сигнал на выход из роли и изменить условия игры: “Вы — вновь жители нашего города, ученики 4-го класса”.

Две-три минуты нужно дать ребятам пообщаться в новых условиях и затем попросить занять места для обсуждения.

Психолог. Как вы себя чувствуете сейчас? Как чувствовали себя в роли жителя Закрытого города? Что происходило с вами? Как могли развиваться события далее? Почему?

“Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения”, — утверждал французский писатель, летчик Антуан де Сент-Экзюпери. Перед вами высказывания других известных мыслителей, живших и творивших в разное время. Но, по-моему, их мысли очень сходны. Так ли это?

Психолог указывает на доску, на которой заранее записаны цитаты из сочинений разных авторов об общении (см. приложение к занятию).

Во время обсуждения повторяется материал о значении и функциях человеческого общения, о важности изучения психологии общения в школе.

Психолог. Готовы отправиться в новое путешествие по стране Общения? Тогда представим, что будет впереди, как может выглядеть маршрут нашего путешествия и Мастер Общения, встреча с которым нас ожидает в конце путешествия.

Упражнение “Сообща”

Ребята делятся на команды (по 8–10 человек) и выстраиваются в ряд. Их задача — на доске нарисовать Мастера Общения так, как они его себе представляют, но при условии: не договариваясь, по очереди выходя к доске, каждый рисует до сигнала ведущего. Следует жестко ограничить время рисования для одного человека (5–7 секунд).

Психолог. Довольны ли команды результатом своей работы? Доволен ли каждый из вас? Можно ли сказать, что вы рисовали вместе? Верно ли названо упражнение? Как изменить условия упражнения, чтобы вы действительно работали сообща?

Упражнение “Общее дело”

Каждая команда получает краски, большой лист ватмана, на котором за 10 минут должна появиться карта будущего путешествия и предполагаемый маршрут.

Психолог. Как вы это будете делать — не знаю. Одно условие — это должно быть общим делом.

Во время работы психолог занимает позицию наблюдателя. Если в какой-то команде работать вместе не получится совсем, это может стать поводом для глубокого и серьезного анализа причин. После завершения упражнения важно расспросить ребят о тактике выполнения задания, об удовлетворенности каждого участника. Следует больше сосредоточить внимание не на результате, а на процессе выполнения упражнения.

Психолог. Кто считает, что в их команде была именно общая работа и почему? Являются ли однокоренными слова: “общая” и “общение”? Общались ли вы во время рисования? Каким было общение?

При анализе упражнения обязательно должна прозвучать мысль, что, только общаясь, можно сделать общее дело. При этом общение иногда может быть не очень приятным, неэффективным, но это можно преодолеть. И тогда обязательно состоится встреча с Мастером Общения.

Подведение итогов

Психолог. Итак, мы убедились, что общение — это дело общее. Рассматривая ваши творческие проекты, можно заметить, что вы готовы даже к некоторым испытаниям.

Следует обратиться к картам ребят, которые они создали, прокомментировать их и логично перейти к теме будущих занятий.

У любого мастера есть инструменты, которые ему помогают. У Мастера Общения тоже есть свои инструменты, с помощью которых он может установить контакт с любым человеком и в любых условиях. Что это за инструменты, по-вашему?

Дети высказывают свои предположения.

Именно с этого вопроса мы начнем следующее занятие.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Организационный момент

Психолог. Кто повторит тот вопрос, с которого я обещала начать наше занятие? Верно. Что является инструментом у Мастера Общения в установлении контакта? Сейчас у меня для вас ответа нет. Ответить на этот вопрос нам помогут герои сказки “Королевство Разорванных Связей”. В течение последующих занятий мы будем читать продолжение приключений Юли, и только тогда вы сумеете сами найти ответ. Я предлагаю в рабочих тетрадях на полях записать: “Инструменты общения”. Поставить двоеточие и после каждого занятия вносить записи самостоятельно.

Настрой на занятие

На доске незаконченная запись темы урока “Как хорошо уметь…”. Психолог просит детей пофантазировать и предложить свой вариант названия темы.

Психолог. Как бы вы продолжили это предложение?

Одобряется каждый ответ. Психолог обращает внимание на первые высказывания детей, как правило, это то, что очень волнует ребят (их желания, стремления). Выслушав все предложения, психолог обещает детям, что полностью тему занятия они узнают после выполнения задания.

Задание “Догадайтесь”

Психолог. Послушайте отрывок из повести-сказки А. Курляндского “Вы не были на Таити?” и догадайтесь, почему же не получилось общения между героями этой истории.

Психолог читает отрывок вслух (см. приложение 1 к занятию).

Теперь вы догадались, как звучит тема нашего урока? Что необходимо уметь для эффективного общения?

(На доске в названии темы дописывается слово — “слушать”.)

А что значит “уметь слушать” и почему это важно при общении — мы узнаем сегодня на занятии.

Работа по теме

Упражнение “Любимые вещи”

Психолог. Выполнение этого упражнения поможет вам раскрыть смысл понятия “уметь слушать”. Работа будет проходить в парах.

Сначала каждый по очереди расскажет соседу о какой-нибудь вещи, которая ему особенно дорога. Это может быть игрушка, книжка или даже кухонный стол, за которым вечером собирается вся семья. Надо постараться объяснить, почему именно эта вещь так важна для тебя и почему тебе хочется рассказать о ней. Надо внимательно слушать и запоминать, о чем говорит твой партнер. Время — 2 минуты.

(Учащиеся выполняют задание.) А теперь повторите друг другу то, что узнали о любимой вещи своего соседа. Время — 2 минуты.

Перед выполнением второго этапа упражнения можно предложить по желанию рассказать о любимой вещи соседа перед всем классом в качестве образца. В заключение выполняется анализ упражнения по вопросам.

— Как чувствуете себя после выполнения упражнения?

— Кому понравился рассказ о любимой вещи со слов вашего соседа? Почему?

— Заметил ли ты, как слушал тебя собеседник?

— Что именно в его поведении тебя поддерживало, благодаря чему хотелось рассказывать еще?

При анализе звучат первые выводы о том, что при общении важны внимательная поза, заинтересованный взгляд собеседника.

Упражнение “Кто как слушает?”

Психолог. Кто из вас хочет рассказать классу свою любимую сказку или веселую историю из своей жизни?

Ученик выходит из класса, чтобы подготовиться. А в это время психолог договаривается с остальными детьми, что левая половина класса будет изо всех сил показывать, что им рассказ совершенно не интересен, и изображать смертельную скуку, а правая половина, наоборот, будет демонстрировать крайнюю заинтересованность.После того как ребенок завершит рассказ, обсуждается, что он заметил, какие у него возникли чувства, к какой половине класса он обращался и пр. Важно обратить внимание учащихся на то, какие признаки внимательного слушания были проявлены.

Психолог. Итак, слагаемые умения слушать — это поза внимательного собеседника, поддерживающий взгляд, заинтересованность слушающего, которая проявляется в наводящих вопросах.

Время книги

Психолог. Как трудно, оказывается, жить, когда тебя никто не слушает. ГафГафыч рассказал Юле историю, из которой можно узнать о том, что необходимо для того, чтобы тебя слушали.

Чтение “Сказки об умении слушать”  (см. приложение 2 к занятию), после чего организуется обсуждение по вопросам:

— Чем интересны были герои сказки?

— Пофантазируйте, если бы и в нашей жизни, как и в сказке, “формы тел обитателей зависели от условий их жизни”, как изменился бы внешний вид некоторых людей, например тех, кто не умеет слушать?

— Как, по-вашему, понял ли Бала Бол, в чем заключается умение слушать?

Подведение итогов

Дети делятся впечатлением о сказке, звучит вывод: чтобы у тебя был внимательный слушатель, надо самому уметь слушать.

5. Домашнее задание

Понаблюдать, какими вы чаще бываете в общении — говорящими или слушающими.

 

Организационный момент

На доске записана тема урока “Как хорошо уметь слышать” (до обсуждения с детьми должна быть записана на доске таким образом). Психолог подчеркнуто тихо приветствует ребят, создавая ситуацию, когда они не слышат, что им говорят.

Психолог. Что происходило сейчас? Вы слушали? Внимательно слушали? А теперь обратите внимание на запись нашей темы. Чем отличается данное название от прошлой темы? Одинаковы ли по смыслу слова “слушать” и “слышать”?

Общаясь, мы делимся друг с другом новостями, рассказываем что-то… Но всегда ли у нас есть желание рассказывать? И самое главное — всегда ли мы умеем слушать нашего собеседника? Ведь бывает и так: один говорит, а второй просто не может вставить ни словечка. Или один рассказывает, а другой все пропускает мимо ушей и никак не реагирует на собеседника.

Ребята повторяют материал прошлого занятия об умении слушать — важном качестве человека и необходимом для его развития. Восстанавливается в названии темы слово “слушать”.

2. Введение в тему. Упражнение “Слушаем себя”

Время выполнения упражнения 5–6 минут.

Психолог. Сядьте удобно, закройте глаза. Послушайте, что происходит вокруг. Постарайтесь отделить звуки один от другого. Что вы слышите? А теперь послушайте себя. Внимательно прислушайтесь к своим ощущениям… Посидите и послушайте себя…Что ты сейчас чувствуешь, чего тебе хочется? Что ты услышал?

По окончании ребята делятся своими впечатлениями. Хорошо бы по возможности опросить всех желающих, при этом ориентировать остальных ребят на внимательное слушание.

Психолог. В течение нескольких минут каждый из вас сейчас находился в ситуации говорящего и слушающего. И так происходит в течение дня постоянно. А может быть, я ошибаюсь? Назовите ситуацию, когда вы не являетесь ни говорящим, ни слушающим.

Во время ответов выясняется, что человек на самом деле в течение дня постоянно бывает в позиции то говорящего, то слушающего. Даже когда человек сам не говорит и при этом не слушает, что ему сообщают, он может слушать самого себя.

3. Работа по теме. Рефлексивное задание “Какой я — говорящий или слушающий?”

Психолог. Вспомните те ситуации общения, в которых вы оказывались в последнее время. Подумайте, что вам приходилось делать чаще — говорить или слушать? Откройте свои рабочие тетради. Я прошу вас отметить на шкалах то, какими вы чаще бываете в общении со взрослыми и со сверстниками — слушающими или говорящими.

Учащиеся делают отметки на следующих шкалах:

Со сверстниками:

слушающий ________________________ говорящий

Со взрослыми:

слушающий ________________________ говорящий

Упражнение “Ловушка”

Психолог. Сейчас я расскажу вам историю, а вы, пожалуйста, внимательно послушайте.

В качестве истории можно взять, например, отрывок из главы “Как найти общий язык” из книги “Королевство Разорванных Связей” (с. 50, глава 6) и прочесть его, намеренно пропуская слова, фразы, тем самым нарушая логику и смысл рассказа (см. приложение к занятию).

Дети при слушании могут или задавать вопросы, поскольку многое остается непонятным, или слушать, не прерывая чтение. В любом случае учитель обращает внимание на то, что слушать можно пассивно или активно.

Психолог. Кто такой активный слушатель и как научиться правильно слушать собеседника — об этом мы и поговорим на сегодняшнем занятии.

Рефлексивное задание “Активный или пассивный”

Психолог. Закройте глаза, каждый из вас сейчас предпримет путешествие в свои воспоминания. Подробно вспомни один из дней прошедшей недели. С кем встречался? В школе и вне школы? Как и о чем разговаривал? В какой позиции ты был чаще в общении: в пассивной — то есть почти всегда бездействовал, ничего не предпринимал первым, ждал действий от других, чтобы отреагировать, или в активной? Как тогда ты действовал в общении? Каким ты был со взрослыми — активным или пассивным? А со сверстниками?

Открыв глаза, ученики отмечают свое место на шкалах в “Психологических альбомах”.

Со сверстниками:

пассивный ________________________ активный

Со взрослыми:

пассивный ________________________ активный

При обсуждении упражнения делается вывод, что в общении можно быть активным и слушающим одновременно.

Упражнение “Активное слушание”

Дети разбиваются на пары. В течение нескольких минут один из партнеров рассказывает другому какую-то историю (например, как прошел выходной день). Второй слушает и задает ему вопросы. Затем ребята меняются ролями. По окончании проводится обсуждение.

Психолог. Кто из рассказчиков может сказать, что у него был внимательный слушатель? Что именно тебя поддерживало? Кто слушал активно? В чем это проявлялось?

При обсуждении звучит вывод, что при активном слушании собеседник задает вопросы, которые могут быть разными: уточняющими, дополняющими и пр.

4. Домашнее задание

Понаблюдать, какого характера вопросы задают окружающие при слушании, и при каких условиях слушание становится активным.

 

ЗАНЯТИЕ 7

«КАК ВАЖНО УМЕТЬ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ»

 

Задачи: развивать умение формулировать вопросы.

Материалы: рабочие тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Упражнение “Угадай”

Психолог. Я загадала предмет, который находится в этом помещении. Угадайте.

После выслушивания догадок ребят обратить их внимание на то, что верно сделали те, кто начал задавать вопросы.

Психолог. Сегодня мы узнаем о том, что вопросы бывают разные и, что умение задавать их помогает в общении.

Работа по теме

Проверка домашнего задания

Психолог. Предлагаю выходить к доске по одному и записывать вопросы, которые вы зафиксировали в течение недели. Обратите внимание на характер вопросов. Что вы заметили?

При обсуждении устанавливается, что вопросы бывают:

— Закрытые, которые предполагают однозначный ответ. Например, когда мы пойдем в кино? Сколько осталось времени до конца урока? Ты был во дворе вчера?

— Открытые, предполагающие развернутый ответ. Например, что мы можем сделать в данной ситуации? Что ты имеешь в виду, когда говоришь…

Психолог. Посмотрите на тему занятия. Как вы считаете, почему так важно уметь задавать вопросы?

(Желательно напомнить ребятам, как помогло данное умение при выполнении упражнения “Активное слушание” на предыдущем занятии.)

А вы умеете задавать вопросы? Сегодня на занятии вы проверите себя и, у вас будет возможность потренироваться в этом умении.

Игра “Кто этот человек?”
1-й этап. В режиме закрытых вопросов

Психолог. Сейчас я загадаю имя человека, который всем известен. Нужно задавать закрытые вопросы, чтобы понять, кто этот человек. Я могу отвечать только “да” или “нет”.

После нескольких попыток можно предложить ребятам алгоритм опроса с помощью закрытых вопросов. Суть его состоит в том, чтобы последовательно изучить все направления поиска: годы жизни, пол, страна, область деятельности.

2-й этап. В режиме открытых вопросов

Вновь психолог загадывает известного всем человека и дает образец открытого вопроса. Например, “почему вы загадали этого человека? Чем он прославился? Какой вклад внес в развитие России?” и др.

При подведении итогов игры можно обсудить преимущества открытых и закрытых вопросов, их значение в активном слушании.

Конкурс “Кто придумает как можно больше вопросов”

Предлагается любое слово, связанное с понятием “общение” (например, дружба). Придумать к нему вопросы. Например:

— Что такое настоящая дружба?

— Что может разрушить дружбу?

— Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Выигрывает тот, кто составит как можно больше разнообразных вопросов.

Упражнение “Умей объяснить — умей понять”

Психолог говорит, что сейчас должен выйти ученик, который считает, что он умеет хорошо объяснять другим непонятные вещи. Возможно, что дети сами предложат такого человека. Учитель вручает ему листок, на котором изображены в определенном соотношении несколько геометрических фигур: квадраты, ромбы, круги, треугольники. Задача ученика, не показывая листок, объяснить детям чертеж так, чтобы они смогли в своих альбомах сделать точно такое же изображение.

В первой серии упражнения дети не имеют права задавать никаких уточняющих вопросов. Во второй серии (может быть, уже с другим учеником и, разумеется, с другим чертежом) вопросы задавать можно, но только тех типов, которые были изучены на прошлом занятии.

Дети убеждаются, насколько важно уметь правильно задать вопрос, ведь во втором случае задание выполняется значительно быстрее и правильнее.

Подведение итогов

Время книги

Психолог читает продолжение главы 6 из книги “Королевство Разорванных Связей” и предлагает самим задать вопросы к тексту (см. приложение к занятию). Это и будет подведением итога занятия: насколько научились ребята формулировать вопросы.

 

ЗАНЯТИЕ 8

«ПРАКТИКУМ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ»

 

Задачи: развивать у детей навыки активного слушателя: умение задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему.

Материалы: рабочие тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Разминка на внимание

Психолог. Начнем занятие с зарядки. Слушайте команду и выполняйте: правую руку за спину, а левую на пояс. Правую руку сожмите в кулак, отожмите большой и указательный пальцы. Левую руку на поясе держать в кулаке, при этом корпус туловища поверните вправо. Посмотрим, что получилось. Как вы слушали мои команды? Что значит внимательно слушать? А что значит активно слушать?

Объявляется тема занятия.

2. Работа по теме. Беседа-опрос по пройденному материалу

Психолог. Активное слушание — это выражение поддержки и понимания говорящему. Какие способы поддержки вы уже знаете?

Это умение разговаривать (техники формулирования вопросов) и умение услышать и понять (техники повторения, перефразирования, интерпретации). Тому, с чем мы будем знакомиться с вами на занятии, на самом деле на серьезных тренингах обучают, например, менеджеров по персоналу. Как вы думаете, каким еще специалистам и в каких ситуациях необходимо умение активно слушать?

А как грамотно задавать вопросы собеседнику, если тебе что-то непонятно в его рассказе?

В рабочих тетрадях можно предложить детям записать вопросы, наиболее удачные для прояснения информации:

1) Не могли бы вы повторить, пожалуйста… (Повторение неясных моментов.)

2) Уточните, кого вы имеете в виду, говоря “он”? (Просьба быть более точным и конкретным.)

3) Не затруднит ли вас сказать это как-то по-другому? (Просьба переформулировать мысль.)

4) Правильно ли я понял, что… (Уточнение и самоконтроль верного усвоения информации.)

Психолог. Постарайтесь использовать данные вопросы при выполнении следующего упражнения.

Упражнение “Мячики”

Ученики делятся на тройки — наблюдатель и два участника, которые будут общаться: “говорящий” и “слушающий”. Мяч в руках у “говорящего”. “Слушатель” имеет право только задавать уточняющие вопросы, демонстрировать своим поведением, что слушает и понимает, — до тех пор, пока “говорящий” не решит передать ему мяч. Наблюдатель следит за соблюдением правил. Затем происходит смена ролей. Общение в каждой паре до пяти минут.

Тему беседы может задать учитель.

По завершении упражнения, среди прочего, следует обсудить, какие стратегии поведения избирали “говорящие” (отдавали ли мяч сразу, не отдавали совсем, отдавали и забирали и др.).

Упражнение “Правильно ли я понял”

Дети садятся в круги по шесть человек. Учитель задает тему “Что самое главное в общении?”. Каждый из учеников должен ответить на этот вопрос несколькими фразами. После ответа первого игрока сидящий рядом (по часовой стрелке) произносит фразу “Правильно ли я понял…” и кратко повторяет то, что сказал первый. После подтверждения или уточнения с его стороны второй игрок отвечает за себя, и так по кругу.

Подведение итогов

Психолог. В рабочих тетрадях найдите запись “Инструменты общения”. Сумели ли вы определить такие инструменты в течение этих занятий? Если нет, то у вас есть сейчас возможность вспомнить весь материал последних занятий и внести запись.

Предполагается, что дети запишут в инструментах общения “умение слушать”.

 

ЗАНЯТИЕ 9

ПОГОВОРИМ БЕЗ СЛОВ

 

Задачи: познакомиться с неречевыми средствами общения; развивать умение передавать информацию без слов.

Материалы: рабочие тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Психолог. Меня попросили передать вам важное сообщение. Послушайте.

(Включает магнитофонную запись с сообщением на иностранном языке, совершенно незнакомом ребятам.)

Что же делать? Как в данном случае понять друг друга, найти общий язык?

Работа по теме

Время книги

Психолог зачитывает “Старинную сказку роботов о языке без слов” (см. приложение к занятию). После этого обсуждение идет по вопросам:

— О каком языке без слов идет речь в сказке?

— Можно ли объяснить что-то другому человеку без помощи речи?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.205 с.)