Занятия 10–11. «практикум неречевого общения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятия 10–11. «практикум неречевого общения»



Задачи: развивать эффективное неречевое общение; создать условия для проявления партнерских отношений в групповых заданиях.

Материалы: рабочие тетради, карточки для игры “Цветные королевства”.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Психолог может выбрать из предложенных игр и упражнений те, которые соответствуют особенностям класса.

Организационный момент

 
 

Психолог приветствует ребят каким-либо невербальным способом. Уточняет, какая форма приветствия им больше нравится, какая будет уместна в школе, дома, в гостях.

Упражнение “Имя — движение”

Ученики по очереди произносят свои имена, но сопровождают их определенным движением рук, может быть, характерным для себя жестом. Затем все хором называют имя очередного ученика и повторяют его жест.

Работа по теме

Психолог. В течение недели вы наблюдали за внешними сигналами в общении знакомых людей. Помогло ли вам это в понимании, установлении контакта?

Упражнение “Самый наблюдательный”

Работа осуществляется в парах. Первый участник пары задумывает две вещи — очень приятную для себя и неприятную. В течение минуты он должен размышлять сначала об одной из них, потом в течение минуты — о другой (порядок партнеру неизвестен). Второй участник пары, внимательно понаблюдав за внешними сигналами (реакция уголков губ, увеличение—уменьшение зрачков, движение грудной клетки, плеч и др.), должен определить, о чем — приятном или неприятном — в данную минуту думает партнер. Затем обмен ролями.

Игра “Сказка втроем”

Участники группы из трех человек выбирают, какую сказку будут представлять. Один участник играет роль сказочника. Второй садится лицом к зрителям и имитирует роль сказочника, используя только мимику, руки его при этом заложены за спину. Третий участник встает прямо за спиной второго актера, просовывает свои руки у него под мышками: таким образом он будет с помощью рук комментировать сказку. Задача группы — добиться синхронности работы, пользуясь невербальными средствами выразительности (жестом, мимикой, интонацией)

Упражнение “Иллюстрация к сказке, или Немая сцена”

Ребята делятся на группы по 6 человек.

Психолог. В иллюстрациях к сказкам, как правило, изображают узловой момент сюжета. Ваша задача — показать немую сцену, которая будет являться своеобразной иллюстрацией какого-либо момента сказки. Каждая группа получает от меня название сказки, которую должна проиллюстрировать, самостоятельно выбрав фрагмент действия для немой сцены. Обратите внимание: все позы, жесты, мимика должны быть максимально выразительными, как будто еще секунду назад персонажи двигались и застыли на пике действия. Участвовать в показе должны все шесть человек.

Раздаются карточки с названиями сказок. Например, “Красная шапочка”, “Винни-пух и все-все-все”, “Снежная королева”.

Игра “Цветные королевства”

Цель: развитие у участников умений и навыков социальной перцепции при использовании невербальных средств общения. Кроме того, игра развивает сообразительность, инициативность, помогает формированию сплоченности группы.

При работе с малышами особое внимание надо обратить на подачу инструкции: следует повторить ее несколько раз. Начинать можно только тогда, когда ведущий убедится, что все поняли инструкцию.

Если в классе около двадцати человек, то игру “Цветные королевства” можно организовать следующим образом.

Ведущий. В сказочном мире существовали два королевства — Синее и Зеленое. Эти королевства были добрыми соседями. В столице каждого из них стоял дворец. В каждом дворце находились король и королева, принц и принцесса, главный министр, фрейлина, начальник стражи, повар, садовник, астролог и другие, важные и не очень, персоны. Легко догадаться, что в Синем королевстве у всех жителей костюмы были синего цвета, а в Зеленом — только зеленого. Ди и другие вещи в этих королевствах были соответствующих цветов. В остальном же никаких различий между королевствами не было. Даже внешне король Синего королевства был очень похож на короля Зеленого королевства, и если бы не цвет одежды, их легко было бы спутать. Однажды злая волшебница наслала на оба королевства ужасный ураган. Он был такой силы, что всех жителей, словно легкие перышки, разметало по сказочному миру. Когда ураган наконец затих, жители не могли понять, в каком из королевств — Синем или Зеленом — они оказались. Волшебный ураган не только все перемешал, но и лишил людей возможности различать цвета, поскольку все оказалось покрыто толстым слоем пыли. Страшнейший грохот, сопровождавший ураган, на время оглушил жителей, и они ничего не слышали. Однако всем жителям очень хотелось вернуться к своим привычным обязанностям. Ведь каждый из них помнил, кто он и в каком королевстве жил, но понятия не имел, кто находится рядом с ним.

Представьте себе, что вы оказались на месте жителей этих королевств. Давайте попробуем разрешить возникшую перед ними проблему. Каким образом мы будем это делать? Сейчас вы по очереди вытянете карточку и узнаете, какая роль досталась вам в нашей игре — повара или, скажем, главного министра. Цвет надписи на карточке подскажет, к какому королевству вы относитесь. Важнейшее условие — никому не показывайте свою карточку! Посмотреть карточки можно только по моей команде.

Для игры нужно заранее заготовить карточки по числу участников, которых должно быть четное количество, поскольку обязательным требованием является равное число членов двух команд-королевств. Иными словами, ведущий должен иметь два набора карточек с одними и теми же персонажами синего и зеленого цвета. Следует позаботиться, чтобы у ведущего имелся запас карточек. После начала занятия ему станет понятно, сколько человек присутствует, и он отложит в сторонку лишние карточки.

Примерный набор карточек для группы в шестнадцать человек:

1. Начальник стражи.

2. Главный министр.

3. Принц.

4. Король.

5. Королева.

6. Принцесса.

7. Повар.

8. Астролог.

Если в классе восемнадцать, двадцать или, скажем, двадцать четыре ученика, можно ввести дополнительные карточки с такими персонажами: казначей, разбойник, ведьма, иностранный посол, шут, солдат и др.

Организовать раздачу карточек можно разными способами. Если участники сидят в кругу, то ведущий сам может подойти и положить карточки на колени участника “рубашкой” вверх. Возможен вариант, когда каждый из участников сам вытягивает карточку из предложенного веера.

Психолог. Теперь, когда карточки находятся у вас, приготовьтесь... Одновременно поднимите карточки, посмотрите, что там написано, и сразу снова положите их “рубашкой” вверх. Слева от меня (ведущий показывает) будет располагаться одно из королевств, а справа — другое. Я не знаю, какое из них окажется Синим, а какое — Зеленым. Ваша задача — навести порядок в королевствах. Вам нужно выстроиться в одну шеренгу — каждому в соответствии с выпавшей ему ролью и в нужном королевстве. Порядок расположения указан на доске.

На доске (или на плакате) ведущий должен заранее написать порядок расположения персонажей в шеренге. Порядок может быть именно таким, как в приведенном выше списке. Очень важно, особенно если игра проводится с младшими школьниками, четко назвать, где располагается крайний персонаж. Например: “Начальник стражи — слева!” При этом указать рукой, где должен встать начальник стражи одного королевства и где — другого. Обычно возникает необходимость повторить это несколько раз. Без такого указания даже в группах старшеклассников неизбежно возникает путаница.

Психолог. Дорогие жители королевств! Помните, что ваша задача — оказаться именно в том королевстве, цвет которого вам выпал. Но ведь пока никто не знает, где будет Синее королевство, а где Зеленое. Для того чтобы определиться, вам надо договориться друг с другом. При этом учтите, что вы не можете слышать друг друга.

Первое условие: вам придется общаться без использования речи — только с помощью жестов. Второе условие: запрещается показывать рукой на предметы синего и зеленого цвета, имеющиеся в комнате. Ведь жители королевств потеряли способность различать цвета. Эта способность вернется, если вам удастся найти свое королевство. Третье условие: запрещается писать — на бумаге или в воздухе — слова, обозначающие цвет и выпавшую вам роль. Всем ли понятна инструкция? Если да — начинаем!

Комната освобождается от стульев, и начинается собственно игра. Найти свое место в шеренге не так уж и сложно. Куда сложнее определиться с цветом королевства. Именно здесь возникают самые серьезные трудности.

Интересно понаблюдать за способами организации невербального взаимодействия. Выявляются лидеры, пытающиеся взять на себя руководство, и пассивные исполнители, ожидающие, пока другие определят им место в королевстве. Важно обратить внимание участников, что инструкцией им не запрещено показывать предметы нужного цвета разными частями тела (запрещено только рукой, но относительно ног или носа ничего не было сказано).

После того как обе шеренги выстроятся друг против друга, ведущий предлагает игрокам предъявить доставшиеся им карточки и назвать свою роль. Тем самым выявляется успешность (или неуспешность) выполнения задания.

Затем организуется обсуждение по следующим вопросам:

• Что помогло вам найти свое место?

• Какие трудности возникли и как вы их преодолевали?

• Какие способы взаимодействия с другими участниками вы использовали?

• Кто, по вашему мнению, нашел удачный способ договориться без слов?

• Удалось ли кому-то, не нарушая правила, достаточно легко справиться с трудностями?

Упражнение “Молчащее и говорящее зеркала”

Учитель предлагает выйти в круг добровольцу, который будет “смотреть в зеркало”.

Психолог. Твоя задача — только по отражению в зеркале, точнее, в двух зеркалах определить, кто из одноклассников подошел к тебе сзади. Эти два зеркала, разумеется, будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснять тебе, кто находится за твоей спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе зеркало — говорящее. Оно будет объяснять, что это за человек, конечно не называя его имени. Выбери из ребят тех двоих, кто станет молчащим и говорящим зеркалами.

После того как игрок сделал выбор, ведущий дает “зеркалам” более подробную инструкцию.

Психолог. “Зеркала” встают рядом у стены. Основной игрок — перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение “зеркалами” происходит по очереди. Сначала работает “молчащее зеркало”. Если основной игрок не может угадать человека за спиной, то вступает “говорящее” и произносит одну (только одну!) фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова — можно по-другому — отражает “молчащее зеркало” и т.д. Задача игрока — угадать человека за спиной как можно быстрее.

Для “зеркал” есть определенные условия. “Молчащее зеркало” фактически не ограничивается в способах “отражения” человека за спиной основного игрока. Но не стоит останавливаться только на изображении чисто внешних особенностей человека и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.

На “говорящее зеркало” также накладывается ряд четких ограничений. Во-первых, естественно, запрещено называть имя человека за спиной основного игрока. Во-вторых, следует избегать простых описаний внешности. Это разрешается только в третьей фразе. Начинаем!

Через несколько минут предлагается сменить основного игрока, а тот получает право поменять и “зеркала”. Трех-четырех циклов игры бывает достаточно, чтобы не потерять темп занятия. Обязательно следует отрефлексировать прошедшую игру. Можно обсудить такие вопросы:

• Кому из игроков потребовалось меньше всего зеркальных “отражений”, чтобы определить, кто находится за его спиной?

• В чем секрет такой прозорливости?

• Кто из учеников оказался самым талантливым зеркалом? Что ему в этом помогло?

• Кто из учеников удивлен тем, как был отражен “зеркалами”?

• Что вы почувствовали, когда увидели свое “отражение”?

Подведение итогов

Упражнение “Беседа без слов”

Психолог. Проверьте себя в данном упражнении, насколько вы научились языку без слов. Перед вами на парте один лист на двоих. Без слов, одновременно, с помощью карандашей начните беседу. Рисуйте всё, что может каким-то образом рассказать о вашем настроении. Поблагодарите друг друга в конце работы.

 

ЗАНЯТИЕ 12. «РЕЧЬ»

 

Задачи: объяснить детям значение правильной, культурной речи в общении; развивать навыки культурной речи.

Материалы: рабочие тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Подготовка к восприятию темы

Психолог приветствует ребят без слов и предлагает им поприветствовать друг друга также невербально.

Упражнение “Один узор на двоих”

Психолог. Перед вами квадратный лист бумаги. Без слов начните вдвоем разрисовывать узорный ковер. (Дети выполняют задание.)

Легко или трудно было рисовать? Довольны ли вы тем, что получилось?

Перед вами второй такой же квадратный лист бумаги. Теперь у вас есть возможность договориться, какой узор нарисовать. (Дети выполняют задание.)

Сравните обе работы. Довольны ли вы тем, как договаривались? Что необходимо было учитывать в совместной работе?

При обсуждении выясняется, что и словами договариваться не так-то просто.

Работа по теме

Психолог. Послушайте диалог двух мальчиков на следующий день после просмотра фильма.

— Ты видел вчера, как классно он его отдубасил? Хрясь, подлетел… С машины… Бац!.. Тот — по темечку! Раз — и откинулся. Клево, да?

— Клево! Потом встает, лазеры отводит, диски кидает и — по машине… И давай батон крошить! Классно!

— По какой машине? Какие лазеры? Ты про что?

— А ты про что?

Психолог. Почему мальчики не поняли друг друга?

В процессе обсуждения дети приходят к выводу о том, что среди умений, важных для успешного общения, едва ли не на первом месте должна стоять способность правильно и точно говорить. Речь — это и есть тема сегодняшнего занятия.

Психолог. Вот как рассуждал знаменитый древнегреческий баснописец Эзоп о роли речи в жизни человека.

“Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить для них самое лучшее блюдо. Эзоп купил языки и приготовил кушанье. Он так объяснил Ксанфу:

— Что может быть лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки, люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви.

В следующий раз Ксанф попросил Эзопа приготовить к обеду самое худшее. Вновь философ купил языки.

— Что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли что-нибудь быть хуже языка?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.045 с.)