Беседа-опрос по пройденному материалу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беседа-опрос по пройденному материалу



Психолог. А как вы представляете Ключ Понимания, на поиски которого отправилась Юля? Героиню сказки “Королевство Разорванных Связей” окружают друзья, новые знакомые. Кто они? Запишите их в круге общения Юли.

На доске нарисован круг, в центре которого имя девочки. Ребята по очереди выходят и записывают имена героев сказки (Гаф Гафыч, Пси-маг, Джек Подружитель и др.).

С какой целью Юля с друзьями находится в Королевстве Разорванных Связей? Какие препятствия пришлось преодолеть девочке?

Путешествие и приключения продолжаются.

Время книги (см. приложение к занятию).

Подведение итогов

Упражнение “Личный багаж”

Психолог. Какие качества понадобились Юле, чтобы не утонуть в трясине? Какие у вас есть качества, которые помогут вам в путешествии?

5. Домашнее задание

В каникулы читать книги, журналы, составить свой словарь новых, незнакомых слов, которые встретятся при чтении, нарисовать, каким представляешь Море Знаний, свое или о котором читал.

РАЗДЕЛ III
ОСТОРОЖНО, ОБЩЕНИЕ!

ЗАНЯТИЕ 16. «В МОРЕ ЗНАНИЙ»

Задачи: мотивировать учащихся на общение во время совместного поиска новой информации; развитие познавательного интереса через работу со словарями.

Материалы: листы А4, различные словари.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Психолог приветствует ребят после каникул и организует разминку, которая позволит детям поделиться впечатлениями и настроиться на занятие.

Психолог. Будьте внимательны при выполнении моих команд. Встаньте ребята, которые в каникулы:

— смотрели телевизор и не ходили гулять,

— играли в компьютер и не смотрели телевизор,

— побывали в других городах, но не выезжали за пределы своей страны,

— читали журналы, но не читали художественную литературу.

А теперь те ребята, которые помнят, каким было домашнее задание, образуйте группу: кто из вас его выполнил, кто нарисовал Море Знаний, кто составил словарь новых слов.

Во время такого опроса надо сформировать группы по 5–6 человек. Это возможно сделать и во время следующего задания.

Работа по теме

Психолог. “Книга лежала на поверхности трясины прочно и незыблемо, как маленький остров в океане...” Что за чудеса? Говорящее болото, нетонущая книга…

• Что за трясина чуть не поглотила наших героев?

• О какой книге говорится в этом отрывке?

• Почему именно словарь в сказке стал спасательным кругом?

Игра­-соревнование “Через трясину”

Психолог. Вот Непонятная трясина (условно обозначить ее мелом на полу во всю ширину классной комнаты). Все группы ребят, по 4–6 человек, должны как можно быстрее пройти это место. Помогут вам “плоты” — листы бумаги А4.

Количество своеобразных плотов в каждой группе определится после 1-го этапа соревнования.

1-й этап. За три минуты вспомнить как можно больше названий различных словарей и каждое название записать на отдельном листе А4.

2-й этап. С помощью этих плотов-словарей все члены команды должны преодолеть трясину. Выигрывает та команда, которая затратит на переход минимальное количество времени.

3-й этап. Работа со словарем

Психолог. “Вот куда можно попасть, преодолев Непонятную трясину…”, — воскликнула Юля, оказавшись у Моря Знаний. Каждая команда находится на берегу Моря Знаний. Здесь вас ожидают настоящие словари.

Разложить различные словари, знакомые и не- знакомые для ребят: энциклопедические, толковые, фразеологические, орфографические, специальные (иностранных слов, философские, психологические). Каждой группе предлагаются слова, значение которых они должны выяснить и объяснить остальным через 10 минут.

Надо найти значение, например, таких слов: психология, психика, общение, память, темперамент, характер, пустомеля.

Слово “пустомеля” обязательно должно быть включено в список. Ребята должны определить, в каком словаре дается толкование подобных понятий.

4-й этап. Обсуждение

При подведении итогов обсудить с ребятами не только содержание выполненного задания, но и процесс его выполнения: какой группе удалось быстро выполнить задание, все ли члены команды участвовали и как при этом происходило общение.

Психолог. Кто помнит, какие уроки вынесла Юля после встречи с Непонятной трясиной и Морем Знаний? (Можно напомнить ребятам, выписав на доске отрывки: “Узнавать новое надо от кого-то, через общение… Передать знание о понятиях другим можно только с помощью общения”.)

Какой вывод сделали вы, соревнуясь в игре?

Игра показала, что при выполнении командных заданий надо быть особенно осторожными в общении друг с другом. Теме “Осторожно, общение!” будут посвящены наши встречи в 3-й четверти. Мы будем учиться играть, работать, добывать знания коллективно, командами.

Время книги

Психолог. Вернемся к последнему слову задания — “пустомеля”. В каком словаре можно найти его значение? Как бы вы объяснили смысл данного слова? В толковом словаре В.И. Даля говорится: “Пустобай, пустобрёх, пустослов, пустомеля — враль, лгун, болтун, неосновательный, опрометчивый на язык, на речи, ненадежный”.

В Королевстве Разорванных Связей тоже живут пустомели. Как они выглядят и как произошла встреча Юли с ними, вы узнаете из продолжения сказки (см. приложение).

Подведение итогов

Психолог. Вы прослушали историю о Пустомелях. В чем, по-вашему, заключается первое предупреждение относительно общения? Чего следует опасаться, общаясь с окружающими?

Народ сложил немало разных пословиц и поговорок о болтунах и пустомелях:

Говорили день до вечера, а послушать нечего.

Держи уши пошире, а рот поуже.

Язык болтает, а голова не знает.

На доске приведены слова известных философов, ученых. Какое изречение кажется вам особенно интересным и хочется запомнить.

 

Молчаливость и скромность — качества очень пригодные для разговора.

Монтень

Иногда молчание бывает выразительнее всяких речей.

Монтескье

Люди, у которых мало дел, бывают весьма большими говорунами.

Монтескье

Много говорить и много сказать не есть одно и то же.

Софокл

Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами.

Фейхтвангер

Домашнее задание

Для тех, кто не выполнил задание в прошлый раз, нарисовать личное Море Знаний.

 

 

ЗАНЯТИЕ 17. “КОРОТКО ДА ЯСНО, ОТТОГО И ПРЕКРАСНО”

Задачи: развивать умение обобщать информацию и точно ее передавать; мотивировать к изучению истории своего имени; создать условия для развития классного коллектива.

Материалы: карточки с текстами, пазлы, большой лист бумаги для основы.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

 
 

Психолог. Обратите внимание на тему нашего занятия. Как вы думаете, о чем пойдет речь? Да, сегодняшняя тема связана с темой предыдущего урока. Для того чтобы не превратиться в пустомелей, в народных поговорках даются советы: “навострить уши”, “держать ухо востро”, “стараться много сказать, а не много говорить”. Что это значит?

Сегодня мы будем учиться слушать, коротко и ясно излагать свои мысли. Почему это так важно при общении?

Разминка

Психолог задает определенный ритм постукиванием, хлопками, ребята должны повторить. Затем это же упражнение выполняется в парах.

Психолог. Во время разминки вы передавали звуки, аинформацию передать легко или трудно, как, по-вашему?

2. Работа по теме. Упражнение “Передай информацию”

Психолог. Представьте, что вы в поисках Ключа Понимания оказались вместе с Юлей, ГафГафычем и Пси-магом в незнакомом помещении.

Ваша задача — передать на Землю как можно точнее сообщение о том, где же оказались путешественники.

Информацию будут передавать пять человек по очереди. Один читает текст, запоминает и передает его следующему, который ожидает своей очереди за дверью. Итак, желающие?

Вот текст сообщения:

“Путешественники оказались сначала в темном коридоре, а затем в небольшой, плохо освещенной комнате. Здесь никого не было. Возле пыльной деревянной стойки помещался ящик-автомат по продаже газет. На нем белела табличка “Только для чиновников (по специальному разрешению)”. У стены на столах были установлены два компьютера, по форме монитора и расположению кнопок на клавиатуре несколько отличающиеся от земных, но в целом — очень похожие”.

Итак,последний участник должен передать “землянам”, то есть классу, информацию, которую он принял от товарищей.

При обсуждении следует провести анализ того, какая часть информации была потеряна, почему, кто из ребят какими приемами пользовался при запоминании и передаче информации, как следовало поступить, чтобы точнее передать сообщение.

Упражнение “SMS-сообщение”

Психолог. Кто из вас отправлял sms-сообщения? Есть ли определенные правила к тексту сообщения? Оно должно быть кратким, но объемным по информации. Вот сообщение, которое Юля прочла на экране одного из компьютеров. Ей необходимо передать Пси-магу информацию с помощью эсэмэски, но у телефона возможность передачи информации не более семи слов.

Помогите Юле — за 3 минуты, обсудив в группах из четырех человек, дайте краткую информацию по данному сообщению.

“Всем, всем, всем! Всем, кто способен к контакту! У нас, борцов за общение и понимание, остается все меньше возможностей. В нашей сети катастрофически размножились вирусы. Всемирный Паук пожирает остатки информации! Всем, кому удастся пронести информацию сквозь паутину, сообщаем адрес для связи…”

Варианты озвучиваются, коллективно выбирается лучший. Далее продолжить упражнение на других примерах. Тексты можно взять из глав 7, 8 книги. Например:

“В этом мире имеется Всемирная Паутина, по которой во всех направлениях передвигается информация…”

“Всемирный Паук питается только информацией…”

“Бесконтакт закрыл людям доступ…”

Игра “Угадай, что передал”

Ребята встают в круг. Ведущий с помощью движений передает задуманный предмет по кругу (например, букет цветов, мягкую подушку, радиоуправляемую машинку и др.).

Участник, кому передали этот предмет, должен быстро назвать, что он принял, и в случае правильного угадывания придумать свой предмет и передать его следующему. Если сразу не угадывается, то данный предмет так и передается до тех пор, пока кто-нибудь не назовет его.

В конце игры психолог предлагает передать воображаемый фонарик, тем самым переходя к следующему этапу занятия.

Психолог. Без фонарика Юля со своими друзьями не обходилась во время путешествия в подземелье. Сегодня вы узнаете о новой встрече.

За время выполнения всех предыдущих заданий в качестве поощрения желательно каждому раздать пазл. Психолог готовит их заранее. Пазлы — это части с различными фигурными краями, которые в основе должны составить картинку размером А3. Раздаются абсолютно чистые пазлы.

Время книги (см. приложение)

Задание

Ребятам предлагается старательно написать свое имя на пазле и раскрасить любимым цветом.

Затем на столе готовится основа, на которой ребята собирают пазлы.

Психолог. Рассмотрите, что получилось. Какой цвет преобладает? Что вы чувствуете, рассматривая эту картину? Как бы вы назвали ее? У нас получилось имя класса. У каждого имени есть своя история. Нам еще предстоит узнать историю имени нашего класса.

3. Домашнее задание

Расспросить у родных историю своего имени.

ЗАНЯТИЕ 18. «ИМЯ МОЕ…»

Задачи: мотивировать к изучению особенностей своего характера; развивать способность к рефлексии чувств по отношению к членам своей семьи.

Материалы: листы бумаги А4, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Учащиеся в паре приветствуют друг друга, называют свое имя, сопровождая определенным движением. Сосед должен как можно точнее повторить приветствие. Если группа небольшая, то это упражнение полезно сделать не в парах, а со всеми ребятами.

2. Проверка домашнего задания

Психолог. Как много разных имен у нас в классе, и у каждого своя история. Расскажите об этом.

Работа по теме

Время книги

“Сказка об имени” (см. приложение).

Психолог. Узнать подлинное имя… познать свое имя… Какой смысл вкладывается в эти слова? Возможно, на занятиях по “Психологической азбуке” вам удастся познать свое имя.

Упражнение “Обмен”

1-й этап

Психолог. Каждая буква в вашем имени имеет свое значение, и не только придает имени особое звучание, но и связана с определенным качеством характера.

На отдельных листах напишите буквы своего имени, выделяя каждую из них. В помощь вам цветные карандаши. Прислушивайтесь к собственным ощущениям и приступайте к работе.

После окончания работы предложить ребятам поделиться впечатлениями о процессе и результате работы.

2-й этап

Предложить ребятам вырезать буквы своего имени. Разложить на парте.

Психолог. Посмотрите на буквы, которые у вас получились. У других ребят в классе есть те же самые буквы, но выглядят они по-другому, возможно, они совершенно не похожи на ваши. Вам предоставляется удивительная возможность — произвести обмен. Выберите букву, которую хотели бы обменять. В классе объявляется начало акции по обмену букв имени.

Во время выполнения задания обратить внимание на активность каждого из ребят, каким образом происходит обмен? Возможно, будут ребята, отказавшиеся от него, следует проанализировать с ними причины нежелания обменяться.

Психолог. Акция закончена. Посмотрите на свое имя. Появились ли там новые буквы? Удалось ли произвести обмен? Что изменилось в вашем имени? Как вы себя чувствуете, всматриваясь в составленное имя сейчас?

Красивые имена в нашем классе. Однако порою вы друг к другу обращаетесь не по именам, а используете клички и прозвища. Почему? Какую роль играет кличка при общении? Какой смысл вкладывают люди в обидные и необидные прозвища? Приведите пример необидных прозвищ. О чем они говорят?

Упражнение “Стул откровения и желания”

Психолог. У вас есть возможность, сев на первый Стул откровения, выразить отношение к своему прозвищу, затем, пересев на Стул желания, высказать пожелание, какое обращение к себе вы хотели бы услышать.

Если ребята не готовы к выполнению данного упражнения — в классе не создана ситуация поддержки и безопасности, то его не следует проводить.

Психолог. У каждого человека есть особенности внешности, характера, привычек, есть определенные способности, которые очень заметны, бросаются в глаза, именно они и отражаются в прозвищах, кличках. А вот суметь заметить скрытое достоинство человека — это требует внимательности, наблюдательности и просто силы души.

Объявляется временный мораторий на прозвища — неделя дается на поиск скрытых достоинств одноклассников.

4. Домашнее задание

Предложить ребятам узнать как можно больше имен своих родных и исследовать, есть ли в других классах ребята с неповторимыми или похожими на наши именами.

ЗАНЯТИЕ 19. «МОЯ СЕМЬЯ»

Задачи: помочь в осознании особенностей общения с членами своей семьи.

Материалы: рабочие тетради, цветные карандаши, мяч.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Психолог предлагает встать тем, к кому обратится:

— Здравствуйте те, кто провел исследование имен ребят других классов.

— Приветствую тех, чье имя встречается среди имен ребят из других классов.

— Здравствуйте те, чье имя уникально, то есть у ребят в других классах нет такого имени.

— Привет тем, кто узнал об именах в своей семье.

— И наконец, рада видеть тех, кто выступил настоящим исследователем и обнаружил скрытые достоинства одноклассников.

2. Проверка домашнего задания

Организовать беседу, какие достоинства друг друга ребята заметили в течение недели, обратиться к тем, кто хотел бы, чтобы это отразилось в новом прозвище. Например, как у индейцев — Верная рука, Соколиный глаз.

Психолог. Каким бы приятным ни было обращение в форме прозвища, все же, как мы убедились, имя является самым дорогим, что есть у человека. Дорожите своим и уважайте чужие имена.

Работа по теме

Упражнение “Ритм моего имени”

Поприветствовать друг друга ритмом своего имени. Каждый из ребят по очереди с помощью хлопков или ударов по столу выстукивает ритм своего имени. Во время упражнения обнаруживается, что разные имена могут звучать по ритму одинаково, и наоборот, совершенно одинаковые имена по ритму отличаются друг от друга.

Задание “Коллаж из имен членов моей семьи”

Психолог. Перед вами лист, на котором изображена рамка. В ней через некоторое время появится картина — коллаж. Коллаж — это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на определенную основу материалов, различных по цвету. Вы будете не наклеивать, а вписывать имена членов своей семьи, всех, кого вспомните во время этой работы (возможно, это будут имена не только бабушек, дедушек, но и дядей, тетей, племянников и др.) Располагать их можно любым способом, выбирая любой цвет, так, чтобы получилась действительно необычная картина из имен.

Во время работы в индивидуальной беседе желательно обратить внимание, чье имя является центральным в картине, поинтересоваться чувствами, которые вызывают воспоминания о тех или иных членах семьи. В конце работы следует организовать обсуждение:

— Довольны ли вы своей картиной?

— Удовлетворены ли тем местом, которое занимает ваше имя?

— Можете ли вы как психолог проанализировать свою картину: например, почему именно имя бабушки оказалось центральным? И т.д.

Задание “Ассоциации”

Психолог, передавая мяч ребятам, предлагает им назвать ассоциации на слово “дом”, “семья”.

Психолог. Какого цвета настроение преобладает в вашей семье? Как происходит общение между членами семьи в течение дня? Как оно меняется? Выложите на парте то количество цветных карандашей, которое соответствует настроениям и особенностям общения в вашей семье. Кто желает прокомментировать?

Следует обратить внимание на темные цвета, проговорить с ребятами, что, несмотря на близость, любовь друг к другу, и в семье происходят трения, ссоры, конфликты. Почему?

Психолог. На следующем занятии мы подробно рассмотрим причину конфликтов, которые происходят в семье, и возможность их предотвращения. А сегодня продолжение сказки про Юлю даст нам полезную информацию для будущей темы.

Время книги (см. приложение).

4. Домашнее задание

Подумать, почему же это плохо, когда нет никаких “плохих” чувств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.057 с.)