Занятие 4. «общение — дело общее» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 4. «общение — дело общее»



 

Задачи: мотивировать на необходимость изучения психологии общения в школе; создать условия для осознания особенностей своих коммуникаций.

Материалы: рабочие тетради, записи высказываний на доске, большие листы ватмана, краски или гуашь, кисточки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

На доске висит карта страны Общения. Теперь она состоит из двух частей: одна уже знакома ребятам по прошлому занятию, а другая часть — продолжение, но пока это совершенно чистый лист.

Психолог. На доске знакомая вам карта страны Общения, но у нее появилось продолжение. Вы видите эту часть карты совершенно пустой. Она будет заполняться во время нашего путешествия. Сегодня мы поработаем над предстоящим маршрутом.

Задание “Пиктограмма”

Психолог. Напомню это упражнение. Я называю слова. Вы должны их запомнить с помощью пиктограмм, что значит “рисуночное письмо”. Старайтесь, чтобы рисунки были краткими, символическими. Главное — не реальность изображения, а чтобы они помогли вам вспомнить слова.

Слова для запоминания: крепкая дружба, семена раздора, Королевство Разорванных Связей, ключ понимания, приятное общение, Закрытый город, Мастер Общения.

На следующем этапе игры желающий выходит к доске и предлагает ребятам свой вариант зашифрованного словосочетания, не называя его. Остальные должны угадать. Таким образом, ребята вспоминают страницы книги “Королевство Разорванных Связей”.

Работа по теме

Психолог. Как выглядел Закрытый город в Королевстве разорванных связей? Что удивило Юлю и ее друзей в этом странном городе?

Для активизации в памяти страниц сказки можно воспользоваться иллюстрациями к книге.

Игра “Закрытый город”

Психолог. А теперь представьте, что вы оказались в Закрытом городе. По моему сигналу каждый из вас становится жителем такого города. Покажите, как вы теперь выглядите, чем отличаетесь от обычных людей. Начните движение по классу в этом образе.

В течение 10–12 минут ребята, молча, двигаются по классу в роли жителей Закрытого города. Психологу следует внимательно следить за тем, что происходит: дети отчужденно поглядывают друг на друга, стремятся при встречах испуганно отойти друг от друга или, наоборот, вызывающе столкнуться. Игру следует остановить, как только в поведении появляется грубость. Дать сигнал на выход из роли и изменить условия игры: “Вы — вновь жители нашего города, ученики 4-го класса”.

Две-три минуты нужно дать ребятам пообщаться в новых условиях и затем попросить занять места для обсуждения.

Психолог. Как вы себя чувствуете сейчас? Как чувствовали себя в роли жителя Закрытого города? Что происходило с вами? Как могли развиваться события далее? Почему?

“Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения”, — утверждал французский писатель, летчик Антуан де Сент-Экзюпери. Перед вами высказывания других известных мыслителей, живших и творивших в разное время. Но, по-моему, их мысли очень сходны. Так ли это?

Психолог указывает на доску, на которой заранее записаны цитаты из сочинений разных авторов об общении (см. приложение к занятию).

Во время обсуждения повторяется материал о значении и функциях человеческого общения, о важности изучения психологии общения в школе.

Психолог. Готовы отправиться в новое путешествие по стране Общения? Тогда представим, что будет впереди, как может выглядеть маршрут нашего путешествия и Мастер Общения, встреча с которым нас ожидает в конце путешествия.

Упражнение “Сообща”

Ребята делятся на команды (по 8–10 человек) и выстраиваются в ряд. Их задача — на доске нарисовать Мастера Общения так, как они его себе представляют, но при условии: не договариваясь, по очереди выходя к доске, каждый рисует до сигнала ведущего. Следует жестко ограничить время рисования для одного человека (5–7 секунд).

Психолог. Довольны ли команды результатом своей работы? Доволен ли каждый из вас? Можно ли сказать, что вы рисовали вместе? Верно ли названо упражнение? Как изменить условия упражнения, чтобы вы действительно работали сообща?

Упражнение “Общее дело”

Каждая команда получает краски, большой лист ватмана, на котором за 10 минут должна появиться карта будущего путешествия и предполагаемый маршрут.

Психолог. Как вы это будете делать — не знаю. Одно условие — это должно быть общим делом.

Во время работы психолог занимает позицию наблюдателя. Если в какой-то команде работать вместе не получится совсем, это может стать поводом для глубокого и серьезного анализа причин. После завершения упражнения важно расспросить ребят о тактике выполнения задания, об удовлетворенности каждого участника. Следует больше сосредоточить внимание не на результате, а на процессе выполнения упражнения.

Психолог. Кто считает, что в их команде была именно общая работа и почему? Являются ли однокоренными слова: “общая” и “общение”? Общались ли вы во время рисования? Каким было общение?

При анализе упражнения обязательно должна прозвучать мысль, что, только общаясь, можно сделать общее дело. При этом общение иногда может быть не очень приятным, неэффективным, но это можно преодолеть. И тогда обязательно состоится встреча с Мастером Общения.

Подведение итогов

Психолог. Итак, мы убедились, что общение — это дело общее. Рассматривая ваши творческие проекты, можно заметить, что вы готовы даже к некоторым испытаниям.

Следует обратиться к картам ребят, которые они создали, прокомментировать их и логично перейти к теме будущих занятий.

У любого мастера есть инструменты, которые ему помогают. У Мастера Общения тоже есть свои инструменты, с помощью которых он может установить контакт с любым человеком и в любых условиях. Что это за инструменты, по-вашему?

Дети высказывают свои предположения.

Именно с этого вопроса мы начнем следующее занятие.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.006 с.)