Упражнение “Чемпионат знатоков слова” 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение “Чемпионат знатоков слова”



Дети работают в четверках. Задача каждой группы — составить предложение как можно длиннее. Условие — каждый по очереди называет по одному слову: существительному, прилагательному, наречию, глаголу и др., таким образом должно получиться предложение, имеющее смысл. Например, один говорит: вершина, другой — горы, третий — виднеется, четвертый — вдали.

Время книги

Психолог предлагает детям прослушать “Сказку о речке Речь” (см. приложение к занятию).

Упражнение “Речка Речь”

Дети рисуют в “Психологических альбомах” иллюстрации к “Сказке о речке Речь”.

Подведение итогов

Психолог. Как научиться красивой и правильной речи? Для этого надо много читать хороших и умных книг, общаясь, всегда говорить на хорошем русском языке. И еще один из способов — вести дневник. Многие прославленные писатели и ученые вели дневники с детства.

Дневники бывают открытые, например “дневник погоды”, и личные, только для себя. В прошлом году вы вели “Дневник эмоций”. Предлагаю тем, кто захочет, завести личный дневник, в который записывать события, произошедшие за день, свои переживания, мысли.

4. Домашнее задание

Поговорить с родителями о том, какие слова учащиеся придумывали в дошкольном детстве, и записать их в рабочую тетрадь.

 

ЗАНЯТИЕ 13. «БЕРЕГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, РЕЧЬ»

 

Задачи: развивать навыки эффективного речевого взаимодействия; научить детей давать и получать обратную связь об индивидуальных особенностях речи.

Материалы: рабочая тетрадь, цветные карандаши, листы бумаги для оформления плакатов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Проверка домашнего задания

Зачитываются принесенные ребятами примеры детских неологизмов и оригинальных словесных находок.

2. Работа по теме. Упражнение “Детский словарик”

Психолог. Маленькие дети часто придумывают новые названия самым обычным предметам. Например, лопата — копалка, утюг — гладюг, кастрюля — варилка. Давайте придумаем, как можно было бы назвать молоток, зеркало, ключ, сережку, радиоприемник, велосипед?

Упражнение “Переводчик”

Психолог. В нашей речи, к сожалению, часто встречаются сорные, некрасивые слова, которые вытесняют богатые и сочные слова русского литературного языка. Сделайте рисунок водопада, по которому скользят и падают слова-сорняки, разбиваются о камни и превращаются в новые — правильные, чистые и красивые. Например, клево, супер — это… чудесно! Замечательно! Удивительно!

Психолог вместе с детьми “переводит” те жаргонные слова, которые характерны для данного класса, заменяя их литературными синонимами. При “переводе” следует обратить внимание детей на богатство оттенков значений слов русского языка, подчеркнуть, что часто в “современные” жаргонизмы людьми вкладывается разный смысл, что и приводит к непониманию в общении.

Конкурс рекламных плакатов “Берегите, пожалуйста, речь!”

Психолог.

Вместо окрика злого
Лучше доброе слово
И улыбку не надо стеречь.
Жизнь устроена мудро:
Это вовсе не трудно —
Берегите, пожалуйста, речь!

Используя изобразительные средства (карандаши, фломастеры, краски), пусть каждый придумает рекламный плакат на данную тему. Он должен быть ярким, привлекающим внимание, коротким по объему информации, запоминающимся.

Подведение итогов

Выставка плакатов.

4. Домашнее задание

В виде дневниковой записи рассказать о текущем дне, в частности об уроке психологии.

 

 

ЗАНЯТИЕ 14. «А УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СПОРИТЬ?»

 

Задачи: создать условия для проявления качеств, важных для общения; раскрыть содержание умений спорить и дискутировать; тренировать умение убеждать, аргументированно спорить.

Материалы: рабочие тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Психолог. Каждый день мы начинаем с приветствия: “Здравствуйте!” А зачем?

Упражнение “Словарик речевого этикета”

Психолог. Этикет — это порядок поведения воспитанного человека, вежливые слова и обороты речи. Вот наиболее простые ситуации, требующие соблюдения этикета:

— Встреча, приветствие.

— Прощание.

— Извинения, просьбы и пр.

— Благодарность, поздравление, пожелания.

— Приглашение, извещение, предложение и пр.

Составим этикетный словарик на каждую вышеназванную ситуацию. Я называю ситуацию, а тот, кому попадет мяч, должен привести пример из этикетного словарика. Например, встреча — “добрый день”, “здорово” и пр.

2. Введение в тему. Упражнение “Ситуации в ролях”

Ребята делятся на две группы и образуют внешний и внутренний круги. Встают друг против друга. В течение 1–2 минут разыгрывают диалоги на тему:

• Встретились два друга, они давно не виделись.

• То же, но разговор ведется по телефону.

• Обращение к незнакомому человеку, как проехать по такому-то адресу.

• Ученику надо обратиться к учительнице на перемене между уроками по какому-либо делу.

• После школьного дня встречается мама с сыном или дочкой.

• Спор затеяли два друга. Один рассуждает так: “Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость, — так учили древние и я согласен с этим”. Второй утверждает: “Зачем нужны вежливость, этикет? Пусть каждый говорит так, как ему удобно, как захочется, по настроению”.

Обсуждение выполненного упражнения:

• В какой ситуации чувствовали себя увереннее?

• Кто отстоял свою позицию в споре?

• От чего это зависит?

Работа по теме

Психолог. При общении с разными людьми споры неизбежны. Мало того, древние говорили: “В споре рождается истина”. Но это возможно только в правильно организованном споре. Искусство ведения спора принято называть эристикой (от греч. eris — спор). Это умение убеждать других в истинности высказываемых взглядов. Спор может проходить в виде дискуссии (цель — достижение определенной степени согласия участников относительно дискутируемого тезиса) и в виде полемики (цель — победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения).

Упражнение “Дискуссия или полемика?”

Задается тема спора. Например, стоит ли обучение в школе сделать раздельным: класс девочек и класс мальчиков? Вызываются участники с противоположными мнениями. Им предоставляется возможность поспорить друг с другом на виду у всех. Задача остальных — определить, является этот спор дискуссией или полемикой. Кто из спорщиков использовал эффективные приемы,и какие именно?

Анализируя данное упражнение, психолог вместе с детьми формулирует принципы грамотного спора.

Ребятам предлагается записать в рабочих тетрадях:

 

Принципы грамотного спора

 

• Не следует спорить без особой необходимости.

• Спор должен иметь определенную тему.

• Стремиться нужно к выяснению истины, бороться не за утверждение собственного мнения, а за установление истины.

• Спорь по схеме: тезис — аргументы.

• “Не бойся исправлять свои ошибки” (Конфуций, китайский философ).

 

Упражнение “Упрямцы”

Психолог подходит к любому ученику и предлагает на свое утверждение “Да!” ответить “Нет”. Постепенно раззадоривая и вызывая интонацию несогласия. Затем предложить в парах также утвердительно высказываться, используя слова “белый”, “черный”.

Психолог. То, что сейчас происходило, — это был спор? О чем следует помнить, чтобы спор не превратился в битву капризных упрямцев? “Не победить, а убедить — вот что достойно славы”, — говорил В. Гюго. Сегодня у вас будет возможность поупражняться в умении убеждать.

Игра “Козлик и семеро волков”

Выбирается один козлик. Пока он строит себе домик, ребята в классе выбирают 7 человек, которые будут исполнять роль волков. Их задача — убедить козлика открыть дверь и пустить волка в дом. Исполняющим роль волков разрешается посоветоваться с ребятами о тактике убеждения.

4. Домашнее задание

В течение недели понаблюдать во время возможных дискуссий за соблюдением принципов грамотного спора и умением человека убеждать.

 

ЗАНЯТИЕ 15

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ»

 

Задачи: развивать умение быть убедительным; создать условия для развития метафорического мышления; обобщить материал пройденных занятий.

Материалы: мяч для психолога, рабочие тетради, цветные карандаши.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Психолог приветствует ребят, на что учащиеся привычно встают у своих мест за партами.

Психолог. Интересно, а почему в школе принято именно так начинать урок? Приведите аргументы, которые убедили бы меня, что при приветствии учителя в начале урока учащиеся должны вставать.

2. Проверка домашнего задания

Психолог. Для того чтобы быть убедительным, важно найти точные аргументы. Удалось ли вам в течение недели быть участником или наблюдателем грамотно организованного спора?

3. Работа по теме. Упражнение. “Кто последний?”

Психолог. Спор, дискуссия, полемика — это слова-синонимы, то есть слова, близкие по значению. Каждое слово передает одно и то же значение, но имеет свой оттенок, свою особенность. Поупражняемся в подборе синонимов — это помогает быть выразительными в речи.

В руках у меня мяч. Я начинаю, продолжает тот, у кого он окажется. Подберите синоним:

• бой (битва, сражение, схватка);

• известие (сообщение, новость, весть);

• дрожать, (бояться, трястись, трепетать, пугаться);

• тревога (волнение, беспокойство);

• ловкий (проворный, шустрый, юркий, изворотливый);

• добросовестный (порядочный, честный);

• разговаривать (беседовать, толковать, болтать, общаться).

Психолог. Общаться… Второй год мы путешествуем по Стране Общения в поисках Мастера Общения. Зачем?

Упражнение-визуализация “Инструменты общения”

Психолог. У Мастера общения есть удивительный чемоданчик с инструментами. Вы можете закрыть глаза, чтобы яснее представить себе те необычные предметы, которые лежат в этом чемоданчике.

Рассмотрите чемодан... Какой он по цвету, размеру? Вот он открывается… И в нем вы видите инструменты… общения. Это разные предметы. Но что-то подсказывает вам, что это именно инструмент, так необходимый для общения, — “умение слушать”.

Следующий предмет — “умение убеждать”. Вы достаете “умение говорить, выражать свои мысли”, “умение задавать вопросы”, “умение понимать без слов”. Вы можете оставить себе любой предмет-инструмент и вернуться в класс.

Идет обсуждение, кому удалось увидеть символические предметы, инструменты общения, какой из них захотелось оставить. Можно предложить ребятам нарисовать то, что они представляли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.019 с.)