Занятие 6. «как хорошо уметь слушать» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 6. «как хорошо уметь слушать»



 

Задачи: помочь разобраться в различении понятий “слушать” и “слышать”; способствовать рефлексии детьми позиций говорящего и слушающего; развивать у детей навыки активного слушателя.

Материалы: рабочие тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

На доске записана тема урока “Как хорошо уметь слышать” (до обсуждения с детьми должна быть записана на доске таким образом). Психолог подчеркнуто тихо приветствует ребят, создавая ситуацию, когда они не слышат, что им говорят.

Психолог. Что происходило сейчас? Вы слушали? Внимательно слушали? А теперь обратите внимание на запись нашей темы. Чем отличается данное название от прошлой темы? Одинаковы ли по смыслу слова “слушать” и “слышать”?

Общаясь, мы делимся друг с другом новостями, рассказываем что-то… Но всегда ли у нас есть желание рассказывать? И самое главное — всегда ли мы умеем слушать нашего собеседника? Ведь бывает и так: один говорит, а второй просто не может вставить ни словечка. Или один рассказывает, а другой все пропускает мимо ушей и никак не реагирует на собеседника.

Ребята повторяют материал прошлого занятия об умении слушать — важном качестве человека и необходимом для его развития. Восстанавливается в названии темы слово “слушать”.

2. Введение в тему. Упражнение “Слушаем себя”

Время выполнения упражнения 5–6 минут.

Психолог. Сядьте удобно, закройте глаза. Послушайте, что происходит вокруг. Постарайтесь отделить звуки один от другого. Что вы слышите? А теперь послушайте себя. Внимательно прислушайтесь к своим ощущениям… Посидите и послушайте себя…Что ты сейчас чувствуешь, чего тебе хочется? Что ты услышал?

По окончании ребята делятся своими впечатлениями. Хорошо бы по возможности опросить всех желающих, при этом ориентировать остальных ребят на внимательное слушание.

Психолог. В течение нескольких минут каждый из вас сейчас находился в ситуации говорящего и слушающего. И так происходит в течение дня постоянно. А может быть, я ошибаюсь? Назовите ситуацию, когда вы не являетесь ни говорящим, ни слушающим.

Во время ответов выясняется, что человек на самом деле в течение дня постоянно бывает в позиции то говорящего, то слушающего. Даже когда человек сам не говорит и при этом не слушает, что ему сообщают, он может слушать самого себя.

3. Работа по теме. Рефлексивное задание “Какой я — говорящий или слушающий?”

Психолог. Вспомните те ситуации общения, в которых вы оказывались в последнее время. Подумайте, что вам приходилось делать чаще — говорить или слушать? Откройте свои рабочие тетради. Я прошу вас отметить на шкалах то, какими вы чаще бываете в общении со взрослыми и со сверстниками — слушающими или говорящими.

Учащиеся делают отметки на следующих шкалах:

Со сверстниками:

слушающий ________________________ говорящий

Со взрослыми:

слушающий ________________________ говорящий

Упражнение “Ловушка”

Психолог. Сейчас я расскажу вам историю, а вы, пожалуйста, внимательно послушайте.

В качестве истории можно взять, например, отрывок из главы “Как найти общий язык” из книги “Королевство Разорванных Связей” (с. 50, глава 6) и прочесть его, намеренно пропуская слова, фразы, тем самым нарушая логику и смысл рассказа (см. приложение к занятию).

Дети при слушании могут или задавать вопросы, поскольку многое остается непонятным, или слушать, не прерывая чтение. В любом случае учитель обращает внимание на то, что слушать можно пассивно или активно.

Психолог. Кто такой активный слушатель и как научиться правильно слушать собеседника — об этом мы и поговорим на сегодняшнем занятии.

Рефлексивное задание “Активный или пассивный”

Психолог. Закройте глаза, каждый из вас сейчас предпримет путешествие в свои воспоминания. Подробно вспомни один из дней прошедшей недели. С кем встречался? В школе и вне школы? Как и о чем разговаривал? В какой позиции ты был чаще в общении: в пассивной — то есть почти всегда бездействовал, ничего не предпринимал первым, ждал действий от других, чтобы отреагировать, или в активной? Как тогда ты действовал в общении? Каким ты был со взрослыми — активным или пассивным? А со сверстниками?

Открыв глаза, ученики отмечают свое место на шкалах в “Психологических альбомах”.

Со сверстниками:

пассивный ________________________ активный

Со взрослыми:

пассивный ________________________ активный

При обсуждении упражнения делается вывод, что в общении можно быть активным и слушающим одновременно.

Упражнение “Активное слушание”

Дети разбиваются на пары. В течение нескольких минут один из партнеров рассказывает другому какую-то историю (например, как прошел выходной день). Второй слушает и задает ему вопросы. Затем ребята меняются ролями. По окончании проводится обсуждение.

Психолог. Кто из рассказчиков может сказать, что у него был внимательный слушатель? Что именно тебя поддерживало? Кто слушал активно? В чем это проявлялось?

При обсуждении звучит вывод, что при активном слушании собеседник задает вопросы, которые могут быть разными: уточняющими, дополняющими и пр.

4. Домашнее задание

Понаблюдать, какого характера вопросы задают окружающие при слушании, и при каких условиях слушание становится активным.

 

ЗАНЯТИЕ 7

«КАК ВАЖНО УМЕТЬ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ»

 

Задачи: развивать умение формулировать вопросы.

Материалы: рабочие тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Упражнение “Угадай”

Психолог. Я загадала предмет, который находится в этом помещении. Угадайте.

После выслушивания догадок ребят обратить их внимание на то, что верно сделали те, кто начал задавать вопросы.

Психолог. Сегодня мы узнаем о том, что вопросы бывают разные и, что умение задавать их помогает в общении.

Работа по теме

Проверка домашнего задания

Психолог. Предлагаю выходить к доске по одному и записывать вопросы, которые вы зафиксировали в течение недели. Обратите внимание на характер вопросов. Что вы заметили?

При обсуждении устанавливается, что вопросы бывают:

— Закрытые, которые предполагают однозначный ответ. Например, когда мы пойдем в кино? Сколько осталось времени до конца урока? Ты был во дворе вчера?

— Открытые, предполагающие развернутый ответ. Например, что мы можем сделать в данной ситуации? Что ты имеешь в виду, когда говоришь…

Психолог. Посмотрите на тему занятия. Как вы считаете, почему так важно уметь задавать вопросы?

(Желательно напомнить ребятам, как помогло данное умение при выполнении упражнения “Активное слушание” на предыдущем занятии.)

А вы умеете задавать вопросы? Сегодня на занятии вы проверите себя и, у вас будет возможность потренироваться в этом умении.

Игра “Кто этот человек?”
1-й этап. В режиме закрытых вопросов

Психолог. Сейчас я загадаю имя человека, который всем известен. Нужно задавать закрытые вопросы, чтобы понять, кто этот человек. Я могу отвечать только “да” или “нет”.

После нескольких попыток можно предложить ребятам алгоритм опроса с помощью закрытых вопросов. Суть его состоит в том, чтобы последовательно изучить все направления поиска: годы жизни, пол, страна, область деятельности.

2-й этап. В режиме открытых вопросов

Вновь психолог загадывает известного всем человека и дает образец открытого вопроса. Например, “почему вы загадали этого человека? Чем он прославился? Какой вклад внес в развитие России?” и др.

При подведении итогов игры можно обсудить преимущества открытых и закрытых вопросов, их значение в активном слушании.

Конкурс “Кто придумает как можно больше вопросов”

Предлагается любое слово, связанное с понятием “общение” (например, дружба). Придумать к нему вопросы. Например:

— Что такое настоящая дружба?

— Что может разрушить дружбу?

— Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Выигрывает тот, кто составит как можно больше разнообразных вопросов.

Упражнение “Умей объяснить — умей понять”

Психолог говорит, что сейчас должен выйти ученик, который считает, что он умеет хорошо объяснять другим непонятные вещи. Возможно, что дети сами предложат такого человека. Учитель вручает ему листок, на котором изображены в определенном соотношении несколько геометрических фигур: квадраты, ромбы, круги, треугольники. Задача ученика, не показывая листок, объяснить детям чертеж так, чтобы они смогли в своих альбомах сделать точно такое же изображение.

В первой серии упражнения дети не имеют права задавать никаких уточняющих вопросов. Во второй серии (может быть, уже с другим учеником и, разумеется, с другим чертежом) вопросы задавать можно, но только тех типов, которые были изучены на прошлом занятии.

Дети убеждаются, насколько важно уметь правильно задать вопрос, ведь во втором случае задание выполняется значительно быстрее и правильнее.

Подведение итогов

Время книги

Психолог читает продолжение главы 6 из книги “Королевство Разорванных Связей” и предлагает самим задать вопросы к тексту (см. приложение к занятию). Это и будет подведением итога занятия: насколько научились ребята формулировать вопросы.

 

ЗАНЯТИЕ 8

«ПРАКТИКУМ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ»

 

Задачи: развивать у детей навыки активного слушателя: умение задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему.

Материалы: рабочие тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Разминка на внимание

Психолог. Начнем занятие с зарядки. Слушайте команду и выполняйте: правую руку за спину, а левую на пояс. Правую руку сожмите в кулак, отожмите большой и указательный пальцы. Левую руку на поясе держать в кулаке, при этом корпус туловища поверните вправо. Посмотрим, что получилось. Как вы слушали мои команды? Что значит внимательно слушать? А что значит активно слушать?

Объявляется тема занятия.

2. Работа по теме. Беседа-опрос по пройденному материалу

Психолог. Активное слушание — это выражение поддержки и понимания говорящему. Какие способы поддержки вы уже знаете?

Это умение разговаривать (техники формулирования вопросов) и умение услышать и понять (техники повторения, перефразирования, интерпретации). Тому, с чем мы будем знакомиться с вами на занятии, на самом деле на серьезных тренингах обучают, например, менеджеров по персоналу. Как вы думаете, каким еще специалистам и в каких ситуациях необходимо умение активно слушать?

А как грамотно задавать вопросы собеседнику, если тебе что-то непонятно в его рассказе?

В рабочих тетрадях можно предложить детям записать вопросы, наиболее удачные для прояснения информации:

1) Не могли бы вы повторить, пожалуйста… (Повторение неясных моментов.)

2) Уточните, кого вы имеете в виду, говоря “он”? (Просьба быть более точным и конкретным.)

3) Не затруднит ли вас сказать это как-то по-другому? (Просьба переформулировать мысль.)

4) Правильно ли я понял, что… (Уточнение и самоконтроль верного усвоения информации.)

Психолог. Постарайтесь использовать данные вопросы при выполнении следующего упражнения.

Упражнение “Мячики”

Ученики делятся на тройки — наблюдатель и два участника, которые будут общаться: “говорящий” и “слушающий”. Мяч в руках у “говорящего”. “Слушатель” имеет право только задавать уточняющие вопросы, демонстрировать своим поведением, что слушает и понимает, — до тех пор, пока “говорящий” не решит передать ему мяч. Наблюдатель следит за соблюдением правил. Затем происходит смена ролей. Общение в каждой паре до пяти минут.

Тему беседы может задать учитель.

По завершении упражнения, среди прочего, следует обсудить, какие стратегии поведения избирали “говорящие” (отдавали ли мяч сразу, не отдавали совсем, отдавали и забирали и др.).

Упражнение “Правильно ли я понял”

Дети садятся в круги по шесть человек. Учитель задает тему “Что самое главное в общении?”. Каждый из учеников должен ответить на этот вопрос несколькими фразами. После ответа первого игрока сидящий рядом (по часовой стрелке) произносит фразу “Правильно ли я понял…” и кратко повторяет то, что сказал первый. После подтверждения или уточнения с его стороны второй игрок отвечает за себя, и так по кругу.

Подведение итогов

Психолог. В рабочих тетрадях найдите запись “Инструменты общения”. Сумели ли вы определить такие инструменты в течение этих занятий? Если нет, то у вас есть сейчас возможность вспомнить весь материал последних занятий и внести запись.

Предполагается, что дети запишут в инструментах общения “умение слушать”.

 

ЗАНЯТИЕ 9

ПОГОВОРИМ БЕЗ СЛОВ

 

Задачи: познакомиться с неречевыми средствами общения; развивать умение передавать информацию без слов.

Материалы: рабочие тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Психолог. Меня попросили передать вам важное сообщение. Послушайте.

(Включает магнитофонную запись с сообщением на иностранном языке, совершенно незнакомом ребятам.)

Что же делать? Как в данном случае понять друг друга, найти общий язык?

Работа по теме

Время книги

Психолог зачитывает “Старинную сказку роботов о языке без слов” (см. приложение к занятию). После этого обсуждение идет по вопросам:

— О каком языке без слов идет речь в сказке?

— Можно ли объяснить что-то другому человеку без помощи речи?

— Почему умение общаться без слов бывает таким важным?

Психолог. Насколько важны невербальные сигналы в установлении контакта, мы выясним в следующем упражнении.

Исследование “Контакт”

Ученик, выступающий в роли ведущего, выходит из кабинета. Вернувшись, он должен будет вступить в контакт с любым учеником, поздороваться, произнести какое-то приветствие. Остальные ребята в это время делятся на 4 команды и получают задание: одна команда должна улыбаться, когда к ней обращаются, и отвечать с улыбкой, другая не должна улыбаться, третья не должна смотреть в глаза ведущему, а представители четвертой команды должны естественно смотреть в глаза, как они это обычно делают. При этом можно разыграть ситуацию перемены.

После того как закончится упражнение, следует спросить у ведущего, с представителем какой команды он мог бы скорее разговориться, вступить в контакт.

При анализе звучит вывод, что установить контакт помогают такие сигналы, как улыбка, взгляд в глаза, открытая поза.

Психолог. Если мы хотим понимать и быть понятыми во время общения с разными людьми, полезно быть выразительными в невербальныхсредствах.Сегодня и на следующем занятии мы будем учиться говорить и понимать друг друга без слов.

Упражнение “Через стекло”

Детям предлагается представить, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки.

Ведущий получает инструкцию передать жестами следующую информацию.

1-й вариант: “Выходи гулять, выноси футбольный мяч и бутылку воды”.

2-й вариант: “Я не могу выйти гулять. Мама ушла в аптеку и закрыла меня”.

Анализируется, какие приемы передачи информации были эффективными.

Упражнение “Знайка и Незнайка”

Дети образуют пары. Учитель задает несколько вопросов из программного материала по предметам, изучаемым в 4-м классе. Дети должны без слов быстро сообщить друг другу, знают они ответ или не знают. После этого они комментируют, по каким признакам им удалось понять партнера.

Упражнение “Я хочу приобрести…”

Дети разбиваются на тройки и по очереди без слов показывают друг другу, какие именно качества, важные для общения, они хотят приобрести, развить в себе.

Упражнение “Изобрази пословицу”

Участники работают в командах по четыре человека. Они задумывают пословицу и изображают ее с помощью жестов и мимики. Члены других команд должны угадать.

Пословицы должны быть известными. Набор пословиц может предложить учитель, записав их на доске или на плакате.

Например:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Подведение итогов

— Что нового узнали ученики на уроке?

— Какое из заданий особенно понравилось?

— Что было труднее всего выполнить? Почему?

4. Домашнее задание

Понаблюдать в течение недели за внешними сигналами в общении знакомых людей.

 

 

РАЗДЕЛ II
ИНСТРУМЕНТЫ ОБЩЕНИЯ

(Окончание раздела)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.054 с.)