Занятие 20. «в пещере эмоциональных взрывов» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 20. «в пещере эмоциональных взрывов»



Задачи: работать над расширением эмоционального словаря ребят; развивать умение осознавать собственные чувства и переживания в различных ситуациях; развивать способность быть внимательным к чувствам другого человека.

Материалы: карточки с названиями ролей для игры, фотографии с изображением людей в различных эмоциональных состояниях.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Подготовка к восприятию темы

Разминка “Театр рук”

С помощью рук надо изобразить:

— сердитую птицу;

— птицу, которая испугалась;

— двух птиц, одна из которых радостная, а другая — грустная.

Задание.  “Лишнее слово”

Психолог. Найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее:

• характер, жадность, чуткость, трусливость (характер — обобщенное понятие);

• упрямство, гнев, доброта, скромность (гнев — это эмоция);

• восторг, тоска, общительность, обида (общительность — особенность характера).

Упражнение.  “Какие мы разные”

Психолог. Перед вами фотографии детей с различными выражениями лица. Определите эмоции, которые испытывает человек на фотографии.

В данном упражнении важно использовать не схемы изображения чувств и эмоций, а именно фотографии людей. При выполнении задания обратите внимание на то, что иногда трудно определить эмоциональное состояние людей. Почему? Во время дискуссии можно подвести ребят к выводу, что каждый человек — это неповторимый мир, в котором живут и рождаются свои, особые чувства. Выражать эти чувства каждый может по-своему, и при общении надо быть внимательным и осторожным, чтобы понять, что чувствует другой человек.

Упражнение “Театр эмоции”

По 3–4 человека у доски одновременно изображают одну и ту же эмоцию, название которой записано на карточке, предложенной учителем. Остальные должны угадать.

Следует проанализировать выполнение упражнения, фиксируя внимание на том, как по-разному передают чувства ребята.

2. Проверка домашнего задания

Психолог. Можете ли вы разделить все эмоции, которые здесь прозвучали, на плохие и хорошие? Почему некоторые эмоции вы отнесли к плохим? Значит, здорово, когда нет никаких плохих чувств?

Работа по теме

Время книги

Выслушав рассуждения детей, психолог читает продолжение главы 14 “Сломанный стрессоотвод” (см. приложение 2).

Психолог. Действительно, Хранилище негативных эмоцийжуткое место. Однако повседневная жизнь не может быть наполнена только “хорошими” чувствами и эмоциями. Наверняка и вы испытывали подобные чувства. В каких ситуациях и при каких обстоятельствах?

Игра “Так начинаются ссоры”

Выбирается трое ребят, желающих испытать себя в актерской деятельности. Ребятам предлагается разыграть пантомиму “Начало ссоры”. Они выбирают карточку с характеристикой той роли, которую должны разыграть. О полученной роли, кроме самих участников, до конца игры никто не должен знать, зрители должны ее угадать по игре актера.

Роли следующие:

— Нападающий ученик, который дразнит или задирается.

— Ученик, который подвергается нападению.

— Ученик, поддерживающий нападение.

Подготовки, репетиции не должно быть. Действие должно происходить спонтанно, на глазах у зрителей.

Психолог. Задача для участников и для зрителей — во время пантомимы понять, что чувствует каждый участник в подобной ситуации, которая может произойти на самом деле.

Психолог останавливает разыгрывание ситуации в момент ее кульминации, наивысшей точки переживаний участниками. Задает вопрос зрителям и актерам:

— Что чувствует в данный момент каждый участник игры?

— Как менялись чувства в течение этого действия?

— Что способствовало возникновению данных чувств?

— Чем закончилось бы данное действие, если бы его не остановили?

Для завершения игры и выхода из роли ребятам предлагается показать мирный исход ситуации. Законченной ее можно считать, когда участники игры будут испытывать благоприятные эмоции и чувства.

Беседа — обсуждение темы “Конфликт”

Психолог. Во время обсуждения игры звучали слова “ссора”, “драка”, “конфликт”. Эти понятия равнозначны, взаимосвязаны?

Что такое конфликт?

Конфликт — это хорошо или плохо?

Нужны ли конфликты между людьми?

Можно ли без них обойтись?

Были ли вы сами участниками конфликта?

Как при этом вели себя?

Цель данной беседы — не обязательно дать ответы на все вопросы, а организовать проблемную ситуацию и заинтересовать новой темой.

4. Домашнее задание

Быть наблюдателем и исследователем трудных ситуаций во время общения, которые возникают между людьми.

ПРИЛОЖНИЕ 1

Упражнение “Если тебя дразнят”

Если для данного класса тема словесных оскорблений актуальна, то следует включить в занятие это упражнение.

У доски желающие разыгрывают сценки, как себя повести в ситуации “дразнилок” со стороны сверстников. Совместно обсуждаются шаги:

1. Остановись и… например, посчитай до пяти.

2. Подумай, какие есть варианты поведения:

а) не обращать внимания, уйти (сразу вряд ли поможет, придется долго игнорировать “дразнилку”);

б) дружелюбно объяснить, что ты чувствуешь, когда…;

в) объяснить, почему ему (им) лучше перестать дразнить, придумать веские аргументы;

г) найти свой способ.

ЗАНЯТИЕ 21
«НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТА»

Задачи: развивать умение анализировать свои действия и поступки других людей; дать представление о различных формах поведения при конфликтах; познакомить детей с некоторыми стратегиями разрешения конфликта.

Материалы: рабочие тетради, цветные карандаши, бейджики на каждого, плакаты, сопроводительные листы для игры, плакат с изображением животных: носорога, хамелеона, овечки, страуса, совы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Подготовка к восприятию темы

Психолог. Приветствие сегодня необычное. Очень быстро, по команде, нужно изобразить буквы, которые я называю с помощью… тела. Если для этого понадобится объединиться с кем-то, делать это надо быстро, без разговоров. Итак, “п”, “р”, “и”, “в”, “е”, “т”. Что получилось? Верно — “привет”. Дальше: “г”, “и”, “п”, “о”, “т”, “е”, “з”, “а”. Что получилось? Что такое “гипотеза”? Верно, это предположение, которое требует доказательства. Сегодня мы не раз на уроке будем выдвигать гипотезы и доказательства разных утверждений.

Упражнение “Желание и возможность”

Психолог приглашает к доске шесть учеников и предлагает им сесть на стоящие там пять стульев. В любом случае один из ребят остается без стула. Реакция может быть разной — от уступки, принятия данной ситуации учеником, оставшимся без места, до проявления недовольства и даже конфликта с кем-то из учеников.

Психолог. Что произошло в данном случае? Можно ли считать эту ситуацию началом конфликта?

2. Проверка домашнего задания

Психолог. На прошлом занятии уже были заданы вопросы по теме “конфликт”. Вот они (написаны на плакате):

• Что такое конфликт?

• Конфликт — это хорошо или плохо?

• Нужны ли конфликты между людьми?

• Можно ли обойтись без конфликтов?

Какой вопрос можно добавить из опыта ваших наблюдений в течение недели и выполнения первого задания?

При обсуждении появляются новые вопросы:

• Что является причинами конфликтов?

• Как ведут себя люди при конфликтной ситуации?

• Как себя вести, чтобы общение не нарушилось?

Работа по теме

Психолог. Ответами на эти вопросы занимаются многие специалисты. Среди ученых и практиков даже выделяют отдельную категорию — конфликтологи. Сегодня у нас в классе будет работать научно-исследовательский институт, в котором каждая лаборатория ученых займется изучением темы “конфликт”. Итак, поделимся на группы по 4–6 человекэто и будут лаборатории.

В классе выделяется место для работы каждой лаборатории. Следует создать необходимый антураж (таблички с названиями лаборатории, бейджики и пр.), что позволит ребятам ощутить себя настоящими исследователями и проявить активность и самостоятельность при изучении темы.

План работы следующий:

1. Распределение функций (руководитель лаборатории, лаборант, генератор идей, систематизатор, добытчик информации) — 3 минуты.

2. Самостоятельная работа каждой группы согласно сопроводительному листу исследования — 15 минут.

3. Заседание ученого совета — 10 минут.

Ребятам предлагается сопроводительный лист исследования и сообщается об условии: в случае затруднения при выполнении задания можно попросить помощь у психолога или у сотрудников другой лаборатории. Все ответы фиксируются лаборантом на отдельном листе.

Сопроводительный лист исследования 1. Выдвижение гипотезы Оцените значение конфликта в ситуации общения, выбрав ответ из предложенных вариантов, или придумайте свой. Конфликт — это: — необходимость при общении, — результат неправильного общения, — свой вариант. _________________________________________________________________________ 2. Дайте определение, что такое конфликт? ____________________________________ 3. Сформулируйте причины возникновения конфликтов между людьми. _____________ 4. Определите стратегии поведения человека во время конфликта с помощью данных картинок. Перед вами изображения нескольких животных: носорога, страуса, овечки, совы, хамелеона — это символическое выражение поведения человека во время конфликта. Дайте названия данным стратегиям. _________________________________________________________________________ 5. Предложите способы разрешения конфликтов между одноклассниками. _________________________________________________________________________

Психолог. Заседание ученого совета будет проходить следующим образом. Из участников лаборатории выбирается по 1 человеку в состав ученого совета. Каждая лаборатория представляет результат своего исследования: сначала устно знакомит всех с вашими заключениями, затем сдает сопроводительный лист экспертам. Задача ученого совета — обобщить рассуждения лабораторий и сформулировать ответы на вопросы, прозвучавшие в начале урока.

В помощь членам ученого совета предлагаются варианты ответов на вопросы, которыми они могут воспользоваться при подведении итогов.

Ответ на 4-й вопрос листа исследования стратегии поведения человека при конфликтах: противоборство (носорог), уступка (овечка), избегание (страус), компромисс (хамелеон), сотрудничество (сова).

При обсуждении этого вопроса следует остановиться на том, что выбор того или иного способа поведения зависит от ситуации. Имеет смысл подчеркнуть, что избегание эффективно в ситуациях, когда партнер обладает большей силой и это не является трусостью. Уступчивость естественна, когда проблема не особенно важна для участника конфликта, и т.д.

Подведение итогов

Психолог. В заключение вернемся к гипотезе, которую выдвигала каждая лаборатория. Как вы ответите на 1-й вопрос теперь, после обсуждения?

Ну что ж, руководство научно-исследовательского института благодарит членов ученого совета, сотрудников лабораторий и просит сдать все дела (реквизиты). Игра окончена.

5. Домашнее задание

Найти в сказках, литературных произведениях примеры конфликтных ситуаций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.018 с.)