Межотраслевые и отраслевые принципы права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межотраслевые и отраслевые принципы права



Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди такого рода принципов выделяют:

  • • принцип неотвратимости ответственности;
  • • принцип состязательности и гласности судопроизводства и др.

В то же время на родственные (смежные) отрасли права в полной мере распространяются и общие правовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотраслевые принципы. Принципы же, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся:

  • • в гражданском праве принцип равенства сторон в имущественных отношениях;
  • • в уголовном право — презумпция невиновности;
  • • в трудовом праве — принцип свободы труда, принцип материальной заинтересованности работников в результатах своего труда;
  • • в земельном праве — принцип целевого характера использования земли и т.п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

32. Функции права.

Понятие функции права

В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и единодушия. Так, по мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Другие полагают, что функции права — это главные направления правового воздействия па общественные отношения, т.е. формы, способы, пути влияния права па общественные отношения. Однако большинство отечественных специалистов считают, что понятие "функции права" должно охватывать оба эти аспекта — и социальное назначение права, и вытекающие из этого назначения способы, пути воздействия права на общественные отношения.

Таким образом, понятие функции права включает в себя основные направления воздействия права на общественные отношения, которые предопределяются социальным назначением права в жизни общества. Соответственно этому можно отметить следующие особенности функции права:

  • - во-первых, функции права производны от его сущности и обусловливаются назначением права в обществе. Функции — это "свечение" сущности права в общественных отношениях;
  • - во-вторых, функции права — это такие направления его воздействия на общественные отношения, потребность в реализации которых порождает необходимость существования права как социального явления;
  • - в-третьих, функции выражают главные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;
  • - в-четвертых, функции права представляют направления его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм, движение, действие;
  • - в-пятых, постоянство как необходимый признак функции характеризует непрерывность, длительность ее действия[1].

Классификация функций права

Функции права рассматриваются в разных аспектах. Так как право неразрывно связано с государством, то его функции во многом совпадают с функциями государственной власти. Все основные направления деятельности государства осуществляются в правовых формах, па основе законодательных актов, которые определяют характер и содержание этой деятельности. Поэтому, с одной стороны, можно выделить экономическую, социальную, экологическую и другие функции права, что соответствует идентичным функциям государства. С другой стороны, по субъектам государственной власти можно различать законодательную, исполнительную и судебную функции права.

Функции права принято подразделять на виды и в зависимости от того, какие основные задачи они решают. При данной классификации выделяются такие направления правового воздействия, которые выражают специфику права как регулятора общественных отношений, его юридическое значение для этих отношений.

Систематизировать функции права можно и по другим основаниям (рис. 18.2).

В основе дифференциации функций права лежат две группы критериев — внешние и внутренние.

Внешние функции права находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. В частности, к внешним относят общесоциальные функции права:

  • 1) политическую (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государств, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);
  • 2) экономическую (право, устанавливая "правила игры" в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);
  • 3) воспитательную (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);
  • 4) культурно-историческую (право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры);
  • 5) функцию социального контроля (стимулирует определенное поведение и в то же время ограничивает нежелательные с точки зрения общества поведение и действия, т.е. удерживает от совершения неправомерных действий);

Рис. 18.2. Классификация функций права

  • 6) информационно-регулирующую (информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению);
  • 7) коммуникативную (право, будучи информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления).

Внутренние функции права — это способы юридического воздействия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Они определяют специально-юридические функции права, в частности регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция упорядочивает общественные отношения и направлена на установление правил поведения людей позитивного свойства, не связанных с правонарушениями. В свою очередь она подразделяется на динамическую регулятивную функцию, обеспечивающую активное поведение людей, использование субъективных прав (избирательное право, право обращения в суд и др.) либо исполнение позитивных обязанностей (уплата налогов, исполнение воинского долга и др.), и статическую функцию, закрепляющую общественные связи и порядки (установление равноправия граждан перед законом и судом, закрепление права собственности и т.д.).

Охранительная функция направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения, охрану и защиту от нарушений прав личности и других субъектов права, обеспечение охраны законности в стране (профилактика и расследование правонарушений, разбирательство дел о правонарушениях, применение мер уголовной, административной и других видов юридической ответственности).

Юридические функции права. В юридической литературе выделяют также неосновные собственно юридические функции: компенсационную, ограничительную и восстановительную.

Компенсационная функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данная функция присуща гражданскому, трудовому, отчасти уголовному праву (например, оплата вынужденного прогула при восстановлении на работе незаконно уволенного, возмещение морального вреда).

Задача ограничительной функции — ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы человека могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Не допускается пропаганда социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ст. 29, 55 Конституции РФ).

Восстановительная функция направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т.д. Восстановительная функция тесно связана с компенсационной, поскольку восстановление нарушенного права влечет и компенсацию потерь лица.

33. Источника права. Рецепция в праве.

  Источники права

Под формой (источником) права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей.

История человеческого общества выработала следующие формы (источники) нрава (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Формы (источники) права

Нормативный правовой акт — это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих либо их отмену. Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц. Эта форма права характерна для России и большинства стран Европы.

Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на законы и подзаконные акты.

Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты — всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти.

Среди законов высшую юридическую силу имеет Конституция, на основе которой издаются другие законы и иные нормативные правовые акты. Никакой акт государства не может противоречить Конституции, ее нормы всегда имеют приоритет перед нормами других актов.

Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (текущие). Конституционные законы — это такие законы, принятие которых предусмотрено в самом тексте Конституции. В Конституции Российской Федерации они называются федеральными конституционными законами. Этим законам присущи следующие особенности:

  • 1) они обладают более высокой юридической силой по сравнению с обыкновенными законами;
  • 2) принимаются в особом порядке — квалифицированным большинством, т.е. заранее установленным повышенным кворумом при голосовании. В России, например, за федеральный конституционный закон должны проголосовать не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации от их списочного состава. В то время как для принятия обыкновенного закона достаточно простое большинство голосов в обеих палатах (50% плюс один голос);
  • 3) Глава государства не обладает правом вето в отношении конституционных законов, а должен по истечении определенного срока (в России - в течение 14 дней) подписать закон и обнародовать его.

Обыкновенные законы различаются по отраслям. Выделяют кодифицированные законы — кодексы (гражданский, уголовный, гражданский процессуальный, уголовно-процессуальный и т.д.). Все законы независимо от их характера подлежат обнародованию и опубликованию. Действует конституционное правило, согласно которому неопубликованные законы не могут применяться.

К подзаконным нормативным правовым актам относятся все нормативные правовые акты, принятые иными, кроме законодательных, уполномоченными на то органами государственной власти. Примерами таких нормативных правовых актов могут служить указы Президента. Они не могут противоречить Конституции и законам. Подзаконные нормативные правовые акты принимаются и другими органами государства — правительством, местными органами государственной власти и иными органами. Они также не могут противоречить Конституции, законам и указам Президента и издаются строго в пределах их компетенции. Законность таких актов проверяется в судебном порядке, и они поднадзорны прокуратуре, т.е. она может их опротестовать (кроме правительственных актов, которые может отменить только Президент).

Все другие формы (источники) права относятся к так называемым незаконодательным. То есть они формируются не специальными законотворческими органами государства.

Судебный прецедент — это общее официальное правило, которое устанавливается судьей при решении конкретного дела, в том случае, когда он обнаруживает, что из всех действующих правовых норм ни одна из них не подходит к данному случаю. Это общее правило становится обязательным, частью действующего права, которое подлежит применению судами, равными по статусу данному суду, а также всеми нижестоящими судами. Судебный прецедент — один из основных источников права в странах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье. Российская юридическая практика не признает прецедент в качестве официального источника права.

Правовой обычай — это придание официальной юридической силы действующему в обществе простому, неправовому обычаю путем использования его для решения конкретного дела в правоприменительном государственном органе (например, в суде). Отличие правого обычая и судебного прецедента в том, что используется уже известный обычай. Форма выражения — судебное решение. Каждый раз этот обычай нуждается в своем подтверждении (суд ссылается не на решение предыдущего суда, а на соответствующий обычай). Этот источник права имеет субсидиарное (дополняющее) значение. В России правовой обычай используется ограниченно. Правовые обычаи имеют наибольшее распространение в гражданском, семейном, аграрном праве, а также в международном праве, в частности, во внешнеторговом обороте.

Принцип права — основополагающая идея права (справедливость, народовластие, презумпция невиновности, возмещение причиненного вреда и т.д.). Принципы права используются при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая. Сами принципы права в целом или его отраслей сформулированы в конституциях государств, отраслевом законодательстве, международно- правовых договорах.

Правовая доктрина — это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Так, в английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на груды известных юристов в обоснование принятого судебного решения. Основным источником мусульманского права является исламская религиозная правовая доктрина. В России в юридической практике широко используются научные комментарии к различным кодексам, но они применяются как справочный, консультационный материал, ссылаться же на них при разрешении судебных споров и при обосновании принятых решений нельзя.

Нормативный договор — соглашение между сторонами, направленное на установление официальных юридических правил, например, международный договор, коллективный договор между предпринимателем и наемными работниками в лице их профсоюза. Договоры нормативного содержания — это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать. Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативных правовых актов.

Деловое обыкновение — это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями. Как правило, это признаваемая в данный момент наиболее оптимальная модель поведения в торговом обороте. Например, с появлением общедоступных телефонных сетей появилось деловое обыкновение, в соответствие с которым признавалось правомерным заключение гражданско-правовых сделок но телефону.

В каждой стране, в зависимости от истории ее развития, особенностей этой истории, национальных традиций, общей и правовой культуры и т.д., принята та или иная совокупность источников права, установлена их иерархия.

Каждый нормативный правовой акт действует в течение определенного времени, на определенной территории и распространяет свое действие на определенный круг лиц.

Нормативные правовые акты вступают в силу, как правило, с момента его принятия, с момента, установленного в самом нормативном правовом акте (в этих двух случаях момент вступления в силу определяется в одной из статей акта) и по истечении общего для всех нормативных правовых актов заранее установленного срока (как правило, через десять дней после официального опубликования. В этом случае в самом акте дата его вступления в силу не указывается).

В некоторых случаях закону может быть придана обратная сила. То есть его нормы могут быть распространены на отношения, возникшие до принятия нормативного правового акта.

Обратная сила закону придается в исключительных случаях. Во-первых, тогда, когда сам законодатель принимает такое решение. И во-вторых, обратная сила придается автоматически уголовным законам, которые устраняют, отменяют наказуемость деяния или смягчают наказание за конкретное деяние по сравнению с предшествующим законом.

Нормативные правовые акты прекращают действие во времени в следующих случаях:

  • 1) истечение заранее установленного срока действия, если был принят на определенный срок;
  • 2) отмена специальным актом правотворческого органа;
  • 3) если по предмету данного акта принят новый, в котором содержатся специальные статьи об отмене предыдущего акта.

Иногда происходит фактическая отмена полностью или частично путем издания нового акта по данному вопросу без указания в его тексте об отмене старого.

В отношении действия нормативного правового акта в пространстве руководствуются принципом территориального действия нормативного правового акта, т.е. его действие распространяется на той территории, органами государственной власти которой он издан.

Под территорией государства понимаются все пространственные объекты внутри границ государства и находящиеся под его юрисдикцией (земная поверхность, территориальные и внутренние воды, недра, воздушное пространство). Территорией государства считаются также военные суда в открытом море и в территориальных водах других государств, невоенные суда в открытом море, территории посольств.

Иногда нормативные правовые акты, изданные на территории одного государства, могут признаваться и действовать на территории другого, одной административно-территориальной единицы на территории другой. Это достигается путем заключения межгосударственных соглашений либо принятием национального законодательства, регулирующего вопросы коллизий между нормами различных частей государства.

Принцип территориального действия нормативных правовых актов предопределяет и их действие по лицам, т.е. предписания нормативного правового акта распространяются на все указанные в нем субъекты и находящиеся на территории действия акта.

Из этого общего правила есть исключения:

  • 1) лица, пользующиеся правом экстерриториальности (например, главы государств, дипломатические представители и члены их семей), должны подчиняться праву страны пребывания, но к ним не могут быть применены меры государственного принуждения (санкции правовых норм) данной страны;
  • 2) иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений (например, избираться в органы государственной власти, служить в армии, быть командирами воздушных и водных судов).

Граждане и органы государства должны подчиняться в полном объеме законам своего государства, даже если они находятся на территории иностранного государства (здесь территориальное действие акта заменяется действием по лицам). Указанные субъекты находятся одновременно под пространственным действием иностранного права и личностным действием своего национального права. Здесь действует принцип — «право следует за лицом».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.021 с.)