Проблема права сецессии (права выхода из федерации). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема права сецессии (права выхода из федерации).



Эта проблема является одним из спорных теоретических вопросов. Она связана с понятием «национальный суверенитет», в соответствии с которым каждая нация имеет право на самоопределение. В отличие от народного суверенитета, предполагающего оценку народа как социально однородной категории, суверенитет нации предполагает дифференциацию гражданского населения страны по национальным признакам (единство языка, культурных, религиозных, этнических традиций). Крайней формой национального суверенитета является закрепление за нацией права на создание собственного государства.

Следует отметить, что сторонником такого подхода являлся В.И. Ленин. В силу этого последователи марксистско-ленинской теории были сторонниками права сецессии. При этом они исходили из ленинской трактовки права нации на самоопределение, предусматривающей создание собственного государства. Как известно, в Конституции СССР было зафиксировано право республик на выход из союзного государства. До начала 1990-х годов оно не использовалось, так как на практике его нельзя было реализовать. Во времена перестройки право сецессии выступало в качестве формально-юридического основания сепаратистских претензий, что способствовало распаду СССР. Следует отметить, что в новейшей истории известны и успешные (хотя и незаконные) попытки сецессии — в 1965 г. отделился Сингапур от Малайзии, в 1971 г. на территориях, принадлежавших Пакистану, образовалось государство Бангладеш.

В настоящее время национальный суверенитет, предполагающий образование собственного государства, законодательно не закреплен ни в одном из государств, так как его реализация предполагает нарушение принципа единства государственной территории и как следствие — посягательство на государственный суверенитет в целом. Против такого подхода выступает и ООН.

Поэтому современные зарубежные конституции не предусматривают права сецессии. В федеративных государствах оно рассматривается как подрыв целостности суверенного государства. Попытки выхода из состава федерации подавлялись в ряде стран вооруженным путем (в США в 1861 — 1865 гг., в Мексике в 30-х гг. XX в., в Нигерии в 70-х гг. XX в.). Организация Объединенных Наций также выступает против права сецессии.

16. Государственно-правовой режим.

Истории известны самые различные политические режимы: деспотический, теократически-монархический, аристократический (олигархический), демократический, абсолютистский, клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский, "просвещенного абсолютизма", бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, фашизмоподобный, марионеточный, авторитарный, тоталитарный и ряд других.

Тем не менее в научном обороте категория "политический режим" появилась сравнительно недавно – в 1960-е гг. На современный момент в политологии и юриспруденции данная категория используется в трех значениях.

В первом значении политический режим полностью отождествляется с формой государства, является се синонимом и с этой точки зрения включает в себя форму правления и форму государственного устройства.

Во втором значении политический режим рассматривается не только и не столько как государствоведческое понятие, сколько как явление во многом предопределяющее особенности функционирования политической системы общества в целом.

В третьем значении политический режим используется для характеристики различных способов, приемов и методов осуществления государственной власти в обществе. Это узкое значение данной категории, в котором она используется прежде всего в юриспруденции в качестве особого третьего элемента, характеризующего форму государства, наряду с формой правления и формой государственного устройства.

Таким образом, политический (государственно-правовой) режим – это совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Особенность данной формы государства состоит в том, что она имеет определенную самостоятельность и напрямую нс зависит от иных форм.

Так, в государствах с монархической (кроме абсолютной монархии) и республиканской формой правления может существовать один и тот же политический режим. Более того, в целом ряде современных ограниченных монархий существует значительно более демократический режим, чем в отдельных современных республиках. Еще в меньшей степени политический режим детерминирован той или иной формой государственного устройства.

Можно с уверенностью утверждать, что ни в одном государстве мира не было и нет абсолютно идентичных политических режимов. Каждый из них имеет свои особенности и специфику, которые обусловлены влиянием огромного количества социально-экономических, общественно-политических, классовых, религиозных, нравственных и иных факторов.

Следует обратить внимание на то, что относительная стабильность указанных факторов приводит к относительной стабильности политического режима конкретного государства в конкретный исторический период времени. И наоборот, их изменения приводят к тем или иным модификациям рассматриваемой формы государства.

В учебной литературе по теории государства и права политические режимы обычно подразделяют на две основные разновидности: демократические и антидемократические.

Демократическому политическому режиму присущи:

  • – наличие в государстве демократии, т.е. такой формы власти, которая основана на признании парода в качестве источника власти;
  • – выборность и сменяемость высших органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
  • – разделение государственной власти па законодательную, исполнительную и судебную;
  • – конституционное признание, закрепление и реальное гарантирование основных личных, экономических, политических и иных прав и свобод человека и гражданина (ограничение прав и свобод допускается только на основании и в соответствии с законом);
  • – защищенность личности от произвола и беззакония, возможность реально защищать свои права, свободы и законные интересы от любых посягательств, в том числе государственных органов и должностных лиц;
  • – существование ряда политических, в том числе оппозиционных, партий;
  • – невмешательство государства в частную жизнь граждан;
  • – гласность в деятельности государства.

Антидемократический политический режим является противоположностью демократического и характеризуется обратным набором признаков.

Особое значение имеет подразделение данной разновидности политического режима на собственно антидемократические и псевдодемократические. Для последних характерно формальное признание и конституционное закрепление наиболее значимых демократических институтов и ценностей, с одной стороны, и их полное или частичное игнорирование – с другой.

Типичными примерами псевдодемократических режимов являются режимы, существовавшие в бывшем СССР и ряде других стран социалистического содружества. В настоящее время подобные режимы существуют в КНДР и на Кубе.

В зависимости от степени ограничения демократии антидемократические режимы подразделяются на авторитарные, тоталитарные и фашистские.

Авторитарный режим характеризуется нарушением принципа разделения властей, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов, концентрацией огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов и как следствие – незаконным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения политических партий и других организаций.

Тоталитарный режим отличается полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, огосударствлением общественных организаций, вмешательством государства в частную жизнь граждан, господством одной политической партии или движения, запрещением или существенным ограничением деятельности оппозиционных партий, наличием одной "официальной" идеологии, преследованием за инакомыслие, значительным ограничением прав, свобод и законных интересов личности.

Фашистский режим – это тоталитаризм в его наиболее откровенной форме. Аппарат государственной власти достигает огромных размеров и создастся по типу пирамиды, на вершине которой стоит единоличный правитель, обладающий неограниченными полномочиями. Фашистский режим полностью ликвидирует демократические нрава и свободы, уничтожает все оппозиционные организации и учреждения, опирается в своей деятельности на массовый идеологический и физический террор.

Фашизм – это явление XX в. Впервые он возник в 1919 г. в Италии, где после захвата власти в 1922 г. фашистами установилась соответствующая диктатура, которая просуществовала до 1940-х гг. В 1920 г. в Германии была организована Национал-социалистская рабочая партия во главе с А. Гитлером, которая в 1933 г. победила на всеобщих выборах, т.е. получила власть демократическим путем и после этого установила режим кровавой фашисткой диктатуры.

На современный момент откровенно фашистских режимов не существует, но это отнюдь не означает, что они не могут возникнуть.

От политического режима как особой формы государства необходимо отличать режим чрезвычайного положения, представляющий собой особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий устанавливаемые законом отдельные ограничения прав и свобод граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Чрезвычайное положение является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. В любом демократическом государстве правовые основы введения режима чрезвычайного положения устанавливаются конституцией и специальным законом. В настоящее время в Российской Федерации правовое регулирование режима чрезвычайного положения осуществляется в соответствии со ст. 56 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 30.05. 2001 № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".

Обстоятельствами введения чрезвычайного положения могут быть:

  • – попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • – чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Таким образом, форма государства является фундаментальной общетеоретической категорией и позволяет дать характеристику сущности государства с позиций формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

17. Межгосударственные объединения.

Межгосударственное объединение — это союз суверенных государств, созданный на основе межгосударственного договора с целью экономической и политической интеграции государств-участников.

На сегодняшний день можно привести целый ряд примеров реально существующих межгосударственных объединений:

§ Европейский союз

§ Британское содружество наций

§ Содружество Независимых Государств

Межгосударственные объединения позволяют совместными усилиями решать внутренние проблемы государств-участников, а также объединять их ресурсы для выполнения внешних задач.

Государства-участники межгосударственного объединения сохраняют свой суверенитет в полном объеме, но передают часть своих полномочий надгосударственным органам, которые координируют деятельность государств-участников.

Правовой основой формирования и деятельности системы межгосударственных органов являются договоры об образовании межгосударственных объединений и их уставы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.017 с.)