Теории происхождения позитивного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории происхождения позитивного права



Юридический позитивизм (И. Бентам, Д. Остин, Г. Кельзен, Г. Ф. Шершеневич) — право является продуктом целенаправленной государственной деятельности, актом воли[5], выраженным в виде определенных правил, приказом суверена. Правила поведения, не получившие формально-юридического выражения, правовыми не являются.

Правотворческая деятельность государства может осуществляться как в форме непосредственного, так и санкционированного правотворчества. В рамках непосредственного правотворчества создаются так называемые гражданские права и обязанности (правила, регламентирующие порядок формирования и функционирования государственной власти, приобретения и утраты гражданства и т. п.). В рамках санкционированного правотворчества государство признает юридически значимыми (правомерными, противоправными) правила поведения, сложившиеся в ходе естественного развития общества (обычай наследования имущества умершего членами его семьи признается государством правомерным, а обычай кровной мести — противоправным).

Социологический позитивизм (Е. Эрлих, К. Лавеллин, Д. Фрэнк, С. А. Муромцев) — право как система правил поведения общезначимого характера формируется в результате социального развития. Государство юридизирует (наделяет юридической силой, гарантирует и санкционирует) уже сложившиеся в процессе общественного развития правила поведения. Так, например, право, по Е. Эрлиху, — это, прежде всего, объективное, независимое от прямого волеустановления явление («живое право»), которое постепенно преобразуется в систему правил («право второго порядка»), «по которым суды и другие учреждения оценивают поступки людей...»[6]. При этом к праву второго порядка ученый относил правовые положения, установленные судебными решениями и законодательством, которые предназначены охранять «живое право», опережающее по своей динамике отражения сущего — исходящие от государства правовые установления.

Психологический позитивизм (Л. Петражицкий, Г. Тард и др.) рассматривает право как продукт, создаваемый на уровне человеческой психики. Наиболее яркий и авторитетный представитель психологической теории права Л. И. Петражицкий характеризовал право как «этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный характер»[7]. Ученый проводил деление права на позитивное и интуитивное. При этом возникновение позитивного права связывалось с некими внешними основаниями — «нормативными фактами», на которые право опирается (обычаи, законы, кодексы и пр.). Интуитивное же право — это продукт внутреннего определения субъекта[8].

 

11. Понятие государства и его признаки. Сущность государства. Реализация государственной власти

Понятие, признаки и сущность государства

В юридической литературе существует множество определений понятия государства. Это связано с тем, что никакая другая организация не может конкурировать с государством, при выполнении задач и функций, при выполнении задач и функций, связанных с жизнедеятельностью общества. Кроме того, государство есть очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление, которое прямо и непосредственно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. В этой связи решить указанные выше проблемы, возможно лишь при изучении государства в конкретно-исторических условиях, в различных его взаимосвязях с экономической, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие народные достижения. В этой связи хотелось бы дать некоторые научно-обоснованные определения понятия государства:

1. Государство есть исторически развивающееся явление, т.е. его роль и значение рассматривались применительно к конкретно-историческому периоду его развития, с использованием тех объективных факторов, которые характерны для данного периода.

2. Государство есть продукт общественного развития, т.е. применительно к государственно-организованному обществу оно является основной управляющей системой.

3. Русские юристы излагали в своих работах следующие определения понятия государства. Так Коркунов считал, что государство есть «общественный союз, представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми». Трубецкой считал, что «государство есть союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории». Гумилович определяет государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка». Следует заметить, что сторонники марксистко-ленинской теории определяли государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, машину для угнетения одного класса другим, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы. Таким образом, указанные определения носили сугубо классовый характер, который является важнейшим признаком любого государства.

4. Несколько иное, более современное определение содержится в работе профессора С.С. Алексеева, который под государством понимает особую организацию политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом – в социалистическом обществе), располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим велением обязательную силу для населения всей страны.

Существуют и другие определения понятия государства, но всех их объединяет то обстоятельство, что любое государство должно рассматриваться в его исторической действительности и во всех его исторических проявлениях.

В юридической литературе определяют следующие основные признаки государства, отличающие его от других видов социальной власти:

1. Наличие особой публичной власти, т.е. органов, издающих от имени государства законы и подзаконные нормативно-правовые акты; обладающих особым аппаратом управления и государственного принуждения.

2. Разделение населения по территориальному принципу, т.е. наличие четко определенных внешних границ и внутреннее территориальное разделение населения, защита его интересов, независимо от их принадлежности к какому-либо роду, племени, религии или классовой принадлежности.

3. Взимание налогов с физических и юридических лиц для содержания публичной власти.

4. Государственный суверенитет, т.е. верховенство государственной власти как внутри страны, а также независимость во внешнеполитической среде.

5. Правотворческая деятельность органов государства, т.е. издание нормативно-правовых актов (законов, указов, постановлений, распоряжений и др.) обязательных для исполнения каждым членом общества.

Перечисленные выше признаки позволяют определить государство как особую форму организации политической власти в обществе на определенном историческом этапе его развития, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Говоря о сущности государства и существующих в научной литературе подходов в ее понимании, следует отметить, что государство может рассматриваться как «объединение людей, подчиненных праву, интересы которых выражают властные органы», либо как «система институтов публичной власти, аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп.

Таким образом, в зависимости от различных научных пониманий (подходов) в сущности государства можно выделить два подхода: 1) его способность выражать общезначимые интересы большинства (общесоциальная сущность), либо, 2) его способность представлять интересы экономически господствующего класса, или отдельных социальных групп (классовая сущность).

Сущность государства

В качестве одной из философских категорий сущность – это совокупность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих самые необходимые глубинные связи и отношения предмета, явления, от которых зависят все их остальные свойства и признаки. Таким образом, проблема сущности государства – это проблема определения самой важной его характеристики.

Вопрос о сущности государственно-правовых институтов всегда являлся традиционным для марксистско-ленинской теории государства и права. Он раскрывался со многими отсылками к произведениям К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина следующим образом.

Опираясь на принцип материального единства мира, марксистско-ленинская теория установила, что государство принадлежит к области общественных явлений. Следовательно, для научного понимания его природы необходимо исследование структуры общества, к которой принадлежит государство как составная часть политико-юридической надстройки. Классики марксизма-ленинизма доказывали, что возникновение, существование и развитие любого государства связано с классовым обществом, а процесс его отмирания – со становлением бесклассовой, социально однородной структуры общества. Сущность государства определяют классовая структура общества, господство тех или иных классов в данной системе общественных отношений и, следовательно, создание ими государства как орудия своего господства. В эксплуататорском обществе сущность государства обуславливается антагонистическими противоречиями между экономически господствующим и эксплуатируемым классами. В обществе, переходном от капитализма к социализму, сущность государства определяется антагонизмами между свергнутыми и победившими классами, а также содружеством всех трудящихся масс, а в социалистическом обществе сущность государства состоит в союзе рабочих, крестьян и интеллигенции.

Экономические, классовые и идеологические факторы, обусловливающие сущность государства, определяют и его основное социальное назначение – регулирование общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. Система политического господства классов в обществе с антагонистическими отношениями охватывается понятием диктатуры, т.е. подчинения деятельности всего населения интересам экономически господствующего класса. Таким образом, сущность эксплуататорского государства составляет диктатура экономически господствующего класса.

Популярностью пользовались определения государства, взятые из работ В. И. Ленина: "государство есть особая организация силы, есть организация насилия для подавления какого-либо класса", или "государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим" (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 24; Т. 39. С. 73).

Таким образом, в государстве в классовом обществе теоретически видели прежде всего орудие классового господства и лишь затем – аппарат общесоциального управления, необходимый для организации общественной жизни.

Сущность, т.е. главная, определяющая характеристика любого предмета, явления, процесса, созданного или используемого человеком, обычно связывается с его назначением, со способностью удовлетворять те или иные потребности человека. С этих позиций сущность государства состоит в его социальном назначении, а именно: регулировать общественные отношения, управлять обществом. Для продолжения существования человеческого общества необходимо обеспечивать постоянное производство и воспроизводство общественной жизни, что достигается наличием социального управления. Назначение государства как особой организации власти заключается в управлении процессами реализации стоящих перед обществом задач. Государственное управление – это целенаправленное воздействие государства на систему общественных отношений с целью их упорядочения и планомерного развития. Для сущностной характеристики государства иногда используют категорию "ценность государства"; ценность государства состоит в его реальной способности направлять общественное развитие.

Практически все проблемы теории государства прямо или косвенно связаны с категорией "сущность государства". Некоторые из них будут рассмотрены в настоящем параграфе, другие – в следующих темах но теории государства.

В чьих интересах государство осуществляет свою управленческую деятельность?

В каких пределах государство осуществляет свою управленческую деятельность?

В каких направлениях государство осуществляет свою управленческую деятельность? (см. тему "Функции государства").

Какими методами, способами государство осуществляет свою управленческую деятельность? (см. параграф 6.4).

На каких принципах базируется управленческая деятельность государства? (см. параграф 5.2).

Каким образом создаются высшие органы государства, каким образом распределяется их компетенция? (см. параграф 6.2).

Какова территориальная организация государственной власти? (см. параграф 6.3).

С точки зрения отражения в управленческой деятельности определенных интересов в современной теории государства и права принято различать две стороны в сущности государства, поскольку управление обществом может осуществляться государством как в интересах всего общества, так и в интересах отдельных лиц либо социальных групп, стоящих у власти. Поэтому говорят о том, что с одной стороны государство есть особая организация власти, которая выступает в качестве инструмента организации жизни общества, средства управления им с учетом прежде всего общественных интересов. С другой стороны, государство служит орудием насилия в руках меньшинства для подавления большинства населения (например, эксплуатируемых классов), является средством реализации интересов относительно немногочисленных социальных групп, которым принадлежит экономическая или политическая власть. Эти две стороны сущности в различных сочетаниях присутствуют во всех государствах, как существующих в настоящее время, так и когда-либо существовавших в истории человечества. Марксистско-ленинская юридическая наука абсолютизировала момент насилия в управленческой деятельности государства, предлагала не вполне адекватное его понимание.

Говоря о возможности осуществления управленческой деятельности или в интересах общества в целом, или в интересах отдельных социальных групп, ученые предлагают и разные варианты возникновения государственности. Так, одни утверждают, что к государственно организованному обществу почти везде люди пришли первоначально прежде всего в целях удовлетворения своих общих интересов (защита от нападений извне, необходимость постройки и поддержания в надлежащем состоянии крупных ирригационных сооружений и т.д.), государство возникло как организация, управляющая обществом для сохранения его существования и дальнейшего развития. Затем, с постепенным расслоением общества и возникновением классов, государство свою деятельность в той или иной степени подчиняет интересам экономически и политически господствующего класса. Существует и противоположная точка зрения, в соответствии с которой государство возникает именно как аппарат насилия, находящийся в руках имущих для подавления эксплуатируемых слоев населения.

Еще одна самостоятельная проблема, связанная с сущностью, с социальным назначением государства, – определение пределов управляющего воздействия государства на общественные отношения. Абсолютно все стороны функционирования человеческого общества должны находиться под контролем государства, или же публичная власть должна ограничивать свое вмешательство в общественные отношения? И в науке, и в практической государственной деятельности известны два крайних варианта разрешения данной проблемы. С одной стороны, существуют различные концепции тоталитарного государства – государства, которое абсолютно все старается держать под своим контролем. С точки зрения той же марксистско-ленинской юридической науки государство является главным орудием построения коммунистического общества и сфера его управляющего воздействия должна распространяться на все общество (впрочем, это сочеталось с идеями о необходимости развития самоуправления народа – ведь в коммунистическом обществе места государству не находилось). С другой стороны, есть и теории, имеющие противоположную направленность, к примеру, так называемая концепция государства – "ночного сторожа". Эта основанная на либерализме концепция допускала только охранительные функции государства; государство – "ночной сторож" – нс вмешивается ни в экономику (здесь единственный регулятор – рынок), ни в частную жизнь граждан.

Как правило, границы деятельности государства признаются широкими или узкими в зависимости от того, чьи интересы – личные или общественные – являются приоритетными. Индивидуалистическое общество, общество которое признает в первую очередь ценности либерализма – личную свободу каждого и частную собственность – ограничивает вмешательство государства в жизнь граждан. Общество, объявляющее главными прежде всего общие, коллективные идеи, напротив, предполагает большой простор для государственной деятельности (см.: Лазарев В. В. Теория государства и права (актуальные проблемы): учеб, пособие. М., 1992. С. 87–88).

Для уяснения пределов деятельности государства следует рассмотреть понятие гражданского общества. Гражданское общество – фундаментальная категория, исследованию которой, к сожалению, в отечественных гуманитарных науках должного внимания долгое время не уделялось. Гражданское общество можно определить как многообразие общественных отношений – экономических, социальных, культурных, идеологических, религиозных, моральных – не опосредованных политической деятельностью государства. Это понятие помогает раскрыть сущность государственно-правовых явлений, осознать пределы государственной деятельности. Государство не должно быть слабым и пассивным, как и не должно быть всевластным и возвышающимся над обществом. Необходимо сильное государство, осознающее вместе с тем пределы своего вмешательства в жизнь общества и регулирующее не все общественные отношения, а лишь наиболее важные с точки зрения интересов существования и развития общества.

Пределы государственного воздействия – одна из сложных и недостаточно изученных проблем теории государства.

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОС ВЛАСТИ

Государственная власть реализуется двумя способами.

  • 1. Основным является реализация через государственное управление - целенаправленное воздействие органов государства на социальные отношения в целом или на отдельные его сферы (экономическую, социальную, духовную) для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.
  • 2. Второй способ реализации — непосредственная реализация власти источником власти (населением) посредством референдума.

Методы реализации государственной власти разнообразны.

К общим методам осуществления государственной власти традиционно относятся убеждение и принуждение.

Убеждение — это метод активного воздействия на волю и сознание человека посредством психологических установок, имеющих идейно-нравственное содержание, для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании необходимости совершения тех или иных действий, выполнения целей и задач, обозначенных государством.

Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных и политических ценностей.

Следует отличать убеждение от простого знания. Убеждения неотделимы от личности, являются частью ее мировоззрения, духовно-нравственной ориентации. Убеждения носят иррациональный характер, знания — рациональный. Следовательно, к ним можно относиться критически, подвергнуть критической оценке.

Но как бы ни было убедительно государство, государственная власть не может обойтись без такого метода свой реализации, как принуждение. Особым видом принуждения, применительно к государственной власти, является государственное принуждение.

Государственное принуждение — это психологическое, физическое или иное принудительное воздействие государства (в лице своих уполномоченных органов) на подвластного субъекта с целью заставить его действовать но воле и в интересах государства.

Государственное принуждение — наиболее жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли государства. Государственное принуждение подавляет волю подвластного и ставит его в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью.

Но не стоит забывать, что посредством принуждения, прежде всего, подавляется нежелательное для государства и общества поведение, снимаются противоречия между общими, групповыми и индивидуальными интересами, стимулируется общественно полезное поведение.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым.

Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое имеет четкую процедуру применения (процессуальную форму).

Неправовые формы — это проявление принуждения, не основанного на правовых началах. Есть два варианта: 1) с формальным соблюдением «неправового» закона и 2) полный произвол, т.е. насилие, основанное на силе, а не на праве.

 

 

12. Типология государств. Формационная и цивилизационная типология государств

Типология государства: формационный и цивилизационный подходы - Зубанова С.Г. Теория государства и права

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.

Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.

₽Hyundai TUCSON со Скидкой 255 000 р.Распродажа Хендай ТУКСОН. Дешевле не найти! Льготный кредит 4,5% + КАСКО в подарок!hyundai26.ru Содействие в подборе финансовых услуг/организаций

Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.

Подходы к типологии государств:

1. формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;

2. цивилизационный подход.

Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:

1. соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

2. класс, инструментом власти которого становится государство;

3. социальное назначение государства.

Формационный подход выделяет следующие типы государств:

1. рабовладельческий;

2. феодальный;

3. буржуазный;

4. социалистический.

По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.

Формационный подход имеет следующие достоинства:

1. продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;

2. возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

Недостатки:

1. односторонность;

2. не учитываются духовные факторы.

В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:

1. современных и древних;

2. западных, восточных, православных и др.

В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.

С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.

Положительные черты цивилизационного подхода:

1. выделение духовных, культурных факторов;

2. более четкая типология государств.

Недостатки:

1. низкая оценка социально-экономического фактора;

2. преобладание типологии общества над типологией государства.

13. Понятие формы государства.

Понятие формы государства

"Территория", "население", "власть" представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга с точки зрения своей внутренней организации, что выражается в понятии "форма государства".

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающей форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если категория "сущность государства" отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория "форма государства" трактует вопросы о том, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

От формы государства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе, устойчив ость государственных институтов.

Форма государства - это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементами формы выступают форма правления, форма государственного устройства, политический (государственный) режим.

14. Форма правления: понятие, виды.

Формы правления

Форма правления - это организация высших органов государства, порядок образования и взаимоотношения, степень участия граждан в их формировании.

По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. В монархиях полномочия главы государства - монарха (царя, короля, императора, шаха, султана и т.п.) приобретаются по наследству и осуществляются им единолично и пожизненно.

Различают неограниченные и ограниченные монархии. В неограниченных монархиях единственным носителем суверенитета государства является монарх. Неограниченными были деспотические монархии рабовладельческих государств Древнего Востока, а также абсолютные (самодержавные) монархии последнего периода эпохи феодализма.

В ограниченных монархиях наряду с монархом носителями суверенности государства являются другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства. К ограниченным относились сословно-представительные монархии эпохи феодализма. В настоящее время таковы конституционные монархии - Англия, Бельгия, Швеция, Япония и другие.

Республика - такая форма правления, при которой главой государства является избранный на определенный срок единоличный или коллективный орган. Глава государства в республике признается ответственным перед избравшим его органом или населением.

Республики бывают парламентские и президентские. Названия эти до некоторой степени условны. Дело в том, что в той и в другой форме есть как парламент, так и президент. Однако реальные полномочия в этих формах неодинаковы. В парламентской республике (например, в Германии, Италии и др.) президенту принадлежат в основном символические функции. В парламентской республике исполнительная власть принадлежит не президенту, а правительству во главе с премьер-министром (канцлером, председателем совета министров и т.п.). Правительство формируется на основе парламентского большинства. Исполнительную власть таким образом осуществляет кабинет, ответственный перед парламентом. Парламент может принять вотум недоверия правительству, которое в таком случае уходит в отставку. Здесь роль президента в значительной степени аналогична положению монарха в парламентской монархии: король царствует, но не правит.

В президентских республиках, наоборот, президент является главой государства и правительства (например, в США).

Существует промежуточный, компромиссный вариант между парламентской и президентской республикой (полупрезидентская республика), например, во Франции. Наряду с правительством, возглавляемым премьером и ответственным перед парламентом, во Франции есть и президент с некоторыми прерогативами, отличающими его от президента в обычной парламентской республике.

Формы государственного устройства

Форма государственного устройства - это внутренняя структура государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы государственного устройства: унитарную, федеративную, конфедеративную.

Унитарное государство - простое цельное, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета. В этом государстве существует единая система высших органов и единая система законодательства. В настоящее время к унитарным государствам относятся Англия, Франция, Бельгия, Швеция и др.

Федеративное государство - сложное союзное государство, части которого являются отдельным государством или государственными образованиями, обладающими в той или иной мере государственным суверенитетом, признаками государственности. В нем наряду с высшими органами федерации и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство частей, членов (субъектов) федерации.

Современные федерации - США, Россия, Индия и др.

Конфедерация - союз государств, образуемый для определенных (как правило, временных - политических, военных) целей. Конфедерация представляет собой объединение двух или более государств, при котором союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации - и только по тем вопросам, для разрешения которых они объединялись. Главная ее особенность заключается в отсутствии общего для объединившихся государств центрального государственного аппарата, который бы направлял по общему пути все законодательство и управление государств, а также в том, что каждое государство (член конфедерации) сохраняет за собой право вступать в дипломатические, торговые и военные соглашения с иностранными государствами.

Государственно-правовой режим

Государственно-правовой режим есть совокупность средств и способов осуществления политической власти, выражающих ее содержание и характер. Примеры государственно-правовых режимов - деспотия, аристократия, фашизм, демократия. Все государственно-правовые режимы с теми или иными вариациями распадаются на две большие группы - демократические и авторитарные.

Государственно-правовой режим - важнейший элемент формы государства. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на формы правления и государственного устройства.

Демократический государственно-правовой режим - это государственная власть, основанная на принципе подчинения меньшинства большинству, где решения принимаются большинством с одновременным уважением прав меньшинства.

Авторитарный государственно-правовой режим - это осуществление государственной власти в противоречии с демократическими нормами и институтами, реализация правителем власти по своему произволу, без учета мнения большинства.

15. Политико-территориальная организация государства. Право сецессии.

Политико-территориальная организация государства: понятие, виды.

Форма государственного устройства - способ территориального устройства государства, определяющий взаимоотношения центральной и местной властей - это национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование. Данная категория дает ответы на следующие вопросы:

  1. как организована территория государства; из каких частей оно состоит; каково их право положение;
  2. на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.

Унитарное государство (УГ) - представляет собой единую, слитную структуру, не имеющую в своем составе государственных образований. В государстве неделимость. Составные части обладают статусом административных территориальных единиц; не обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета) не имеют своего собственного законодательства. Признаки:

  • один основной закон, одна система законодательства;
  • единый центр государственной власти для всей страны, в том числе общая система высших и центральных органов власти (единые высшие законодат, исполнительные и судебные органы);
  • единое гражданство; единая судебная система;
  • одноканальная система налогов, то есть все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;
  • административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются компетенцией в экономической, социальной и культурных сферах.

Три вида современных унитарных государств:

Децентрализованные - местные органы избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью

(имеют право законодательствовать, обладают финансовой автономией);

Относительно децентрализованные - самоуправленческими началами наделяются мировые территориальные

образования (общины, коммуны);

Централизованные - государства, в которых отсутствует местное самоуправление (МСУ), а управление на

местах осуществляют назначенные сверху чиновники.

Симметричные УГ - административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус, занимают

равное положение по отношению к государству в целом.

Ассиметричные УГ - имеется политическая или административная автономия.

Регионализм - форма УГ, когда автономные образования обладают правом принимать свое законодательство

(Испания, Италия) - это промежуточная форма между унитарным и федеративным государством.

Федеративное государство (ФГ, федерация) - многосоставное государство, части которого обладают

политической автономией (признаками государственного суверенитета). Это союзное, соединенное государс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.123 с.)