Понятие, признаки и структура системы права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, признаки и структура системы права



Право регулирует различные общественные отношения, которые представляют собой сложную систему. Понятие "система права" не следует путать с понятием "правовая система", которое по содержанию шире. В первом случае речь идет о внутреннем строении права, а во втором – о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, которые существуют и функционируют в государстве. Система права выступает одной из составляющих элементов правовой системы.

Что же представляет собой система права?

Система права представляет собой исторически сложившуюся, объективно существующую внутреннюю структуру права, которая определяется характером реализуемых общественных отношений:

  • — системное образование, т.е. не просто совокупность составляющих ее элементов, а целостное образование, обладающее соответствующими свойствами, связями и внутренней структурой;
  • — объективное явление, так как связана с общественными отношениями, сложившимися в обществе;
  • — обусловлена национальными, историческими, культурными и иными социальными факторами;
  • — динамичная система, изменяющая свою внутреннюю структуру под влиянием внешней среды.

Существуют и иные определения системы права, рассмотрим их.

Система права — совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.[1]

Система права представляет собой внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений. [2]

Система права — объективно существующая внутренняя структура права, определяемая экономическим и социальным строем, выражающаяся одновременно в единстве юридических норм и их разделении на отдельные отрасли, связанные между собой. [3]

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. [4]

Система права — внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. [5]

Система права — это подразделение совокупности правовых норм на отрасли права (конституционное, административное, фажданскос, уголовное и т.д.) и институты права (избирательное право, институт собственности, институт необходимой обороны и т.д.) в зависимости от предмета (характер и сложность регулируемых общественных отношений) и метода регулирования (метод прямых предписаний, метод дозволений и пр.). [6]

В советский период под системой советского общенародного права понималась обусловленная характером социалистических общественных отношений внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты. [7]

Несмотря на различные существующие определения системы права, можно сделать вывод о том, что система права — эго связанное состоянием общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в единстве и согласованности действующих правовых норм и их логическом распределении по отраслям и институтам права.

Признаками системы права являются следующие (рис. 14.1):

  • 1) объективный характер, который выражается в отражении реально существующей системы общественных отношений. Каждому историческому типу права соответствует своя система;
  • 2) единство, что означает целостность и согласованность ее внутренней организации, непротиворечивость и взаимосогласованность всех норм права;
  • 3) дифференциация, т.е. подразделение на относительно самостоятельные структурные элементы — отрасли, подотрасли, институты права. Подобная дифференциация связана с большим разнообразием общественных отношений;
  • 4) непротиворечивость, означающая то, что в системе права не должно быть коллизий, противоречий между структурными элементами системы права — отраслями, подотраслями, институтами;
  • 5) системность — любое право имеет свою систему, посредством которой определяются структурные элементы права. Системность является важнейшим свойством права как регулятора общественных отношений. В ее основе лежат субъективные и объективные факторы. К числу субъективных факторов необходимо отнести создание такой системы права, которая отличалась бы слаженностью и непротиворечивостью составляющих ее частей. К объективным факторам, способствующим формированию целостности и единства системы права, необходимо отнести те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые определяют не только механизм возникновения и существования системы права, но и объективную необходимость ее четкого и эффективного функционирования.

Рис. 14.1. Основные признаки системы права

Структурными элементами права являются: норма права (как первичный, исходный элемент); институт права; субинститут права', отрасль права; подотрасль права (рис. 14.2).

Рис. 14.2. Структура системы права

Норма права составляет основу любой системы права. Это "кирпичик", посредством которого создаются все отрасли и институты права. Именно в норме права выражаются основные черты права — нормативность, формальная определенность, обеспечение силой государства.

Институт права представляет собой совокупность норм права, обособленных в рамках определенной отрасли права, регулирующих группу взаимосвязанных общественных отношений. В отличие от норм права — первичных структурных элементов права — институты права являются более объемными по своему характеру и содержанию. Институтом права регулируются не все, а только однородные общественные отношения.

Институт права может иметь в своем составе более мелкие самостоятельные образования — субинституты.

Отрасль права представляет собой основной структурный элемент системы права, обособленную группу правовых норм и институтов, объединенных общностью регулируемых ими однородных общественных отношений своим особым методом. К числу отраслей права относятся конституционное, административное, гражданское, уголовное, трудовое, семейное и др. Критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Подотрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения определенного вида, составляющие часть предмета правового регулирования отрасли права.

 

53. Отрасли и подотрасли права. Правовые общности отраслей.

Отрасли и подотрасли права

Правовые нормы, закрепленные в законодательстве, регулирующие общественные отношения, подразделяют по отраслям для того, чтобы было проще ориентироваться в многообразии различных правовых предписаний.

Под отраслью понимается система институтов и норм права, регулирующих общественные отношения одного рода. Каждая из отраслей отличается предметом правового регулирования, то есть качественно однородной группой общественных отношений, закрепленных в правовых нормах. Также они отличаются по методу регулирования, то есть по приемам и способам юридического воздействия на человека.

Основными методами являются императивный и диспозитивный. Первый метод содержит строгие предписания, обязательные к исполнению, а второй предлагает право выбора. Императивный метод больше присущ таким отраслям, как административное и уголовное право. Они содержат нормы, за нарушение которых наступает административная или уголовная ответственность. Отрасли права подразделяются на публичные и частные.

Первые регулируют отношения в сферах государственной власти, судебной, исполнительно-распорядительной деятельности. Вторые направлены на обеспечение и защиту частных интересов.

Основные отрасли права:

  • 1. Базовой отраслью является Конституционное право. Предмет составляют отношения, устанавливающие конституционный строй, форму государственного устройства, общие принципы организации органов государства. Конституционные нормы имеют высшую юридическую силу.
  • 2. Уголовное право. Эта отрасль регулирует отношения, направленные на борьбу с преступностью. Основной источник - УК РФ, состоящий из Общей и Особенной частей. Первая содержит общие правовые нормы, а вторая устанавливает ответственность за совершение разного рода преступлений.
  • 3. Уголовно-процессуальное право. Закрепляет порядок привлечения лиц к уголовной ответственности, начиная с возбуждения дела, и заканчивая вынесением приговора суда. Источник - УПК РФ.
  • 4. Уголовно-исполнительное право. Предмет регулирования - отношения, возникшие в связи с исполнением наказаний. Источник - УИК РФ, в котором закреплен правовой статус судимых лиц, порядок погашения судимости, порядок отбытия наказания и др.
  • 5. Административное право. Предмет регулирования - отношения, возникающие в сферах поддержания общественной безопасности и порядка, государственного управления. Источник - КоАП РФ.

Частные отрасли права:[6]

  • 1. Трудовое право. Его нормы юридически закрепляют отношения работников и работодателей. Главный источник - ТК РФ.
  • 2. Семейное право. Закрепляет нормы в сфере семьи: регулируются отношения среди супругов, родителей, детей и т.д. Источник - СК РФ.
  • 3. Гражданское право. Нормы отрасли регулируют имущественные, личные неимущественные отношения. Источник - ГК РФ.
  • 4. Гражданско-процессуальное право. Закрепляет процедуру гражданского судопроизводства (рассмотрение дела на суде, возможности обжалования и др.) Источник - ГПК РФ.
  • 5. Финансовое право. Предмет регулирования - отношения по формированию бюджета государства, сбору налогов, расходования и распределению государственных средств.
  • 6. Земельное право. Нормы закрепляют отношения, в связи с владением, пользованием, распоряжением землей. Основной источник - Земельный кодекс РФ.
  • 7. Предпринимательское право. Предмет регулирования - отношения, связанные с деятельностью граждан, юридических лиц, направленной на получение прибыли от выполненных работ и услуг, с риском имущественной ответственности. Помимо этого отрасли права подразделяют также на материальные (устанавливают права и обязанности субъекта) и процессуальные (устанавливают процедуру реализации норм).

Правовые общности

Правовые общности — самые крупные комплексы правовых норм, какие можно выделить в системе права. В настоящее время обычно выделяются такие правовые общности, как публичное и частное право, материальное и процессуальное право, международное и национальное право.

Публичное и частное право выделяют в системе права, исходя из того, чьи интересы — общие (публичные) или частные — защищают нормы позитивного права. Публичное право составляют нормы, защищающие и обеспечивающие публичные интересы, т.е. интересы государства и общества. Публичное право связано с осуществлением государственной власти и регулирует так называемые вертикальные отношения — отношения между государством, его органами, с одной стороны, и гражданами и иными субъектами права, с другой. В структуре публичного права принято выделять нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности государственных органов, осуществления правосудия, обеспечения и охраны интересов государства и общества и т. п. В этой связи к публичному праву принято относить нормы таких отраслей права, как конституционное право, административное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право и некоторых других.

Частное право составляют нормы, защищающие и обеспечивающие интересы частных лиц и их объединений. Его формирование обусловлено появлением частной собственности и теми отношениями, которые возникают на её основе. Поэтому частное право не связано с осуществлением властных полномочий и регулирует горизонтальные отношения — отношения между частными лицами, выступающими как равноправные партнеры. Основу частного права составляют нормы гражданского права, регулирующие главным образом имущественные отношения. К частному праву относятся также нормы трудового и семейного права.

Деление права на публичное и частное идет от древнеримских юристов, которые публичным правом считали всё, что относится к положению государства, а частным — всё, что относится к пользе отдельных лиц.

По иным критериям выделяются материальное и процессуальное право. Как принято считать, нормы материального права осуществляют непосредственное регулирование тех или иных общественных отношений, закрепляют исходные юридические права и обязанности участников этих отношений. к материальному праву принято относить конституционное, административное, гражданское, уголовное и многие другие отрасли права, а к процессуальному праву — уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное право. Поэтому к материальному и процессуальному праву точнее относить не отрасли, а нормы права. Нормы процессуального права — это нормы, обслуживающие нормы материального права, обеспечивающие их реализацию. Они определяют порядок и процедуры применения норм материального права. Основу процессуального права составляют нормы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения по существу уголовных, гражданских, хозяйственных и административных дел в соответствующих юридических процессах.

Система права может включать в свой состав и такие правовые общности, как международное и национальное (внутригосударственное) право. международное право — это самостоятельная система права, в состав которой входят нормы, регулирующие отношения между государствами. Другую общность — национальное право — составляют нормы собственно российского права, занимающие в какой-то мере подчиненное по сравнению с нормами международного права положение. Это вытекает из содержания той же ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, провозглашающей приоритет международных договоров России перед её внутренними законами.

В отдельных системах права могут быть выделены такие правовые общности, как общее право и право справедливости, которые, как принято считать, соответствуют публичному и частному праву, имеющим место в правовых системах романо-германской правовой семьи.

54. Предмет и метод правового регулирования как главные критерии деления права на отрасли.

    В основе деления системы права на отрасли и институты лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования представляет собой определенную совокупность однородных общественных отношений, регулируемых правом.

Предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право (рис. 14.3).

Существуют и иные определения предмета правового регулирования, рассмотрим их.

Рис. 14.3. Содержание предмета правового регулирования

Предмет правового регулирования — фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом оформлении. Это отношения, жизненно важные для человека и объединений людей; волевые, целенаправленные (разумные); устойчивые, повторяющиеся и типичные; поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами). [1]

Общественные отношения могут быть предметом правового регулирования если они: а) отличаются устойчивостью, повторяемостью; б) государство и общество заинтересованы в придании данным общественным отношениям правовой формы и, как следствие, в их охране и защите; в) отличаются способностью к внешнему контролю (в том числе судебному) со стороны государства.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений.

Метод правового регулирования отвечает на вопрос, как, каким образом регулируются общественные отношения.

Существуют и иные определения метода правового регулирования, рассмотрим их.

Метод правового регулирования — различные способы правового воздействия со стороны государства на общественные отношения, которые им используются при создании правовых норм и регламентации правовых связей между участниками этих отношений. [2]

Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. [3]

Метод правового регулирования — средства, приемы, способы воздействия права на общественные отношения.[4]

Каждая отрасль права характеризуется определенным методом правового регулирования.

Выделяют следующие основные признаки метода правового регулирования (рис. 14.4).

Рис. 14.4. Основные признаки метода правового регулирования

Существует два основных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (авторитарный метод, метод субординации, метод власти и подчинения) используется в публичном праве для регулирования так называемых вертикальных отношений, отношений между государством, с одной стороны, и физическими, юридическими лицами — с другой. Регулируя данные отношения, государство наделяет властными полномочиями одних субъектов (государственные органы, должностных лиц), а на других (граждан и юридических лиц) возлагает соответствующие обязанности. В результате отношения между этими субъектами возникают отношения власти и подчинения. Императивный метод правового регулирования проявляет себя в административном, уголовном, налоговом праве.

Диспозитивный метод (метод автономии) правового регулирования — способ регулирования отношений между равноправными участниками.

Диспозитивный метод предоставляет участникам самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормами права. Диспозитивный метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений:

  • — дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер;
  • — предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав;
  • — предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.

В качестве дополнительных методов выделяют поощрительный (основан на предоставлении субъектам дополнительных благ (поощрений), например в трудовом праве), рекомендательный (дает возможность субъекту самостоятельно определять наилучший вариант поведения с учетом различных условий и возможностей), альтернативный и др.

55. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.

Публичное и частное право

Широко известно деление права на две отрасли — публичное и частное.

Публичное право — это та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, государственного интереса, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач в отличие от частного права, которое защищает частный интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм, кооперативов и других хозяйственных подразделений, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на договоре между равноправными сторонами.

Публичное право регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает носителем государственно-властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере публичного права властный орган может императивно диктовать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний законодательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности. Обязанное лицо призвано подчиняться и выполнять правовые установки.

Для публичного права характерны регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками правоотношений, отношения власти и подчинения, исключающие автономность воли и частную инициативу подчиненного субъекта, неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления.

В частном праве индивид, коллектив людей выступают как независимые, самостоятельные субъекты, состоящие в равноправных договорных отношениях с другими субъектами права, в то время как в публичном праве они подчинены государственной воле, зависят от нее. В сфере действия частного права субъект имеет право самостоятельно решать, использовать свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор или нет, может проявлять автономность собственной воли и частную инициатив)'. Таким образом, существование частного права означает юридическое признание того, что в конкретных сферах общественной жизни (личная свобода, культурно-бытовая сфера, право собственности, частная инициатива) прямое вмешательство государства и его органов запрещено или ограничено. Здесь государство не определяет содержание принимаемых правовых решений, а лишь охраняет и обеспечивает то, что решили субъекты права по взаимной договоренности. Государство, его подразделения могут быть субъектами правоотношений в сфере частного права, однако они выступают там не как носители государственно-властных полномочий, а как равноправные контрагенты, заключающие на основе свободного волеизъявления договоры и сделки. Любые формы государственно-властного воздействия на вступление в частноправовые отношения, ограничение гражданской правоспособности и дееспособности запрещаются законом и влекут уголовную, административную и иную юридическую ответственность.

Существование публичного и частного права как элемент гражданского общества — необходимая предпосылка для ограничения вторжения государства в сферу личных имущественных и иных интересов, установления надежных способов защиты прав и законных интересов граждан, их объединений, частных хозяйственных структур, для предотвращения подмены гражданско-правовых способов защиты субъективных прав личности административно-правовыми.

Деление права на публичное и частное впервые было признано в Древнем Риме. Известна формула римского юриста Домиция Ульпиана (ок. 170—228), что публичное право относится к пользе римского государства, а частное — к пользе отдельных лиц.

Публичное право включает в себя такие отрасли права, как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, международное публичное, уголовно-исполнительное, процессуальные отрасли. В частное право входят гражданское, семейное, международное частное, торговое (в тех странах, где существует такая отрасль). Ряд отраслей права находятся как бы на стыке между публичным и частным правом. Так, в трудовом праве тесно сочетаются элементы публичного права (расторжение трудового договора по инициативе администрации, наложение дисциплинарных взысканий и т.п.) и частного (заключение трудового договора и его расторжение по инициативе работника и т.п.).

Не все ныне существующие системы права строятся на разделении публичного и частного права. Так, англосаксонская правовая система в отличие от континентальной не знает такого разграничения. Отсутствует оно и в традиционном мусульманском праве.

Советская официальная юридическая доктрина отвергала идею деления права на публичное и частное как не соответствующую природе нового строя, провозгласившего отмену частной собственности и приоритет общественной (прежде всего, государственной) собственности. Эта идея считалась искусственной, не соответствующей новому строю и призванной замаскировать эксплуататорскую сущность буржуазного строя. Игнорирование частного интереса в экономике повлекло широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, ограничение прав личности в имущественных отношениях, запрещение проявления частной инициативы, что способствовало застою в хозяйственной деятельности, неэффективности развития экономики. Частноправовая сфера ушла в подполье и существовала практически вопреки законам Советского государства.

Высказанное в начале 1920-х гг. при разработке Гражданского кодекса положение В. И. Ленина о том, что "мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное", длительное время служило методологической основой для юридической теории и практики и отрицательно влияло на развитие экономики в нашей стране.

Ныне внедрение институтов рыночной экономики, признание права частной собственности и частного предпринимательства побуждают возродить идею о разделении права на публичное и частное, активно использовать ее в законодательной и правоприменительной деятельности Российского государства, организовать научные исследования в этой области.

Четкого и абсолютного разделения публичного и частного права в принципе нельзя достигнуть. В отраслях публичного права часто присутствуют элементы частного права и наоборот. Например, в семейном праве, традиционно считающемся отраслью частного права, имеются такие публично-правовые институты, как порядок расторжения брака, лишение родительских прав и др. Но все же разделять эти отрасли необходимо и практически полезно, учитывая тот факт, что в юридической деятельности используются два основных метода правового регулирования: отношения власти и подчинения, с одной стороны (публичное право), и равенство, автономное положение субъектов по отношению друг к другу — с другой (частное право).

Возрастание воздействия современного государства на экономические отношения, а также рост его социальной активности, направленной на обеспечение материальных и духовных потребностей людей, их прав и законных интересов обусловливают тенденцию к более тесной связи и взаимопроникновению норм публичного и частного права. Расширяется сфера административного регулирования предпринимательской и торговой деятельности, контроля за ценами. Договор, который является типичным проявлением частноправового регулирования, все более внедряется в публично-правовые отношения (договор о поступлении гражданина на службу в органы государственного управления, контракт о службе в Вооруженных Силах, в органах МВД, обязательный договор, заключаемый по предписанию государственного органа и т.д.). Вместе с тем увеличение объема государственной сферы хозяйства расширяет использование частноправовых методов в работе промышленных, торговых, строительных и иных государственных предприятий.

Гармоничное сочетание норм публичного и частного права, их взаимное проникновение повышают творческие возможности права современных цивилизованных стран, его эффективное воздействие на экономические преобразования, способствуют процессу формирования гражданского общества и правового государства.

За последние годы в юридической науке наметилась тенденция выделить наряду с публичным и частным правом и третью его отрасль — социальное право, которое регулирует отношения в сфере социальной жизни современного общества. Существование такой отрасли обусловливается в первую очередь усилением заботы государства об удовлетворении материальных и духовных потребностей людей, охраны и обеспечения их нрав и законных интересов. В социальное право включаются нормы и принципы юридической регламентации социального обеспечения и других сфер социальной защиты населения, а также законодательство в области образования, здравоохранения, жилищной политики, бытового обслуживания. Данная отрасль ныне активно развивается во Франции, Германии, Швеции и других государствах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.174 (0.036 с.)