Правовое воспитание и правовое просвещение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое воспитание и правовое просвещение



Правовое воспитание - целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он "воспитывается" окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Правовое же воспитание в узком смысле отличается направленностью па повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение - на когнитивно-рациональную, в целях информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие, в свою очередь, очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством).

Ценности и идеалы "вырастают" спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и все же роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь нельзя преуменьшать. Решающее значение в указанных сферах имеют личностные установки (я воспитываю в себе сдержанность, толерантность в общении с другими людьми, я считаю необходимым и полезным соблюдать правила дорожного движения, я хочу быть грамотным в правовом отношении, чтобы знать свои права и обязанности, уметь их отстаивать и выполнять, и т.п.).

Правовое обучение осуществляется в двух основных формах: правовое просвещение и юридическое образование.

Правовое (юридическое) просвещение - это элементарная форма распространения и добывания первичных знаний о государстве и праве. Источниками таких знаний могут служить популярная юридическая литература, аудио- и видеоматериалы, Интернет, обучающие семинары, уроки права в дошкольных и школьных учреждениях, лекции на правовые темы профессиональными юристами, учеными и т.д.

80. Законность и правопорядок

Понятие законности

Законность — особый режим неуклонного действия правовых норм — система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно.

Этот принцип нашел свое отражение в ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ:

"1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы".

Еще римские юристы в IV—V вв. до н.э. провозгласили постулаты, имеющие значение и в современной практике:

  • • "государством должен править закон";
  • • "закон превыше всего";
  • • "закон выше любой должности";
  • • "закон — единственный бог, которому все должны поклоняться";
  • • "пусть рухнет мир, но восторжествует закон";
  • • "мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными";
  • • "закон должен властвовать над всеми";
  • • "кто живет по закону, тот никому не вредит";
  • • "закон суров, но это закон".

Все эти изречения не случайны, ведь, как было показано, в законе воплощены идеи, традиции, обычаи всего народа, поэтому он и авторитетен, ставится превыше всего, почитается. По крайней мере, так должно быть.

Закон, как известно, является формой выражения коллективной воли всего народа — единственного источника власти.

Законность — основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей. Предпосылкой законности является объективная потребность любого общества, избегая катаклизмов, сохранить свою целостность, обеспечиваемую, в частности, юридическими правилами поведения людей.

Именно поэтому ни один монарх, царь, король, президент не может издавать законы, а только подзаконные акты. Принятие законов — функция законодательных органов, которые потому и называются законодательными. Правда, в древности отдельные монархи все же издавали законы, по это были времена неразвитой демократии или даже полного ее отсутствия при всевластии правителей.

Разумеется, законы обязана соблюдать и сама власть, создающая эти законы, считать себя связанной ими. В противном случае она не будет иметь морального права требовать этого от других и, следовательно, не сумеет обеспечить должного порядка в обществе. Известный русский юрист А. Ф. Кони писал: "Власть не может требовать уважения к закону, когда сама его не уважает: граждане вправе отвечать на ее требования: "врачу, исцелился сам""[1]. В подчинении власти собственным законам — суть правового государства, ибо там, где кончаются законы, начинается произвол. В свою очередь, законы должны основываться на идеях естественных прав человека и гражданина, свободного развития личности. Эти нрава как раз и служат ограничителем власти, ее возможного произвола.

Законность — это правовой режим общественной жизни, заключающийся в неуклонном соблюдении юридических норм всеми ее дееспособными участниками. Подобное понимание законности восходит еще к пятидесятым годам. Однако изгнание из советской юриспруденции понятия частного права заставило трактовать се только как сторону, элемент общественно-политического режима, а не режима всей общественной жизни.

Законность представляет собой строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права; это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Законность характеризуется следующими основными признаками.

1. Важнейшей чертой законности является ее всеобщность.

Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства.

Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан. Чтобы быть творцом и "хранителем" законности, государство должно осуществлять свои властные функции исключительно на основе и в рамках действующих законов. Одновременно оно должно пресекать любые правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан.

Всеобщность как важнейший признак законности означает, что строгое осуществление законодательных предписаний является основным, общим принципом деятельности всех государственных органов, общественных, хозяйственных предприятий и организаций и граждан.

2. Законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами.

Оценить состояние законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, — законность отсутствует. В случае, когда правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их, — то и здесь не может быть речи о законности.

3. Законность, понимаемая как метод государственного регулирования обществом, предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами — путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации.

Поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима достаточная полнота ее регламентации. При этом государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает (политическими, организационными, правовыми средствами) их реализацию и защиту прав. В таком государстве недопустим произвол должностных лиц, исключаются принятие субъективных, волюнтаристских решений, решение политических вопросов силовыми методами. Особое место в деятельности государства отводится законодательным и судебным органам.

4. Законность есть принцип деятельности государства.

Органы государственной власти, организации и учреждения связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. Законность есть антипод произвола и беззакония, и прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола, творимого органами государства и его должностными лицами. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и общественной свободы. Поэтому в широком социально-политическом смысле законность можно считать режимом общественно-политической жизни.

Таким образом, законность включает в себя, во-первых, законодательство, отвечающее потребностям общественного прогресса, и, во-вторых, полной и безусловной реализации предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.

К числу гарантий законности можно отнести:

  • 1) обеспечение соответствия закона праву, в частности путем установления особого порядка издания законодательных актов, при котором основные принципы права были бы закреплены в конституции, и нормативные акты не могли бы вступать с ними в противоречие;
  • 2) верховенство закона по отношению к гражданам и государству, равенство перед законом граждан и государства;
  • 3) разделение властей, обеспечивающее независимость правосудия и административной юрисдикции;
  • 4) процедуры правоприменительной деятельности, обеспечивающие права субъектов;
  • 5) безусловное право субъектов на судебную защиту своих прав.

Следует решительно бороться с любыми попытками оправдать нарушения законности так называемой ведомственной или местной целесообразностью, интересами дела, потребностью будто бы гибкого, а не формального применения закона.

Общие условия, т.е. объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование, создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности и подразделяются на следующие виды.

Экономические условия. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д.

Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть, т.е. устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.

Идеологические условия. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.

Социальные условия. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод.

Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства.

Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер:

  • 1) верховенстве закона (обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов);
  • 2) единстве законности (предполагает ее действие па всей территории страны);
  • 3) всеобщности законности (подразумевает действие законности на всех лиц);
  • 4) целесообразности законности (способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе. Законность всегда целесообразна);
  • 5) равенстве перед законом (предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам);
  • 6) гарантированное™ основных прав и свобод граждан (всеобщая защита индивида и необходимость обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей);
  • 7) неотвратимости наказания за совершенное правонарушение (характеристика юридической природы законности);
  • 8) взаимосвязи законности и культурности (характеризует нравственную природу законности. Без достижения определенного уровня правовой культуры всех субъектов права, населения страны в целом невозможно обеспечить должный уровень законности).

Понятие правопорядка

С законностью тесно связано другое правовое явление — правопорядок (правовой порядок). Понятие "правопорядок" широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка — важнейшая функция государства. Основой правопорядка выступает не законность, а право. Законность же — условие правопорядка.

Правопорядок — это, прежде всего, порядок, организованность, устойчивость. Следовательно, правопорядок характеризует степень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Правопорядок — это правовой порядок, состояние общественных отношений, запрограммированное правом.

Правопорядок — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности. Кроме правовых норм соблюдение правопорядка в обществе обеспечивается обычаями, нормами морали и нравственности, внутренними правилами организаций и др. Правопорядок характеризуется уровнем законности в государстве и степенью реализации прав и свобод граждан, а также исполнением ими и государственными органами возложенных законом обязанностей.

Законность и правопорядок тесно взаимосвязаны, по не тождественны. Они соотносятся между собой как причина и следствие: есть законность — есть правопорядок, нет законности — нет и правопорядка. Если законы и иные нормативные правовые акты всеми соблюдаются, то результатом такого положения является четкий правовой порядок.

Если правопорядок слаб и непрочен, то это говорит о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются; иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов.

Законность логически предшествует правопорядку, правопорядок — это реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов. Правопорядок — это итог законности.

Взаимосвязь законности, правопорядка и демократии четко прослеживается. Не может быть подлинной демократии без твердой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности. Демократия в любом ее понимании не может действовать вне правового поля, демократия может успешно развиваться только в правовом измерении. Любой порядок есть продолжение свободы, правовой порядок — тем более.

Демократия — это не вседозволенность, это четко отлаженная система управления обществом. Право, законы, порядок — неотъемлемые элементы демократии, без которых она превратилась бы в нечто непрочное и непонятное. Демократия без правовых рамок — это анархия. Законность и правопорядок являются основой демократии.

Законность и правопорядок также невозможны без демократии, так как в этом случае будут отсутствовать необходимые условия для реализации прав человека, свободы и безопасности личности, нормального функционирования юридических механизмов. При демократии права человека ограничены только такими же правами других людей. Демократия — естественная благодатная среда для пользования теми преимуществами, которые дают законность и правопорядок, их гарантии.

Дисциплина же, в свою очередь, является понятием более широким, чем законность, так как она предполагает соблюдение не только законов и иных нормативных правовых актов, но и всех индивидуальных правил и установлений, а также устных приказов, распоряжений, указаний.

81. Принципы и гарантии законности, способы ее обеспечения.

Понятие и принципы законности

Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, обеспечения интересов граждан, их равенства перед законом. Она предполагает четкое разделение властей, их гармоничное взаимодействие.

Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

Признаки законности:

  • 1. Всеобщность (никто не может уклониться от выполнения законов - это относится и к государству).
  • 2. Неразрывная связь с правом, юридическими нормами. Нормативной основой законности являются законы. Для режима законности необходимо четко отработанное законодательство и безусловная реализация предписаний законов и подзаконных актов.

Принципы законности - это основные идеи, начала, выражающие содержание законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.

  • 1. Верховенство закона - главенство его в системе нормативных актов; равенство граждан перед законом; равенство их прав и обязанностей, точное соблюдение законов всеми лицами, так как право выражает общую волю всех граждан.
  • 2. Единство, т.е. всеобщность. На всей территории России действуют федеральные законы и законы субъектов федерации, отражая местную специфику, которые не должны противоречить федеральным законам.
  • 3. Целесообразность, т.е. оптимальность законов, их соответствие потребностям развития общества. Недопустимо противопоставление законности и целесообразности.
  • 4. Реальность, т.е. достижение фактического исполнения правовых предписаний, неотвратимость ответственности.

В монографической и учебной литературе принципами законности считают и связь законности с общей культурой; контроль со стороны общества за законностью; осуществление прав без нарушения права других; эффективную борьбу с правонарушениями.

Требования - это сформированные в общем виде правовые предписания, соблюдение и исполнение которых делает явление (поведение, акт и т.п.) законным. Это направленность законности. Принципы и требования законности связаны друг с другом, т.е. каждый принцип развертывается в совокупность требований. Например, принцип верховенства закона требует, чтобы все законы соответствовали Конституции, подзаконные акты - законам; своевременного обновления законов; их соответствия международным актам; издания их лишь полномочными органами и т.п. Таким образом, от принципа верховенства закона через соответствующие требования законности можно перейти к конкретным правовым предписаниям.

Гарантии законности

В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка.

Под гарантиями понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают режим прочной законности и стабильного правопорядка в обществе.

Различают общие гарантии: социально-экономические, политические, юридические, идеологические, международные; и специальные - нормативные и организационно-правовые.

Социально-экономические (материальные) гарантии означают установление эквивалентных отношений между производителями и потребителями материальных благ.

Политические гарантии - это совокупность элементов политической системы общества, демократизм общественного и конституционного строя, участие граждан в управлении государством.

К юридическим гарантиям относятся деятельность государственных органов по пресечению нарушений правопорядка, неотвратимость наказания, правовая защищенность человека.

Идеологические (прежде всего нравственные) гарантии - это благоприятная морально-психологическая обстановка в обществе, высокий уровень духовности и культуры людей, их правосознание.

Международные гарантии включают реакцию со стороны организаций ООН, правозащитников, право обращаться в международный суд и т.п.

Сюда же можно отнести специальные процедуры правоприменительной деятельности, обеспечение права на защиту. Необходимо учитывать все эти и другие факторы, которые взаимосвязаны друг с другом.

82. Правовые системы современности

Ранее было замечено, что подходы к пониманию права определяются тем, какая правовая система исторически сложилась в том или ином регионе, в том или ином государстве. Для более глубокого понимания существующих традиций в подходах к праву представляется необходимым дать понятие правовой системы и краткий обзор существующих правовых систем. Этот материал важен и для других проблем теории права (источников права, правотворчества, реализации права и др.).

Учебная литература по теории государства и права советского периода обходила молчанием проблему типологии правовых систем. Но в 1990-х гг. во многих изданиях это уже самостоятельная и достаточно объемная тема (см., например: Общая теория права: учебник / под ред. А. С. Пиголкина. 2-е изд., перераб и доп. М., 1995. С. 341–374; Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. С. 309–324).

Изучением правовых систем занимается сравнительное правоведение, или компаративистика. Один из наиболее авторитетных специалистов в этой области юридического знания – французский ученый Р. Давид, его труды неоднократно издавались и на русском языке. Среди отечественных авторов работами в области сравнительного правоведения известны Μ. Н. Марченко, А. X. Саидов, Ю. А. Тихомиров, В. А. Туманов (см. обзор специальной литературы по теме).

В сравнительном правоведении существуют различные подходы к типологии правовых систем – в зависимости от собственно юридических особенностей (значение каждого источника права, правовая культура, правовые традиции, основные понятия и категории и т.д.) выделяют разное количество классификационных групп, называя данные группы или "правовыми семьями", или "правовыми кругами", или "правовыми системами". Проблема классификации правовых семей является одной из основных проблем компаративистики. Предложены различные варианты типологии правовых семей, в том числе отличающиеся значительной сложностью, что обусловлено объективной пестротой юридической карты мира.

С учетом того что в учебном курсе теории государства и права дается общее представление о сравнительном правоведении и типологии правовых семей, представляется возможным остановиться на самой простой классификации правовых семей, предложенной Р. Давидом (с исключением социалистической правовой семьи) и рассмотреть основные характеристики романо-германской правовой семьи, или системы континентального права, англо-американской правовой семьи, или системы "общего права", семьи религиозно-традиционного права.

Романо-германская правовая семья, или система континентального права, исторически сложилась на территории государств континентальной Европы под сильным влиянием римского права, рецепция которого привела к определенному сходству в правовом регулировании. Принципиальным для концепции права, сложившейся в странах континентальной Европы, явился процесс кодификации права, развернувшийся с начала XIX в. Внимание было акцентировано на нормативном регулировании общественных отношений, создании более совершенного законодательства. Правоприменительной, и прежде всего судебной практике, отводилась, как правило, пассивная роль. Считается, что ее основная задача – найти, правильно истолковать и применить предписания, содержащиеся в нормативных актах.

Основным источником права в системе континентального права выступает нормативный акт. В этой системе существует четкая иерархия нормативных актов (конституции, законодательство, подзаконные нормативные акты). Есть достаточно четкое деление права на отрасли, право носит кодифицированный характер, т.е. нормы, составляющие одну отрасль права, сведены в крупные, внутренне систематизированные нормативные акты. В большинстве стран приняты гражданский, уголовный, гражданско- процессуальный, уголовно-процессуальный и некоторые другие кодексы. Все остальные источники права рассматриваются обычно лишь в плане дополнения писаного права и имеют подчиненное, вспомогательное значение. Такое значение, например, судебной практики, обычного права может законодательно закрепляться или не закрепляться.

Англо-американская правовая семья, или система "общего права" (Англия, США, государства – члены Британского содружества). Здесь главное для юриспруденции – не закреплять предписание в официальном документе, не делать нормативные акты более совершенными по форме и содержанию для адекватного регулирования отношения в будущем, а разрешить конкретную ситуацию. В романо-германской правовой семье право понимается как совокупность норм, которыми регламентированы определенные конкретные ситуации. В англо-американской правовой семье право заранее как бы не установлено, оно для каждого конкретного дела формируется в процессе его судебного рассмотрения. Право – это прежде всего то, к чему приведет рассмотрение дела, право существует, если оно обеспечено судебной защитой. Нормы права в англо-американской правовой семье менее абстрактны, более конкретны и казуистичны, они направлены не в будущее, а в настоящее.

Здесь иная концепция источников права. Основное значение имеет судебный прецедент: однажды вынесенное судебное решение, обязательное (при концепции "жесткого прецедента") для судей при рассмотрении аналогичных дел. В настоящее время в Англии приняты следующие правила: 1) решения высшей инстанции – Палаты лордов – обязательны для всех других судов; 2) апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты Палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов; 3) Высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, и его решения обязательны для всех нижестоящих судов; 4) окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают (см.: Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. С. 317). В качестве источника признано и писаное право; более того, существует достаточно развитое законодательство (английский парламент ежегодно принимает около 80 законов, а всего им было издано более 40 тыс. актов), принимаются и подзаконные нормативные акты. Писаное право в основном не кодифицировано. Соотношение судебной практики и нормативных актов как источников права неоднозначно. С одной стороны, существует принцип приоритета закона при коллизии закона и прецедента. Однако, для того чтобы предписания, содержащиеся в нормативных актах, начали эффективно действовать, сначала должна сложиться достаточно устойчивая практика их применения. К тому же суд связан не только законом, но и его толкованиями, содержащимися в судебных решениях, так называемыми "прецедентами толкования". Нередки примеры "поглощения" писаного права правом прецедентным.

В англо-американской правовой семье более значительна и роль обычаев как источников права. Особенности имеет американское право по сравнению с английским, что обусловлено не только федеративной структурой США (велики полномочия штатов и в законодательстве, и в судебной деятельности; наряду с федеральной правовой системой каждый штат имеет свою собственную). В США законодательство в системе источников права более значимо, оно частично кодифицировано (во всех штатах приняты уголовные кодексы, в некоторых – уголовно-процессуальные, гражданские, гражданско-процессуальные). Здесь нет концепции "жесткого прецедента" (впрочем, отход от нее наметился и в Англии).

Несмотря на то, что в романо-германской и англо-американской правовых семьях различны структура права, принципы построения правовой системы, иной юридический язык, иные основные понятия и категории, в плане концепции источников права отмечаются тенденции к их сближению. В романо-германской правовой семье признается увеличение значения судебной практики, а в англо-американской – писаного права.

Семья религиозно-традиционного права (мусульманское право, индусское право, обычное (традиционное) право стран Африки) характеризуется дуализмом источников права. Вообще право как система норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, как особые процедуры разрешения конфликтов – продукт европейской цивилизации. В африканских и азиатских государствах до знакомства с европейской культурой тс отношения, которые в Европе регулировались правом (политические, имущественные, наследственные, земельные и т.д.), были упорядочены при помощи обычаев и религии. В результате колонизации колониальные власти вводили правовые нормы (прежде всего в публично-правовой сфере), нередко оставляя регулирование частноправовых отношений – имущественных, наследственных, земельных, семейных – обычному или религиозному праву. Совершенствование государственного управления и правового регулирования, восприятие источников права европейского происхождения обусловило также социально-экономическое развитие общества в XIX–XX вв. С середины XIX в. начался процесс модернизации мусульманского права, выразившийся в издании государством нормативных актов. Таким образом, в семье религиозно-традиционного права существует дуализм источников права – основным источником права на протяжении длительного времени являлись религиозные догмы или обычное, традиционное право; в настоящее время их роль также велика, однако усиливается значение писаного права и судебной практики.

В литературе отмечается значение сравнительного правоведения, оно позволяет, во-первых, изучить явления правовой действительности, которые ранее не охватывались проблематикой правоведения, и выйти за национальные рамки своей правовой системы; во-вторых, взглянуть под особым углом зрения на ряд традиционных проблем юридической науки с учетом тенденций развития права в современном мире. Использование материалов сравнительно-правовых исследований позволяет теории права подняться на более широкий уровень обобщений, оперировать новейшим зарубежным правовым материалом (см.: Саидов А. X. Сравнительное правоведение. М., 2006. С. 42–43, 56). Из теории государства значение сравнительного правоведения наиболее велико для анализа формы государства, из теории права – для исследования источников права (см. гл. 10).

83. Романо - германская правовая система

Эту правовую семью называют также семьей континентального права, поскольку она включает в себя национальные правовые системы стран континентальной Европы. К ней примыкают национальные правовые системы ряда неевропейских стран, сформировавшихся в русле основных идей и конструкций романо-германской правовой семьи.

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы государств континентальной Европы, вся Латинская Америка, значительная часть Африки, страны Ближнего Востока. Влияние этой правовой семьи нашло отражение в правовых системах Японии, Индонезии, других государств. К романо-германской правовой семье относится и правовая система России.

Романо-германская правовая семья сформировалась на основе римского права и римской юриспруденции. Существенную роль в развитии этой правовой семьи сыграли Кодификация Юстиниана (VI в.), процесс рецепции римского права (в Средние века и в Новое время), юридические концепции и доктрины, разрабатывавшиеся в XII–XVI вв. в различных европейских университетах (Болонском, Падуанском, Парижском и др.). рационалистические учения о естественном праве XVII–XVIII вв. Заметное влияние на идеи и концепции романо-германской правовой семьи оказали французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и другие правовые акты послереволюционной Франции, особенно новые кодексы.

Суд в странах романо-германской правовой семьи действует на основе и в рамках закона. Здесь нет правила прецедента, присущего общему нраву. Поэтому суд здесь не обладает правотворческими полномочиями, не имеет права создавать новые нормы права. Но он обладает большой свободой в толковании применяемых нормативных правовых актов, благодаря чему судебная практика оказывает значительное влияние на правоприменительный процесс и развитие действующего права. Большое внимание при этом уделяется единообразию судебной практики. Значительную роль в этом плане играют решения и разъяснения высших судебных органов.

Каждой национальной правовой системе романо-германской правовой семьи присущи свои специфические черты. Заметным своеобразием отличаются правовые системы Скандинавских стран, где римское право не имело такого большого влияния, как во Франции, Германии, Италии и Австрии. Для правовых систем Скандинавских стран характерно то, что в них судебной практике уделяется большее значение, чем в других национальных правовых системах романо-германской правовой семьи.

Для национальных систем права Латинской Америки характерен определенный дуализм: в сфере частного права они сходны с системами романо-германского права, а в сфере публичного права они восприняли ряд основных положений конституционного права США. Это обусловлено тем, что по форме правления латиноамериканские страны являются президентскими республиками по американскому образцу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.063 с.)