Глава государства в системе органов государственной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава государства в системе органов государственной власти



Принцип разделения властей предохраняет общество от опасности быть подчиненным диктатору. Однако самостоятельность этих властей относительна, поскольку они тесно взаимодействуют друг с другом. Согласование их действий осуществляет глава государства.

Именно он олицетворяет целостность и единство государственной власти, ее стремление служить на благо всего народа, представляет государство на международной арене. В современных республиках главой государства является президент, а в конституционных монархиях — монарх.

Конечно, современные монархи уже не напоминают своих предшественников. Институт монархии в развитых странах Запада (Швеция, Дания, Норвегия, Бельгия, Испания, Великобритания) сохранился как дань традиции. Формально он облечен значительными полномочиями: правом созыва и роспуска парламента, назначения членов верхних палат (там, где это принято), утверждения и обнародования законов, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами. Однако на практике большинство этих функций выполняют премьерминистры. Сами же монархи ведут светскую жизнь и являются по большей части символом государства. Однако из этого правила есть исключения.

Так, испанский монарх Хуан Карлос I активно участвует в политической жизни страны. «Я такой же, как и вы, — любит повторять Его Величество, обращаясь к гражданам, — только работаю королем. Работа как работа, просто название громкое». Это говорит о скромности монарха. На самом деле Хуан Карлос I сыграл очень важную роль в истории Испании после смерти диктатора Франко в 1975 г. Через два дня после смерти диктатора Испании Баамонде Франко (1892—1975), единолично правившего страной с 1939 по 1975 г., парламент восстановил монархию в Испании и утвердил Хуана Карлоса де Бурбон правителем страны.

Молодому монарху удалось избежать гражданской войны, которую не смог предотвратить в 30-е годы ХХ в. его отец — граф Барселонский. В 1981 г. Хуан Карлос I предотвратил вооруженный мятеж, заставив войска вернуться в казармы.

Корона — символ единства и жизнеспособности страны, заявил молодой король, не допустит никаких акций со стороны людей, которые хотят силой прервать демократический процесс.

Народ поддержал короля. Согласно конституции монарх является главнокомандующим, его персона неприкосновенна и никому не подотчетна. Однако король добровольно поставил над собой парламент и закон. Без подписи председателя конгресса или премьерминистра его указы не могут вступить в силу. Хуан Карлос I — единственный из европейских монархов, который ежегодно представляет в финансовые органы декларацию о доходах и исправно платит налоги.

Монарх прекрасно образован, окончил Кембриджский университет, владеет шестью языками. Он заядлый спортсмен (один из лучших фехтовальщиков Европы, имеет черные пояса по дзю-до и каратэ, яхтсмен), пилотирует суперсовременные истребители. В генеалогическом древе его жены — королевы Софии (матери троих детей) значатся семь русских царей.

Я всегда считала главным, призналась королева Испании, привить своим детям чувство ответственности, которое, думаю, включает в себя многое: интеллект, строгую мораль, профессионализм, волю, благородство и честность.

В странах с республиканской формой правления главой государства обычно является президент. Он наделен рядом полномочий, объем которых зависит от вида республики:

· представляет страну во взаимоотношениях с другими странами, принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов;

· обнародует международные договоры и соглашения;

· является главнокомандующим вооруженными силами страны;

· может наложить вето на закон, принятый парламентом, и вернуть его на вторичное рассмотрение.

В некоторых странах, как, например, во Франции и в России, президент имеет право распустить парламент и объявить досрочные парламентские выборы.

20. Государственный орган. Система и виды государственных органов.

Государственный орган является важнейшим элементом государственного аппарата.

Государственный орган — это обособленный, имеющий определенную структуру, материальную базу, наделенный властными полномочиями элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства.

Государственный орган характеризуется рядом признаков, с помощью которых его можно отличить от других элементов механизма государства, а также негосударственных организаций. К ним следует отнести следующие: самостоятельность и обособленность, наличие властных полномочий, строго определенную структуру, материальные средства, необходимые для решения возложенных на орган государства задач, нормативную базу (рис. 7.2).

Рис. 7.2. Основные признаки государственного органа

Самостоятельность. Предполагается, что государственный орган является элементом государственного механизма, который функционирует в определенной степени независимо, не подвергаясь внешнему воздействию, принуждению, не получая помощи от других субъектов и не нуждаясь в ней. Однако абсолютная самостоятельность в принципе невозможна, по причине чего данный признак вернее будет обозначить как «относительная самостоятельность». Любой орган государства при принятии управленческих решений, при реализации стоящих перед ним целей и решении задач неминуемо взаимодействует с иными частями механизма государства, так как только сообща они могут осуществить функции, стоящие перед государством.

Обособленность. Как и в предыдущем случае, правильнее говорить об относительной обособленности, так как полной автономности, как экономической, так и организационной, в функционировании органов государства быть нс может, так как между ними как в статике, так и в динамике имеется большое число связей. В полной мере это относится и к «вертикальным» отношениям (между соподчиненными субъектами), и к отношениям «по горизонтали» (между равными субъектами).

Властные полномочия как один из наиболее важных признаков государственного органа представляют собой юридически обусловленную возможность субъекта устанавливать от имени государства обязательные правила поведения и обеспечивать их реализацию.

Структурность. Государственный орган имеет установленную нормативными правовыми актами организационную структуру.

Материальная база. Для осуществления возложенных на него функций за государственным органом закрепляются необходимые для этого материальные средства. Сюда можно отнести денежные средства, выделяемые из бюджета, здания, мебель, компьютерную технику и пр.

Нормативная база как признак государственного органа представляет собой совокупность нормативных правовых актов, определяющих порядок его формирования и ликвидации, структуру, компетенцию и т.д.

Государственные органы можно классифицировать по различным основаниям на соответствующие виды (рис. 7.3).

Рис. 7.3. Классификация государственных органов

В соответствии с принципом разделения властей государственные органы можно разделить на законодательные, исполнительные и судебные. В Российской Федерации, например, законодательные органы — это Федеральное Собрание, представительные органы власти субъектов РФ; исполнительные — Правительство РФ, федеральные министерства, правительства субъектов РФ; судебные — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и др.

По срокам функционирования выделяются постоянные и временные государственные органы. Большинство органов действуют на постоянной основе, т.е. в нормативных правовых актах, составляющих нормативную базу конкретного органа, нет информации о том, до какого момента (даты, реализации цели, изменения обстановки и пр.) он функционирует. Следует обратить внимание на то, что речь идет именно о сроках функционирования самого органа, а не конкретного человека или группы людей, например президента, который сменяется на посту по истечении установленного конституцией государства времени. Временные органы государства создаются на определенный срок, например для оперативного решения вопросов чрезвычайного характера. Таким органом, например, являлся Государственный Комитет Обороны, созданный во время Великой Отечественной войны и функционировавший в 1941—1945 гг.

По срокам полномочий среди органов государства выделяются функционирующие постоянно, но с регулярным обновлением состава (президент государства), а также бессрочные органы, когда срок пребывания человека (людей) на посту (постах) не ограничивается конкретным сроком (судья).

По порядку образования принято выделять первичные и вторичные государственные органы. Органы государства, формируемые непосредственно источником власти, являются первичными. Например, в демократическом республиканском государстве, где источником власти выступает народ, первичным органом являются: президент, избираемый в результате голосования, и парламент, также формируемый путем волеизъявления граждан. Также эти органы можно обозначить как выборные или представительные. В свою очередь органы, формируемые первичными органами, являются вторичными (или назначаемыми), например правительство.

По характеру компетенции выделяются государственные органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции принимают участие в осуществлении многих функций государства. Классическим примером органа общей компетенции можно признать правительство, занимающееся решением широчайшего спектра совершенно разных вопросов. К органам специальной компетенции относятся органы, осуществляющие свои полномочия лишь в одной конкретно-определенной области государственно-правовой жизни. Это, например, министерства.

В соответствии с признаком территории, на которой органы осуществляют свою деятельность, их можно разделить на общегосударственные, региональные и местные.

Общегосударственные органы (в федеративном государстве — федеральные государственные органы) осуществляют свою деятельность на территории всего государства. Это, например, правительство, парламент и федеральное министерство и пр.

Региональные органы (в федеративном государстве — «государственные органы субъектов федерации») распространяют свое влияние на территорию соответствующей части государства (субъекта), выделяющейся, как правило, по административно-территориальному или национально-тсрри- ториальному принципу.

Государственные органы местного уровня (существуют не во всех государствах) выполняют возложенные на них задачи на территории отдельных районов государства.

По способам принятия решений можно выделить коллегиальные органы государства, состоящие из нескольких людей (правительство, парламент), и единоначальные органы, состоящие из одного лица (президент, глава субъекта государства и др.).

21. Принципы организации и деятельности органов государства.

Организация и деятельность государственного аппарата осуществляются на основе принципов, имеющих объективный характер. Эти принципы закрепляются в основном законе государства и выступают в качестве важнейших правовых критериев, которым должен соответствовать государственный аппарат.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата значительно различаются у государств в зависимости от их исторических типов, особенностей политического режима, государственного устройства и других признаков (рис. 7.4).

Принципы организации и деятельности государственного аппарата —

это основополагающие идеи и положения, с учетом которых осуществляются формирование и функционирование государственных органов.

Рис. 7.4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Стоит оговориться, что настоящий параграф посвящен принципам, актуальным для современного демократического государства, которое стремиться к реализации идеи правового государства.

Принцип законности выражается в требовании неукоснительного соблюдения и исполнения норм права, содержащихся в нормативных правовых актах государства. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы», говорится в ст. 15 Конституции РФ. Данный принцип можно назвать важнейшим из принципов организации и функционирования государственного аппарата правового государства, так как все остальные принципы, о которых речь идет ниже, будут закреплены в его законодательстве. В подобной ситуации соблюдение принципа законности неминуемо повлечет за собой реализацию всех принципов.

Принцип демократизма выражает идею о том, что народ является источником власти. В соответствии с данным принципом признается право народа на участие в управлении государством и принятие политических решений. Реализуется принцип демократизма посредством широкого участия граждан в формировании и деятельности государственного аппарата, голосовании на выборах, выражении волеизъявления на референдуме, участии в митингах, шествиях, подачи личных и коллективных обращений в государственные органы и т.д. Принцип демократизма позволяет учесть в процессе осуществления государственными органами своих функций разнообразные интересы граждан государства, их религиозные, национальные особенности.

Принцип гласности закрепляет обязанность государственных органов и должностных лиц информировать общество о своей деятельности, ее положительных и отрицательных результатах. Эта обязанность соотносится с правом гражданина на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы.

Построение по-настоящему демократического государства возможно только в случае открытости государственного аппарата для населения. При этом стоит учесть, что в деятельности государственного аппарата нельзя обойтись без тайны, в частности, государственной, частной, коммерческой, которая нс может быть разглашена, так как это может привести к негативным для личности, общества, государства последствиям.

Принцип гуманизма отражен в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Содержание принципа гуманизма можно охарактеризовать следующим рядом тезисов:

  • 1) деятельность государственных органов строится в первую очередь на приоритете интересов личности, что соответствует иерархии ценностей «личность — общество — государство»;
  • 2) должны быть учтены интересы каждого человека;
  • 3) насилие применяется в исключительных случаях, например, при противоправном поведении лиц;
  • 4) ни при каких обстоятельства деятельность органов государства нс должна быть направлена на причинение физических страданий и унижение человеческого достоинства или сопровождаться ими.

22. Государство и гражданское общество.

Рассматривая заявленную тему, необходимо отметить, что с философской точки зрения соотношение общества и государства, гражданского общества и государства может быть рассмотрено в рамках категорий "целое — часть". Это позволяет изначально ориентироваться на результаты научных, в том числе и философских, исследований, которые свидетельствуют, что в случае сложноорганизованных объектов целое характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям. Однако и часть (элемент) целого способна приобретать качества, отличные от общих свойств последнего, хотя изначально, в рамках их существования, свойства части определяются свойством целого.

Логические противоречия заключает в себе и постановка вопроса о том, что чему предшествует — целое частям или части целому. Это соотносимые феномены. Ни одна из сторон не может рассматриваться без другой. Между частью и целым существует сложная совокупность разнокачественных связей и взаимоотношений. Взаимозависимость здесь не причинно-следственная. Целое и часть развиваются вместе и по отдельности, т.е. каждый элемент связи является условием другого и обусловливается им.

Раскрыть данную взаимообусловленность непросто, тем более применительно к взаимоотношениям общества и государства, которые являются социальными феноменами. Как познать целое раньше частей, если логика познания предполагает знание частей раньше целого? Мы осуществим данный процесс одновременно. Раскрывая целое, мы будем оценивать части, а анализируя часть — характеризовать целое. В результате синтеза целое будет выступать в качестве диалектически расчлененного, состоящего из частей. Таким образом, мы приобретем новое качественное знание и о части (государстве), и о целом (обществе).

Как уже отмечалось, государство является важнейшим социальным институтом, основным институтом политической системы общества.

Посредством этого института осуществляется управление обществом, решаются задачи по обеспечению его целостности, функциональности, безопасности.

С позиций диалектико-материалистического подхода к развитию общества мы можем утверждать, что государство существовало не всегда. Оно появилось на определенном этапе развития общественного производства и общественных отношений. Государство рассматривается как социальный институт управления на основе принуждения и использования насилия одних слоев общества над другими. При этом данные деяния осуществлялись и во многом осуществляются с опорой на общественное признание таких средств управления. Граждане признают за государством право на использование принуждения и насилия в своей деятельности, и это важно подчеркнуть, поскольку при взаимодействии государства с сообществами людей данный алгоритм его деятельности никуда не исчез.

Что касается категории "гражданское общество", то первоначально оно стало употребляться Аристотелем в античной Греции, где существовал социальный слой граждан, обладающий правом на формирование государственной власти. По мнению Аристотеля, государство обязано было воспитывать граждан в нравственной добродетели, чтобы они стремились к счастливой и прекрасной жизни. При этом граждане должны были в молодости выполнять военную функцию, а в старости — собственно политическую. В этом подходе к возможностям граждан заключена до конца не осмысленная установка: мудрые в старости граждане способны и обязаны определять правомочия тем, кто как гражданин начинает "служить" обществу, ведь труд для греков того времени был уделом рабов, но не граждан. Суть данной мысли можно сформулировать следующим образом: власть в лице государства определяла права граждан.

Важный вклад в рассмотрение гражданского общества внес Г. Гегель, определивший, что данной категорией отражается феномен, который представляет сферу действия частного интереса. Гражданское общество возникает тогда, когда происходит разложение кровнородственных связей и люди объединяются на товарно-денежной основе, на базе связей, обусловленных индивидуальными интересами. Г. Гегель отмечал, что "в гражданском обществе каждый для себя — цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей" [1]. Государство, как считал Г. Гегель, представляет собой сферу всеобщих интересов. Именно поэтому оно является более высокой ступенью развития, нежели гражданское общество. Государство, объединяя индивидов, организации, сословия, поднимается над обществом, разрешает его противоречия, примиряет противоположные интересы.

Получается следующее: поскольку гражданское общество достаточно эгоистично, ибо включает индивидов, объединяемых личными потребностями и интересами, где каждый из них преследует собственные цели, для достижения "формы всеобщности" необходима деятельность государства, чтобы исключить проявления разного вида случайностей. В гражданском обществе главными являются правомочия отдельного индивида.

В дальнейшем Дж. Локк в своих работах изменяет позиции государства и гражданского общества. Его выводы базировались на утверждении, что основу гражданского общества составляет частная собственность, которая священна и неприкосновенна. Государство же необходимо для того, чтобы создавать законы для регулирования и сохранения частной собственности. Люди, объединяясь в государство, преследуют главную цель — сохранение их собственности, которая есть основа создания государства. Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества. Все должны подчиняться закону, который является правителем гражданского общества.

Некоторую "промежуточную" позицию в отношениях между государством и обществом занимал Т. Гоббс, который считан, что наряду с частной собственностью имеется абсолютный ее властелин — государство. Последнее, если посчитает нужным, способно конфисковать любую частную собственность, чтобы обеспечить целостность общества. При этом Т. Гоббс допускал наличие одного или нескольких лиц, находящихся вне законов государства.

К. Маркс трактовал категорию "гражданское общество", отражающую соответствующий социальный феномен, противоречиво. Так, в контексте материального производства он рассматривал людей, которые составляют гражданское общество, как объект эксплуатации со стороны государства, находящегося в руках класса буржуазии. С позиций содержания и структуры общества он видел в гражданском обществе социальные общности, в состав которых входят обособленные и отчужденные друг от друга буржуа — собственники. В таком сообществе, как считал К. Маркс, люди отчуждены друг от друга, и человек не может быть подлинно свободным. Такое сообщество несовершенно.

В современной научной и философской литературе необходимость существования гражданского общества предопределяется таким фактором, как разграничение прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина — правовым государством. Правда, употребляя категорию "право", многие ученые трактуют ее с позиций философского либерализма, что не отражает содержание культуры бытия людей, реально сформировавшейся в мире. Между тем данная культура полиаспектна, в том числе в отношении понимания и трактовки прав человека и гражданина. Так, если обратиться к содержанию таких существующих в мире правовых семей, как романо-германская, англосаксонская, мусульманская, иудейская и др., обнаружится, что как для человека, так и для гражданина в них наличествуют разные границы правомочий или поле возможных проявлений активности граждан.

Если говорить о российской правовой семье, то на этот счет существуют две точки зрения. Большинство ученых, придерживающихся первой позиции, считают, что российское право вышло из лона романо-германской правовой семьи и сегодня постепенно возвращается в эту семью права.

В соответствии со второй точкой зрения российская правовая семья есть центр славянской правовой семьи, которая может считаться самостоятельной и своеобразной.

Правда, реальное положение дел в стране позволяет считать, что Россия все же вливается в континентальную семью права. Именно поэтому мы можем вести речь о формировании гражданского общества и у нас, а также рассматривать связь гражданского общества и государства в России.

Продолжая размышлять о современном понимании гражданского общества, мы обязаны обратить внимание на то, что речь в данном случае идет о праве индивида, проявляемом в двух ипостасях. В первом случае речь идет о правах отдельного человеческого существа на жизнь, свободное развитие самого себя и т.д. Во втором случае имеются в виду права индивида как гражданина на волеизъявление в плане формирования государственной власти, на возможность делегировать свои права выбираемым им самим представителям в органы государственной власти. Таким образом, достаточно четко обозначается важнейшее условие формирования и гражданского общества, и государства: отдельный индивид, обладающий правом на самореализацию своих возможностей в экономических, социальных, духовных и политических сферах своего бытия.

По содержанию современные трактовки гражданского общества во многом отличаются друг от друга. Однако их можно сгруппировать в три относительно большие группы. К первой группе можно отнести концепции, которые рассматривают гражданское общество как своего рода социальную универсалию, как весь исторический комплекс общественных отношений, противопоставленных государству в любой его форме. Другими словами, в данных концепциях гражданское общество подразумевается как все, что составляет структуры общества, которые не входят в состав государственной власти или структур, представляющих эту власть.

Ко второй группе можно отнести концепции, которые рассматривают гражданское общество как некий феномен, представленный в форме рыночного и одновременно демократического общества.

Третью группу концепций представляют воззрения, которые отождествляют появление и существование гражданского общества с возникновением гражданина, т.е. человека, живущего в "граде", городе.

Если проанализировать содержание имеющихся концепций гражданского общества, можно выделить следующие его основные свойства и черты.

1. Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов применительно к разным сферам их жизнедеятельности. Например, в плане экономической активности граждане реально обладают теми средствами, которые необходимы им для создания материальных благ. Более того, они свободны в выборе форм собственности, определении профессии и вида трудовой деятельности, а также в распоряжении результатами своего труда. Что касается социальной сферы, то граждане имеют возможность изменять свой социальный статус, страту, класс и т.д. Они вправе существовать самостоятельно, достаточно автономно от других граждан. В плане политической активности гражданин может придерживаться интересных ему

и значимых для него установок и ценностей, критиковать существующий политический режим, участвовать и не участвовать в формировании государственной власти. Духовные интересы и устремления гражданина никем не могут быть ограничены. В целом ограничение активности гражданина возможно только через и посредством суда.

2. Гражданское общество — это открытое социальное образование, имеющее тенденцию для своего развития и совершенствования. Важная составляющая, обусловливающая данную тенденцию, заключается в том, что системообразующим фактором гражданского общества как социальной системы являются общегуманистические принципы. Гражданское общество, сформированное на данных принципах, способно и готово взаимодействовать с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.

Очевидно, что для сохранения своей целостности, функциональности и развития гражданское общество должно включать в себя подготовленных граждан, имеющих высокий уровень рациональной регуляции своего поведения и действия, высокий уровень социальной зрелости. Для новых поколений граждан, "включаемых" в гражданское общество, в последнем должны быть созданы структуры, обеспечивающие развитие у людей соответствующих черт и свойств.

3. Гражданское общество есть сложноструктурированное плюралистическое образование, способное воспроизводиться в разных направлениях, обеспечивающих полное и всестороннее проявление интересов граждан независимо от действий государства. Предполагается, что наличие многообразных общественных форм и институтов, таких как профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, потребителей, клубов по интересам и т.д., позволит раскрыть всю неповторимость человеческого существа.

Например, в области экономики плюрализм проявляется в многообразии форм собственности. Применительно к социальной и политической сферам плюрализм означает наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя. Что касается духовной сферы, то здесь плюрализм предполагает разнообразие мировоззренческих воззрений у граждан, исключение идеологического единомыслия, терпимое отношение к различным религиозным и другим взглядам, если они не противоречат развитию самого гражданского общества и человека.

  • 4. Гражданское общество — э го саморазвивающаяся и самоуправляемая система, где в рамках разнообразных ценностей, интересов, отношений обеспечивается гармоничное, целенаправленное развитие каждого гражданина без вмешательства государства. Для этого гражданское общество имеет внутренние источники саморазвития, независимые от государства, которые проявляют себя на основе гражданской инициативы, ориентированной па благо общества и основываемой на гражданском долге, гражданской совести, гражданской чести.
  • 5. Гражданское общество — это правовое образование, основанное на интересах отдельного и всех вместе граждан, где определяющим и взаимообусловливающим для всех фактором становится признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных правомочий граждан.

Таким образом, в гражданском обществе выделяются и закрепляются правомочия граждан и создаются "механизмы" их признания и обеспечения. Такими действиями гражданское общество демонстрирует государству способы совершенствования по пути к правовому государству. Более того, осуществляться данный процесс может совместно, т.е. правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство не может противостоять гражданскому обществу, оно создает условия для позитивного функционирования и развития последнего. В таком взаимодействии содержится гарантия разрешения возникающих противоречий между гражданским обществом и государством, гарантия исключения социальных катаклизмов.

6. Гражданское общество — это совокупность сообществ, ориентированных на конкретного человека, создающих атмосферу уважения к обычаям, традициям, гуманистическим идеалам, обеспечивающих свободу творческой и предпринимательской деятельности, обеспечивающих возможность достижения благополучия и реализации правомочий гражданина, вырабатывающих механизмы контроля за деятельностью государства.

Обобщая выделенные нами черты и свойства гражданского общества, которые зафиксированы в имеющихся концепциях, сформулируем определение этого феномена.

Гражданское общество — это совокупность индивидов, семейных, экономических, социальных, образовательных, духовных, религиозных и иных структур, функционирующих в конкретном обществе вне государственного вмешательства и формирующих в активном взаимодействии с государством развитые правовые отношения, "правила игры" для всех субъектов.

Что касается нашей страны, то в настоящее время многие черты российского гражданского общества находятся еще в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к таким рыночным отношениям, которые реально регламентируются законом, отсутствием широкого социального слоя собственников, а также не совсем эффективным механизмом защиты прав граждан.

Противоречивость данной ситуации обусловлена и тем, что в Конституции РФ формально закреплены основополагающие положения гражданского общества. Так, в ст. 2 Конституции РФ зафиксирована следующая мысль: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства". Также в Конституции РФ провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии органов местного самоуправления. Однако в реальности процесс становления гражданского общества в нашей стране только приобретает некие позитивные очертания.

Во взаимоотношениях гражданского общества и государства, если эту связь рассматривать с философской точки зрения, много взаимообусловленного, взаимоограничивающего и взаимодетерминирующего. Исторически и содержательно взаимоотношения гражданского общества

и государства можно представить в следующей логике: "гражданское общество — государство — правовое гражданское общество — правовое государство — развитое гражданское общество — общественное самоуправление".

Изначально, как отмечал еще Аристотель, граждане формируют государственную власть, для чего, конечно, необходим определенный уровень обеспеченности людей, достаточно развитая экономика, соответствующий образовательный и культурный потенциал граждан. Так было в античной Греции. Другими словами, граждане в Древней Греции, составляющие тогдашнее гражданское общество, обладали достаточно высокой степенью правомочной или "свободной" активности. В рамках выражения своих интересов они формировали государственную власть, которая по отношению к гражданам, преследовавшим частные цели и интересы, выступала как сфера публично-властных отношений. При этом носители властных полномочий, составляющие аппарат государства, обязаны были руководствоваться интересами всех.

Естественно, что в самом гражданском обществе от действий государственной власти, т.е. в результате деятельности таким образом сформированного государства, происходило совершенствование механизма утверждения и реализации правомочий самих граждан, гражданское общество становилось правовым. В нем начинали формироваться и утверждаться определенные мировоззренческие положения, которые основывались на равенстве всех друг перед другом. Была сформулирована и воплощалась в реальность диалектика справедливости и закона как материи и формы. Все это воспринималось гражданами и проявлялось в выводах о правовом государстве.

Конечно, в то время сформировать правовое государство не представлялось возможным, ведь для его становления необходимо было не только создать гражданское общество с достаточно высоким уровнем политической и правовой культуры граждан, но и достичь такого уровня экономического развития, где действовала бы свобода экономической деятельности.

В XX в. в ряде стран мира сложились социально-экономические обстоятельства такого уровня, что гражданские общества стали обладать практически всеми основами для формирования правового государства. Этот потенциал появился в ряде гражданских обществ Европы. Например, в Швеции в середине XX в. достаточно полно сформировались такие условия. В результате в стране было создано правовое государство. Словосочетание "правовое государство" обозначало, что в деятельности государственных органов на первом месте стоит право, а на втором — государственная власть. В социально-политической жизни это означало верховенство права в гражданском обществе и обществе вообще, во всех его сферах. Данный основополагающий принцип правового государства был закр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.048 с.)