Детский фольклор. Его жанровый состав. Особенности бытования и значения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детский фольклор. Его жанровый состав. Особенности бытования и значения



Детский ф-р – специфическая область унт, имеющая, в отличие от ф-ра взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий, родовой признак ДФ – соотнесение худ.текста с игрой. ДФ – это произведения самих детей, усвоенные традицией; произ-я традиционного ф-ра взрослых, перешедшие в детский репертуар; произ-я, созданные взрослыми специально для детей. Худ.форма ДФ специфична: для него характерна своеобразная сис-ма, тяготение к ритмизированной речи и к игре.

ДФ полифункционален. В нём сочетаются разные ф-ции: утилитарно-практическая, познавательная, воспитательная, мнемоническая, эстетическая. Он способствует привитию ребёнку навыков поведения в детском коллективе, а также естественно приобщает каждое новое поколение к национальной традиции. Произ-я ДФ исполняют взрослые для детей (материнский ф-р) и сами дети (собственно ДФ). Материнский ф-р включает произ-я, созданные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми (5-6 лет). Они побуждают ребёнка к бодрствованию и физическим действиям (определённым движениям), вызывают интерес к слову. Ф-р, исполняемый самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произ-я взрослых, перешедшие к детям, и произ-я, сочинённые самими детьми.

Жанры материнского фольклора:

Колыбельные песни – выражая нежность и любовь к ребёнку, имели определённую цель – усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Пение сопровождалось покачиванием зыбки. В колыбельных песнях велика роль импровизации: они пелись до тех пор, пока ребёнок не заснёт. Вместе с тем имели большое значение традиционные, устойчивые тексты. А.Н.Мартынова выделила среди них императивные и повествовательные.

Первые представляют собой монолог, обращённый к ребёнку или к другим людям или существам (мифологическим или реальным). К ребёнку обращаются с пожеланием ему сна, здоровья, роста или с требованием послушания: не ложиться на край, не поднимать головы, не капризничать. Повествовательные песни не несут ярко выраженной экспрессивной, эмоциональной нагрузки. В них сообщается о каких-то фактах, содержатся бытовые зарисовки или небольшой рассказ о животных, что несколько сближает их со сказочками. Здесь нет непосредственного обращения к ребёнку, хотя образ его прямо или отражённо присутствует в песне: речь идёт о его будущем, подарках ему, о животных и птицах, которые заботятся о нём

Пестушки, потешки, поскакушки – побуждали ребёнка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками. Как и в колыбельных песнях, важную роль здесь играл ритм, однако хар-р его иной: бодрый, весёлый. Пестушки связаны с поглаживанием ребёнка, с его первыми движениями; поскакушки – с подскакиванием на коленях у взрослого; потешки – с элементами сюжета, игры («Ладушки, ладушки…», «Идёт коза рогатая…»)

Прибаутки – это песенки или стишки, увлекающие ребёнка своим содержанием. Сюжеты прибауток очень простые. Содержание прибауток яркое и динамичное: все бегут заливать загоревшийся кошкин дом, приводят в чувство запарившуюся в бане блоху(или мышку), горюют о разбившемся яичке курочки рябы. Главная роль прибауток – познавательная. Ребёнок узнаёт о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огонь, быки выпивают воду и т.д.

Небылицы-перевёртыши – создают комические ситуации путём нарочитого смешения реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребёнка смех, значит, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности («Где это видано, где это слыхано, чтоб курочка бычка родила. Поросёнок яичко снёс»)

Жанры собственно детского фольклора:

-подвижные

Жеребьёвки(сговоры)- определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произ-я, иногда рифмованные, содержащие обращение представителям от каждой группы и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьёвки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц

Считалки – применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры

Игровые приговорки и напевки – содержание этих произ-й определяла сама игра. В играх дети изображали семейный быт и трудовые занятия деревни, что готовило их ко взрослой жизни.

-словесные

Заклички и приговорки – наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями. Заклички – песенки, обращённые к природе и выражающие призыв или просьбу. Содержание закличек было близко к заботам и чаяниям земледельцев: потребность дождя или, напротив, солнышка. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву

Скороговорки – быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции

Молчанки – стихотворный уговор молчать

Голосянки – соревнование в вытягивании на одном дыхании гласного звука в конце стишка

Жанры детской сатиры:

Дразнилки и насмешки, уловки, мирилки, отговорки – представляют собой короткие, преимущественно стихотворные тексты, рассчитанные на того слушателя, которому адресованы индивидуально. Сатирические жанры регулируют социальное поведение ребёнка, определяют его место в детском коллективе. Дразнилки высмеивают то, что воспринимается детьми как негативное

Страшилки – их придумывают сами дети в старшем возрасте. Это короткие рассказы с чертами мистики и фантастики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.007 с.)