Понятие об исторической песне. Закономерности развития жанра исторической песни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие об исторической песне. Закономерности развития жанра исторической песни



Исторические песни – особый фольклорный жанр или тематическая группа разнотипных жанров. Причина расхождения – различие особенностей (Б.Н. Путилов – единый жанр, В.Я. Пропп – отсутствует жанровое единство). Есть основание принять точку зрения, которая может согласовать оба указаных мнения: исторические песни – единый жанр, но в них есть несколько разновидностей песен, относящихся по происхождению к различному времени и имеющих разнотипные структурные особенности. Термин не народный, а введен фольклористами, историками и тд и тп. В народе песни этого типа называют просто «песни» или «старые песни». ИП по объему меньше былин и больше лирических песен, кроме того, это стихотворный и эпический жанр. В более ранних ИП близок к трехударному былинному стиху, но чаще тяготеет к двухударности. От стиха лир.песен отличается большим числом слогов и отсутствием распева. Эпический характер ИП проявляется в повествовательности – рассказе о событиях, кот. изображ-ся объективно, без вмешательства повествователя в их ход. ИП – сюжетный жанр. Сюжет сводится к одному событию или эпизоду. Рассказ динамичный, потому что лишен развитых описаний и эпической обрядности (украшенности повествования, постоянных формул и тп). Предмет ИП – конкретные действительные события. В центре события обычно стоят борьба народа за независимость и его соц-политическая борьба. ИП – повествование о прошлом, однако складывались обычно вскоре после событий, по их следам. Некоторые ИП явно сложены участниками или свидетелями событий. Передача песен из поколения в пок-е сопровождается ослаблением верного воспроизведения событий и лиц, порой духа времени. Иногда допускает неточные трактовки событий и оценки деяний иторич. лиц, тк делает это с точки зрения нового времени. В ИП вымысел не носит характера фантастики, ИП, в отлич. от былины, не пользуется усиленной гиперболизацией, но исп. усиления и подчеркивания. Персонажи ИП – известные историч. деятели: Иван Грозный, Ермак, Разин, Пугачев и др. Важная особенность ИП: в них действует или присутствует при событиях народ, кот. порой выражает свое отношение к этим событиям. ИП раскрывают психологию, переживания и мотивы поступков своих персонажей – характерная особенность. В ИП ярко выражены патриотические идеи – гордость за родину, осознание необходимости ее защиты, идея народной свободы. В ИП есть две основные тематические линии: военная и социальная (1 – песни о воинах и полководцах, 2- песни о Степане Разине и Е. Пугачеве).

Происхождение

Процесс формирования ИП был сложным (сама ору с этой фразы). Они стали складываться, когда появился жизненный материал, кот. необходимо было запечатлеть в народной памяти.ИП опирались на более простые, первичные рассказы о событиях, поэтому есть основание предполагать, что нек. роль в формировании ИП играли устные прозаические предания. С одной стороны – прямо служили основой сюжетов, с другой – своей традицией сохранения памяти об исторических событиях и лицах могли способствовать возникновению такой традиции в новом песенном жанре. Предшествующей формой ИП являлись былины, сложившиеся раньше ИП. Отправная точка – татаро-монгольское нашествие, развитию способствовало начавшееся объединение русских земель, усиление Московского господства. В отлич. от былин, в которых богатыри воплощали в себе всю мощь русского народа, в ИП развивается более конкретное изображение исторических событий и создаются образы определенных исторических лиц. Ранние ИП. Появление первых ИП следует отнести к 13-14 вв. Первый из известных образцов – песня о Щелкане. Возникновение – нач. 15 в., сюжет – страшное своеволие и насилие, чинимые полчищами степных кочевников, идейный смысл песни – стремление ее слогателей внушить русским людям необходимость и возможность

борьбы с врагами. К этому зовут картины жестокого насилия. В песне о Щелкане и в ее вариантах видны некоторые следы былинной эпической манеры: последовательное развитие действия, повторения, особого типа синтаксический строй. В песне встречаются былинные эпитеты, тавтологические обороты. Нередко стихи связываются попарно и образуют четырехударные пары, как бы разделенные паузами (цензурами), что напоминает былинные стихи. Все это связывает песню с былинной традицией.

Песни 16 века

Это время больших исторических событий и острых социальных процессов, кот. получили отражение в унт. ИП 16 в включают в себя три основных цикла произведений: о взятии Казани о деятельности Ивана Грозного и о Ермаке. Несколько особняком стоит песня о Кострюке. ИП как жанр занимают важное место в фольклоре 16 в. Они преобретают значительную идейную содержательность, совершенство формы что выражается в стройности композиции, большой выразительности сюжетного развития и художественных средств. В их строении, языке и стихе еще видна связь с былинами, и вместе с тем они отходят от былинной эпичности, отличаясь динамичностью сюжета и экономной структурой.

Песни 18 века

С одной стороны они продолжали традиции песен 16 -17веков, а с другой развивали новые черты. Они воплотили в художественных образах и картинах новые жизненные содержания, охватив исторические события 18 века. Сюжеты связанные с историческими событиями (поход на Азов, северная война с полтавской битвой и т.д.) и с народными волнениями (булавинское и пугачевское восстание). Это поставило в центр песен 2 образа: образ Петра и образ Пугачева. Большие переменны в русской жизни вызвали рост национального сознания русского народа. Это послужило основой нового содержания песен, образов новых героев. Более сознательное отношение к действительности определило усиление оценок, поэтизации и сатиры, лирических элементов в песнях, в которых началось ослабление сюжетности и развитие описательности или выражение раздумий и прямых оценок. Песни стали короче, схематичнее и реалистичнее. В них вошло немало характерных исторических реалий того времени: темы войн армии и флота, название полков и имена полководцев, военная терминология; стали стираться областные особенности песен. Большое место в песнях занял образ народа, народная масса стала активнее. Новым героем исторических песен стал солдат. Песни показывали его патриотизм, смелую защиту родины, подвиги, храбрость (победа над шведами, походы Суворова). Все это способствовало развитию патриотического сознания. В песнях показано как солдат выполнял свой долг не смотря на тяжесть службы, строгость и жестокость командиров, предательство и казнокрадство военного начальства.

Песни 19 века

В первой половине еще идет творческий процесс создания произведений о новых событиях и героях. С одной стороны - продолжаются традиции более ранних, с другой - воспроизводятся новые явления, но чаще наблюдается переработка старых сюжетов и их приспособление к новым событиям(особенно во второй половине 19 века). Песни этого столетия

могут быть раззделены на 2 части: одни хараетеризуются сюжетностью и известной долей вымысла; другие - более точно вопросизводят события, но отличаются схематичностью и сухостью изложения (1 - песня о суворове и платове, 2 - описание похода в пруссию и во францию). Песни 19 века главным образом посвящены воинам: русско-персидской войне, отечественной войне, крымской войне, турецкой войне. В изображении этих воин много сходного, ставшего устойчивым в ИП, но есть элементы, в которых проявляется своеобразие произведений. В изображении на первый план выдвигаются образы русских полководцев и сатирический образ Наполеона. Наиболее полное отражение получила война 1812 года. Песни дают картины основных моментов войны: вход наполенона в москву, пожар в москве, разгром французов, вход русских в париж. Этот цикл песен глубоко патриотичен. Во многих песнях изображается Платов - самая яркая и самая популярная на тот момент фигура. Во второй половине 19 века ИП значительно отходит от традиционной структуры, сильно ослабляется сюжетность, песни принимают форму лирического высказывания по поводу события или еще чаще по поводу поведения какого либо лица. В основе песен – отельные эпизоды или положительные и отрицательные характеристики. Песни о крысмской войне - последняя стадия истории песен этого типа. Процесс перерождения этого жанра с еще большей четкостью прослеживается в песнях о русско-турецкой войне 1877-1878: они утрачивали целостный сюжет, развивали лирическое начало, упрощали поэтику.

 

Цикл исторических песен об Иване Грозном (анализ цикла)

Песни об Иване Грозном. Исторические песни – это эпические или лирико-эпические произведения, изображающие события или эпизоды из жизни исторических лиц, в результате деятельности которых заинтересованы носители песни. Исторические песни – художественные произведения, поэтому факты истории присутствуют в них в поэтически преображенном виде, хотя исторические песни стремятся к воспроизведению конкретных событий, к сохранению в них точной памяти. Как эпические произведения многие исторические песни имеют черты, сходные с былинами, но они являются качественно новой ступенью в развитии народной поэзии. События передаются в них с большей исторической точностью, чем в былинах.

XVI век – время формирования русской нации и создания государства, время, когда происходили важные исторические события. В исторических песнях этого периода на первый план выдвигается социальная проблематика, она представлена здесь вполне определенными сторонами – народ и царь, народ и бояре.

Тема борьбы с внешними врагами и противостояние царя и бояр в процессе укрепления централизованного государства – основные в цикле песен об Иване Грозном. Песни о Грозном отмечают многие выдающиеся моменты его царствования и создают в общем верный психологический облик царя. Наиболее характерные песни о Грозном: о взятии Казани, о женитьбе Грозного на Марии Темрюковне и о гневе царя на своего сына.

Если судить по числу записанных вариантов, то «Взятие Казани» принадлежит к наиболее популярным песням (150 вариантов). Песня начинается зачином, который настраивает слушателей на определенный эмоциональный лад. Впервые в известном нам историко-песенном фольклоре песня изображает наступательный поход русских войск (в былинах всегда враг пытался взять русский город). Сборы в поход и описание движения войск в песне – это лишь подступы к основной ее части, посвященной осаде и взятию Казани. Здесь обнаруживается полный разрыв с традициями эпоса: нет ни богатырей, ни обычных для былин эпических батальных картин. Основной эпизод песни – осада Казани, русское войско никак не может взять город, и татары ведут себя надменно.

Тогда русские прибегают к обходному маневру, они закладывают в подкоп под казанские стены пороховые бочки, которые, однако, не взрываются к назначенному времени. Свеча, стоящая перед Грозным, догорела, а взрыва не последовало, поэтому царь разгневался, велел пушкарей казнить как «изменщиков». Но молодой пушкарь смело объяснил царю:

Что на ветре свеча горит скорее,

А в земле-то свеча горит тишее.

Действительно, скоро последовал взрыв, в стенах образовались проходы, через которые русское войско вошло в город, царь тогда «весел стал» и велел одарить пушкарей.

Взятие Казани осмыслено в песне как переломный момент для создания государства, тогда Иван Грозный приобрел корону и «царскую перфиду». Но одна песня дает слишком мало материала для характеристики центрального образа; задачу создания образа исторического героя народное творчество будет решать через создание песенных циклов. Некоторые песни цикла о борьбе с татарами используют поэтику фольклора. Такова песня о Кострюке (Мастрюке), созданная по поводу женитьбы Ивана Грозного на черкесской княжне Марии Темрюковне. Главный герой – иноземный князь, брат Марии, изображен в песне сатирически.

Подобно былинным богатырям, Кострюк хочет помериться силой с противником, но вступивший с ним в схватку русский воин одерживает победу. Певцы, описывающие поражение «приезжего похвальщика» не скупятся на сочные подробности, придающие картине комический эффект. Как и в былине, поверженный герой бежит, чтобы спрятаться от позора (под крыльцо).

Образ Ивана Грозного в этой песне вполне традиционный для фольклора XVI века – с одной стороны вымышленный, с другой – исторически достоверный. Песня изображает Грозного прямым и резким, смотрящим на все происходящее с государственных позиций, поэтому концовка песни имеет

несколько вариантов: в некоторых Грозный жалует мужику «палаты белокаменные», в других – наказывает борца. В этой песне есть элементы былинной поэтики: мотивы хвастовства, посрамления бахвальщика, типичные зачины и концовки.

Образ Ивана Грозного гораздо сложнее раскрывается в песнях о его гневе на сына, они тоже были весьма распространены (более 80 записей). Сюжет этой песни не имеет отношения к факту убийства царевича Ивана и в основных своих эпизодах является вымышленным. Важным моментом в песне является речь царя на пиру, речь, направленная против бояр. Сам Грозный видит свою заслугу в том, что он вывел «измену Новгорода, Пскова, Москвы», но «наветчики» говорят ему, что измена есть в ближайшем окружении царя – это его сын. В других вариантах сын не верит царю, когда отец расхвастался, что вывел измену. Разгневался царь, узнав об измене сына, и приказал казнить его страшной казнью. Эпизоды, следующие за приказом царя, в фольклористике рассматриваются по-разному: В.Я.Пропп рассматривает песню как драму семейную, Б.Н.Путилов считает, что эта песня политическая, одна из важных ее особенностей состоит в том, что политическое начало проникает в семейную драму. Спасителем царевича оказывается его дядя Никита Романович, а царевич Федор на протяжении песни – пассивен. Примирение Грозного с сыном обставляется комплексом психологических переживаний, царь-отец последовательно испытывает то ярость, то раскаяние, то отчаяние, то радость. За спасение сына царь жалует шурину вотчину, где мог бы укрыться всякий, нарушивший существовавшие в то время законы. Образ Грозного очень сложен, что обусловлено не только психологическими, но и политическими мотивами. Исторические песни рисуют противоречивый образ Грозного: он мудрый правитель, осознает, что надо прислушиваться к простым людям, в песнях он противопоставлен боярам. Но народ не скрывает и его отрицательные черты – он жесток, вспыльчив. Грозный в песнях – не сказочный царь, а именно русский царь второй половины XVI века, психологические качества которого были известны народу и отразились в фольклорных произведениях. В народном творчестве очень много песен об Иване Грозном; кроме рассмотренных известны песни о покушении на Грозного, о его смерти, о пожаловании казакам Терека и Дона, о смерти царицы Анастасии Романовны и т.д. В них образ царя противопоставлен трусливым и жадным боярам, но он грозен для своих внешних и внутренних врагов. Сочетание положительных и отрицательных черт в образе царя было близко к историческому прототипу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.114 (0.022 с.)